Занятие по речевому развитию для средней группы "Рассказывание по набору игрушек"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Орлова Людмила Анатольевна

Задачи:

   Закреплять умения в образовании названий детенышей животных и уменьшительных наименований неживых предметов. Тренировать в правильном и осознанном употреблении предлогов с пространственным значением (в, под, между).

   Закреплять правильное произношение звука ж в словах, фразах; учить детей слышать этот звук в словах, фразы и слова произносить четко и ясно. Учить правильно пользоваться интонацией (вопросительной, повествовательной говорить достаточно громко, слышать интонационно подчеркнутый воспитателем звук и выделять его в словах (по образцу воспитателя); называть слова с заданным звуком.

   Побуждать детей к самостоятельному составлению рассказа с использованием набора игрушек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по речевому развитию для средней группы

Рассказывание по набору игрушек

Задачи:

Связная речь. Побуждать детей к самостоятельному составлению рассказа с использованием набора игрушек.

Грамматика. Закреплять умения в образовании названий детенышей животных и уменьшительных наименований неживых предметов. Тренировать в правильном и осознанном употреблении предлогов с пространственным значением (в, под, между).

Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение звука ж в словах, фразах; учить детей слышать этот звук в словах, фразы и слова произносить четко и ясно. Учить правильно пользоваться интонацией (вопросительной, повествовательной говорить достаточно громко, слышать интонационно подчеркнутый воспитателем звук и выделять его в словах (по образцу воспитателя); называть слова с заданным звуком.

Материалы для занятия.

Ежиха и три-четыре ежонка (изготовлены из плодов репейника или из пластилина), ветка ели. Фланелеграф, к нему— изображения жука, кружочка, жирафа. Игрушки: жук, жираф, ежи жеребенок, медвежонок, собака, кукла-мальчик; ножницы, кубик, флажок; картинка «чиж».

— Вспомните, как называются детеныши ежа? (Ответы детей.) Ежата маленькие, колючие. А каким ласковым словом можно назвать колючие елки? (Если дети говорят неправильно, к примеру ельчата, отметьте: «Красивое сказочное слово вы придумали. Так можно в сказке назвать детей елки. А в жизни у елок нет детенышей, на елях есть плоды — шишки. А маленькие ели - елочки»)

Как-то раз ежата решили поиграть в прятки у поваленной елки. Один спрятался в дупло, второй — под корни, третий примостился между ветками (все слова сопровождаются соответствующими действиями).

Они радуются, что мама не может их найти. А мама нарочно делает вид, что не видит своих малышей. Ищет их совсем в других местах: то к флажку подойдет, то около кубика поищет, то в ящик стола заглянет (рассказ сопровождается действиями). И каждый раз ежиха, разыскивая своих ежат, приговаривает: «Наверное, мои детки в ящик спрятались (заглядывает в ящик). Нет там, значит, между коробкой и карандашницей. Тоже нет». А ежата рады-радешеньки. Сидят кто под корнем, кто за веткой, кто между ветками и посмеиваются. И мы, дети, поиграем с ними в прятки. Подумайте, куда спрятаться ежатам? Где их будет искать мама?

Воспитатель уточняет, куда именно могут спрятаться ежата, дети говорят, что они могут оказаться в корнях, за ветками, в траве, за деревом, в корзине и т. д. Затем вызывает детей по желанию и задает вопросы: «Куда спрятаться этому ежонку? Спрячь его. А этому? Где будет мама-ежиха искать ежат?» Дети отвечают: «Этот ежонок пусть спрячется в коробку, ... около флажка, ... под елку, ... между кубиком и медвежонком и т. п.».

Затем воспитатель предлагает вспомнить, как жужжит жук, дети повторяют этот звук хором и индивидуально (сидящие в первом ряду произносят звук ж громко, а сидящие во втором — тихо).

Воспитатель выставляет на фланелеграфе изображения жука, кружочка и жирафа, дети обозначают их словами (жук, кружок, жираф). Воспитатель говорит, что во всех этих словах есть одинаковая «песенка»: жжжук, кружжжок, жжжираф.

— Поиграем в игру «Жуки». Из леса к нам прилетели жуки и жужжат (дети вместе с воспитателем показывают одной рукой как летят жуки, и долго тянут: жжж). Устали жуки и сели отдохнуть на листочек-ладошку (дети опускают пальцы одно руки на ладошку второй).

Посидели жуки, отдохнули и опять полетели в лес. Зажужжали сначала громко, затем все тише и тише и совсем улетели (игровое упражнение повторяется два-три раза). Улетели жуки, но ост вили свою «песенку» в словах жжжук, кружжжок, жжжира Послушайте еще раз, как поет жук в этих словах, и попробуй сказать так же, как я: жжжук, кружжжок, жжжираф (каждое слово сначала произносят все вместе, затем два-три ребенка).

Я знаю много слов, в которых есть песенка жука: ножжжи кружжжится, жжжарко, можжжно, Жжженя. Вы знаете слова с такой песенкой? (Каждое названное детьми слово должно произноситься с выделением звука ж. Если ребенок ошибается, воспитатель медленно произносит слово и предлагает детям послушать, есть ли в нем песенка жука.)

Затем детям предлагается вспомнить, какое имя со звуком ж может быть у мальчика (показывается кукла-мальчик). («Жора, Женя.“ Имена произносятся с усиленным выделением звука ж. Воспитатель выставляет игрушки и предметы, просит детей громко произнести их названия и определить те, в которых есть звук ж. Советуется с детьми, какие из них мог бы отобрать для себя мальчик Женя (в названиях должен звучать звук ж). Уточняет, почему остались в стороне кубик и игрушка-собака (в их названиях нет звука ж). Воспитатель читает четверостишие А. Максакова:

Есть иголки у ежа,

Клюв и крылья у чижа.

Молоко дадим ежу,

Крошки вкусные — чижу.

На картинках показывает иголки у ежа, клюв и крылья у чижа. При повторном чтении просит детей договаривать слова, затем задает вопросы.

— У кого есть иголки?        (У ежа.)

 У кого есть клюв и крылья?        (У чижа.)

Кому дадим молока?        (Ежу.)

Кому дадим вкусных крошек? (Чижу.)

Четверостишие читается еще  и слова повторяются индивидуально и хором.

— У ели тоже есть иголки, посмотрите еще раз на эту ветку ели, послушайте строчки из стихотворения С.Я. Маршака

«Ель на ежика похожа: еж в иголках, елка — тоже».

Примечание. При необходимости воспитатель может упражнять отдельных детей в правильном и осознанном употреблении предлогов в, под, между. Вместо ежихи с ежатами можно подобрать другие игрушки — кошку с котятами, собаку со щенятами и др. С малоактивными детьми в свободное время повторяются игровые упражнения с интонационным выделением звука ж в словах и подбором игрушек и предметов, названия которых содержат этот звук. С группой желающих планируется в часы игр настольная речевая игра «Какое это имя?», цель которой — тренировать детей в самостоятельном подборе имен, сходных по звучанию, и закреплять умение вслушиваться в звучание слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по речевому развитию в средней группе. «Книга – друг человека»

Книга – есть жизнь нашего времени.                                            ...

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе «Прогулка в зимний лес».

Занятия по речевому развитию для детей средней группы «Прогулка в зимний лес»....

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе. Тема: "Заучивание стихотворения Е.Трутневой "Ёлка".

Предлагаю интересную методику заучивания стихотворения. Эта методика была апробирована в 2013 году при подготовке детей к Новогодним праздникам и дала положительные результаты, дети с желанием и лёгко...

Конспект занятия по речевому развитию для средней группы Тема: «Знакомство со звуком Р»

Данное занятие предназначено для детей средней группы. На этом занятии дети учатся правильно произносить звук "Р"  изолированно и в словах. Все занятие построино на словестных и дидактических...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ " в МАГАЗИНЕ ИГРУШЕК"

Знятие по речевому развитию в старшей группе с использованим таблицы для составлния  описательного рассказа об игрушке....