Главные вкладки

    Педагогический долгосрочный проект «В мире звуков и букв»
    проект по развитию речи

    Титова Светлана Николаевна
    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «ТОПОЛЕК» №1
      
     
     
     
     
    Педагогический проект
    «В мире звуков и букв»
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dolgosrochnyy_proekt.docx28.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «ТОПОЛЕК» №1

      

    Педагогический проект

    «В мире звуков и букв»

    Разработчик проекта:

    Воспитатель: Титова Светлана Николаевна

    Сроки реализации проекта:

    6 месяцев (октябрь – март)

    География проекта:саратовская обл рп екатериновка

    2016 – 2017г

    Содержание проекта 

    "В мире звуков и букв"

    «Основная задача обучения грамоте в подготовительной группе- формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова»

    (Л.Е.Журова, Н.С. Васнецова «Обучение дошкольников грамоте». М., 2001)

    Актуальность.

    Обучение грамоте дошкольников – это выработка у детей умения ориентироваться в звука-буквенной системе родного языка и на этой основе – развития интереса и способностей к чтению. Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у детей осознание речи, её произвольность.

    Обучение грамоте в подготовительной группе детского сада - одно из самых основных направлений в процессе подготовки к первому классу. Оно необходимо для того, чтобы дети научились понимать звуковые значения произносимых и читаемых слов. Дети шести лет способны овладеть уже более широкой ориентировкой в фонетической стороне речи; они обладают определенной сензитивностью к знаковой действительности языка, испытывают повышенный интерес к буквам и тягу к чтению. Кроме того, дети могут перейти к написанию печатных букв и основных элементов письменных букв.

    В ходе реализации программных задач по грамматическому развитию я знакомила детей подготовительной группы с буквами и звуками. Дети часто задавали вопросы: "Что такое звук и буква,  чем они отличаются друг от друга", «Как написать букву Ж?». В ходе проводимых занятий, мониторинга на начало года, было выявлено, что дети  путают эти понятия,  с трудом запоминают  графические образы букв,  затрудняются дать ответы на такие вопросы, как: «Из чего состоит речь?», «Из чего состоит слово?», «Какой звук мы можем назвать поющимся?» и подобные вопросы.

    В требованиях федерального государственного образовательного стандарта по направлению речевое развитие стоит одна из задач -  развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;  звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Но в группе выявилось больше 60%  детей, которые испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Из всего выше сказанного, возникло противоречие между тем, что дети должны знать в подготовительной группе и что они знают. Поэтому у нас возникла идея разработать проект по теме «В мире звуков и букв».

    .

    Решая проблему проекта, я поставила следующую цель:

    Учить детей проводить звука- буквенный анализ слова через использование различных видов детской деятельности.

    Задачи:

    • Закреплять знания о звуках, особенностью их артикуляции, формировать понятие «гласный», «согласный» звук, умение их правильно произносить.
    • Формировать умение различать твёрдые и мягкие звуки.
    • Развивать умение называть слова с определённым звуком в определённой позиции: в начале, середине, конце слов. 
    • Формировать умение различать звуки по количественному звучанию в слове.
    • Формировать умения проводить звуковой анализ слов, используя зелёные, синие, красные круги.
    • Знакомить с символами, которые обозначают звуки.
    • Научить ребёнка обводить, штриховать, писать буквы печатного шрифта.
    • Привлечь родителей к созданию альбомов, выставок.
    • Развивать творческие способности.

    Тип проекта: педагогический. 

    По числу участников проекта: групповой

    По продолжительности:  долгосрочный – 6 месяцев

    По характеру контактов: в рамках ДОУ.

    По методам доминирующим в проекте: практико – ориентированные

    Календарный план выполнения проекта.

    Этапы реализации проекта.

    Сроки реализации.

    Содержание

    Ответственные

    (участники)

    Прогнозируемый результат

    Подготовительный этап –

    1 месяц

     

    Октябрь

    Определение целей и задач проектной деятельности.

    Воспитатель

    Титова С.Н.

    родители                           

    Сформированы цели и задачи.

    Распределение функциональных обязанностей между разработчиками проекта.

    Обязанности распределены.

    Проведение мониторинга детей, на выявление первостепенности решаемых в проекте задач.

    Выявлено, какие проблемы будут решаться в первую очередь.

    Подбор наглядно-дидактического материала.

    Приготовлены карточки со слова и схемой, разноцветные круги, картинки на звуки в словах в разных позициях, картинки А4 «На что похожа буква», картотека игр на развитие фонематического слуха.

    Оформление папки-передвижки - информирование родителей по теме проекта (актуальность и значимость).

    Родители заинтересованы в помощи по реализации проекта.

    Технологический

    4 месяца

    Ноябрь-

    февраль

    1 раз в неделю

    Проведение занятий по обучению грамоте

    Воспитатель

    Титова С.Н

     (дети)

    Дети научатся проводить звуковой анализ слова устно и используя цветовые круги.

    Ноябрь,

    январь

     

    Размещение наглядно - информационного материала для родителей.

    Воспитатель:

    Титова С.Н

     (родители)

    Ноябрь-

    февраль

    1 раз в неделю

    Проведение логопятиминуток

    Воспитатель:

    Титова С.Н

     (дети)

    Ноябрь-

    март

    2 раза в месяц

    Показ презентаций для детей средствами PowerPoint.

    Воспитатель

    Титова С.Н

    (дети)

    Дети научаться подбирать слова с определённым звуком в разных позициях.

    Ноябрь-

    март

    2 раза в месяц

    Проведение совместной деятельности – рисование на тему «Весёлые буквы».

    Дети познакомятся с буквами. Собраны рисунки детей для Азбуки.

    Ноябрь-

    март

    1 раз в неделю

    Пятиминутки «Рисуем по клеточкам»

    Дети научатся писать буквы печатно.

    Январь-

    февраль

    Конкурс «Сделай букву сам»

    Воспитатель Воронцова Н.С.

    (родители)

    В раздевалке оформлена выставка «Такие разные буквы»

    Февраль

    Проведение нетрадиционного родительского собрания в форме соревнования.

    Воспитатель

    Титова С.Н

    (дети, родители)

    Родители получат новые знания о том, как правильно учить детей проводить звуковой анализ слова.

    Дети и родители получат эмоциональный отклик.

    Декабрь-

    март

    1 раз в неделю

    Индивидуальная работа с отстающими детьми.

    Воспитатель

    Титова С.Н

    (дети)

    Дети, которые не посещали ДОО или  не усвоили материал, «догонят» своих сверстников по данной теме проекта.

                     Завершающий этап

                            1 месяц

    Март

    Мониторинг детей, обработка результатов мониторинга. Соотношение целей и результатов проекта.

    Воспитатель

    Титова С.Н

    Воспитатели и учитель-логопед увидят из результатов мониторинга все «плюсы» и «минусы» допущенные в ходе работы над проектом.

    Подготовка фотоотчёта о проделанной работе.

    Воспитатель

    Титова С.Н

    Родители, педагоги ДОО познакомятся наглядно, как «протекал» проект.

                                                                                   

    Оформление Азбуки.

    Воспитатель

    Титова С.Н

    (родители)

    Для каждого ребёнка оформлена Азбука с его рисунками букв и подбором картинок на буквы.

    Дети знают буквы, умеют подбирать слова с определённым звуком в разных позициях.

    Итоговое обобщающие открытое НОД «В стране звуков и букв»

    Воспитатель

    Титова С.Н

    (дети)

    Родители увидят, чему научились дети по теме проекта.

    Дети умеют проводить звуковой анализ слов.

    Анкетирование «Звук и буква»

    Воспитатель Титова С.Н

    (родители)

    Оценена эффективность проекта в работе с родителями.

    Презентация проекта.

    Воспитатель Титова С.Н

    (педагоги ДОУ)

    Опыт работы по проекту распространится среди воспитателей ДОО.

    Для успешной реализации проекта мы использовали методы:

    Словесный – объяснение, чтение, рассказ, словесные игры, заучивание                                    стихотворений о букве.

    Наглядный – наблюдение за показом написания букв, показ звукового анализа              с использованием цветных кругов, оформление папок-передвижек для родителей. Рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий, альбомов,  графическое изображение букв. Просмотр видео, презентаций PowerPoint.

    Практический – дидактические игры по обучению грамоте и развитию речи, продуктивные виды изобразительной деятельности. Составление схемы слова с использованием цветных кругов. Оформление Азбук для детей с рисунками букв и коллажей «Где спряталась буква?». Оформление выставки «Такие разные буквы», фотоотчёта о проделанной работе.

    В завершающем этапе я  планирую получить такие результаты:

    Дети: получат новые знания (научатся проводить звуковой анализ слова устно и используя цветовые круги, познакомятся с буквами, научатся писать буквы печатно, подбирать слова с определённым звуком в разных позициях), проявят себя творчески в процессе выполнения продуктов деятельности.

    Оценивая эффективность в работе с детьми, я проведу:

    1. Мониторинг детей, обработка результатов мониторинга. Соотношение целей и результатов проекта.
    2. Итоговое обобщающие игровое занятие «В стране звуков и букв».

    Родители: получат новые знания о том, как правильно учить детей проводить звуковой анализ слова, получат эмоциональный отклик от взаимодействия с детьми при выполнении творческих работ.

    Оценивая эффективность в работе с родителями, я проведу:

    1. Анкетирование «Звук и буква».

    Мной будут созданы условия по реализации проекта:

    1. Кадровые ресурсы:    воспитатель
    2.  Материально – технические ресурсы:     ИКТ

                                                                      фотоаппарат

                                                                      магнитофон

    1. Информационные ресурсы:    папки-передвижки

                                                     рассказы для детей о словах и буквах

                                                     просмотр видео о звуках и буквах

                                                     интернет ресурсы (страница в Контакте)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект учителя-логопеда "В мире звуков и букв"

    С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов в образовательную область «Коммуникация» вошло обучение грамоте, с целью научить детей сливать слоги и простые слова. Для того ...

    Долгосрочный проект "В мире сказок"

    Читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства. Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развив...

    Долгосрочный проект "В мире сказок"

    Читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства. Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развив...

    "В мире звуков и букв"

    Конспект итоговой НОД по логопедии с включением ИКТ....

    ПРОЕКТ «В МИРЕ ЗВУКОВ И БУКВ».

    Главная задача педагогов и родителей дошкольника – сформировать предпосылки к овладению грамотой. И начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать выделять...

    Проект в подготовительной группе "В мире звуков и букв".

    Проект в подготовительной группе "В мире звуков и букв"....