Пальчиковые игры.
картотека по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Калашникова Елена Викторовна

Пальчиковые игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx295.2 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры

1. «Игры из ничего»
Цель: закрепление навыка работы ведущей рукой.

 Задачи:

  1. Тренировка мелкой моторики кистей рук.
  2. Отработка ритмических круговых движений рук.
  3. Ориентировка в пространстве.
  4. Концентрация внимания.
  5. Развитие общей координации движений.

Оборудование: мягкая игрушка, клубок ниток, магнитофон, горох, клей, картон.

Ход игры:

1. Пальчиковая игра: Кулачки мы вместе сложим, нашим пальчикам поможем разогнуться и подняться. Пальчик к пальчику прижмем. Снова в кулачки сожмем. (2 раза)

2. Игра «Помоги котенку»
Детям сообщают, что к ним пришел котенок. Он очень расстроен, — у него беда. Он заигрался и не заметил, как размотал у бабушки клубок ниток. Смотать нитки в клубок он не может. Детям предлагается помочь котенку, затем детям выдаются размотанные клубки ниток разного цвета (уточняется цвет клубка у каждого ребенка).
С началом звучания музыки дети приступают к выполнению задания. По окончанию обращается внимание на качество и аккуратность работы.
        3Физкультминутка «Ежик:
По сухой лесной дорожке —
Топ, топ, топ — топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик.
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
Дети стоят слегка согнувшись, руки согнуты в локтях перед грудью. Кисти рук опущены вниз, ноги слегка согнуты в коленях. Делают мелкие частые шажки. Имитируют собирание ягод.

 

2. Игры с крупами

«Мелкие предметы»

Цель: развиваем мелкую моторику, учимся удерживать мелкие предметы пальцами.

В одну мисочку насыпьте обыкновенный горох, пусть малыш перекладывает его в другую мисочку. Сначала всей горстью, затем щепоткой, а потом большим и указательным пальцами обеих рук.

Хорошо, если вы еще будете приговаривать или подпевать: раз горох и два горох, раз горох и два горох.

«Рисуем»

Цель: развиваем мелкую моторику, воображение, обучение рисованию.

Насыпьте на противень или поднос манную крупу так, чтобы она закрыла всю поверхность. Ребенок может рисовать, водя по противню пальчиками.

Рисовать можно все что угодно: спирали, геометрические фигуры, домики, цветочки и т. д.

Обязательно введите в урок обучение, поэтапно покажите ребенку, как рисовать тот или иной предмет, ребенок должен повторять за вами каждый этап.

«Бусы»

Цель: развиваем мелкую моторику, координацию, ловкость, воображение.

Возьмите примерно 200 граммов макарон с большим отверстием. Можно взять цветные макароны, с разными фигурками. Еще вам понадобится веревочка такой толщины, чтобы макароны легко на нее нанизывались.

Покажите ребенку, как можно нанизывать макароны на веревочку. Девочка может делать бусы и браслеты для своей куклы, мальчик — для мамы или сестрички. Не забудьте надеть бусы, после того как ребенок их подарит.

Можно раскрасить бусы краской.

Объясните ребенку, что бусы нужно собирать обеими руками.

Игра «Сокровища гномов»

Цель: Развитие мелкой моторики, точности движений пальцев, умения поочередно действовать правой и левой рукой.

Оборудование: Контейнер с песком (лучше пластмассовый тазик с широким дном), бусины, нить капроновая (можно взять леску), салфетка, тарелка или поднос.

Ход игры:        

Взрослый напоминает сказку Братьев Гримм «Белоснежка и семь  гномов».

Задает вопросы.

- Чем занимались гномы? (Искали сокровища).

- Где они  работали? (В подземелье, в пещерах).

- А ты хочешь помочь гномам? Тогда давай отправимся в пещеру, где они работают. Закрывай глаза, считай до 5. (Ребенок закрывает глаза, во время счета поставить на стол контейнер с песком, в котором закопаны бусинки). Открывай глаза. Я знаю, что в этом песке спрятаны бусины. Попытайся их найти и нанизать на нитку.

Ребенок отыскивает в песке бусинки, нанизывает их на нить (леску). По окончании игры подводится итог: все ли бусины найдены, сколько их (если играют несколько детей, то можно сравнить, кто из детей собрал самые длинные бусы, кто больше всех нашел бусы, кто старался помочь гномам и т.п.).

Варианты  игры:

1. Можно усложнить задание: закопать бусины разного вида (цвета, размера, фактуры, формы) и надевать их на нитку по определенной схеме.

Bysi.jpg

2. Искать сокровища можно не только в песке, но и в гречневой крупе, горохе, пшене, остатках шерстяной пряжи или ниток.

3. Можно вместо бусин использовать разноцветные стеклянные  камушки, красивые пуговицы.

colorful necklace.jpg


3. Игры  с прищепками

Научиться пользоваться прищепками в играх не очень просто для ребенка. Поэтому нужно идти небольшими шагами в определенной последовательности.

  • Сначала прикрепите прищепки на край игрушечного ведерка или коробки и научите малыша снимать их, нажимая одновременно двумя пальцами за кончик прищепки. Попросите «помочь собрать прищепки» и похвалите малыша за помощь. Помните, что откреплять прищепки всегда легче, чем прикреплять их. Поэтому начинать надо именно с таких упражнений пальчиковой гимнастики.
  • Затем покажите малышу, как прищепки раскрывают свой «ротик». Скажите, что нужно сильно нажимать на прищепку, чтобы она раскрыла свой ротик.  Можно назвать прищепки «крокодильчиками» и показать, как наши крокодильчики сильно открывают свой ротик. Если у малыша уже получается с нужной силой нажимать на прищепку и раскрывать и закрывать ее, то покажите другие упражнения с прищепками и включите их в пальчиковую гимнастику.

Варианты упражнений с прищепками для развития пальчиков

  • Прикрепить прищепки к желтому картонному кругу. Получится солнышко.
  • Прикрепить иголки к серому полукругу. Получатся колючки для ежика.
  • Прикрепить прищепки к узкому длинному треугольнику. Получатся ветви дерева.
  • Прикрепить с помощью прищепок на веревку кукольную одежду после ее стирки.
  • Прикрепить четыре прищепки к силуэту мальчика (прищепки будут его ручками и ножками) Сортировать прищепки по цвету, прикрепляя вверху на стенки ведерок или коробочек разных цветов (желтые прищепки к желтой коробочке, красные к красной)
  • Построить «заборчик» из прищепок, прикрепляя их к ведерку или к картонной полоске. Можно давать задание чередовать прищепки в заборчике в определенной последовательности, чтобы он получился красивым и ярким.
  • Две белые прищепки могут быть «ушками» у силуэта зайчика (даем малышу силуэт зайки без ушек, а он прикрепляет пальчиками прищепки – ушки). Синие прищепки могут стать капельками дождя у тучки (прикрепляются внизу тучки), желтые прищепки – плавником и хвостом у золотой рыбки(прикрепляются к силуэту рыбки) или хвостом у птицы (прикрепляются к силуэту птички без хвоста). Если прикрепить прищепки на круг, то получится цветок. А если прикрепить к красному кругу с черными точками — изображению божьей коровки, то из прищепок получаются ее ножки.

Упражнение для пальчиков «Снаружи – внутри».

Когда малыш освоится с простейшими упражнениями пальчиковой гимнастики с прищепками, можно дать задание посложнее, которое требует сообразительности и ориентировки в пространстве. Наклейте на прищепки изображения разных насекомых (птичек, зверюшек) – в зависимости от темы занятия. Попросите малыша прикрепить прищепки  на край пластмассового стакана или ведерка так, чтобы все наши герои (например, насекомые) были снаружи ведерка. Прикрепите сами прищепку и скажите: «Выглянуло солнышко, захотели бабочки, жуки, божьи коровки погреться на солнышке. Сделай так, чтобы все насекомые сидели снаружи ведерка». При этом нельзя крутить стакан! И нельзя самому передвигаться вокруг стакана. Не все малыши быстро догадываются, как это можно сделать.Затем через несколько дней дайте аналогичное задание сделать так, чтобы все насекомые сидели внутри ведерка (например, спрятались от птички).

Упражнения для пальчиков: диалоги

Более сложные упражнения пальчиковой гимнастики с прищепками – это диалоги, в которых требуется одновременно и говорить и действовать прищепкой. С помощью прищепок можно изображать разных героев, которые разговаривают друг с другом, и в ритм диалога открывать «ротик» прищепки. Можно для таких игр наклеивать на прищепки круги с изображением персонажа, но это вовсе не обязательно.  Я рекомендую использовать многоразовые картинки, которые легко менять. Это очень удобно: всегда можно прикрепить нужную картинку из картона для одной игры, а затем после игры снять ее и на той же прищепке. Для таких упражнений пальчиковой гимнастики используются стихи с диалогами и короткие рассказы с диалогами.

4.Игры со счетными палочками

При составлении фигурок ставятся различные задачи:

  1. Развивать мелкую моторику пальцев.
  2. Сосчитать палочки, из которых выполняются фигуры.
  3. Если фигура сделана из разноцветных палочек, то предлагаю сосчитать палочки каждого цвета.
  4. Сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет (Сколько треугольников, прямоугольников, квадратов?).
  5. Сосчитать уголки, входящие в фигуру.
  6. Самому придумать и сложить фигуру.

Предлагаем варианты рисунков, которые малыш может выложить из тех же палочек на ровной поверхности. Начинать советуем с простых геометрических фигур. В процессе игры необходимо объяснить ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника, солнце — из многоугольника и т. п. Пусть малыш проявит фантазию и сделает свою картинку. Затем можно предложить ему «нарисовать» палочками понравившуюся фигурку из книжки.

ЕЖИК

Пыхтя, тащил домой грибок

Проворный маленький зверек.

Ни головы, ни ножек, —

Конечно, это ежик.

СТРЕКОЗА

Вот загадка не простая:

Прилетела — не кусает,

Не жужжит и не пищит,

Над поляною кружит.

В сеточку ее глаза —

Кто же это?

Стрекоза.

ЦВЕТЫ

Возле речки, на пруду,

На поляне и в саду —

Всюду выросли цветы

Небывалой красоты.

5.Ласковые игры для пальцев

Игра «Ладошка – замри!»

Цель: развитие статистической координации движений пальцев рук, упражнение в удержании позы.

Инструкция: вытянуть руки вперед с разведенными пальцами и пробовать удержать 10 секунд. Если получается удержать позу, то руки положить на стол. Педагог может слегка приложить ладони на руки ребенка.

Игра «Путешествие пальцев»

Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

Материал: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев.

Ход игры: ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки».

Правила:

  1. можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца;
  2. все пальцы должны участвовать;
  3. нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.

Игра «Успевай-ка!»

Цель: развитие динамической координации, чередование движений рук.

Ход игры: (играют 2-10 человек) в процессе игры дети строят столбик из рук, производя различные общепринятые комбинации.

Например, кулак – кулак – ладонь.

Правило: Нельзя ошибаться. Рука, совершившая ошибку, убирается.

Игра «Зайка и зеркало»

Цель: совершенствование координации, автоматизации и плавности переключения.

Инструкция: левая ладонь кверху, делаем «козу». Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

Игра «Стол»

Цель: развитие динамической координации, чередования движений, развитие переключаемости.

Инструкция: левая рука в кулачек. Сверху на кулачек опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.


6.Игры с крышками

Игра «Лети, лети наша ракета»      

                                                                                                             

Пальчиковая гимнастика: «Посмотрите, луноход».                                                          

Цель: учить детей по контуру выкладывать крышки. Закрепить знание треугольной, прямоугольной формы. Закрепить названия цвета крышек. Развивать моторику пальцев рук.                                                                                                                      

Оборудование: листы голубого цвета с контуром ракеты, разноцветные крышки по количеству детей, плоскостные звери.                                                                            

Методические приемы:

Воспитатель проводит беседу на тему: космос. Рассказывает, что первыми космонавтами были животные - собачки, звали их Белка и Стрелка. После них в космос полетели люди. Предложить отправить в космос животных, которые лежат у детей на столе. Дети выкладывают по образцу ракету.

Пальчиковая гимнастика: «Посмотрите, луноход».

Посмотрите, луноход                                                                                                                    

По луне легко идет.                                                                                                                    

Он шагает очень важно,                                                                                                                  

В нем сидит герой отважный.                                                                                                    

Дети ставят на стол подушечки пальцев обеих рук, переносят на руки часть веса, а затем, как бы шагают по очереди правой и левой рукой. Повторить несколько раз. Дети обыгрывают постройки.

Игра «Красивый цветок»    

                                                                                                                     

Пальчиковая гимнастика: «Цветок»

                                                                           

Цель: совершенствовать умение детей делать постройки из крышек «красивый цветок», сочетать по цвету. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать у детей интерес к выполнению задания. Развивать творческие способности, смекалку.                                                                                            

Оборудование: разноцветные крышки на каждого ребенка, плоскостные бабочки.

Методические приемы:

Воспитатель обращает внимание, что к ним в группу прилетели бабочки. Они хотят сесть на красивые цветочки, но у нас в группе их нет. Воспитатель предлагает для наших гостей выложить из разноцветных крышек красивые цветочки. Воспитатель объясняет и показывает выполнение задания.

- Для красной бабочки мы выложим цветок из красных крышек, для синей - из синих крышек и т.д.). Во время выполнения закрепить цвет. После выполнения задания - пальчиковая гимнастика: «Бабочка».                                                                                                                                  

Бабочка – коробочка,                                                                                                              

Улетай под облочко.                                                                                                                  

Там твои детки                                                                                                                              

На березовой ветке.                                                                                                      

Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые «бабочка сидит».

  1. Игры-потешки

"Дружба"

"Дружат в нашей группе девочки и мальчики".
Пальцы рук соединяются ритмично в замок.
"Мы с тобой подружим маленькие пальчики".
Ритмичное касание одноименных пальцев обоих рук.
"Раз, два, три, четыре, пять".
Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев.
"Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать".
Руки вниз, встряхнуть кистями.

"Прогулка"

При выполнении этого упражнения дети сидят на своих местах и ритмично, поочередно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук.

Пошли пальчики гулять,
пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.
А вторые - догонять,
ритмичные движения по столу указательных пальцев.
Третьи пальчики - бегом,
движение средних пальцев в быстром темпе.
А четвертые - пешком.
медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола.
Пятый пальчик поскакал
ритмичное касание поверхности стола мизинцами.
И в конце пути упал.
стук кулаками по поверхности стола.

"В гости"

В гости к пальчику большому
выставляются вверх большие пальцы обеих рук
Приходили прямо к дому:
Ладони вместе, одноименные пальцы соприкасаются
Указательный и средний,
поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно.
Безымянный и последний
Сам мизинчик-малышок
пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы
Постучался на порог.
кулаки стучат друг о друга
Вместе пальчики - друзья,
ритмичное сжимание пальцев в кулаки
Друг без друга им нельзя.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.

Как правильно  проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....

Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"

Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...