План самообразования на тему: «Изучение и использование игр на интерактивной доске по развитию грамматического строя речи дошкольников старшего возраста».
материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Серякова Ольга Сергеевна

В материале раскрыта актуальность внедрения информационно - коммуникативных технологий для развития грамматического строя речи у детей старшего возраста, представлены задачи работы, ожидаемые результаты, составлен план реализации темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие речи25.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №41 комбинированного вида  

План самообразования

воспитателя первой кв. категории

Серяковой Ольги Сергеевны

2019 – 2020 учебный год

на тему:

«Изучение и использование игр на интерактивной доске

по развитию грамматического строя речи дошкольников старшего возраста»

 

 

г.о.г. Шахунья

2019 год

«Выживает не самый сильный

и не самый умный, а тот,

кто лучше всех откликается

на происходящие изменения…»
Чарльз Дарвин.

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка. Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Существующие образовательные программы дают огромные возможности для развития детей. Однако приходится констатировать, что использующиеся методы и средства в обучении дошкольников в ДОУ реализуют далеко не все возможности заложенные в них. Внедрение информационно-коммуникативных технологий может разрешить это противоречие. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте - это игра. Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе – это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста, включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Включение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении - это одна из новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.

В условиях современного развития общества и производства невозможно представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером, умения работать на интерактивной доске не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникативные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников информационно-коммуникативные технологии обладают рядом преимуществ:

- предъявление информации на экране - несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

- предоставляет возможность индивидуализации обучения;

- в процессе своей деятельности за компьютером, около интерактивной доски дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.

Использование ИКТ в дошкольном образовании позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками, их умственному и речевому развитию.

За последние десятилетия существенно изменилась скорость восприятия информации за счет концентрации внимания на подаче зрительных образов. Современные дети отлично адаптируются в цифровом мире. Сознание детей способно воспринимать достаточно большой объем визуальной информации в виде картинок, рисунков, ярко оформленных текстов, быстро сменяющихся слайдов.

Новые информационные технологии позволяют строить познавательный процесс более высокого уровня на основе восприятия зрительного (графика, анимация, текст), слухового (звук, видео), осязательного (клавиатура, интерактивная доска).

                                                                    Актуальность                                                                                                                                         В профессиональном стандарте педагога сказано, что воспитатель дошкольного учреждения обязан владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми дошкольного возраста.  Так как я работаю в коррекционной группе, с детьми с тяжелыми нарушениями речи, у них наблюдаются особенности в обучении и воспитании: трудности удержания внимания; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; быстрая утомляемость; лексико-грамматическое недоразвитие речи; гипо- или гиперактивность.

Поэтому передо мной встал вопрос, как найти более эффективные пути обучения детей данной категории, и пришла к выводу, что использование в коррекционной работе разнообразных информационных технологий предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает результативность логопедической работы в целом. Использование интерактивных дидактических игр дает возможность наглядно представить результат своих действий, возможность исправить ошибку, если она есть. Преимущество интерактивных игр состоит в том, что в них дети могут играть, передвигать картинки самостоятельно, без помощи взрослого. Интерактивность – это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем – либо, или непосредственно с самим человеком, это - одна из характеристик диалоговых форм познания. Использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной, что позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально - аудиальные условно-рефлекторные связи ЦНС. В процессе работы на их основе у детей формируются необходимые речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Участники: дети, родители, педагоги ДОУ.                                                                       Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Чтобы добиться поставленной цели, поставила следующие задачи.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме самообразования, изучить педагогический опыт через статьи в СМИ, интернет;

2. Внедрить в практику образовательной деятельности дидактические игры с применением ИКТ;

3. Развивать у ребенка интерес к собственной речи, ее правильности;

4. Обогащать речь детей новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

 5. Создать методическую копилку дидактических игр и упражнений для интерактивной доски.

 6. Взаимодействовать с родителями и педагогами – подготовить и провести консультации для родителей и педагогов.

Ожидаемые результаты:

Систематизация теоретических и практических знаний, позволяющих внести изменение в работу по  формированию грамматически правильной речи дошкольников старшей группы через дидактические игры на интерактивной доске.

Собрана медиатека дидактических игр и упражнений на развитие грамматического строя речи дошкольников старшего возраста.

Проведены консультации с родителями и педагогами.

Реализация плана саморазвития на 2019 – 2020 г.

Этапы

Содержание работы

Практическая деятельность

Сроки

1.Организационно-ознакомительный (диагностический)

Выбор и определение темы самообразования.

Планирование работы по теме самообразования.

Изучение психолого-педагогической и методической литературы.

Изучение периодической печати.

Знакомство с работами других педагогов.

Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

Сентябрь 2019г.

2.Основной (практический)

Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса.

Создание персонального сайта  

Применение знаний, умений, навыков на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, родителями, педагогами.

Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования: выступления на педсоветах, заседаниях МО, показ открытых занятий, участие в семинарах, вебинарах, публикации в сборниках научных статей, журналах, газетах, участие в городских, региональных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах профессионального мастерства, участие воспитанников в разнообразных конкурсах.

В течение всего срока самообразования

3.Заключительный (обобщающий)

Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме самообразования.

Распространение опыта работы.

Участие в работе городского МО педагогов, в городских семинарах.

Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах.

Консультативная помощь воспитанникам и родителям.

Ведение профессионального портфолио.

Оформление результатов работы.

Апрель – май 2020 г.

Проработанная литература:

1. Акименко  В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д; изд. Феникс, 2012г.

2. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. - Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011г.

3. Белобородова Е.Г., Горвиц Ю.М., Любимова М.М. Использование компьютерных игр «Кид/Малыш» для коррекции и развития речи у детей // М.: МИФИ, 2012, с 186-187.

4. Богатырева Ю.И., Косарев М.И.  «Информационные технологии в научной деятельности». – М., 2010 г.

5. Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. новые информационные технологии в логопедической работе. // Научно-методический журнал «Логопед»,- 2014, 2, С22.

6. Дробышев Ю.А., Ерлыченко С.Н. Возможности использования новых информационных технологий  при обучении младших школьников решению логопедических задач //  Информационные технологии в образовании. М.:МИФИ,2012, с 26-27.

7. Королевская  Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. // Дефектология.- 2014, № 3, с 47-55.

8. Кузьмина Е.В. Использование  информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы».  Журнал «Логопед» №5, 2008г.

9. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы // Дефектология. – 2012, № 5, с 27.

10. Крапивенко А.В. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений. – М., 2011г.

11. Кутепова Е.Н. Оптимизация процесса школьного обучения с помощью программно-методических средств // Логопедия: методические традиции и новаторство. – М., 2011г.

12. Степанова О.А. Справочник учителя-логопеда.- М.: ТЦ Сфера, 2009, 224 с.

13. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы // Дефектология. – 2013, № 7, с 41-49.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Газета для родителей по теме "Развитие грамматического строя речи у старших дошкольников"

Работа с родителями проводится для формирования у них «педагогической компетентности» по развитию грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста.Материал может быть использован ка...

Особенности развития грамматического строя речи у старших дошкольником с общим недоразвитием речи

В данной статье рассматриваются периоды формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Использование приёмов словоизменения в коррекции и развитии грамматического строя речи дошкольников

Хроническая школьная неуспеваемость – наиболее острая проблема детей младшего школьного возраста. Трудности усвоения различных школьных предметов являются основной причиной неуспеваемости, школь...

Развитие грамматического строя речи дошкольников при обучении чтению с использованием игры: «СЛОГИ НА ДОРОГЕ»

Создание условий для формирования читательской компетентности дошкольников как условие развития функционально грамотной личности.Задачи: развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический ст...

Открытое занятие с использованием ИКТ. Занятие по развитию грамматического строя речи в старшей группе.

Занятие по развитию грамматического строя речив старшей группе.Тема «Транспорт» Цель: Систематизировать знания о транспорте. Образовательные задачи: Закрепить знания детей о...

Консультация для педагогов на тему: "Развитие грамматического строя речи у старших дошкольников»

Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. М...