Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи в старшей группе на тему :"Нужные звуки"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Прудникова Татьяна Сергеевна
  1. Цель: закрепить у воспитанников представления о букве З и звуках [З] - [З’].
  2. Задачи:

Образовательные:

- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;

- расширить представления об органах артикуляции и их участии в произнесении звуков;

- совершенствовать произносительные навыки;

-закрепить навык отвечать на вопросы, описывать иллюстрацию;

- обогатить словарный запас.

 Воспитательные:

- воспитывать интерес к открытию и получению новых знаний и представлений;

- развивать культуру взаимоотношений в парах, мини-группах, группе;

- воспитывать интерес к поддержанию порядка на рабочем месте;

- воспитывать самостоятельность, культуру взаимопомощи и поддержки.

Развивающие:

- развивать связную, диалогическую речь;

- развивать фонематический слух;

- развивать внимание, восприятие, память, логическое мышление;

- развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой;

- развивать навык работы по образцу, контроль и самоконтроль.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ «НОВОАНГАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»

Методическая разработка конспекта занятия  по развитию речи в старшей группе.

Тема: «Нужные звуки»

Воспитатель:

Прудникова  Татьяна Сергеевна

2017

  1. Цель: закрепить у воспитанников представления о букве З и звуках [З] - [З’].
  2. Задачи:

Образовательные:

- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;

- расширить представления об органах артикуляции и их участии в произнесении звуков;

- совершенствовать произносительные навыки;

-закрепить навык отвечать на вопросы, описывать иллюстрацию;

- обогатить словарный запас.

 Воспитательные:

- воспитывать интерес к открытию и получению новых знаний и представлений;

- развивать культуру взаимоотношений в парах, мини-группах, группе;

- воспитывать интерес к поддержанию порядка на рабочем месте;

- воспитывать самостоятельность, культуру взаимопомощи и поддержки.

Развивающие:

- развивать связную, диалогическую речь;

- развивать фонематический слух;

- развивать внимание, восприятие, память, логическое мышление;

- развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой;

- развивать навык работы по образцу, контроль и самоконтроль.

  1. Тип занятия

Занятие на повторение пройденного материала

  1. Форма занятие

Интегрированное занятие

  1. Продолжительность

25 минут

  1. Участники

Старшая группа

  1. Возраст обучающих

5- 6 лет

  1. Оборудование:

- иллюстрации в учебных пособиях;

- обозначения звуков [З ] и [З’], гласных звуков;

-предметные картинки с изображением животных;

-карточки схем и фишки.

  1. Предварительная подготовка

Рассматривание иллюстраций про животных, знакомство с буквой «З»  и звуками, чтение рассказов про животных,  рассматривание азбуки и букваря,  беседы  про  Алфавит, проведение  артикуляционных гимнастик, чтение фонематических потешек.  

  1. Методы работы с детьми

Информационно-рецептивный, словесный, мотивационный, игровой.

  1. Структура занятия

Этап занятие

Содержание

Время

Вводная часть

  1. Разминка «Доброе утро»
  2. Дидактическая игра  «Любознательный»

5 минут

Основная часть

  1. Правильность произношение звуков «З»  и «Зь»
  2. Дидактическая игра « Телефон»
  3. Сказка « День рождение у зайчика»
  4. Загадки про животных
  5. Физкультминутка

15 минут

Заключительная часть

  1. Подведение итогов

5 минут

Под весёлую музыку дети входят в зал, встают в полукруг,  взявшись за руки.

Разминка «Доброе утро!»

  1. Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам. Они хотят знать, как вы играете в слова и умеете произносить все звуки в слове. Давайте поиграем в игру «Любознательный». А кто такой «Любознательный»? Что означает это слово?

Дети: Человек, который хочет много знать.

Воспитатель: Правильно! Любознательный - это человек, который многим интересуется и желает знать больше. Сейчас я буду задавать вопросы, а вы должны быстро отвечать на них.

-Куда ставят цветы? (В вазу);

-Где живут птенцы? (В гнезде);

-Что читает папа? (Газету);

-С помощью чего прячутся от дождя? (Зонта);

-Чем огораживаю дом? (Забором);

-На чем можно ехать по рельсам? ( На Поезде).

- Что мама добавляет в кексы? (Изюм)

 Послушайте все эти слова (Ваза, гнездо, газета, зонт,  забор, поезд, изюм).

-Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук «З»).

 Сегодня мы будем правильно произносить звук «З». Зубы сближены. Губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос). Характеристика. Звук [3] — твердый звонкий согласный. 

Давайте еще раз произнесем: «З».

-Ребята, а звук «З» поется, как, например, звук «А», «О», «У» или обрывается? (Обрывается).

-Правильно, звук «З» не поется, потому что он согласный, звонкий, твердый.

А теперь поиграем в игру «Телефон». 

Дидактическая игра « Телефон»

Дети по одному и хором повторяют чистоговорки.

Зи-зи-зи-обезьянку привезли

За-за-за- здесь привязана коза

Зе-зе-зе- Зоя едет на козе

Зу-зу-зу- я яблоко грызу

Зя-зя-зя- вы видели язя

Зо-зо-зо-нам с тобою повезло

Зы-зы-зы-давно не было грозы

Воспитатель: А сейчас внимательно послушайте сказку, которую я расскажу. Вам необходимо будет выбрать из нее слова со звуком «З».

 

«У Зайчика был день рождения. Пришла к нему кукла Зина и подарила палочку. «Зачем мне палочка?» - удивился Зайчик.

«Это палочка не простая, а волшебная» - объяснила Зина. Если ты захочешь поиграть в игрушки, тебе стоит только назвать слово и взмахнуть волшебной палочкой, игрушка сразу же появится». Обрадовался Зайчонок, сказал «Роза» и сразу же появилась роза. Сказал «Ваза, незабудки» и появилась ваза с незабудками. Сказал «Зонт», появился зонт. Только скучно стало одному играть Зайчику. И решил он пригласить своих друзей из зоопарка».

Воспитатель: Понравилась вам сказка, ребята? Какие слова со звуком «З» вы запомнили? (Ответы детей).

- Послушайте, кто-то стучится в нашу дверь. Угадайте, кто пришел к нам в гости?

Загадывает загадку: Он не кукла, не игрушка

                                   А забавная зверушка.

                                   Очень славная мордашка,

                                    Носит имя …(Чебурашка).

Под песенку «Чебурашки» входит взрослый в костюме Чебурашки.

Чебурашка: Здравствуйте, ребята.

Воспитатель: Чебурашка, а почему ты такой грустный?

Чебурашка: Зайчонок просил меня пригласить друзей из зоопарка, а я не смог.

Воспитатель: Почему? Ведь в зоопарке много разных зверей.

Чебурашка: Зайчонок просил меня пригласить только тех, у кого в названиях есть твердый звук «З» и мягкий «Зь». А я не знаю, что это такое.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Чебурашке. Я буду загадывать загадки с названиями животных, а вы будете отгадывать.

  1. Посмотрите! Конь в матроске!
    В чёрно-белую полоску!
    - Нет, я вовсе не лошадка!
    - А о ком тогда загадка? (Зебра)
  2. Чем то на быка похож,

      Только помощнее,

      Обитает он в лесу,

Бороду имеет!  (Зубр)

  1. Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел. (Змея)

  1. Это кто ж такой рогатый?
    Да ещё и бородатый?
    Молоко даёт исправно,
    Вкусное, полезное
    Днём гуляет по двору,
    С кустиков дерёт кору,
    Смотрит хитро мне в глаза
    Бородатая  (Коза)

  1. Красноватый огонек

Чуть полянку не поджог.

Он краса лесных полян,

     Родич курицы - …(Фазан)

Воспитатель: Вот сколько зверей имеют в своем названии звук «З» или «Зь»

Чебурашка: Спасибо, дети, вы мне очень помогли! А сейчас давайте немного отдохнем!

Физкультминутка.

-Чебурашку мы в кино много раз видали (Руки в разные стороны)

-Чебурашку мы давно в гости ожидали (Руки изображают приглашающий жест)

-Чебурашка в детский сад к нам с утра стучится (Дети наклоняются и стучат кулачками по коленям)

-Чтоб на танцах у ребят «Польке» научится (Упражнение «Ковырялочка»)

-Чебурашка, веселей ножками притопни (движение притопывание)

-А теперь кружись быстрей и в ладоши хлопни (Кружение, хлопок в ладоши).

Чебурашка: Ой, ребята, как здорово! Мне понравилось с вами отдыхать.

Воспитатель: Чебурашка, а ты заметил, что названия всех этих животных (показывает на доску) содержат звуки «З» и «Зь» и эти звуки могут стоять впереди, в середине и в конце слова.

Чебурашка: Да, да, я уже это понял.

Воспитатель: А вот, как ребята поняли, мы сейчас и проверим.

(Воспитатель раздает карточки-схемы слов и фишки).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на каждой карточке нарисованы 3 квадратика: первый-это начало слова, средний - середина слова и третий-конец слова. Вот, например, в слове «Фазан» звук «З» стоит в середине слова (Фазан - показывает) и поэтому мы фишку ставим во второй квадратик. А сейчас мы разберем все названия животных так же.

(Воспитатель после каждого задания проверяет, дает оценки работе).

Чебурашка: Ребята, мне очень понравилось, как вы занимались. Я хочу подарить вам на память мои портреты, а вы в свободное время их раскрасите. До свидания, до новых встреч!

Заключительная часть.

Вот мы и побывали с вами  в стране сказок.

Рефлексия:

-Ребята, с  какими звуками мы познакомились?  

-А что было самое интересное?

-А в чем-то вы испытывали затруднения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...

Конспект занятияпо развитию речи в старшей группе «Домашние животные»

Конспект занятия в старшей группе «Домашние животные»Задачи:Уточнять и расширять представления детей о домашних животных и их детенышах (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том...

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему : Нужные звуки

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представл...

Методическая разработка занятия по развитию речи для старшей группы на тему "Зима пришла. Зимующие птицы"

Рассказ о зимующих птицах, сравнение снегиря и синицы, описателоьные и сюжетные рассказы о зиме....

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...