Развитие речи
картотека по развитию речи

 Анна Юрьевна Сугакова

Картотека игр с движениями для развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr_s_dvizheniami_dlya_razvitia_rechi.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

         

Развитие слухового внимания

-«Делай, что говорю» - воспитатель делает различные движения руками, при этом произносит совсем другие команды, дети должны выполнять ту команду, которую они слышат, а не то, что видят.

-«Слушай внимательно»- воспитатель дает задание, дети должны выполнить его только в том случае, когда услышат слово «пожалуйста»

-«Повтори правильно» - воспитатель разрешает сесть (или уйти по окончании занятия) тому, кто повторит правильно

-2-3 слога (са-сы-со, ак-ок-ик, асту-уста-оста, фма-фмы-фму, аль-оль-уль)

-2-3 слова (кит-кот, бак-мак, сок-ток-бок, жар-пар, баня-Ваня, клад-Влад.)

Можно использовать слова, похожие по произношению, или отличные по произношению, но относящиеся к одной части речи (бежит, читает, стоит;   быстро, ярко, весело).

           Развитие фонематического слуха.

-« Кто внимательный»- (хлопни в ладоши, подпрыгни, подними руку, подними флажок, кружок и т. д.), если услышишь заданный звук –взрослый называет  различные звуки или слова

-«Поймай звук» (произносится цепочка звуков, среди них заданный звук,«поймать» его вкулачок.

Произнеси звук» ( любой ) столько раз сколькоточек на кубике (или сколько  пальчиков у менятывидишь)

-«Покажи пальчики» - взрослый произносит любой звук определенное количество раз, ребенок показывает столько пальчиков, сколько звуков он услышал

-«Покажи ладошку»- воспитатель называет изображение на картине. Если название правильное, дети показывают ладошку (ладошки) воспитателю, если с ошибкой-то показывают ладони тыльной стороной, например:

-банан, панан, бунан , банан , банам.

-машина, масына, масина, машина, махына, машина, мащина.

-лампа, лямпа, уампа, лампа, рампа, лампа, ямпа.

-пожар, пожай, пожал, пожар, пожау, позар,

-школа, скола, школа, щкола, шкова, шкоя,школа

-лента, ента, лента, лэнта, лента

- «Поймаю пальчик» («Зонтик»)- дети под ладонь взрослого ставят пальчики, взрослый произносит разные звуки. Дети быстро убирают пальчики при произношении определенного звука

 1

   Различение гласных-согласных звуков, согласных звуков по                                                                                                                                              твердости-мягкости, звонкости-глухости

Клубочек» («Ниточка») - при произнесении гласных звуков а, у, и, о, ы, э делать движения правой рукой вокруг левой, как бы наматывая ниточку

-«Лед-травка»- когда воспитатель произносит твердый согласный, дети сжимают руки в кулачки (лед), когда произносится мягкий согласный звук, дети шевелят пальчиками (травка).

Длинный - короткий» - воспитатель называет по очереди гласные и согласные звуки, дети показывают большой палец, если слышат короткий согласный звук,  указательный - если слышат длинный гласный звук.

-«Нитка, лед, травка» - воспитатель произносит гласный звук-дети двигаются по группе («нитка»), согласный твердый - дети замирают на месте («лед»), согласный мягкий - дети приседают («травка»)

Звенит - не звенит» - воспитатель произносит звонкие согласные звуки, дети делают движение «колокольчики» около ушей («звенит»), воспитатель произносит глухие согласные звуки - дети прижимают ладошки к шее («не звенит»)

Определение наличия звука в слове

-«Хлопни в ладоши (подними руку, подними флажок, кружок и т. д.), если услышишь звук в слове (с, з, ш, ж, ч, л, ль и др.)»

2

, -«Произнеси парный звук» - воспитатель произносит твердый согласный, дети произносят этот звук мягко, или наоборот - воспитатель произносит мягкий звук, а дети – твердый (при произнесении  твердых звуков сжимают кулачки, мягких -расправляют пальчики)

Аналогично можно играть со звонкими и глухими звуками (при произношении звонкого звука руки около ушей, глухого -опущены вниз)

   1             Деление слов на слоги

(основывается на четком послоговом проговаривании слова)

-«отхлопать» слово  одной рукой или двумя руками по столу, по коленке

-«отхлопать» слово ладонями,

-разделить слово на части наклонами головы вправо и влево,

-разделить слово на части движениями руки вправо и влево,

-«протопать» слово одной, двумя ногами,

-«прошагай слово»- сделай столько шагов, сколько частей в слове,

-«Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем

этой же руки произносится одна часть слова)

-показать столько пальцев, сколько частей в слове (сначала с открытыми, затем с закрытыми глазами или за спиной)

-подойти к цифре, которая соответствует количеству частей в слове,

-поднять цифру, соответствующую количеству слогов,

-подойти к группе предметов, количество которых соответствует количеству частей в слове,

- поднять картинку с определенным количеством частей в слове,

делить слово на части с одновременным нанизыванием колец на стержни,

-«Щипалки» - делить слово на части с одновременным нажатием пальцами правой руки на

пальцы левой (можно использовать слабые бельевые прищепки)

2

нанизывание бус, пуговиц на тесьму,  откладывание косточек на счетах при произнесении слов по частям,

Цепочки» - взяться за руки такому количеству детей, которое соответствует количеству

частей слова,

-выкладывание прямоугольников на линейках, условно обозначающих слова

-использование фишек, кубиков, мелких игрушек, палочек,  веточек, шишек и другого природного материала при выкладывании схемы слова

-«Рассели картинки (игрушки) правильно» - в одноэтажный дом-с одной частью,

в двухэтажный - с двумя и т.д.,

-разрезать полоску бумаги (отломить кусочки пластилина) на соответствующее количество частей слова,

- взрослый дает задание найти и встать около того предмета, в названии которого,  определенное количество частей (слогов),

-на картине или в комнате найти предметы и поставить фишку или цифру, соответствующую количеству частей в их названии (или кубики с определенным количеством точек),

-бросить кубик с точками и найти картинку (игрушку, предмет) с таким же количеством частей

-разложить картинки в два, три столбика (ряда) в зависимости от количества частей в их названии

-расставить картинки под цифрами 1,2,3,4  в зависимости от количества частей в их названии

9

«Назови целое» 

Взрослый показывает картинку или просто называет слово, предлагает представить этот предмет и сказать от какого предмета эта часть

Дверь-дом, баня, комната, школа, здание

Вода-озеро, река, море, колодец, пруд, океан, ручей, лужа.

Руль-машина, трактор, велосипед.

Штурвал-самолет, корабль.

Рукав-платье, шуба, куртка.

Ручка-ребенок, чайник, кружка, дверь.

«Лишнее слово»

-всадник, наездник, лошадь

-хижина, избушка, забор,

-утес, кирпич, скала,

больница, врач, доктор

Животное, зверь, детеныш.

(Можно использовать слова из разных классификационных групп, например:

апельсин, яблоко, редис, банан)

Автоматизация и дифференциация звуков.

-При произношении звуков, слогов, слов пальцем правой руки поочередно дотрагиваться до пальцев левой руки или нажимать на подушечки пальцев указательным и большим пальцем другой руки.

 -При произношении звуков, слогов или слов пальцами правой руки нажимать на кнопки,   бусинки, пуговицы и т.д.

-При произношении звуков, слогов или слов пальцами «ходить» по столу, шахматной доске, колючему коврику и др.

Определение наличия звука в слове

-«Хлопни в ладоши (подними руку, подними флажок, кружок и т. д.), если услышишь звук в слове (с, з, ш, ж, ч, л, ль и др.)»

   1      Обогащение словаря

-«Кто - что» - воспитатель называет слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы. Дети встают, услышав слова, отвечающее на вопрос кто?, и садятся, услышав слова, отвечающие на вопрос что?. ( или поднимают и опускают руки).

-«Я знаю…»  - дети хлопают в ладоши, произнося слова «Я знаю пять ( воспитатель называет одну из групп: овощей, фруктов, месяцев, диких животных, домашних животных, дней недели, цветов, имен девочек, имен мальчиков, видов одежды, транспорта, мебели, инструментов, обуви, посуды, игрушек и т.д.)». При назывании предметов дети пальцами правой руки сжимают пальцы левой руки, начиная с большого.

(можно использовать бельевые прищепки)

(Используются все части речи-существительные, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги)

-«Дальше» - педагог называет несколько слов из определенной группы предметов (овощи, фрукты, месяцы, дикие животные, домашние животные, дни недели, цвета, имена девочек, имена мальчиков, одежда, транспорт, мебель, инструменты, обувь, посуда, игрушки и т.д.)». произносит слово «дальше»-ребенок продолжает цепочку слов словом из этой же группы

2

-«Наоборот» - воспитатель произносит слово, при этом дотрагивается до ладошки ребенка, как бы «кладет» это слово на ладошку, ребенок придумывает  и произносит слова, противоположные по смыслу и в ответ как бы «кладет» свое слово на ладонь воспитателю

(можно применять движения, имитирующие игру в мяч)

Холодный -, грязный -, большой -, высокий -, добрый-, узкий-, глубокий-, старый-, радостный-, здоровый-, смелый-, сухой-, быстрый-, аккуратный-, умный-, страшный-, мелкий-, далекий-, гладкий-, твердый-, мягкий-, светлый-,

зло-, здоровье-, сила-, горе-, смелость-, ум-, зима-, жара-, грусть-, верх-, день-, добро-, веселье-, горе-, свет-, жара-, утро-, ночь-, зима-, осень-,

трудиться -, намочить-, зажечь -, надевать -, спросить-, отвернуться-, выдернуть-,находить-, покупать-, гладить -, спрятать-, согнуть-, подплыть-, стирать-, опустить-, разбросать-, ломать-, обижать-, выливать-, ложиться-, уходить-, подходить-, приклеивать-, отвязывать-, бежать-, кричать-, завязывать-, разговаривать-, смеяться-, открывать-, ссориться-, падать-, отнимать-, давать-, отпускать-, сушить--, потерять-, трудиться-, молчать-, сесть-встать ломает-, вешает-,

быстро-, темно-, высоко-, глубоко -, грустно -, далеко-, мелко-, сладко-, грязно-, темно-, медленно-, холодно-.

Над-под, в-из, за-перед

3

-«Земля, воздух, вода» - ведущий несколько раз повторяя эти слова, идет по кругу из детей, останавливается перед любым ребенком, произнося одно из этих слов. Ребенок называет слово в ответ (что может быть в воздухе, на земле или в воде2

Стрелка»- ведущий идет по кругу из детей, пальцем изображая стрелку, дети произносят слова «Стрелка, стрелка, повернись и на мне остановись». Ведущий останавливается, указывая на кого-либо из детей, и называет одну из групп предметов (овощи, фрукты, месяцы, дикие животные, домашние животные, дни недели, цвета, имена девочек, имена мальчиков,  одежда, транспорт, мебель, инструменты, обувь, посуда, игрушки и т.д.). Ребенок в ответ называет слово из этой группы.

Вариант-ведущий называет предмет, ребенок в ответ называет группу, к которой этот предмет относится  (молоток-инструменты)

4

Слово на ладошке»- взрослый произносит слово на свою ладошку, «кладет» это слово на ладошку ребенку, а ребенок, произнеся свое слово себе на ладошку, «кладет» это слово на ладонь взрослому.

Этот прием используется в играх  «Скажи ласково», «Один - много», «Наоборот», «Есть - нет» (образование родит. падежа сущ-х ед. и мн. числа: «у меня есть кубик-а уменя нет кубика, у меня есть игрушки-а у меня нет игрушек) ),  

играх на развитие ассоциаций

(ребенок произносит любое слово  в ответ на слово взрослого например: вода-река, дом-крыша, школа – уроки,  и т.д.)                          

Можно использовать любой предмет (мяч, палочку, кубик, шарик, шишку, камушек), передавая его от ребенка к взрослому и наоборот, произнося при этом слова.

5

-«Угадай что это или что это»-

-это дерево с крепкими листьями, на нем растут желуди

-это цветок, у него желтая серединка и белые лепестки

-лохматый, косолапый

-голодный, серый, злой

-рогатая, большая, дает молоко

-круглый резиновый

«Добавь слово»

-Сидит, стоит-кто? (мальчик, дед, человек и т.д)

-шумит, дует-что?

-растет, зеленеет-что?

-скачет, прыгает-кто? (заяц, мальчик)

-прячется –кто-? (солнышко, зайчик)

«Подбери слово» (подбор существительных к глаголу)

-Бежит : кто? (человек, собака…)

               Что?(река, ручей, молоко, время).

Идет: кто? (девочка, кошка…)

           Что?(время, дождь, снег,град)

Также можно дать задание подобрать картинки, названия которых употребляются с данным словом  (глаголом

6

«Кто что делает»

Подобрать глаголы  к существительным.

Лошадь-скачет, бежит, мчится…

Змея-ползет,кусает…

Рыба-плывет, играет…

Птица-летит, приземляется, клюет…

«Кто что умеет делать?»

Строитель-строить, учитель-учить, повар-готовить, врач-лечить, художник-рисовать, водитель-ездить, продавец-продавать, рабочий-работать, пекарь-печь, рыбак-рыбачить, ….

«Угадай, что это за животное?»

Сторожит, грызет, лает-кто это,

Царапается, мяукает, лакает-кто это,

Хрюкает, роет-,

Ржет, бегает, скачет-,

Мычит, жует, ходит-,

летает, жужжит, жалит-.

Придумывание слов, отвечающих на вопрос КТО? По теме «Дикие животные»

Большой кто? -слон, медведь,

Сильный-лев, слон,

Маленькая – белка,

Злой - волк,

Шустрая-белка,

Неуклюжий-медведь,

Трусливый-заяц.

7

«Кто где живет?»

Взрослый называет животного-ребенок называет его жилище (как вариант-взрослый называет жилище-ребенок животное)

Белка-в дупле,

Мышка- в норе,

Кролики-в крольчатнике,

Лошади-в конюшне,

Медведь-в берлоге,

Корова-в коровнике,

Свинья-в свинарнике,

Скворец-в скворечнике,

Лиса-в норе

«Что для кого?»

Дупло-для белки,

нора –для лисы,

конура (будка)-для собаки,

сарай-для коровы,

курятник-для кур,

берлога-для медведя,

логово-для волка,

норка-для мышки.

8

«Угадай»

Можно по картинке, можно по представлению.

Взрослый называет слова, ребенок должен догадаться о каком предмете идет речь

-тело, голова, лапы, хвост, усы, нос, шерсть—собака, + лакает, мяукает—кошка

-кабина, кузов, колеса - машина.

-крышка, ножки- стол,

-крыша, фундамент, окна, двери -дом, здание,

-корни, листья, ветки, ствол- дерево.

«Назови части»

Взрослый показывает картинку или просто называет слово, предлагает представить этот предмет и назвать его части

-дом- двери, окна, фундамент, крыша

-речка-вода, камни, рыбки

-дерево-ствол, листья, ветки

-автобус - колеса, окна, руль, двери

-стол - ножки, крышка

Картотека игр

с движениями  по развитию речи

Определение места звука в слове

-показать одной или двумя руками влево, вправо или перед собой место звука в слове

(влево - в начале слова, перед собой – в середине, вправо - в конце слова),

Поставь правильно» - поставить пальчик  (фишку, игрушку) на полоску, обозначающую слово.

(Полоска разделена на 3 части - первая часть обозначает начало слова, вторая - середину, третья- конец слова).

Нажми на кнопку» - игра аналогична предыдущей, но в начале, средине и конце полоски наклеены кружочки из поролона, дети нажимают «кнопку», соответствующую положению звука в слове.

Разложи картинки правильно» - дети раскладывают картинки (игрушки) на кубики, в домики, в обручи, в круги из лент

-  красного цвета, если слово начинается с гласного звука

- синего цвета, если слово начинается с твердого согласного звука

- зеленого цвета, если слово начинается с согласного мягкого звука

Аналогично можно провести эту игру на определение последнего звука в слове.

   Различение гласных-согласных звуков, согласных звуков по                                                                                                                                              твердости-мягкости, звонкости-глухости

Клубочек» («Ниточка») - при произнесении гласных звуков а, у, и, о, ы, э делать движения правой рукой вокруг левой, как бы наматывая ниточку

-«Лед-травка»- когда воспитатель произносит твердый согласный, дети сжимают руки в кулачки (лед), когда произносится мягкий согласный звук, дети шевелят пальчиками (травка).

Длинный - короткий» - воспитатель называет по очереди гласные и согласные звуки, дети показывают большой палец, если слышат короткий согласный звук,  указательный - если слышат длинный гласный звук.

-«Нитка, лед, травка» - воспитатель произносит гласный звук-дети двигаются по группе («нитка»), согласный твердый - дети замирают на месте («лед»), согласный мягкий - дети приседают («травка»)

Звенит - не звенит» - воспитатель произносит звонкие согласные звуки, дети делают движение «колокольчики» около ушей («звенит»), воспитатель произносит глухие согласные звуки - дети прижимают ладошки к шее («не звенит»)

-«Произнеси парный звук» - воспитатель произносит твердый согласный, дети произносят этот звук мягко, или наоборот - воспитатель произносит мягкий звук, а дети – твердый (при произнесении  твердых звуков сжимают кулачки, мягких -расправляют пальчики)

Аналогично можно играть со звонкими и глухими звуками (при произношении звонкого звука руки около ушей, глухого -опущены вниз)

-                                  

                     

 «

)

 

                                                                     

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...