Главные вкладки

    Конспект по развитию речи . Бинарный урок. Грамота.
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Цель: Учить выделять звуки в слове, различать звуки: гласные от согласных. Закреплять умения детей давать полную характеристику гласным и согласным звукам.

     

    Задачи:

    • познакомить детей с линейностью и протяженностью слов;
    • познакомить с понятием «звук», гласный «звук», согласный «звук»
    • обобщить и систематизировать знания детей о звуках;
    • закреплять представление детей о слове;
    • закреплять умение интонационно выделять звук  в слове.

     

    Раздаточный материал: фишки; предметные картинки (7 штук): лев, матрёшка, сыр, крокодил, лось, черепаха, дом; схемы к словам «лук».

    Предварительная работа: проведение разных игр:  «Назови ласково своё имя», знакомство со звуками по картинкам ([с]-[ш]; [ж]-[ш]; [з]-[с] и т.д.), чтение  стихов с акцентом на определённые звуки, со звуком [с].

    Спит спокойно старый слон.

    Стоя спать умеет он.

    Описание

    Дети стоят в кругу на ковре.

    Воспитатель спрашивает детей: Ребята вы ходите с мамой в магазин?

    Ответы детей: Да.

    Воспитатель: А со мной вы поедете в торговый центр?

    Ответы детей: Да.

    (Звучит музыка «Паровозик»)

    Воспитатель предлагает детям сесть в паровозик и поехать в торговый центр.

    Воспитатель: И вот ребята, представьте себе, что мы с вами приехали в торговый центр. Это большой магазин и там много отделов!  И мы с вами оказались в отделе игрушек!

    Воспитатель: назовите мне словами игрушки, которые вам понравились.

    Ответы детей: Дети называют игрушки, которые они видят (машинка, пирамидка, неваляшка, весы и т.д.).

    Воспитатель: Молодцы, ребята вы много назвали слов, обозначающих игрушки. А дальше мы с вами пойдем в отдел одежды.

    Воспитатель: Ребята, назовите одежду одним словом, которую вы видите.

    Ответы детей: Дети называют одежду (шуба, халат, куртка и т.д.).

    Воспитатель: А сейчас назовите мне одежду двумя словами.

    Ответы детей: женская шуба, мужской халат и т.д.

    Воспитатель: А следующий отдел обуви. Ребята, назовите мне обувь одним словом, какую вы видите.

    Ответы детей: ботинки, туфли, сандали и т.д.

    Воспитатель: А сейчас назовите мне обувь двумя словами.

    Ответы детей: Резиновые сапоги, кожаные туфли, домашние тапочки и т.д.

    Воспитатель: А сейчас, ребята, назовите мне обувь тремя словами.

    Ответы детей: Туфли для девочки, сапоги для мальчика, босоножки для девочки и т.д.

    Воспитатель: А сейчас, ребята садитесь за столы. Я вам расскажу один секрет. Слова бывают длинные и короткие. Давайте с вами поиграем в игру: руки подняты на уровне груди, ладони соединены (вместе); слово медленно произносится, ла­дони рук при этом разводятся в стороны.

    Воспитатель показывает детям предметные картинки, дети называют, что на них изображено. Потом «измеряют» названное слово руками, например: лев - короткое слово, а черепаха - длинное.

    Воспитатель показывает на доске картинку льва.

    Воспитатель: Ребята, это кто?

    Ответы детей: лев.

    Воспитатель: Соедините ладони возле груди и давайте все вместе скажем «лев». Как вы думаете это слово короткое или длинное?

    Ответы детей: короткое.

    Воспитатель показывает на доске картинку матрёшки.

    Воспитатель: Ребята, скажите что вы видите на картинке?

    Ответы детей:  матрёшка.

    Воспитатель: Соедините ладони возле груди и давайте все вместе скажем «мат-рёш-ка». Как вы думаете а это слово короткое или длинное?

    Ответы детей: длинное.

    Воспитатель показывает на доске картинку сыра.

    Воспитатель: Ребята, скажите, а сейчас что вы видите на картинке?

    Ответы детей:  сыр.

    Воспитатель: Соедините ладони возле груди и давайте все вместе скажем слово «сыр». Как вы думаете а это слово короткое или длинное?

    Ответы детей: короткое.

    Воспитатель показывает на доске картинку крокодила.

    Воспитатель: Ребята, а это кто?

    Ответы детей:  крокодил.

    Воспитатель: Соедините ладони возле груди и давайте все вместе скажем «кро-ко-дил». Как вы думаете а это слово короткое или длинное?

    Ответы детей: длинное.

    Воспитатель показывает на доске картинку лося.

    Воспитатель: Ребята, скажите, а это кто?

    Ответы детей:  лось.

    Воспитатель: Соедините ладони возле груди и давайте все вместе скажем слово «лось». Как вы думаете а это слово короткое или длинное?

    Ответы детей: короткое.

    Воспитатель показывает на доске картинку черепахи.

    Воспитатель: Ребята, а это кто?

    Ответы детей:  черепаха.

    Воспитатель: Соедините ладони возле груди и давайте все вместе скажем «че-ре-па-ха». Как вы думаете а это слово короткое или длинное?

    Ответы детей: длинное.

    Воспитатель показывает на доске картинку дома.

    Воспитатель: Ребята, скажите, а это что?

    Ответы детей:  дом.

    Воспитатель: Соедините ладони возле груди и давайте все вместе скажем слово «дом». Как вы думаете а это слово короткое или длинное?

    Ответы детей: короткое.

    Воспитатель: Ребята, что вы узнали о словах.

    Ответы детей: что слова бывают длинные и короткие.

    Воспитатель: А сейчас сами мне скажите только длинные слова.

    Ответы детей: (черепаха, работа….) За каждый правильный ответ дети получают фишку.

    Воспитатель: А сейчас скажите мне только короткие слова.

    Ответы детей: (дом, кот) За каждый правильный ответ дети получают фишку.

    Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру с мячом, становимся в круг.

    Условия игры: дети стоят в кругу, а воспитатель - в центре с мя­чом в руках

    Воспитатель: Я вам буду говорить названия животных (лиса, кошка, курица), а вы мне в ответ бросаете мяч и называете  детёнышей этих животных (лисёнок, котёнок, цыплёнок).

    После игры воспитатель спрашивает детей: Ребята, а какие слова длиннее, животных или их детёнышей?

    Ответы детей: слова детёнышей длиннее, чем животных.

    Учитель: А сейчас, ребята, садитесь за столы. Мне понравилось, как вы играли. И вы узнали, что вся наша речь состоит из слов. Ребята, скажите из чего состоят слова?

    Ответы детей: слова состоят из звуков.

    Учитель: Ребята, а какие вы знаете звуки?

    Ответы детей: гласные и согласные.

    Учитель: Ребята, как различаются гласные звуки от согласных?

    Ответы детей: Гласные звуки мы поём, согласные нам мешают произносить язык, зубы, губы.

    Учитель: Молодцы, ребята. А каким цветом обозначается гласный звук?

    Ответы детей: красным.

    Учитель: А согласный звук каким цветом обозначается?

    Ответы детей: синим.

    Физкультминутка.

    Учитель: А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру, которая называется «Угадай гласный звук». Я вам буду называть разные звуки, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда услышите гласный звук. Учитель называет различные звуки ([А], [Д], [О], [Б], [У], [Р], [Ы], [К], [Е], [Ч], [И]).  Дети хлопают в ладоши, если слышат гласные звуки.

    Учитель: Сейчас, ребята, я вам загадаю загадку.

    Учитель загадывает загадку.

    Загадка: Сидит дед, во сто шуб одет.

    Кто его раздевает, тот слёзы проливает.

    Что это?

    Ответы детей: Лук.

    Учитель: давайте проверим.

    Учитель: Молодцы, ребята, правильно отгадали загадку.

    На картинке появляется лук.

    Учитель: Дети, давайте с вами посчитаем, сколько звуков в слове лук?

    Учитель произносит слово «лук», выделяя первый звук [л].

    Учитель: Ребята, какой вы слышите первый звук?

    Ответы детей: звук [л].

    Учитель: Какой это звук гласный или согласный?

    Ответы детей:  звук [л] согласный.

    Учитель: Согласный звук каким  цветом обозначают?

    Ответы детей: согласный звук обозначают синим цветом.

    Учитель: Положить у себя синюю карточку.

    Дети кладут на стол синюю карточку, обозначающую согласный звук.

    Учитель произносит слово «лук», выделяя второй звук [у].

    Учитель: Ребята, а какой звук  вы сейчас услышали?

    Ответы детей: звук [у] гласный.

    Учитель: А звук [у] гласный или согласный?

    Ответы детей: гласный.

    Учитель: Как вы догадались, что это гласный звук?

    Ответы детей: потому, что мы его пропели.

    Учитель: Гласный звук каким цветом обозначают?

    Ответы детей: гласный звук обозначают  красным цветом.

    Учитель: Положили карточку красного цвета.

    Дети кладут на стол карточку красного цвета, после карточки синего цвета.

    Учитель произносит слово «лук», выделяя третий звук [к].

    Учитель: Дети, а сейчас какой звук я произнесла?

    Ответы детей: [к].

    Учитель: Звук [к] это гласный или согласный звук?

    Ответы детей: звук [к] согласный.

    Учитель: Каким цветом обозначают согласный звук?

    Ответы детей: согласный звук обозначают синим цветом.

    Учитель: А теперь положили синюю карточку.

    Дети кладут синюю карточку после красной.

    Учитель: А сейчас давайте с вами проверим, правильно ли мы с вами составили слово «лук».

    Учитель проверяет вместе с детьми схему слова лук и выводит на доске схему слова «лук».

    Игра в звуки.

    Учитель: А сейчас, ребята мы с вами поиграем в игру «Живое слово» составь слово из звуков (вызывает детей на слово «лук» и даёт каждому ребёнку свой звук, дети должны стать в правильном порядке, чтобы получилось слово лук).

    Игра: «Назови слово со звуками [л], [у], [к]. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

    Учитель: Посмотрите, дети, на картину и скажите мне слова, в которых есть звук [ш].

    Ответы детей: Мышь и т.д.

    Рефлексия

    Учитель: Ребята, вам понравилось занятие?

    Ответы детей: да.

    Учитель: А что вам больше всего понравилось?

    Ответы детей: игры.

    Учитель: А в какие игры мы играли?

    Учитель: Ребята, о чём мы сегодня с вами говорили?

    Ответы детей: о звуках, о словах.

    Учитель: О каких звуках мы говорили?

    Ответы детей: гласных и согласных.

    Ответы детей: короткие длинные слова, животные, составляли слова и т.д.

    Давайте подсчитаем у кого сколько фишек? Кто больше всего отвечал?

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Путешествие в страну не выученных уроков» Конспект итогового интегрированного занятия По Образовательной области «Коммуникация» (развитию речи и обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста

    Конспект итогового интегрированного занятия по Образовательной области «Коммуникация» (развитию речи и обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста...

    конспект по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе

    конспект по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе...

    "Открытый урок на тему профессии" конспект НОД развитию речи в старшей группе

    Конспект НОД по развитию речис воспитанниками старшей группыТема: «В мире профессий»Приоритетная образовательная область: речевое развитие.Интеграция образовательных областей: социально – ко...

    Конспект открытого мероприятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Грамота, мой лучший друг!»

    Открытое мероприятие для родителей старшей группы в образовательной области " Речевое развитие" - Обучение грамоте на конец учебного года.Речевое развитие включает владение речью как средством общения...

    Конспект по развитию речи "Уроки грамоты"

    Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "Уроки грамоты"Цель занятия: помочь дошкольника освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, д...

    Конспект по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок»

    Конспект развлечение по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок»Задачи: -Учить называть слова с заданным звуком.- Развивать интонационную выразите...