Конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Запрудина Марина Владимировна

Цель занятия: формировать речевую активность детей через игровую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_raz._rechi_2_mld._gr.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

во второй младшей группе (3-4 года) дошкольного возраста

«Путешествие в сказочный лес»

Цель: формировать речевую активность детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность.

Задачи:

  1. Образовательные: формировать связную речь, умение строить предложения, обогащать активный словарный запас детей.
  2. Развивающие: совершенствование фонематического восприятия; развитие общей и мелкой моторики; формировать сочетание речи и движения; развитие творческого воображения, эмоций;  логического мышления.
  3. Воспитательные: воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, чувство сопереживания, желание прийти на помощь другим.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое

Физическое

Материал и оборудование: колокольчик, аудиозапись «Шум леса», следы зверей, бусы изо льда, картинка солнце, игрушка заяц, театральные маски «Петушок», игрушка лиса, елка.

Предварительная работа: чтение сказки «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций к сказке, беседа о временах года, пальчиковые игры, разучивание физкультминутки.

Активизация словаря: избушка, ледяная, лубяная.

Методические приемы:

1) Игровой (использование сюрпризных моментов)

2) Наглядный (использование иллюстраций)

3) Словесный (указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, напоминание)

4) Практический (анализ занятия)

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1.  Введение в игровую ситуацию

Воспитатель:

- Здравствуйте, ребята! К нам пришли гости, они хотят на вас посмотреть: чему мы научились, что мы уже умеем и к чему стремимся! Давайте поприветствуем, друг друга и подарим всем хорошее настроение:

В колыбели золотой, встало солнце над рекой.

                                        Встало солнце поутру, разбудило детвору!

  Вышли дети поиграть, стали прыгать и скакать.

                                        Здесь и … (имена детей), и гости дорогие!

Здравствуйте! (повернуться и помахать рукой)

В: - Ребята, давайте отправимся с вами в сказку! А в какую сказку - вы догадаетесь сами! Вы хотите туда отправиться?

Дети: Да!

В: - Но дорога у нас будет долгая и чтобы мы не устали нам нужно подготовиться и подкрепиться!

 Артикуляционная гимнастика

  • ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щеки)
  • С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щеки)
  • БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (улыбка, поворот головы вправо, влево)
  • ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы вытянуты)
  • УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ. (улыбка)
  • ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (водим языком по верхним зубам) ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ.
  • ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ. И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ.
  • БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (движения широким языком)
  • ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (поочерёдное надувание щёк)
  • БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (подуть на широкий язык,

жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы)

  • БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
  • ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык лежит на нижней

губе)

  • НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ. ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).

Пальчиковая гимнастика

Стоит в поле теремок (руки поднять над головой домиком)

Он не низок, не высок (руки опустить вниз, поднять вверх)

На двери висит замок (пальцы сцепить в «замок»)

Кто его открыть бы смог? (вращать «замок»)

Постучали, покрутили (движения по тексту)

Потянули и открыли! (потягивать, разжать пальцы, руки опустить вниз)

В. - Молодцы ребята, вот мы с вами и готовы, пора двигаться дальше!

А поможет нам туда попасть волшебный колокольчик. Закройте свои глаза.

Колокольчик зазвени

                                           В сказку нас перенеси  (звенит колокольчик.)

Открывайте глаза, вот мы и попали в сказку.

    Тише, дети, не шумите

        Нашу сказку не спугните

Здесь бывают чудеса

    Сказка спряталась пока

(Музыка «Шум леса», дети проходят по группе, осматривая все вокруг)

В. - Ой, чьи это следы? Вы никого не видели?

Дети: Нет!

В: - Может, мы отправимся по этим следам и посмотрим, куда они приведут нас?

По полянке мы идем,

По лесочку мы идем.

  1. Актуализация знаний

В: - Смотрите ребята, что это? (находят бусы)

Дети: бусы, украшение (трогают бусы руками)

В:  Дети, а как вы думаете, из чего они сделаны?

Дети:  изо льда.

В:  Как вы узнали, что они изо льда?

Дети:  они холодные и тают….

В: Да когда мы с вами их трогали, они холодные и мокрые.

 А вы не знаете, чьи это бусы? Не твои, Лиза? Не твои, Настя? И я такие не нашу. Давайте положим их в коробочку  и поставим  на окно, вдруг найдётся хозяин.

 В: - Дети ваши руки наверно замёрзли, пока вы трогали ледяные бусы?

 Давайте их погреем, подышим на руки тёплым дыханием (дети дышат на руки, дыхательная гимнастика).  Согрелись, ручки, а почему они согрелись?

Дети: - Потому что дыхание тёплое.

В: - Дети, а кто ещё нам поможет согреться?

Д: Солнышко!

В: - Давайте попросим солнце погреть наши руки, прочитаем ему стих (на стене на уровне глаз детей прикреплено солнышко)

Выйди солнышко скорей

И ладошки нам согрей

Вот так, вот так,

И ладошки нам согрей.

(Дети протягивают руки к солнышку, прикреплённому на стене и рассказывают потешку.)

В: - Солнышко, не твои бусы мы нашли? Нет.

Пойдёмте дети дальше.

-Ой, смотрите, а кто это сидит на пеньке? (сидит Зайка на пенёчке и плачет)

Дети: Зайка!

В: - Посмотрите, он чего-то боится! Заинька, что с тобой случилось? Почему ты плачешь?

Заяц: - Как же мне не плакать, со мной каждый раз что-то происходить! Была у меня избушка лубяная, у лисы ледяная! Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне заночевать, да меня и выгнала опять!

В: - Зайку выгнала лиса,

Плачет зайка, вот беда!

Волк, медведь и петушок

Помогали зайке, вот!

Догадались вы, друзья,

Что за сказка это, да?

Дети:  "Заюшкина избушка"

В: Лисичку зайка в дом пустил-

И вот на улице один!  

  1. Создание проблемной ситуации

В: - Ребята, посмотрите,

Зайка наш сидит, горюет.

По избушке он тоскует!

В: - Как быть ребята, ведь зайке нужен дом? Как же мы сможем ему помочь? 

(высказывание предложений, решение от детей)

Дети: Выгнать лису!

В: - Но сначала, предлагаю вспомнить, почему лиса прогнала зайчика?

- Какая избушка была у зайца, а какая у лисы? Что случилось с избушкой лисы? Почему она растаяла?  (картинки домиков)

Дети:  стало тепло.

В: - Дети, скажите, кто хотел помочь зайцу? Что они говорили лисе?

Дети:  - Лиса, поди вон!

В: - А почему звери не смогли помочь зайчику?

Дети: - Они испугались.

В: - Да, лиса пугала зверей. Она говорила: « Как выпрыгну, как выскочу, пойдут клочки по закоулочкам!»

 - Кто помог заиньке?

Дети: Петушок  

В: Давай и мы попробуем повторить его слова, вдруг у нас получиться прогнать лису? (дети произносят слова)

                   Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи

                   Хочу лису посечи

                    Иди, лиса, вон!

Физ. минутка «Красавец-петушок»

Ах, красавец петушок,

На макушке гребешок

Под клювом бородка,

Очень гордая походка.

Лапы кверху поднимает,

Важно головой кивает.

Раньше всех петух встаёт,

Громко песенку поёт:

Ку-ка-ре-ку!

В: Ребята, вот мы и прогнали лису!

- Дети, а вы догадалась,  чьи это бусы?

Дети: Это бусы лисы!

В: - Она потеряла их. Надо её найти и вернуть бусы, и попросить, что бы лиса больше не обижала зайчика.  

(из-за  ёлочки  лиса выходит и что-то ищет)

В: - Здравствуй лиса, что ты ищешь?

Лиса:  Бусы потеряла (плачет).

В: Мы их нашли с детьми, вернём тебе, если ты обещаешь зайчика больше не обижать.

Лиса: Я не буду, мне и так стыдно.

В: - Дети, отдадим лисе бусы?

Дети: Да!

В: Я сейчас принесу бусы (Беру коробочку с бусами).

-Ой, здесь только вода и ниточка от бус. Дети, куда они делись?

ответы детей: растаяли.

В: - Почему растаяли бусы?

ответы детей: от тепла.

Лиса: Плачет

В: Не плачь лиса, дети тебе сейчас объяснят, почему растаяли твои бусы?

Дети: Наступила весна, солнышко пригревает, стало теплее, тает снег и лёд.

В: - Лиса, теперь ты поняла. Такие бусы можно носить зимой, а в тепле, весной они растают. А что бы ты лиса не грустила, мы тебе другие бусы подарим, дети их сделали сами, своими руками. (Дети дарят бусы из макарон)

Лиса: Спасибо вам ребята, теперь я буду доброй и не буду никого обижать.

В: До свидания, лиса.

Дети нам пора возвращаться. Подойдите все ко мне. Закройте глаза (звенит колокольчик.)

Колокольчик зазвени

Нас в детский сад скорей верни.

- Откройте глаза, наше путешествие закончилось.

  1. Осмысление (итог)

В: Ребята, вам понравилось наше путешествие?

- Где мы свами сегодня побывали?

- Как сказка называется?

- Кого мы встретили?

- Что же с ним случилось?

- А как мы помогли зайчику?

В: Ребята, вы молодцы. Как вы думаете, надо друг другу помогать?

Дети: Да, надо помогать друг другу.

В: Правильно, всегда надо приходить на помощь друг другу.

Ребята, вы все молодцы. Я благодарю вас за помощь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме:"Путешествие в "Зеленую сказку".

Конспект по развитию речи во второй младшей группе.Опубликовано 13.06.2012 - 19:06 - Наталья Вячеславовна Репина"Путешествие в "Зеленую сказку"". Задачи: закрепить представление о зеленом ц...

План-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему: Лесные жители

Продолжить знакомить детей с дикими животными (заяц, белка, медведь).Уточнить имеющиеся представления детей о жизни диких животных в лесу.Познакомить детей с тем, как звери готовятся к зиме.Закрепить ...

Конспект занятия по развитию речи(младшая группа) по теме: "Лесные чудеса"

Конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме: "Лесные чудеса"...

План-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему: Методическая разработка НОД «Приключение непослушных колобков» по мотивам русской народной сказки с детьми младшей группы с интеграцией образовательных областей «Познание», «Коммуникация»,

План-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему: Методическая разработка НОД «Приключение непослушных колобков» по мотивам русской народной сказки с детьми младшей группы с интегр...

Конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме: "В сказочной стране Королевы Чистоты

Данное занятие поможет в формировании у детей знаний о здоровье и здоровом образе жизни, будет совершенствовать практические навыки здорового образа жизни....

Конспект занятия по развитию речи: младшая группа Тема: «Пляшут наши пальчики от души!» Воспитатель: Койносова Е. С. МАДОУ ЦРР –д/с №14 Гг. Кропоткин

Конспект занятия по развитию речи: младшая группа                   Тема: «Пляшут наши пальчики от души!»...

Конспект занятия по развитию речи младшей группы " Звуковая культура речи звуки б и бь

Цель занятия упражнять детей в в правилном произношении звуков б,бь (взвукосочетаниях , словах , фразах)...