Главные вкладки

    Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Веселый огород».
    методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

    Татьяна Ивановна Конькова

    Воспитание экологической культуры детей через знакомство с дарами природы и их пользой.

    Расширить представления детей о многообразии и пользе овощей и фруктов, месте их произрастания;

    Формировать навыки самостоятельного проведения классификации.

    Активизировать мышление путём разрешения проблемной ситуации. Развивать умение прогнозировать, переключать внимание.

    Формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при составлении моделей различных предметов (модель компота).

    Развивать связную речь детей. Расширять словарный запас, обучать навыкам сравнения, систематизировать представления о признаках объектов.

    Закреплять навыки использования в речи глагольной лексики, согласование прилагательных и существительных, усвоение слов-антонимов.

    Развивать эмоциональную сферу детей, воображение, умение фантазировать, сопереживать.

    Воспитывать целеустремлённость и настойчивость в поиске решения возникающих проблем.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Веселый огород».

    Цель: воспитание экологической культуры детей через знакомство с дарами природы и их пользой.

    Задачи: уточнить и расширить представления детей о многообразии и пользе овощей и фруктов, месте их произрастания;

    Формировать навыки самостоятельного проведения классификации.

    Активизировать мышление путём разрешения проблемной ситуации. Развивать умение прогнозировать, переключать внимание.

    Формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при составлении моделей различных предметов (модель компота).

    Развивать связную речь детей. Расширять словарный запас, обучать навыкам сравнения, систематизировать представления о признаках объектов.

    Закреплять навыки использования в речи глагольной лексики, согласование прилагательных и существительных, усвоение слов-антонимов.

    Развивать эмоциональную сферу детей, воображение, умение фантазировать, сопереживать.

    Воспитывать целеустремлённость и настойчивость в поиске решения возникающих проблем.

    Материал и оборудование: Муляжи овощей, фруктов и ягод, яркие мешочки; грамзапись спокойной музыки; модели геометрических фигур, разной формы, величины и цвета; картинки с изображением фруктов и овощей, фломастеры; модель трёхэтажного дома; шапочки-схемы твёрдых, жидких и газообразных человечков; фруктово-ягодный компот в чашках, накрытый салфеткой.

    Ход занятия

    – Ребята, давайте начнём занятие как обычно, приветствием друг друга. (Дети встают в круг, произносят слова приветствия и выполняют соответствующие движения)

    Дружно за руки возьмемся

    И почувствуем тепло.

    Повернемся, улыбнемся,

    Словно солнышко пришло.

    Ребята, посмотрите друг на друга; какие у вас добрые, красивые лица; улыбнитесь друг другу, поприветствуйте.

    А я вам для хорошего настроения подготовила сюрпризы

    Дидактическая игра «Что принесла кукла Катя?».

    Приходит кукла с сумкой, здоровается. Дети смотрят в сумку.

    Что там? Мешочки. Каждый себе выберет понравившийся мешочек, а что в нём лежит, вы определите на ощупь. (Дети берут по мешочку и, ощупывая овощи, фрукты, ягоды,) Что в мешочках? (Дети называют их, показывают, рассказывают какие они и выкладывают в ряд на столе (например: “Это овощ – помидор, он круглый, гладкий, красный, сочный, вкусный, полезный”)

    – Что вы разложили на столе?

    – Где они растут?

    – Сколько всего предметов здесь лежит?

    – Сколько овощей?

    – Сколько фруктов?

    – Сколько ягод?

    – Что лежит посередине?

    – Что лежит первым?

    – Что лежит между капустой и грушей?

    Игра “Да – нет”

    – Ребята, я сейчас загадаю лежащий здесь объект, а вы попробуйте отгадать его, задавая мне вопросы, на которые я смогу отвечать только простыми ответами: “да”, “нет”. Например, “Это круглое?” “Оно сладкое?” “Это лежит в центре?”

    – Теперь кто-то из вас пусть загадает объект, а я вместе с остальными детьми буду отгадывать.

    Игра “Четвёртый лишний”

    – Я буду называть ряд слов, а вы – выделять лишнее слово и объяснять, почему, по вашему мнению, оно лишнее:

     слива, груша, помидор, персик;

    яблоко, помидор, картофель, огурец;

    огурец, капуста, арбуз, лук;

    клубника, малина, арбуз, капуста.

    Игра на переключение внимания.

    – Давайте узнаем, насколько вы внимательны: если я назову

    фрукты – поднимаете руки вверх, становитесь на носочки;

    овощи – приседаете, руками упираетесь об пол;

    ягоды – наклоняетесь, имитируя сбор ягод.

    Сейчас мы поиграем в игру «Чего не стало?». Посмотрите на картинки. Что на них изображено?

    Дети: Кабачок, свекла, клубника, тыква, груша.

    Воспитатель: Запомните эти названия. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну картинку.  Вы должны будете сказать, чего не стало.

    Воспитатель: убирает одну из картинок.

    Проблема.

    – Ребята, представьте себе, что на яблоне созрели яблоки. Мальчик хочет попробовать яблоко, но сорвать нельзя – около дерева будка со злой собакой. Как ему попробовать яблоко?

    Варианты детских ответов:

    1. дождаться, когда хозяин уведёт собаку гулять;

    2. бегать вокруг будки, пока собака не запутается в цепи;

    1. отодвинуть будку вместе с собакой;
    2. сбить яблоко длинной палкой;
    3. подружиться с собакой.
    4. подружиться с хозяином;
    5. отвлечь собаку косточкой.

    – Какое решение вам понравилось больше? Почему?

    – Молодцы, решили проблему!

    Игра “Что потом?”

    – Я буду показывать и называть различные предметы, лежащие на столе, а вы догадайтесь, что с ними произойдёт в дальнейшем:

    яблоко – испекут пирог с яблоками;

    клубника – сварят варенье;

    огурец – сделают салат;

    помидор – закатают в банку;

    капуста – засолят;

    виноград – высушат для изюма;

    апельсин – отожмут сок;

    арбуз – съедят;

    смородина – сделают желе и т.д.

    Психогимнастика  “Превращения”

    – Дети, скажите, пожалуйста, чем были раньше все ягоды, овощи, фрукты? (Семенами.)

    – Представьте, что вы – семечко, которое посадили в тёплую землю. Оно ещё совсем маленькое, слабое, хрупкое. Но вот чьи-то добрые руки принесли воду, полили семечко и оно начинает прорастать. Пригрело ласковое солнце, и растение стало расти всё выше и выше, поднимая свои листики к свету.

    (Дети под спокойную музыку, сложив ладони перед собой, поднимаются вверх, имитируя произрастание ростка из семечка.)

    – Вот какие дружные всходы в нашем саду-огороде!

    Игра “Скажи наоборот”

    – Всходы у нас дружные. А вы, ребята, недружные? (Дружные.)

    – Вы грустные, ребята? (Весёлые.)

    – Вы ленивые? (Трудолюбивые.)

    – Вы трусливые? (Смелые.)

    – Вы злые? (Добрые.)

    – Мне приятно общаться с такими хорошими детьми. Я сконструировала для наших даров природы “Дом Дружбы” Помогите мне, пожалуйста, его заселить.

    Продуктивная деятельность детей.

    – Выберите геометрические фигуры любого цвета, размера, формы. С помощью фломастеров, превратите их в весёлых фруктовых, овощных и ягодных человечков.

    – Давайте поселим их в нашем “Доме Дружбы”. На первом этаже будут жить красные жители, на втором – зелёные, а на третьем – разноцветные.

    – Вот какой замечательный дом и необычные жители в нём!

    Физкультминутка «В саду»

    Мы сегодня в сад пойдем,

    Фрукты разные найдем (дети шагают на месте).

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Будем фрукты собирать (хлопают в ладоши)

    Груши, яблоки и сливы (указательным пальцем правой руки загибают пальцы на левой руке,

    Виноград и апельсины.

    Будем с дерева срывать (поднимают по очереди то левую, то правую руку, как будто срывая плоды с дерева).

    Всех знакомых угощать (протягивают руки вперед ладонями вверх)

    На носочки поднимись (встают на цыпочки)

    И до ветки дотянись (поднимают руки вверх)

    Веточку нагни (опускают руки, встают на полную ступню)

    Спелых яблочек сорви (делают хватательные движения руками).

     Ребята, мы на славу с вами потрудились теперь, ребята пора и сок попить.

     

     Вы любите сок?

     Дидактическая игра «Назови сок»

    Сок из апельсина – апельсиновый сок

     Сок из свеклы – свекольный сок

    Сок из слив – сливовый сок

    Сок из огурца – огуречный

    Сок из помидора – томатный сок

    Сок из яблока – яблочный сок

    Сок из груши – грушевый сок

    Сок из винограда – виноградный сок

    Сок из моркови – морковный сок

    Сок из вишни – вишнёвый сок.

    Сейчас мы с вами будем поварятами и сварим вкусный компот, но наши кастрюли пусты.

    «Сад – огород» (распределить фрукты и овощи отдельно по корзинкам. Дети аргументируют свои ответы)

    - я положу яблоко в эту корзинку (сад, потому что это фрукт

    -я положу огурец в эту корзинку (огород, потому что это овощ…

     Игра продолжается до тех пор, пока все овощи и фрукты не будут собраны в кастрюли

    Педагог: Что мы сделали? 

    Дети Мы разложили овощи и фрукты по кастрюлям.

     (моделирование маленькими человечками)

    “Сварим вкусный компот”

      Для того, чтобы у нас получился вкусный компот, нам в этом помогут маленькие человечки. (Воспитатель делит детей на 3 группы: “твёрдые человечки”, “жидкие” и “газообразные”, а на головы детей одевает шапочки-различия)

    – Сначала надо взять кастрюлю. Какая она? Выходите, твёрдые человечки, сделайте кастрюлю. (Дети встают в круг, крепко взявшись за руки.)

    – Теперь положим в кастрюлю свежие фрукты и ягоды. Какие они? (Выходят дети, в шапочках фруктов и ягод)

    – Сейчас зальём фрукты кипящей водой и добавим сахарный песок. Вода какая? А сахар?

    – Как ведут себя человечки кипящей воды? Они бурлят, двигаются, соединяются с твердыми человечками сахарного песка. (Выходят дети, изображающие “жидких человечков” воды, берут за руки “твердых человечков” сахарного песка и слегка покачиваются.)

    – Компот всегда очень вкусно пахнет. Почему?

    – Да, дети, это пар. Компот варится, и из него выскакивают газообразные человечки. Они бегут в разные стороны, и ничем их нельзя удержать. Выходите, “газообразные человечки”!

    – А почему мы заливаем воду прозрачную, а компот получается цветным?

    – Правильно, ребята, фрукты сочные, они отдают сиропу свой сок и цвет своей кожуры. Значит, фрукты состоят не только из твердых человечков, но и из жидких. Тогда вы, дети-фрукты, ведите себя как твердые и жидкие человечки. (Дети вертятся вокруг себя.)

    – Вот и компот готов. Какой он получился? (Вкусный, сладкий, ароматный, яркий)

    – Угощайтесь на здоровье! (Предлагает детям чашки с фруктово-ягодным компотом.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи в младшей группе на тему: «Домашние животные и птицы».

    Конспект занятия представлен для детей младшего возраста, с беседами и просмотром серии картинок "Домашние животные и птицы, с разучиванием стихов, потешек, что   развивает и обогащает ...

    Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Домашние животные - друзья человека"

    Развитие связной речи детей - одна из главных образовательных задач в детском саду.  В занятии использованы различные дидактические игры, элементы ТРИЗ, направленные на творческой речевой деятель...

    Методическая разработка интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Вот так Африка!"

    Интеграция образовательных областей:«социально-коммуникативное развитие» - способствовать развитию свободного общения взрослого с детьми, активизировать речевую деятельность, развивать навыки сотрудни...

    Методическая разработка открытого занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Звук и буква «Ц»»

    Развитие речи детей дошкольного возраста посредством знакомства с буквами и звуками.Познакомить с согласным твердым согласным звуком «Ц»...

    Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи в старшей группе на тему :"Нужные звуки"

    Цель: закрепить у воспитанников представления о букве З и звуках [З] - [З’].Задачи:Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить предста...

    Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Сказка в гости к нам приходит»

    1. Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы2.Задачи: Образовательные:   -уточнить и обогатить знания детей о русских наро...