проект для детей 5-6 лет "В мире звуков и букв"
проект по обучению грамоте (старшая группа)

Реализация проекта для детей 5-6 лет по теме "В мире звуков и букв"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект "В мире звуков и букв"17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

для детей 5–6 лет

тема:

«В мире звуков и букв»

                                                                             Воспитатель Лебедева Н.Е.                  

                  Проект в «Мир звуков и букв» для детей 5–6 лет

Паспорт проекта

• Название: «Мир звуков и букв»

• Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели

• Возраст детей: 5 - 6 лет

• Тип проекта: долгосрочный, познавательно-творческий, групповой.

Актуальность проекта: Обучение грамоте дошкольников – это выработка у детей умения ориентироваться в звука-буквенной системе родного языка и на этой основе – развития интереса и способностей к чтению. Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у детей осознание речи, её произвольность.

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста детского сада - одно из самых основных направлений в процессе подготовки к первому классу. Оно необходимо для того, чтобы дети научились понимать звуковые значения произносимых и читаемых слов. Дети шести лет способны овладеть уже более широкой ориентировкой в фонетической стороне речи, испытывают повышенный интерес к буквам и тяге к чтению. Кроме того, дети могут перейти к написанию печатных букв и основных элементов письменных букв.

В ходе реализации программных задач по подготовке к обучению грамоте я знакомила детей с буквами и звуками. Дети часто задавали вопросы: "Что такое звук и буква, чем они отличаются друг от друга", «Как написать букву Ж?». В ходе проводимых занятий было выявлено, что дети путают эти понятия, с трудом запоминают графические образы букв, затрудняются дать ответы на такие вопросы, как: «Из чего состоит речь?», «Из чего состоит слово?», «Какой звук мы можем назвать гласным?» и подобные вопросы.

В требованиях федерального государственного образовательного стандарта по направлению речевое развитие стоит одна из задач - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Поэтому  возникла идея разработать проект по теме «В мире звуков и букв».

Сроки проекта: октябрь 2022 – май 2023года.

Цели и задачи проекта

Цель: Учить детей проводить звука - буквенный анализ слова через использование различных видов детской деятельности

Задачи:

• Закреплять знания о звуках, особенностью их артикуляции, формировать понятие «гласный», «согласный» звук, умение их правильно произносить.

• Формировать умение различать твёрдые и мягкие звуки.

• Развивать умение называть слова с определённым звуком в определённой позиции: в начале, середине, конце слов.

• Формировать умение различать звуки по количественному звучанию в слове.

• Формировать умения проводить звуковой анализ слов, используя зелёные, синие, красные круги.

• Знакомить с символами, которые обозначают звуки.

• Привлечь родителей к созданию альбомов, выставок.

• Развивать творческие способности.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

• формирование у детей правильного графического образа букв алфавита;

• повышение родительской компетентности в вопросах подготовки к обучению детей грамоте; поддержание инициативы совместных занятий в семье.

• снятие чувства тревоги и сомнения перед новым этапом в обучении.

Работа с родителями:

•  организовать педагогическое просвещение родителей по подготовке детей к обучению грамоте, дать рекомендации проведения занятий в домашних условиях, научить справляться с капризами и неудачами детей, развивать интерес к учению;

•  формировать эмоциональный контакт родителей с детьми.

Подготовительный этап:

• оценка речевой деятельности детей,

• подбор иллюстративного материала для занятий со звуками,

• подготовка художественной литературы по теме,

• иллюстраций с изображением букв русского алфавита,

• дидактических и настольно-печатных игр, направленных на закрепление знания букв русского алфавита,

• подготовка бросового и природного материала для изготовления поделок на занятиях,

• подготовка информационных листков и консультаций для родителей.

Основной этап:

1. Способствовать расширению знаний детей о звуках и буквах.

2. Продолжить знакомство детей со строением слова, предложения.

3. Учить проводить звуковой анализ слова устно и используя цветовые круги.

4. Учить подбирать слова с определённым звуком в разных позициях.

5. Расширять развивающую предметную среду группы, объединить усилия воспитателя, детей и родителей, направленных на улучшение РППС.

6. Расширять и активизировать словарный запас дошкольников.

7. Развивать творческие способности детей.

8. Развивать психические процессы дошкольников (внимание, память, мышление, воображение).

                                      Мероприятия проекта:

Речевое развитие

Чтение:

Александрова Т. В. «Живые звуки, или Фонетика для дошкольников»

В. Берестов. «В стране звуков»

Ирис Ревю. «Сказки про буквы»

Стихи и загадки про алфавит и буквы.

Самуил Маршак. «Веселая азбука про все на свете»

Пальчиковые игры:

Сборник игр и упражнений с пальчиковыми буквами для старших дошкольников «Пальчиковая азбука»

Пальчиковая гимнастика. Стихи по буквам алфавита.

Упражнение «Повтори слова», «Запомни и повтори, «Закончи строчку», «Куклы заблудились», «Сколько слов со звуком Ш», «Слышишь ли ты звук?», «Подскажи Петрушке звук», «Подарки гостям», «Пропускаем мы во двор слов особенный набор»

Рассматриваем и обсуждаем: «На что похожа буква»

Познавательное развитие

Наблюдения: «Звуки вокруг нас», «Звуковая охота»

Беседы: «Почему осень называют золотой», «Правила друзей леса»

Настольные игры Лото «Назови картинку и найди первый звук», «Азбука», «Мои первые буквы»

Дидактические игры: «Дружные звуки», «Звуковое дерево», «Чудесная удочка», «Распредели картинки», «Сигнальщики», «Орешек и подушечка»

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация, Рисование, Лепка: «Необычные буквы», «Сделай свою любимую букву», «Нарисуй (вылепи) свое имя», «Азбука», раскрашивание картинок на заданную букву, выкладывание букв из счетных палочек.

Физическое развитие

Игра малой подвижности «Утки и окуни», «Поймай звук», «Буквы рассыпались», «Составь слово», «Живые буквы», «Закончи слово».

Подвижные игры: «Найди свою букву в кругу», «Составь слог», «Найди картинку на букву», «Сколько слогов?»

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры: «Школа».

Беседы: «Чему учат в школе», «О школе», «Как хорошо уметь читать», «Кто изобрел алфавит»

Заключительный, обобщающий этап.

• Проведение мониторинга детей, после работы проекта.

• Оформление книги-азбуки на групповых занятиях;

• Оформление выставки в группе «Моя необычная буква» - выполнение: ребенок-родитель.

• Закрепление детьми знаний букв русского алфавита и правильного графического их написания.

• Расширение знаний родителей о этапе подготовки детей к обучению грамоте.

• Гармонизация детско-родительских отношений.

• Подведение итогов проекта «Мир звуков и букв», обобщение результатов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект учителя-логопеда "В мире звуков и букв"

С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов в образовательную область «Коммуникация» вошло обучение грамоте, с целью научить детей сливать слоги и простые слова. Для того ...

ПРОЕКТ «В МИРЕ ЗВУКОВ И БУКВ».

Главная задача педагогов и родителей дошкольника – сформировать предпосылки к овладению грамотой. И начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать выделять...

Педагогический долгосрочный проект «В мире звуков и букв»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «ТОПОЛЕК» №1      Педагогический проект«В мире звуков и букв»...

Проект в подготовительной группе "В мире звуков и букв".

Проект в подготовительной группе "В мире звуков и букв"....

Проект моя первая буква «В мире звуков и букв».

Проект моя первая буква «В мире звуков и букв»....

"Конкурсные мероприятия как один из способов повышения у детей интереса к волшебному миру звуков и букв"

В презентации содержится материал о таком эффективном методе взаимодействия всех участников  образовательного процесса, как конкурс....

Творческий практико-ориентированный проект В мире звуков и букв

Цель проекта: формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, восприятия слоговой структуры, развитие фонематического восп...