Методические рекомендации для родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет)
статья по развитию речи (младшая группа)

Бекасова Анастасия Юрьевна

Приоритетной задачей воспитателя при работе с детьми младшего дошкольного возраста в рамках дошкольного образовательного учреждения является развитие всех форм и проявлений речи ребенка. В последнее время наблюдается устойчивая тенденция - с каждым годом в детский сад приходит все большее количество детей, которые имеют определенные отклонения в развитии речи (с нарушением произношения звуков, грамматики речи и др.). Кроме того увеличивается количество детей совсем не говорящих. Они выражают свои желания или эмоции только с помощью мимики и жестов, звукопроизношение совсем отсутствует.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя образовательная школа №661 ОДОД

Приморского района Санкт-Петербурга

Статья

Методические рекомендации для родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет)

Автор: Бекасова Анастасия Юрьевна

Должность: воспитатель

Санкт-Петербург

2019

Речь является неотъемлемой частью нашей жизни. Именно благодаря способности говорить мы получаем всю важную информацию, вступаем в контакт с другими людьми, обмениваемся опытом.

Младший дошкольный период является периодом, когда происходит накопление умственных и физических сил в легкой, непринужденной форме. Для наиболее эффективного и продуктивного развития детей важно знать и учитывать психологические, физиологические особенности детей данного возраста, потому что развитие находится в прямой зависимости от возрастных особенностей ребенка.

 Так дети 3-4 лет характеризуется стремительным рывком в развитии, наблюдается прогресс всех способностей ребенка. Новые знания и умения приобретаются легко и непринужденно в игровой форме. Игра способствует развитию воображения, памяти, внимания, речи, сближает детей, помогает усвоить социальные и нравственные нормы. Дети этого возраста склонны к подражанию, излишне эмоциональны и эмоционально не устойчивы, стремятся как можно сильнее стать свободными от контроля взрослых. в связи с этим у детей в этом возрасте проявляется личность и характер, упрямство и своеволие.

Одной из основных задач воспитателя в рамках детского дошкольного учреждения является всесторонне развитие речи детей. Для достижения наилучшего результата целесообразно опираться на теоретические материалы ведущих практиков, использовать художественную литературу, мультфильмы,  разнообразные карточки и плакаты и т.п.

Изучив теоретические основы по развитию речи, основные методики и приемы, а также используя практический опыт, были разработаны следующие рекомендации для родителей.

В младшем дошкольном возрасте взрослый пользуется безграничным авторитетом у своего ребенка. Именно родителю ребенок старается подражать во всем, ребенок копирует у родителя стиль общения, манеру разговора, походку, выполнение различных действий. например, как папа разговаривает по телефону, стоит он при этом и ходит из угла в угол; как мама подметает пол, причесывает волосы и т.д. Все это ребенок переносит на детский сад и на своих сверстников, одногруппников.

 Поэтому необходимо соблюдать нормы и правила поведения не только в общественных местах, но и непосредственно  дома, в семье. Благодаря эмоциональному климату в семье происходит правильное или с отклонениями развитие ребенка, его творческих и физических способностей, речи.

Хочется отметить, что наибольший эффект развития речи у детей 3-4 лет происходит и достигается при наличии тесного, открытого и доверительного контакта не только между воспитателем и ребенком, но прежде всего между воспитателем и родителями. Только при совместной работе будет достигнут максимальный результат. Не стоит игнорировать пожелания и рекомендации педагога, потому что с момента зачисления ребенка в детский сад, воспитатель проводит с ним большую часть дня.
поэтому целесообразно дать следующие рекомендации родителям:

1) Для поддержки самостоятельного развития речи необходимо обеспечить ребенку комфортную среду, для расширения кругозора и накопления дополнительных представлений о предметах нужно предоставить ребенку свободу выбора для рассматривания карточки, книжки, паззлы и т.п.;

2) Приучать детей внимательно слушать сказки. Наибольший результат дает прочтение сказок перед сном в спокойной и непринужденной обстановке. также детям будут интересны рассказы из личного опыта родителей, из их детства. Как показывает практика, для детей этого возраста настоящим открытием является тот факт, что мама и папа то же были когда-то маленькими, что он также баловались и их наказывали, или как у них что-то не получалось и т.п.;

3) Продолжать подпитывать словарный запас ребенка. рассматривать на улице, дома различные предметы, уточнять их название, находить отличительные особенности и характерные признаки, сходства каждой группы предметов  самих предметов в частности. обращать внимание на детали (у рубашки есть рукава, манжеты, пуговки, воротничок), качественные признаки (на стене висят часы, они черного цвета и круглой формы), развивать тактильное восприятие (твердый или мягкий, теплый или холодный и т.д.), изучать свойства предметов (посуда бьется, книжки рвутся, вода жидкая и может пролиться), определять местонахождение объекта (на полке, пол столом, в шкафу), обращать внимание на слова синонимы (чашка-кружка, стул- табуретка, диван-софа), учить называть предметы одним словом (семья, домашние животные и т.д.), учить различать части суток и времена года, знать их отличительные особенности и признаки.

4) Развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики. Поэтому необходимо развивать мелкую моторику, перебирать различные крупы по форме, величине, пересыпать их в различные емкости с помощью пинцета, ложки, мелкого сита и т.п. также с помощь будут различные пальчиковые игры, пальчиковые дорожки, пальчиковая гимнастика, непродолжительные физкультурные минутки, нанизывание бус и многое другое. Главное, чтобы формы и задания по развитию моторики были разнообразны и непродолжительны, эмоциональны, проходили в форме игры;

5) Заниматься артикуляционной гимнастикой, в помощь себе возьмите зеркальце. Недостатки в развитие речи, нарушение в произношении или неговорливость ребенка вовсе, очень сильно сказываются на его психологическом состоянии. Если другие не понимают ребенка, то он осознавая это начинает испытывать дискомфорт, становится раздражительным, истеричным. Поэтому чем раньше родители начнут работать на исправление данных недочетов, тем легче и быстрее пройдет обучение. заниматься с ребенком лучше всего с утра, когда он в хорошем расположении духа. занятия не должно длится более 5 минут;

6) Стимулировать ребенка говорить грамматически правильно, т.е. правильно согласовывать рода, падежи, местоимения, числа. Постепенно усложнять предложения и высказывания по средством введения в разговорную речь уточняющих деталей, свойств предметов;

7) Привлекать ребенка к совместному диалогу с помощью выбора определенного действия - что мы будем делать сейчас? что нам для этого нужно? как мы это сделаем? а что потом будем делать? и т.д. Учить детей поддерживать диалог не только в кругу семьи, но и с педагогами в саду, на развивающих или спортивных занятиях и т.п.

8) Учить детей правилам этикета в разговорной форме - важно говорить «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста» и другие вежливые слова.

Таким образом, практические рекомендации будут давать существенные результаты, у ребенка будет наблюдаться положительная динамика в развитии только в том случае, когда родители начнут доверять.  прислушиваться, консультироваться с воспитателем и  перестанут бояться или стыдиться обращаться к педагогу со своими проблемами. Потому что совместная работа наиболее эффективна в данном случае.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Рекомендации для родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста»

Данные рекомендации  направлены на профилактику и преодоление задержки речевого развития у детей младшего дошкольного возраста....

Методические рекомендации по формированию морфологической стороны речи детей младшего дошкольного возраста

К трем годам дети овладевают наиболее типичными окончаниями таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваивают всего разнообразия этих категорий. Особенно это относится к су...

Методическая разработка "пальчиковые игры" для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Методическая разработка для развития речи детей младшего  дошкольного возраста....

Методические рекомендации родителям по развитию речи детей младшего дошкольного возраста

Речь ребёнка развивается под влиянием речи взрослого и зависит в большей степени от нормального социального и речевого окружения, воспитания и обучения, которые необходимо начинать с первых дней жизни...

Методические рекомендации для родителей "Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Рекомендации по развитию связной речи:1. Составление предложения по трем картинкам.2. Обучение пересказу3. Составление описательного рассказа4. Составление  рассказа по сюжетной картине5. Составл...