План по самообразованию Тема: Расширение словарного запаса у детей 4-5 лет с помощью речевых игр и упражнений
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Широкова Наталия Сергеевна

Расширение словарного запаса у детей 4-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx30.81 КБ
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx30.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»

С. ТУЛИНОВКА

План по самообразованию

Тема: Расширение словарного запаса у детей 4-5 лет

с помощью речевых игр и упражнений

Дата начала работы над темой – 01.09.2018г

Предполагаемая дата окончания работы – 30.05.2019г

Воспитатель

Широкова Наталия Сергеевна

2018

Тема: Расширение словарного запаса у детей 4-5 лет с помощью речевых игр и упражнений.

Цель: Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу особенности использования речевых игр и упражнений по речевому развитию  в соответствии с ФГОС ДОУ.

Задачи:

1.  Изучить и обобщить методическую литературу по речевому развитию в среднем дошкольном возрасте.

2.    Изучение опыта педагогов на интернет-сайтах.

3. Разработать и подобрать речевые игры и упражнения, способствующие речевому развитию.  

Актуальность:

Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие  речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.

Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью «речевых игры и упражнений» я и решила развивать речь у детей: пополнять и активизировать словарь, формировать правильное звукопроизношение, развивать связную речь, умение правильно выражать свои мысли.  

Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи.    

Предполагаемый результат:

  • Самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картине.
  • Отгадывать загадки.
  • Подбирать к существительному прилагательное.
  • Подбирать слова-антонимы.
  • Самостоятельно объяснять правила игры.

Форма самообразования: индивидуальная, групповая.

Месяц

Формы работы

дети

самообразование

родители

Сентябрь

Мониторинг по образо-вательной области.

•Изучение нормативных документов

•Выбор и определение темы самообразования

•Планирование работы по теме самообразования

Октябрь

Уровень сформирован-ности звуковой культу-ры речи:

•«Повтори правильно»

•«Скажи чистоговорку»

•«Выдели первый звук в слове»

Уровень сформирован-ности грамматической стороны речи:

•«Закончи предложе-ние»

•«Прятки»

•«Сервируем стол»

•Изучить и обобщить психолого- педагогичес-кую и методическую литературу по речевому развитию в среднего дошкольного возраста.

Формирование и оформ-ление методической копилки (составление плана по самообразова-нию, картотека игр, стихов, потешек и т.д.)

Консультация:  «Ребенок 4-5 лет» (особенности развития детей)

Ноябрь

Игры для развития фонетико-фонемати-ческой стороны речи:

•«Послушай и скажи»

•«Угадай, кто меня позвал»

Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря):

•«Что бывает осенью?»

•«Один-много»

• «Назови ласково»

Игры для грамматичес-кого строя речи:

•«Подумай и назови»

•«Чего много»

•Мой-моя-моё-мои»

Игры для развития связной речи:

•«Дай определение словам»

•«Дай действия словам»

•«Наоборот»

•Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию

•Создание картотеки речевых игр

Декабрь

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:

•«Чей голос»

•«Придумай своё слово»

•«Найди ошибку»

Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря):

•Магазин «Фрукты»

• «Кто во что одет?»

Игры для грамматического строя речи:

•«Наоборот»

•«Кто больше»

•«Какой предмет»

Игры для развития связной речи:

•«Четвертый лишний»

•«Кто у кого?»

•Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию

•Создание картотеки речевых игр

•Открытый показ ООД с использованием схем для составление рассказа

Консультация «Учимся играть правильно» (картотека игр для развития речи)

Январь

Упражнение на речевое дыхание: «Ветерок»

Игры для грамматического строя речи:

•«Узнай игрушку»

•«Давай познакомимся»

Игры для развития связной речи:

•«Угадай звук»

•«Используй каждое мгновение»

•«Вкус и запах»

•«Измени предложение»

«Кто это, что это?»

Февраль

Упражнение на речевое дыхание: «Эхо», «Моторчики»

Игры для грамматичес-кого строя речи:

•«Закончи фразу»

•«Какое это бывает»

•«Кто что делает»

Игры для развития связной речи:

•«Когда это бывает?»

•«Разноцветный сунду-чок»

•Драматизация сказки «Волк и семеро козлят»

•Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию

•Создание картотеки речевых игр и упраж-нений

•Разработка конспектов ООД с использованием речевых игр

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей 4-5 лет»

Март

Игры для развития фонетико-фонемати-ческой стороны речи:

•«Чей голос»

•«Кто как кричит»

Игры для грамматического строя речи:

•«Назови одним сло-вом»

•«Скажи наоборот»

•«Закончи фразу»

Игры для развития связной речи:

•«Чего не стало, кого не стало?»

•«Подбери разные слова»

•«Смысл слова»

•«Закончи предложе-ние»

•Оформить карточки- схемы (мнемотаблицы) для разучивания стихот-ворений.  

•Консультация для педагогов «Как выпол-нять артикуляционную гимнастику»

Консультация для ро-дителей «Как можно легко выучить стихот-ворение по опорным картинка?»

Апрель

Игры для развития связной речи:

•«На чем дети катают-ся?»

•«Доскажи словечко»

•«Что за предмет?»

•Разучивание стихотво-рения по опорным кар-тинкам

Оформить карточки схемы и картинки для пересказывания рассказа.

Консультация для родителей «Как можно легко научить ребенка пересказывать по опорным схемам?»

Май

Итоговый мониторинг по образовательной области «Речевое развитие»

Оформление работы в полном варианте

Родительское собрание

«Что изменилось в речевом развитии у ребенка?»

Формы представления результатов самообразования:

  • Доклад на педсовете, сообщение на педсовете.
  • Консультации.
  • Творческий отчет.
  • Наглядно-иллюстративный материал.

Литература

  1. Арсентьева В. П. Игра–ведущий вид деятельности в дошкольном детстве/ В. П. Арсентьева – М.: ФОРУМ, 2009
  2. Губанова  Н.Ф.  Развитие  игровой  деятельности:  Средняя группа/  Н.  Ф. Губанова – М.: Мозаика-Синтез, 2016
  3. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М.: Дрофа, 2010
  4. Карабанова О. А. Развитие игровой деятельности детей 2—7 лет: метод. пособие  для  воспитателей  /  О.  А.  Карабанова, Т.  Н.  Доронова,  Е.В.Соловьёва. —М.: Просвещение, 2010
  5. Петрова Т. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» М:Школьная Пресса, 2010
  6. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. –М.: Мозаика-синтез, 2014
  7. Ткаченко И. В.  Играю -значит интересно живу/ И. В.  Ткаченко, Н. А. Богачкина.–М.: Дрофа, 2008
  8. Ушакова О.С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет»изд.

Вентана-Граф-2012

  1. «Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155

  1. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.:

      Просвещение, 1989

     11. htt:|\\detsad-kitty.ru

     12.http://www.maam.ru/detskijsad  

 



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»

С. ТУЛИНОВКА

План по самообразованию

Тема: Расширение словарного запаса у детей 4-5 лет

с помощью речевых игр и упражнений

Дата начала работы над темой – 01.09.2018г

Предполагаемая дата окончания работы – 30.05.2019г

Воспитатель

Широкова Наталия Сергеевна

2018

Тема: Расширение словарного запаса у детей 4-5 лет с помощью речевых игр и упражнений.

Цель: Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу особенности использования речевых игр и упражнений по речевому развитию  в соответствии с ФГОС ДОУ.

Задачи:

1.  Изучить и обобщить методическую литературу по речевому развитию в среднем дошкольном возрасте.

2.    Изучение опыта педагогов на интернет-сайтах.

3. Разработать и подобрать речевые игры и упражнения, способствующие речевому развитию.  

Актуальность:

Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие  речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.

Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью «речевых игры и упражнений» я и решила развивать речь у детей: пополнять и активизировать словарь, формировать правильное звукопроизношение, развивать связную речь, умение правильно выражать свои мысли.  

Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи.    

Предполагаемый результат:

  • Самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картине.
  • Отгадывать загадки.
  • Подбирать к существительному прилагательное.
  • Подбирать слова-антонимы.
  • Самостоятельно объяснять правила игры.

Форма самообразования: индивидуальная, групповая.

Месяц

Формы работы

дети

самообразование

родители

Сентябрь

Мониторинг по образо-вательной области.

•Изучение нормативных документов

•Выбор и определение темы самообразования

•Планирование работы по теме самообразования

Октябрь

Уровень сформирован-ности звуковой культу-ры речи:

•«Повтори правильно»

•«Скажи чистоговорку»

•«Выдели первый звук в слове»

Уровень сформирован-ности грамматической стороны речи:

•«Закончи предложе-ние»

•«Прятки»

•«Сервируем стол»

•Изучить и обобщить психолого- педагогичес-кую и методическую литературу по речевому развитию в среднего дошкольного возраста.

Формирование и оформ-ление методической копилки (составление плана по самообразова-нию, картотека игр, стихов, потешек и т.д.)

Консультация:  «Ребенок 4-5 лет» (особенности развития детей)

Ноябрь

Игры для развития фонетико-фонемати-ческой стороны речи:

•«Послушай и скажи»

•«Угадай, кто меня позвал»

Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря):

•«Что бывает осенью?»

•«Один-много»

• «Назови ласково»

Игры для грамматичес-кого строя речи:

•«Подумай и назови»

•«Чего много»

•Мой-моя-моё-мои»

Игры для развития связной речи:

•«Дай определение словам»

•«Дай действия словам»

•«Наоборот»

•Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию

•Создание картотеки речевых игр

Декабрь

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:

•«Чей голос»

•«Придумай своё слово»

•«Найди ошибку»

Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря):

•Магазин «Фрукты»

• «Кто во что одет?»

Игры для грамматического строя речи:

•«Наоборот»

•«Кто больше»

•«Какой предмет»

Игры для развития связной речи:

•«Четвертый лишний»

•«Кто у кого?»

•Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию

•Создание картотеки речевых игр

•Открытый показ ООД с использованием схем для составление рассказа

Консультация «Учимся играть правильно» (картотека игр для развития речи)

Январь

Упражнение на речевое дыхание: «Ветерок»

Игры для грамматического строя речи:

•«Узнай игрушку»

•«Давай познакомимся»

Игры для развития связной речи:

•«Угадай звук»

•«Используй каждое мгновение»

•«Вкус и запах»

•«Измени предложение»

«Кто это, что это?»

Февраль

Упражнение на речевое дыхание: «Эхо», «Моторчики»

Игры для грамматичес-кого строя речи:

•«Закончи фразу»

•«Какое это бывает»

•«Кто что делает»

Игры для развития связной речи:

•«Когда это бывает?»

•«Разноцветный сунду-чок»

•Драматизация сказки «Волк и семеро козлят»

•Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию

•Создание картотеки речевых игр и упраж-нений

•Разработка конспектов ООД с использованием речевых игр

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей 4-5 лет»

Март

Игры для развития фонетико-фонемати-ческой стороны речи:

•«Чей голос»

•«Кто как кричит»

Игры для грамматического строя речи:

•«Назови одним сло-вом»

•«Скажи наоборот»

•«Закончи фразу»

Игры для развития связной речи:

•«Чего не стало, кого не стало?»

•«Подбери разные слова»

•«Смысл слова»

•«Закончи предложе-ние»

•Оформить карточки- схемы (мнемотаблицы) для разучивания стихот-ворений.  

•Консультация для педагогов «Как выпол-нять артикуляционную гимнастику»

Консультация для ро-дителей «Как можно легко выучить стихот-ворение по опорным картинка?»

Апрель

Игры для развития связной речи:

•«На чем дети катают-ся?»

•«Доскажи словечко»

•«Что за предмет?»

•Разучивание стихотво-рения по опорным кар-тинкам

Оформить карточки схемы и картинки для пересказывания рассказа.

Консультация для родителей «Как можно легко научить ребенка пересказывать по опорным схемам?»

Май

Итоговый мониторинг по образовательной области «Речевое развитие»

Оформление работы в полном варианте

Родительское собрание

«Что изменилось в речевом развитии у ребенка?»

Формы представления результатов самообразования:

  • Доклад на педсовете, сообщение на педсовете.
  • Консультации.
  • Творческий отчет.
  • Наглядно-иллюстративный материал.

Литература

  1. Арсентьева В. П. Игра–ведущий вид деятельности в дошкольном детстве/ В. П. Арсентьева – М.: ФОРУМ, 2009
  2. Губанова  Н.Ф.  Развитие  игровой  деятельности:  Средняя группа/  Н.  Ф. Губанова – М.: Мозаика-Синтез, 2016
  3. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М.: Дрофа, 2010
  4. Карабанова О. А. Развитие игровой деятельности детей 2—7 лет: метод. пособие  для  воспитателей  /  О.  А.  Карабанова, Т.  Н.  Доронова,  Е.В.Соловьёва. —М.: Просвещение, 2010
  5. Петрова Т. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» М:Школьная Пресса, 2010
  6. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. –М.: Мозаика-синтез, 2014
  7. Ткаченко И. В.  Играю -значит интересно живу/ И. В.  Ткаченко, Н. А. Богачкина.–М.: Дрофа, 2008
  8. Ушакова О.С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет»изд.

Вентана-Граф-2012

  1. «Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155

  1. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.:

      Просвещение, 1989

     11. htt:|\\detsad-kitty.ru

     12.http://www.maam.ru/detskijsad  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические упражнения для расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения

В данной статьи приведена подборка упражнения, позволяющих активзировать, расширить, закрепить речевые возможности детей-дошкольников. Данная статья ориентирована на педагогов в сфере дошкольного обра...

ДОКЛАД по теме: «РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»

Основная цель работы заключалась в повышении речевой уровень детей с помощью дидактической игры....

План самообразования «Расширение словарного запаса у детей 4-5 лет с помощью игр и упражнений» в средней группе.

Перспективное планирование "Расширение словарного запаса у детей 4-5 лет с помощью игр и упражнений" 2018-2019 год (средняя группа)...

План по самообразованию воспитателя Кутеляпова Ирина Михайловна Тема: «Расширение словарного запаса у детей 4-5 лет с помощью игр и упражнений» 2019-2020 учебный год (средняя группа)

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу особенности использования дидактических игр по речевому развитию  в соответствии с ФГОС ДО.Задачи:И...

План по самообразованию на тему: «Расширение словарного запаса у детей 4-5 лет с помощью игр и упражнений»

План по самообразованию на тему: «Расширение словарного запаса у детей 4-5 лет с помощью игр и упражнений»...

Тема: «Расширение словарного запаса у детей 4-5 лет с помощью дидактических игр». Проект: «Учимся играя».

Расширение словарного запаса у детей 4-5 лет с помощью дидактических игр Цель проекта. Развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность, воспитывать звуковую культуру ре...

План по самообразованию Тема: Расширение словарного запаса у детей 4-5 лет с помощью речевых игр и упражнений.

Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие...