Развитие речи
картотека по развитию речи
Картотека игр с движениями для развития речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_s_dvizheniami_dlya_razvitia_rechi.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие слухового внимания -«Делай, что говорю» - воспитатель делает различные движения руками, при этом произносит совсем другие команды, дети должны выполнять ту команду, которую они слышат, а не то, что видят. -«Слушай внимательно»- воспитатель дает задание, дети должны выполнить его только в том случае, когда услышат слово «пожалуйста» -«Повтори правильно» - воспитатель разрешает сесть (или уйти по окончании занятия) тому, кто повторит правильно -2-3 слога (са-сы-со, ак-ок-ик, асту-уста-оста, фма-фмы-фму, аль-оль-уль) -2-3 слова (кит-кот, бак-мак, сок-ток-бок, жар-пар, баня-Ваня, клад-Влад.) Можно использовать слова, похожие по произношению, или отличные по произношению, но относящиеся к одной части речи (бежит, читает, стоит; быстро, ярко, весело). | Развитие фонематического слуха. -« Кто внимательный»- (хлопни в ладоши, подпрыгни, подними руку, подними флажок, кружок и т. д.), если услышишь заданный звук –взрослый называет различные звуки или слова -«Поймай звук» (произносится цепочка звуков, среди них заданный звук,«поймать» его вкулачок. -«Произнеси звук» ( любой ) столько раз сколькоточек на кубике (или сколько пальчиков у менятывидишь) -«Покажи пальчики» - взрослый произносит любой звук определенное количество раз, ребенок показывает столько пальчиков, сколько звуков он услышал -«Покажи ладошку»- воспитатель называет изображение на картине. Если название правильное, дети показывают ладошку (ладошки) воспитателю, если с ошибкой-то показывают ладони тыльной стороной, например: -банан, панан, бунан , банан , банам. -машина, масына, масина, машина, махына, машина, мащина. -лампа, лямпа, уампа, лампа, рампа, лампа, ямпа. -пожар, пожай, пожал, пожар, пожау, позар, -школа, скола, школа, щкола, шкова, шкоя,школа -лента, ента, лента, лэнта, лента - «Поймаю пальчик» («Зонтик»)- дети под ладонь взрослого ставят пальчики, взрослый произносит разные звуки. Дети быстро убирают пальчики при произношении определенного звука |
1 Различение гласных-согласных звуков, согласных звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости -«Клубочек» («Ниточка») - при произнесении гласных звуков а, у, и, о, ы, э делать движения правой рукой вокруг левой, как бы наматывая ниточку -«Лед-травка»- когда воспитатель произносит твердый согласный, дети сжимают руки в кулачки (лед), когда произносится мягкий согласный звук, дети шевелят пальчиками (травка). -«Длинный - короткий» - воспитатель называет по очереди гласные и согласные звуки, дети показывают большой палец, если слышат короткий согласный звук, указательный - если слышат длинный гласный звук. -«Нитка, лед, травка» - воспитатель произносит гласный звук-дети двигаются по группе («нитка»), согласный твердый - дети замирают на месте («лед»), согласный мягкий - дети приседают («травка») -«Звенит - не звенит» - воспитатель произносит звонкие согласные звуки, дети делают движение «колокольчики» около ушей («звенит»), воспитатель произносит глухие согласные звуки - дети прижимают ладошки к шее («не звенит») Определение наличия звука в слове -«Хлопни в ладоши (подними руку, подними флажок, кружок и т. д.), если услышишь звук в слове (с, з, ш, ж, ч, л, ль и др.)» | 2 , -«Произнеси парный звук» - воспитатель произносит твердый согласный, дети произносят этот звук мягко, или наоборот - воспитатель произносит мягкий звук, а дети – твердый (при произнесении твердых звуков сжимают кулачки, мягких -расправляют пальчики) Аналогично можно играть со звонкими и глухими звуками (при произношении звонкого звука руки около ушей, глухого -опущены вниз) |
1 Деление слов на слоги (основывается на четком послоговом проговаривании слова) -«отхлопать» слово одной рукой или двумя руками по столу, по коленке -«отхлопать» слово ладонями, -разделить слово на части наклонами головы вправо и влево, -разделить слово на части движениями руки вправо и влево, -«протопать» слово одной, двумя ногами, -«прошагай слово»- сделай столько шагов, сколько частей в слове, -«Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится одна часть слова) -показать столько пальцев, сколько частей в слове (сначала с открытыми, затем с закрытыми глазами или за спиной) -подойти к цифре, которая соответствует количеству частей в слове, -поднять цифру, соответствующую количеству слогов, -подойти к группе предметов, количество которых соответствует количеству частей в слове, - поднять картинку с определенным количеством частей в слове, делить слово на части с одновременным нанизыванием колец на стержни, -«Щипалки» - делить слово на части с одновременным нажатием пальцами правой руки на пальцы левой (можно использовать слабые бельевые прищепки) | 2 нанизывание бус, пуговиц на тесьму, откладывание косточек на счетах при произнесении слов по частям, Цепочки» - взяться за руки такому количеству детей, которое соответствует количеству частей слова, -выкладывание прямоугольников на линейках, условно обозначающих слова -использование фишек, кубиков, мелких игрушек, палочек, веточек, шишек и другого природного материала при выкладывании схемы слова -«Рассели картинки (игрушки) правильно» - в одноэтажный дом-с одной частью, в двухэтажный - с двумя и т.д., -разрезать полоску бумаги (отломить кусочки пластилина) на соответствующее количество частей слова, - взрослый дает задание найти и встать около того предмета, в названии которого, определенное количество частей (слогов), -на картине или в комнате найти предметы и поставить фишку или цифру, соответствующую количеству частей в их названии (или кубики с определенным количеством точек), -бросить кубик с точками и найти картинку (игрушку, предмет) с таким же количеством частей -разложить картинки в два, три столбика (ряда) в зависимости от количества частей в их названии -расставить картинки под цифрами 1,2,3,4 в зависимости от количества частей в их названии |
9 «Назови целое» Взрослый показывает картинку или просто называет слово, предлагает представить этот предмет и сказать от какого предмета эта часть Дверь-дом, баня, комната, школа, здание Вода-озеро, река, море, колодец, пруд, океан, ручей, лужа. Руль-машина, трактор, велосипед. Штурвал-самолет, корабль. Рукав-платье, шуба, куртка. Ручка-ребенок, чайник, кружка, дверь. «Лишнее слово» -всадник, наездник, лошадь -хижина, избушка, забор, -утес, кирпич, скала, больница, врач, доктор Животное, зверь, детеныш. (Можно использовать слова из разных классификационных групп, например: апельсин, яблоко, редис, банан) | Автоматизация и дифференциация звуков. -При произношении звуков, слогов, слов пальцем правой руки поочередно дотрагиваться до пальцев левой руки или нажимать на подушечки пальцев указательным и большим пальцем другой руки. -При произношении звуков, слогов или слов пальцами правой руки нажимать на кнопки, бусинки, пуговицы и т.д. -При произношении звуков, слогов или слов пальцами «ходить» по столу, шахматной доске, колючему коврику и др. Определение наличия звука в слове -«Хлопни в ладоши (подними руку, подними флажок, кружок и т. д.), если услышишь звук в слове (с, з, ш, ж, ч, л, ль и др.)» |
1 Обогащение словаря -«Кто - что» - воспитатель называет слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы. Дети встают, услышав слова, отвечающее на вопрос кто?, и садятся, услышав слова, отвечающие на вопрос что?. ( или поднимают и опускают руки). -«Я знаю…» - дети хлопают в ладоши, произнося слова «Я знаю пять ( воспитатель называет одну из групп: овощей, фруктов, месяцев, диких животных, домашних животных, дней недели, цветов, имен девочек, имен мальчиков, видов одежды, транспорта, мебели, инструментов, обуви, посуды, игрушек и т.д.)». При назывании предметов дети пальцами правой руки сжимают пальцы левой руки, начиная с большого. (можно использовать бельевые прищепки) (Используются все части речи-существительные, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги) -«Дальше» - педагог называет несколько слов из определенной группы предметов (овощи, фрукты, месяцы, дикие животные, домашние животные, дни недели, цвета, имена девочек, имена мальчиков, одежда, транспорт, мебель, инструменты, обувь, посуда, игрушки и т.д.)». произносит слово «дальше»-ребенок продолжает цепочку слов словом из этой же группы | 2 -«Наоборот» - воспитатель произносит слово, при этом дотрагивается до ладошки ребенка, как бы «кладет» это слово на ладошку, ребенок придумывает и произносит слова, противоположные по смыслу и в ответ как бы «кладет» свое слово на ладонь воспитателю (можно применять движения, имитирующие игру в мяч) Холодный -, грязный -, большой -, высокий -, добрый-, узкий-, глубокий-, старый-, радостный-, здоровый-, смелый-, сухой-, быстрый-, аккуратный-, умный-, страшный-, мелкий-, далекий-, гладкий-, твердый-, мягкий-, светлый-, зло-, здоровье-, сила-, горе-, смелость-, ум-, зима-, жара-, грусть-, верх-, день-, добро-, веселье-, горе-, свет-, жара-, утро-, ночь-, зима-, осень-, трудиться -, намочить-, зажечь -, надевать -, спросить-, отвернуться-, выдернуть-,находить-, покупать-, гладить -, спрятать-, согнуть-, подплыть-, стирать-, опустить-, разбросать-, ломать-, обижать-, выливать-, ложиться-, уходить-, подходить-, приклеивать-, отвязывать-, бежать-, кричать-, завязывать-, разговаривать-, смеяться-, открывать-, ссориться-, падать-, отнимать-, давать-, отпускать-, сушить--, потерять-, трудиться-, молчать-, сесть-встать ломает-, вешает-, быстро-, темно-, высоко-, глубоко -, грустно -, далеко-, мелко-, сладко-, грязно-, темно-, медленно-, холодно-. Над-под, в-из, за-перед |
3 -«Земля, воздух, вода» - ведущий несколько раз повторяя эти слова, идет по кругу из детей, останавливается перед любым ребенком, произнося одно из этих слов. Ребенок называет слово в ответ (что может быть в воздухе, на земле или в воде2 -«Стрелка»- ведущий идет по кругу из детей, пальцем изображая стрелку, дети произносят слова «Стрелка, стрелка, повернись и на мне остановись». Ведущий останавливается, указывая на кого-либо из детей, и называет одну из групп предметов (овощи, фрукты, месяцы, дикие животные, домашние животные, дни недели, цвета, имена девочек, имена мальчиков, одежда, транспорт, мебель, инструменты, обувь, посуда, игрушки и т.д.). Ребенок в ответ называет слово из этой группы. Вариант-ведущий называет предмет, ребенок в ответ называет группу, к которой этот предмет относится (молоток-инструменты) | 4 Слово на ладошке»- взрослый произносит слово на свою ладошку, «кладет» это слово на ладошку ребенку, а ребенок, произнеся свое слово себе на ладошку, «кладет» это слово на ладонь взрослому. Этот прием используется в играх «Скажи ласково», «Один - много», «Наоборот», «Есть - нет» (образование родит. падежа сущ-х ед. и мн. числа: «у меня есть кубик-а уменя нет кубика, у меня есть игрушки-а у меня нет игрушек) ), играх на развитие ассоциаций (ребенок произносит любое слово в ответ на слово взрослого например: вода-река, дом-крыша, школа – уроки, и т.д.) Можно использовать любой предмет (мяч, палочку, кубик, шарик, шишку, камушек), передавая его от ребенка к взрослому и наоборот, произнося при этом слова. |
5 -«Угадай что это или что это»- -это дерево с крепкими листьями, на нем растут желуди -это цветок, у него желтая серединка и белые лепестки -лохматый, косолапый -голодный, серый, злой -рогатая, большая, дает молоко -круглый резиновый «Добавь слово» -Сидит, стоит-кто? (мальчик, дед, человек и т.д) -шумит, дует-что? -растет, зеленеет-что? -скачет, прыгает-кто? (заяц, мальчик) -прячется –кто-? (солнышко, зайчик) «Подбери слово» (подбор существительных к глаголу) -Бежит : кто? (человек, собака…) Что?(река, ручей, молоко, время). Идет: кто? (девочка, кошка…) Что?(время, дождь, снег,град) Также можно дать задание подобрать картинки, названия которых употребляются с данным словом (глаголом | 6 «Кто что делает» Подобрать глаголы к существительным. Лошадь-скачет, бежит, мчится… Змея-ползет,кусает… Рыба-плывет, играет… Птица-летит, приземляется, клюет… «Кто что умеет делать?» Строитель-строить, учитель-учить, повар-готовить, врач-лечить, художник-рисовать, водитель-ездить, продавец-продавать, рабочий-работать, пекарь-печь, рыбак-рыбачить, …. «Угадай, что это за животное?» Сторожит, грызет, лает-кто это, Царапается, мяукает, лакает-кто это, Хрюкает, роет-, Ржет, бегает, скачет-, Мычит, жует, ходит-, летает, жужжит, жалит-. Придумывание слов, отвечающих на вопрос КТО? По теме «Дикие животные» Большой кто? -слон, медведь, Сильный-лев, слон, Маленькая – белка, Злой - волк, Шустрая-белка, Неуклюжий-медведь, Трусливый-заяц. |
7 «Кто где живет?» Взрослый называет животного-ребенок называет его жилище (как вариант-взрослый называет жилище-ребенок животное) Белка-в дупле, Мышка- в норе, Кролики-в крольчатнике, Лошади-в конюшне, Медведь-в берлоге, Корова-в коровнике, Свинья-в свинарнике, Скворец-в скворечнике, Лиса-в норе «Что для кого?» Дупло-для белки, нора –для лисы, конура (будка)-для собаки, сарай-для коровы, курятник-для кур, берлога-для медведя, логово-для волка, норка-для мышки. | 8 «Угадай» Можно по картинке, можно по представлению. Взрослый называет слова, ребенок должен догадаться о каком предмете идет речь -тело, голова, лапы, хвост, усы, нос, шерсть—собака, + лакает, мяукает—кошка -кабина, кузов, колеса - машина. -крышка, ножки- стол, -крыша, фундамент, окна, двери -дом, здание, -корни, листья, ветки, ствол- дерево. «Назови части» Взрослый показывает картинку или просто называет слово, предлагает представить этот предмет и назвать его части -дом- двери, окна, фундамент, крыша -речка-вода, камни, рыбки -дерево-ствол, листья, ветки -автобус - колеса, окна, руль, двери -стол - ножки, крышка |
Картотека игр с движениями по развитию речи Определение места звука в слове -показать одной или двумя руками влево, вправо или перед собой место звука в слове (влево - в начале слова, перед собой – в середине, вправо - в конце слова), -«Поставь правильно» - поставить пальчик (фишку, игрушку) на полоску, обозначающую слово. (Полоска разделена на 3 части - первая часть обозначает начало слова, вторая - середину, третья- конец слова). -«Нажми на кнопку» - игра аналогична предыдущей, но в начале, средине и конце полоски наклеены кружочки из поролона, дети нажимают «кнопку», соответствующую положению звука в слове. -«Разложи картинки правильно» - дети раскладывают картинки (игрушки) на кубики, в домики, в обручи, в круги из лент - красного цвета, если слово начинается с гласного звука - синего цвета, если слово начинается с твердого согласного звука - зеленого цвета, если слово начинается с согласного мягкого звука Аналогично можно провести эту игру на определение последнего звука в слове. | Различение гласных-согласных звуков, согласных звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости -«Клубочек» («Ниточка») - при произнесении гласных звуков а, у, и, о, ы, э делать движения правой рукой вокруг левой, как бы наматывая ниточку -«Лед-травка»- когда воспитатель произносит твердый согласный, дети сжимают руки в кулачки (лед), когда произносится мягкий согласный звук, дети шевелят пальчиками (травка). -«Длинный - короткий» - воспитатель называет по очереди гласные и согласные звуки, дети показывают большой палец, если слышат короткий согласный звук, указательный - если слышат длинный гласный звук. -«Нитка, лед, травка» - воспитатель произносит гласный звук-дети двигаются по группе («нитка»), согласный твердый - дети замирают на месте («лед»), согласный мягкий - дети приседают («травка») -«Звенит - не звенит» - воспитатель произносит звонкие согласные звуки, дети делают движение «колокольчики» около ушей («звенит»), воспитатель произносит глухие согласные звуки - дети прижимают ладошки к шее («не звенит») -«Произнеси парный звук» - воспитатель произносит твердый согласный, дети произносят этот звук мягко, или наоборот - воспитатель произносит мягкий звук, а дети – твердый (при произнесении твердых звуков сжимают кулачки, мягких -расправляют пальчики) Аналогично можно играть со звонкими и глухими звуками (при произношении звонкого звука руки около ушей, глухого -опущены вниз) |
-
«
)
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...
Развитие речи как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи
Теоретические аспекты формирования детского словотворчества...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...