Программа дополнительного образования "Развивайка"
рабочая программа по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Данная дополнительная образовательная программа имеет социально – педагогическую направленность: является программой социально - психологической адаптации и ориентирована на своевременное преодоление нарушений речи и, тем самым, повышение уровня готовности дошкольников к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа дополнительного образования | 73.1 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №27
«Детский сад комбинированного вида»
650032, город Кемерово, ул.1-я Линия, строение 20/1
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующая МБДОУ № 27
____________________ С.А. Березикова
Программа
дополнительного образования
«Развивайка»
для детей 5 - 7 лет
по коррекции звукопроизношения
Разработала учитель-логопед:
Килина Екатерина Константиновна
Содержание:
1. Пояснительная записка…………………………………………..……….…3
2. Цель, задачи………………………………………………………………….5
3. Годовой учебный план……………………………………….……………..17
4. Годовой учебный график ………………………………………….............17
5. Содержание программы ………………………………………….………..17
6. Организационно – педагогические условия реализации программы…....22
7. Оценочные и методические материалы:
- формы контроля….…………………………………..……………….27
- критерии отслеживания усвоения программы………………..…….27
- ожидаемые результаты……………………………………………….36
- условия реализации программы…………………………………..…37
8. Список литературы……………………………………………………….…38
Приложение №1…………………………………………………………………40
Приложение № 2…………………………………………………………………44
Приложение № 3……………………………………………………...…………46
Приложение №4……………………………………………………………..…..56
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.
В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего. В старшей группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке. Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.
Данная дополнительная образовательная программа имеет социально – педагогическую направленность: является программой социально - психологической адаптации и ориентирована на своевременное преодоление нарушений речи и, тем самым, повышение уровня готовности дошкольников к школьному обучению.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242)
- Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09).
- Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. // Т. Б. Филичева,
Г. В. Чиркина.
Актуальность данной дополнительной образовательной программы обусловлена необходимостью преодоления фонетического и фонематического недоразвития дошкольников как одного из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации.
2. Цель, задачи
Цель: обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с фонетико- фонематическим недоразвитием и осуществления своевременного и полноценного их личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия, социализацию и адаптацию детей к жизни в обществе.
В процессе реализации Программы решаются следующие
задачи:
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- преодоление недостатков в речевом развитии;
- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения;
- развитие слухового восприятия;
- развитие моторики;
- формирование фонематического слуха;
- подготовка к обучению грамоты, овладение элементами грамоты;
- формирование навыков учебной деятельности;
Очень важно, чтобы процесс нормализации речи детей осуществлялся с учѐтом общедидактических и специальных принципов:
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей;
- принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи;
- принцип формирования элементарного осознания явлений языка;
- принцип обогащения мотивации речевой деятельности;
- комплексность воздействия на ребенка;
- воздействие на все стороны речи;
- опора на сохранные звенья;
- учет закономерностей онтогенеза;
- учет ведущей деятельности;
- учет индивидуальных особенностей ребенка;
- воздействие на микросоциальное окружение.
3. Годовой учебный план по коррекции звукопроизношения у детей
Этапы коррекционной работы | Направления коррекционной работы | Методы логопедического воздействия |
I этап – подготовительный Цель: подготовка слухового и речедвигательного анализаторов к постановке звуков | 1.Развитие ручной моторики. Цель: активизация моторных речевых зон головного мозга.
| I.Пальчиковая гимнастика (комплексы). II.Пальчиковые игры без речевого сопровождения. III.Пальчиковые игры с речевым сопровождением. IY. Упражнения на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук общего характера, включенные в различные виды деятельности: - составление разрезных картинок; - работа с мозайкой; - наматывание нитки на катушку, клубок; - выкладывание из палочек, веревочек геометрических фигур, изображений (по схеме и самостоятельно); - игры с природным материалом; - раскладывание и складывание разборных игрушек; - конструирование; - работа с ножницами, карандашами, пластилином; - Игры с пуговицами, пробками, прищепками… Y. Использование инновационных технологий: - упражнения с массажным мячом Су-Джок; - игры с кинетическим песком. |
2.Развитие неречевого дыхания. Цель: развитие длительного выдоха без участия речи; формирование нижнереберного, диафрагмального дыхания | Игровые упражнения (не речевые): «Пилка дров», «Надуй игрушку», «Листочки шелестят», «Задуй свечу», «Чайник закипел», «Вертушка», «Снежинки летят», «Раздуй картинку» и т.д. | |
3.Развитие речевого дыхания. Цель: развитие речевого дыхания на длительном плавном выдохе, различие высоты, силы, тембра голоса | 1. Игровые упражнения (речевые): «Эхо», «Вьюга», «Дует ветер», «В лесу», «Лесенка» и т.д. 2. Работа со стихотворными текстами. 3. Работа с диалогами. | |
4.Развитие артикуляторной моторики. Цель: выработка правильных, полноценных движений артикуляторных органов для правильного произношения звуков | 1.Упражнения на развитие мышц лица: а) по подражанию и словесной инструкции (закрывание глаз; зажмуривание правого, левого глаза; поднимание бровей; надувание и втягивание щек и т.д.); б) имитация мимических движений с использованием картинок (упражнения «Дети загорают», «Подарок», «Кислый лимон», «В зоопарке»). 2.Гимнастика для челюстей, щек, губ, языка (комплексы упражнений по М.Е. Хватцеву). *Артикуляционная гимнастика включает: а) статические упражнения («Лопаточка», «Иголочка», «Горка», «Чашечка» и т.д); *Динамические упражнения («Улыбка» - «Трубочка», «Качеля», «Маляр», «Почистим зубки» и др.) *Развитие артикуляторных движений проводится в 2-ух направлениях: а) развитие кинетической основы движений; б) развитие кинестетических ощущений. | |
5.Развитие слухового восприятия и внимания. Цель: подготовка к различению на слух речевых единиц: слов, слогов, звуков; формирование установки на точное восприятие речи окружающих. | 1.Упражнения на узнавание неречевых звуков («Кто хлопал?», «Что звучит?», «Тихо – громко» и т.д. 2. Упражнения на развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале («Найди картинку», близко – далеко», «Хлопки», «Кто летит?») | |
6.Развитие слухомоторных координаций (развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур). Цель: подготовка к работе над звуко – слоговой структурой слова, над ударением (логическим, фразовым), интонационной выразительностью. | 1.Упражнения на оценку ритмов. 2.Упражнения на воспроизведение ритмов: - по слуховому образцу; - по инструкции. | |
7.Развитие фонематического восприятия и элементарных форм фонематического анализа. Цель: формирование умения различать слова близкие по звуковому составу, развивать умение выделять звук на фоне слова, первый и последний звук в слове. | 1. Упражнения на различения слов, близких по звуковому составу («Найди ошибку», «Подбери картинки», «Найди пару», «Поезд» и др.). 2.Упражнения на развитие фонематического анализа («Подними картинку», «Красный – зеленый – синий», «Угадай, где спрятался звук»). Работа проводится на материале звуков, правильно произносимых детьми после уточнения артикуляции и слухового образа звуков. | |
II этап – этап формирования первичных произносительных навыков. III этап – этап формирования коммуникативных умений и навыков | I. Постановка звука Цель: формирование правильного уклада изолированного нарушенного звука. Направления работы: 1.Развитие слухового восприятия. Цель: уточнение слухового образа отрабатываемого звука. 2.Развитие фонематического анализа. Цель: выделение отрабатываемого звука на фоне слова, уточнение его слухопроизносительного образа. 3.Развитие речевой артикуляторной моторики. Цель: уточнение артикуляции отрабатываемого звука с опорой на зрительное, тактильное восприятие и кинестетические ощущения; отработка каждого элемента необходимого артикуляторного уклада. 4.Работа по непосредственной постановке звука. Цель: объединение изолированных артикуляционных элементов в единый артикуляционный уклад. II. Автоматизация звука Цель: закрепление условно – рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале; введение звука в слоги, слова, предложения, связную речь. Направления работы: 1.Введение звука в слоги, слова, словосочетания, связную речь (основное направление работы). 2.Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза). 3.Работа над просодической стороной речи: над ударением в процессе автоматизации звука в словах и слогах (используются серии слоговых цепочек с перемещающимся ударным слогом); над темпом, ритмом, логическим ударением и интонацией в словосочетании, предложении и связной речи). 4.Словарная работа (обогащение, уточнение, активизация, систематизация словаря). 5.Совершенств-ие грамматического строя речи. III. Дифференциация звуков (проводится, если ребенок заменяет или смешивает звуки в речи) Цель: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза. Подэтапы: 1. Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков. Цель: уточнить произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. 2. Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков. Цель: сравнение конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. | 1.Игры и упражнения на уточнение слухового образа отрабатываемого звука: -введение картинки – символа, соотносящейся со звуком; -игры на звукоподражание. 2.Упражнения на выделение звука на фоне слога, слова (речевой материал подбирается на конкретный звук, над которым ведется работа). 3.Упражнение на развитие артикуляторной моторики (определенный комплекс упражнений для губ, щек, челюстей, языка для подготовки правильного произнесения нарушенного звука). 4. Непосредственная постановка звука. Способы: а) по подражанию (с опорой на слуховой образ, на зрительное, тактильное восприятие и кинестетические ощущения); б) механический (с использованием вспомогательных средств: шпателя, зонда и т.д.) в) от других правильно произносимых звуков; г) от артикуляторного уклада; д) смешанный способ постановки (используются различные способы). 1. Упражнения на имитацию слогов с отрабатываемым звуком: а) прямых открытых слогов – обратных слогов (при автоматизации щелевых звуков); б) обратных слогов – прямых открытых слогов (при автоматизации смычных и аффрикат). 2. Упражнения на автоматизацию звука в словах: Имитация, игры с называнием картинок и натуральных предметов: а) звук в начале слова; б) звук в конце слова; в) звук в середине слова (а, б, в – в простых односложных словах); г) звук в односложных словах со стечением согласных; д) звук в начале слова; е) звук в середине слова, конце слова (д, е – в простых двусложных словах); ж) звук в двусложных словах со стечением согласных; з) автоматизация звука в трехсложных словах без стечения согласных; и) автоматизация звука в трехсложных словах со стечением согласных. 3. Автоматизация в словосочетаниях. 4. Автоматизация в чистоговорках. 5. Автоматизация звука в предложениях (с постепенным усложнением структуры предложения и речевого материала). 6. Автоматизация в связной речи. Приемы работы при автоматизации звука в словосочетаниях, предложениях, связной речи: имитация речевых высказываний; заучивание чистоговорок, поговорок, пословиц и стихотворений; пересказ рассказов, составление предложений и рассказов по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке; дидактические игры. 1. Упражнения первого пдэтапа: а) Уточнение артикуляции с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения (упражнения при постановке звука). б) Игры и упражнения на уточнение слухового образа звука (картинка – символ, игры на звукоподражание). в) Выделение звука на фоне слога («Красный – зеленый»). г) Выделение звука на фоне слова (исключаются слова со звуками, сходные акустически и смешиваемые в произношении). «Подними цветной кружок на заданный звук», «Назови картинки (придумай слова), где есть заданный звук». д) Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова. е) Выделение слова с заданным звуком из предложения. 2.Упражнения второго подэтапа (речевой материал включает слова со смешиваемыми звуками): а) Дифференциация звуков в слогах (повторение слов со звуками, выделение звуков из слогов с поднятием кружка – символа, придумывание слогов со звуками, преобразование слогов). б) Дифференциация звуков в словах (определение звука в словах, места звука, работа с картинками – квазиомонимами и др. упр.) в) Дифференциация звуков в предложениях (аналогично упражнениям первого подэтапа, но включают оба смешиваемых звука). г) Дифференциация звуков в связной речи (работа с картинками, стихами, короткими текстами). |
1. Развитие умения использовать автоматизиров-ые и отдиференцированные на специально подобранном материале звуки в естественных речевых условиях. 2. Формирование способности контролировать свое умение правильного произнесения звуков в спонтанной речи. | Заучивание стихов, диалогов, составление предложений, рассказов по картинкам, пересказы коротких текстов, где частность данного звука не превышает нормального его распределения в естественной речи. |
Годовой учебный график
Продолжительность учебного года | 16.09.2019 – 30.04.2020 |
Продолжительность учебного процесса | 30 недель |
Режим работы | 2 раза в неделю, во второй половине дня |
Выходные | суббота, воскресенье, праздничные дни |
Каникулы | 01.01.2020 – 08.01.2020 |
Педагогическая диагностика | 16.09.2019 – 27.09.2019 29.04.2020 – 30.04.2020 |
Количество занятий | 2 занятия в неделю, 8 занятий в месяц, 60 занятия в год |
Периодичность занятий: 2 раза в неделю, вторник и четверг во второй половине дня, всего 60 занятий (с середины сентября по апрель включительно). Продолжительность занятия: 20-30 минут. Форма организации занятий: индивидуальная
4. Содержание программы
Первый этап: диагностический
Цель: постановка логопедического заключения, изучение уровня развития психических процессов, уровня речевого развития дошкольников. Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
• Исследование неречевых психических функций ребёнка;
• Сбор анамнестических данных;
• Обследование состояния звукопроизношения, речи в целом.
Все данные обследования (а в дальнейшем и результаты работы по коррекции звукопроизношения) записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования.
Второй этап: подготовительный
Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. Важно вызвать на этом этапе у ребенка интерес к логопедическим занятиям. Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
• формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи,
• отработка опорных звуков, сходных с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимых ребенком правильно;
• развитие слухового внимания и слухового контроля;
• развитие звукового восприятия;
К следующему этапу — постановке звука — можно переходить, когда ребенок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного. Третий этап: постановка звука
Цель: вызывание отсутствующего звука или исправление искаженного звука (изолировано). Работа логопеда на этом этапе включает в себя индивидуальную работу по постановке звуков, согласно общепринятой схеме формирования звукопроизношения:
• объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата;
• создание артикуляционной базы данного звука;
• добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких);
• отработка произношения изолированного звука. Способы постановки звука: по подражанию, когда внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Тем самым создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука. − с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение. − смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели — постановки правильного произношения изолированного звука. К следующему этапу — автоматизации звука - переходят только тогда, когда ребенок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).
Четвертый этап: автоматизация звука
Цель: закрепление звука в речи (в слогах, в словах, в предложениях, во фразовой речи). Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
• коррекция дефектов произношения;
• формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;
• развитие мелкой моторики, артикуляционной моторики;
• активизация и расширение словарного запаса;
• обучение навыкам пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью).
Пятый этап: дифференциация звуков
Цель: различать и четко произносить звуки, схожие по звучанию, в собственной речи. Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
• коррекция дефектов произношения;
• активизация и расширение словарного запаса;
• развитие мелкой моторики, органов артикуляции;
• развитие слухового внимания и слухового контроля;
• развитие звукового восприятия.
Шестой этап: развитие связной выразительной речи.
Цель: нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию. Работа логопеда на этом этапе включает в себя обучение рассказыванию на базе правильно произносимых звуков, в лексических и грамматических упражнениях, по серии сюжетных картинок.
На всех этапах педагог воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т. е. все то, что помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться. Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повторение материала предыдущего этапа.
Структура занятий
Каждое занятие включает в себя несколько этапов:
1.Артикуляционная (речевая) гимнастика.
Цель: формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звука.
Подготовительные упражнения для постановки звука:
∙ статические: «Желобок», «Заборчик», «Киска сердится», «Лопатка», «Улыбка», «Щеточка».
∙ динамические:
− для свистящих звуков: «Желобок», «Заборчик», «Лопатка», «Улыбка», «Фокус», «Футбол», «Щеточка».
− для шипящих: «Вкусное варенье», «Грибок», «Погреем руки», «Трубочка», «Чашечка», «Поймаем мышку за хвостик»,
− для Р, Р`: «Барабанщик», «Болтушка», «Гармошка», «Грибок», «Индюк», «Лошадка», «Маляр», «Пулемет»
− для Л: «Лопатка», «Накажем язык», «Улыбка».
2. Дыхательная гимнастика.
Цель: нормализация тонуса дыхательных мышц, закрепление навыка правильного дыхания.
Упражнения: «Задуй свечу», «Шторм в стакане», «Снегопад», «Листопад», «Понюхай цветочек», «Фокус», «Футбол».
3. Пальчиковая гимнастика.
Цель: активизация речевой зоны путем воздействия на пальцы ребенка методами пальчиковой гимнастики и массажа. Упражнения с предметами: сжимать резиновые игрушки; катание мяча по наклонной плоскости; «колодец» из спичек, счетных палочек; и др.
Графические задания: трафареты, обводка, раскраска; дорисовывание недостающих деталей. Серии последовательных движений (выполняются поочередно правой и левой рукой, затем двумя руками одновременно): «оса» -поочередно вращать большим, средним, указательным пальцем вправо и влево, «человек бегает» и др.
4. Развитие слухового внимания, фонематического восприятия. Цель: развитие умения различать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию. Проводится параллельно с коррекцией звукопроизношения на отработанном в произношении материале.
5. Постановка звука.
Цель: вызывание отсутствующего звука или исправление искаженного звука Постановка звуков в такой последовательности:
1. свистящие С, З, Ц, С`,З`
2. шипящие Ш, Ж, Ч, Щ
3. соноры Л, Л'
4. соноры Р, Р`
6. Автоматизация поставленного звука.
Цель: закрепление правильного звукопроизношения в самостоятельной речи детей. Автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных 7. Дифференциация звуков.
Цель: развитие умения различать звуки сходные по артикуляции и звучанию. С-З, С-С, С-Ц,С-Ш; Ж-З, Ж-Ш; Ч-С, Ч-Т, Ч-Щ; Щ-С. Щ-Т, Щ-Ч, Щ—Ш; Р-Л, Р-Р, Р-Л,Р-Й, Л-Л; Цель: развитие умения различать данный звук со сходным: по твердости -мягкости; по звонкости - глухости; по месту образования; по способу образования.
8. Развитие связной выразительной речи.
Цель: нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию. Проводится на базе правильно произносимых звуков, в лексических и грамматических упражнениях, по серии сюжетных картинок. В процессе занятий используются различные формы работы и методические приѐмы:
- беседа;
- ролевая игра;
- импровизация;
- дыхательные, артикуляционные и двигательные упражнения;
- чтение скороговорок;
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, это позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Эффективность логопедических занятий значительно повышается, если на логопедических занятиях используется дидактический материал, игровой материал с учетом возрастных особенностей, средства ИКТ.
6. Организационно – педагогические условия реализации программы
1половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.
С середины сентября – работа по коррекции звукопроизношения.
С середины апреля– экспресс – обследование речи детей + связная речь.
Реализация целей осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности: познавательной, игровой, творческой, коммуникативной.
Представлен обобщенный вариант индивидуальной коррекционной работы с ребенком, включающий:
- индивидуальный план коррекционной работы с ребенком на учебный год;
- артикуляционную гимнастику;
- гимнастику для развития мелкой моторики пальцев рук;
- работа с семьями детей по коррекции образовательной программы;
- работа с воспитателями.
Коррекционная работа состоит из серии специальных организованных занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Объем работы занятий (индивидуальные) – 2 занятия в неделю. Обязательным элементом каждого занятия являются артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика.
Такая форма организации занятий позволяет логопеду уделить каждому воспитаннику максимальное внимание, помочь при затруднениях. Методики обучения развивающие.
Образовательная нагрузка рассчитана на 1 год, без учета новогодних и летних каникул.
Форма работы (организации) – индивидуальная. Продолжительность индивидуальных 25 минут - 2 раза в неделю. Занятия с детьми проводятся во второй половине дня. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребенка и в листе индивидуального маршрута.
В работе используются методы:
практические, наглядные и словесные. Выбор и использование методов определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается оптимально удачным подбором соответствующей группы методов.
Практические методы: упражнения, игры и моделирование.
Упражнения эффективны при устранении артикуляторных и голосовых расстройств.
Они подразделяются на подражательно - исполнительские (дыхательные, голосовые, артикуляторные; развивающие общую, ручную моторику); конструктивные (конструирование букв из элементов, реконструирование букв); творческие, предполагающие использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале.
Используются речевые упражнения (повторение слов с поставленным звуком и др.), игровые упражнения (имитация действия, повадок животных), которые снимают у детей напряжение, создают эмоционально-положительный настрой.
При выполнении упражнений необходимо соблюдение следующих условий:
— осознание ребенком цели упражнения;
— систематичность, которая реализуется в многократном повторении;
— постепенное усложнение условий с учетом этапа коррекции возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка;
— осознанное выполнение практических и речевых действий;
— самостоятельное выполнение, особенно на заключительном этапе коррекции;
— дифференцированный подход к анализу и оценке выполнения.
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами. Ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами коррекции, распределяет роли, организует деятельность детей.
Моделирование — это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, отношениях и связях между их элементами (графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова).
Наглядные методы: наблюдение, рассматривание рисунков, картин, макетов, прослушивание аудиозаписей, а также показ образца выполнения задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов.
Наблюдение связано с применением картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов. Наглядные средства соответствуют следующим требованиям: быть хорошо видны детям; подбираться с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка; отвечать задачам логопедической работы на данном этапе коррекции; сопровождаться точной и конкретной речью.
Пособия могут использоваться с различными целями: для коррекции нарушений сенсорной сферы; для развития фонематического восприятия; развития звукового анализа и синтеза; для закрепления правильного произношения звука, для развития лексико-грамматического строя речи; совершенствования связной речи.
Словесные методы: рассказ, беседа, чтение.
Рассказ: воздействие на мышление ребенка, воображение, чувства, побуждает к речевому общению, обмену впечатлениями. Используется также пересказ сказок, литературных произведений.
Беседа может быть предварительной и итоговой, обобщающей. Использование беседы соответствует следующим условиям:
— опираться на достаточный объем представлений, уровень речевых умений и навыков, находиться в «зоне ближайшего развития» ребенка;
— учитывать особенности мышления ребенка;
— вопросы должны быть ясными, четкими, требующими однозначного ответа;
— необходимо активизировать мыслительную деятельность детей разнообразными приемами;
— характер проведения беседы должен соответствовать целям и задачам коррекционной работы.
В процессе логопедического воздействия используются также разнообразные словесные приемы: пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
Пояснение и объяснение включаются в наглядные и практические методы.
Педагогическая оценка результата выполнения задания, способа и хода его выполнения способствует повышению эффективности процесса коррекции, стимулирует и активизирует деятельность ребенка, помогает формированию самоконтроля и самооценки. При оценке деятельности ребенка необходимо учитывать его возрастные и индивидуально-психологические особенности.
Таким образом, выбор адекватных средств и методов логопедического воздействия определяет перспективу процесса устранения дефектов произношения.
Оценка эффективности осуществляется с помощью достижения детей, результатов Программы. Осуществляется путем наблюдений, бесед, экспериментальных оценок, тестирования, диагностики речи и др.
Данная программа доступна к применению в детском саду. С ее помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьется фонематическое восприятие, навыки звуко – слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухо-произносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.
- Оценочные и методические материалы
На логопедических занятиях по исправлению звукопроизношения необходимо соблюдать фонетический режим (систематический контроль за произношением ребенка со стороны взрослых).
Все ошибки, которые ребенок допускает в речи, должны быть обязательно исправлены.
Если ребенок может воспроизвести звук правильно, то взрослый добивается от ребенка адекватного произнесения.
Контроль за произношением проявляется в следующих формах:
- установка перед ответом («Говори правильно!», «Говори четко!», «Говори без ошибок!», «Говори хорошо!»;
- одобрение («Хорошо!», «Говорил правильно и четко!», «Молодец!»);
- замечание, если ребенок говорит небрежно, хуже своих речевых возможностей; при этом дается образец правильной речи («Послушай, как надо!», «Повтори так же»).
А так же применяются такие формы контроля, как:
- наблюдение;
- беседа;
- диагностика;
- мониторинги;
- заполнение экспертных листов.
Критерии отслеживания усвоения программы
Оценка эффективности осуществляется с помощью достижения детей, результатов программы. Осуществляется путем наблюдений, бесед, диагностики речи и др.
Для проведения обследования произношения используется «Альбом для логопеда» Иншаковой О.Б. Для проведения обследования произношения в альбоме подобраны иллюстрации с теми звуками речи, которые чаще всего бывают нарушенными у детей (С, С`, З, З`, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Р`, Л, Л`).
Подбор материала обследования проводился в соответствии с существующими методиками известных авторов Ф.Ф. Рау, М.Ф. Фомичёвой.
Для исследования каждого из перечисленных звуков, который обозначен в правом верхнем углу соответствующей ему буквой, в альбоме отводится по одной странице, иллюстративный материал располагается в два ряда.
В верхнем ряду находятся картинки для обследования звука, стоящего в различных позициях: начале, середине и конце слова. В основном это слова с наиболее простой слоговой структурой и знакомы детям. В нижнем ряду – картинки, в которых тот же звук может находится в слове с более сложной слоговой структурой, или в стечении согласных, либо повторяется в слове два раза. В названиях картинок второго ряда допускается наличие сложных для произношения звуков, например,: Р. Л, Ш и т.д., так как не всегда можно подобрать слова в которых названные звуки бы отсутствовали.
При подборе материала для обследования звукопроизношения предпочтение отдавалось словам наиболее знакомым детям, где отсутствовали:
1) Звуки той фонетической группы, к которой принадлежал обследуемый звук.
2) Другие звуки, которые чаще всего бывают нарушены в речи детей.
Задание 1.1. «Назови слово» (слова со звуком [C]).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со звуком [C].
Материал: Иллюстрации: собака, сумка, усы, автобус, нос, снеговик.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [C] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в середине слова. А звук в конце слова отсутствует). Значит звук [C] неавтоматизирован. – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [C] на другие звуки (например, на звук [C`] или
на звук [Ш]). Неправильное положение языка. Значит звук [C] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.
Задание 1.2. « Назови слово» (слова со звуком [C`]).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со звуком [C`].
Материал: Иллюстрации: сеть, семь, синий, письма, гусь, апельсин.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [C`] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в середине слова. А звук в конце слова отсутствует). Значит звук [C`] неавтоматизирован. – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [C`] на другие звуки (например, на звук [C] или
на звук [Ш]). Неправильное положение языка. Значит звук [C`] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.
Задание 1.3. «Назови слово» (слова со звуком [З]).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со звуком [З].
Материал: Иллюстрации: зубы, замок, коза, ваза, зонт, звезда.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [З] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в середине слова. А звук в конце слова отсутствует). Значит звук [З] неавтоматизирован. – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [З] на другие звуки (например, на звук [З`] или
на звук [Ж]). Неправильное положение языка. Значит звук [З] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.
Задание 1.4. «Назови слово» (слова со звуком [З`]).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со звуком [З`].
Материал: Иллюстрации: узел, зелёный, газета, зебра, обезьяна, земляника.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [З`] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в середине слова. А звук в конце слова отсутствует). Значит звук [З`] неавтоматизирован. – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [З`] на другие звуки (например, на звук [З] или
на звук [Ж]). Неправильное положение языка. Значит звук [З`] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.
Задание 1.5. «Назови слово» (слова со звуком [Ц]).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со звуком [Ц].
Материал: Иллюстрации: цепочка, цветы, яйцо, пуговица, огурец, индеец.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [Ц] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в середине слова. А звук в конце слова отсутствует). Значит звук [Ц] неавтоматизирован. – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [Ц] на другие звуки (например, на звук [Т`]). Неправильное положение языка. Значит звук [Ц] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.
Задание 1.6. «Назови слово» (слова со звуком [Ш] ).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со звуком [Ш].
Материал: Иллюстрации: шапка, шахматы, машина, мешок, душ, шишка.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [Ш] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в середине слова. А звук в конце слова отсутствует). Значит звук [Ш] неавтоматизирован. – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [Ш] на другие звуки (например, на звук [С`] или на звуки [С], [Ж]). Неправильное положение языка. Значит звук [Ш] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.
Задание 1.7. «Назови слово» (слова со звуком [Ж] ).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со звуком [Ж].
Материал: Иллюстрации: жук, ежи, жёлудь, ножницы, ножи, жираф.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [Ж] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в середине слова. А звук в конце слова отсутствует). Значит звук [Ж] неавтоматизирован. – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [Ж] на другие звуки (например, на звук [З`] или на звуки [З], [Ш]. Неправильное положение языка. Значит звук [Ж] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.
Задание 1.8. «Назови ласково». ( слова со звуком [Ч] ).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со звуком [Ч].
Материал: Иллюстрации: чайник, чемодан, мяч, ключ, очки, бабочка.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [Ч] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в середине слова. А звук в конце слова отсутствует). Значит звук [Ч] неавтоматизирован. – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [Ч] на другие звуки (например, на звук [Т`]). Неправильное положение языка. Значит звук [Ч] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.
Задание 1.9. «Назови ласково». (слова со звуком [Щ] ).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со звуком [Ч].
Материал: Иллюстрации: щётка, щука, ящик, овощи, плащ, щепки.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [Щ] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в середине слова. А звук в конце слова отсутствует). Значит звук [Щ] неавтоматизирован. – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [Щ] на другие звуки (например, на звук [С`]). Неправильное положение языка. Значит звук [Щ] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.
Задание 1.10. «Назови ласково» (слова со звуком [Л] ).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со звуком [Л].
Материал: Иллюстрации: лук, лампа, пила, молоток, дятел, белка.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [Л] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в середине слова. А звук в конце слова отсутствует). Значит звук [Л] неавтоматизирован – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [Л] на другие звуки (например, на гласные звуки). Неправильное положение языка. Значит звук [Л] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.
Задание 1.11. «Назови ласково» (слова со звуком [Л`] ).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со звуком [Л`].
Материал: Иллюстрации: лейка, лев, лимон, телефон, улитка, пальто.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [Л`] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в середине слова. А звук в конце слова отсутствует). Значит звук [Л`] неавтоматизирован – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [Л`] на другие звуки (например, на гласные звуки). Неправильное положение языка. Значит звук [Л`] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.
Задание 1.12. « Назови ласково» (слова со звуком [Р] ).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со звуком [Р].
Материал: Иллюстрации: рыба, ведро, корова, помидор, топор, трактор.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [Р] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в середине слова. А звук в конце слова отсутствует). Значит звук [Р] неавтоматизирован – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [Р] на другие звуки (например, на гласные звуки или на звук[Л]). Неправильное положение языка. Горловое произношение звука. Значит звук [Р] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.
Задание 1.13. «Назови ласково» (слова со звуком [Р`] ).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова со звуком [Р`].
Материал: Иллюстрации: репка, ремень, фонари, верёвка, дверь, брюки.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Слышится чёткий и правильный звук [Р`] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Ребёнок хорошо проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в
середине слова. А звук в конце слова отсутствует). Значит звук [Р`] неавтоматизирован. – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [Р`] на другие звуки (например, на гласные звуки или на звук[Л]). Неправильное положение языка. Горловое произношение звука. Значит звук [Р`] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.
Показателем работы учителя-логопеда в детском саду является состояние звукопроизношения детей. Выпуск детей проводится в течение всего коррекционно-развивающего периода по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребенка.
Ожидаемые результаты:
- ребенок четко дифференцирует все изучаемые звуки;
- правильно артикулирует все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- находит в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различает понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение на практическом уровне»;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- составлять рассказ, пересказ;
- владеть коммуникативными умениями и навыками.
Условия реализации программы
Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете учителя - логопеда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Предполагает наличие необходимых условий для занятий:
- логопедического кабинета;
- методических пособий;
- дидактического материала;
- материально-техническое обеспечение;
- программно-методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса;
- информационно-методическое обеспечение.
Игры и методические пособия:
- Наборы карточек по темам 5 шт.
- Настольный театр 2 шт.
- Предметные картинки 20 шт.
- Серии картинок для составления рассказов 2 шт.
- Книги – иллюстрации 3 шт.
- Волшебный словарик «Волшебный цветок» 1 шт.
- Карточки на ЗАС 5 шт.
- Сюжетные картинки 6 шт.
- Массажные мячи 4 шт.
- Деревянные игрушки 7 шт.
Обеспечение систематических занятий:
- календарно-тематическое планирование;
- последовательное выполнение всех задач
Список литературы
1. Волкова, Л.С. и др. Логопедия. 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. 703 с.
2. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М.: Владос, 2003- 739 с.
3. Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР.
4. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: МРОПИ: 1993.
5. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.
5. Жукова, Н.С. Уроки логопеда: Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2012. – 120 с.
7. Косинова, Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи / Е.М. Косинова. – М: Эксмо: ОЛИСС, 2011. – 192
8. Бочкарева, О.И. Логопедия. Старшая группа. Разработки занятий / О.И. Бочкарева. – Волгоград: ИДТ «Корифей». – 128 с.
9. Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
10. Крупенчук, О.И., Воробьева, Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств / О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева. – СПб.:Изд. дом «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
11. Крупенчук. О.И. пальчиковые игры. / О.И. Крупенчук. – СПб: Изд. дом «Литера», 2012. – 32 с.: ил. – (серия «Уроки логопеда»).
12. Матросова, Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т.А. Матросова. – М.: СФЕРА, 2005. – 112 с.
Приложение №1
Речевое развитие детей 5-6 лет
Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха — важнейшие моменты в подготовке детей к школе.
Звукопроизношение. К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений. Так происходит далеко не всегда. У части детей наблюдаются различные недостатки звукопроизношения, связанные или с нарушениями в строении и подвижности артикуляционного аппарата, или с недоразвитием фонематического слуха. Внимание родителям! Срочно обращайтесь к специалистам-логопедам, чтобы они установили причину неправильного звукопроизношения и составили программу исправления нарушенных звуков.
Интонация, высота, сила голоса. Большинство детей может произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания (вопрос, восклицание). К пяти годам нужно нормализовать темп речи. Нежелателен как убыстренный темп речи, приводящий к неотчетливому, неряшливому проговариванию со смазанной артикуляцией, так и замедленный, создающий трудности в общении.
Формирование навыков звукового анализа. При соответствующем обучении ребенок овладевает не только определением позиции звука в слове (начало, середина, конец слова), но и устанавливает точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове. Это является необходимой предпосылкой обучения грамоте.
Словарный запас. После пяти лет словарный запас растет стремительно. Если в предыдущие годы можно было примерно сосчитать, сколько слов в активном употреблении, то сейчас это сделать уже труднее. Непроизвольная память — основа пополнения словаря — в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь.
Грамматический строй речи. Дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков (хочу - хочут), в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево — дерева, карандаши — нет карандашов) и так далее.
Связная речь. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был.
Речевое развитие детей 6-7 лет
В этом возрасте завершается дошкольный период развития ребенка, основным результатом которого является готовность к систематическому обучению.
Звукопроизношение. К шести годам звукопроизношение у детей вполне нормализовалось, и работа идет по улучшению дикции, то есть умения правильно пользоваться звуками в потоке речи.
Фонематический слух. Шестилетние дети четко различают на слух все звуки родного языка, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые и мягкие. Неумение различать пары звуков по глухости-звонкости свидетельствует чаще всего о недостатках физического слуха. По мнению выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского, «хороший, ясный выговор слова такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков - вот главные основания правописания».
Формирование навыков звукового анализа. Получает свое развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в том или ином слове. Надо отметить, что без участия взрослых эти очень нужные умения могут совсем не сформироваться.
Словарный запас. Словарь дошкольников шести-семи лет достаточно велик и уже не поддается точному учету, тем более существует большой разрыв в количественном отношении у детей с разным речевым развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарным запасом, очень осведомленные в разных областях знаний, и дети, чей словарь очень беден и ограничивается бытовой тематикой.
Грамматический строй. Практической грамматикой дошкольники уже овладели, ошибки могут оставаться в употреблении форм, являющихся исключениями: некоторые глагольные формы спряжений (ехать — ехают); несклоняемые существительные (в пальте) и другие речевые ошибки, характерные не только для дошкольников, но встречающиеся и в речи взрослых людей, так как являются объективно трудными для усвоения формами.
Связная речь. На вопросы отвечает развернутыми фразами, пользуется сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Он может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме, книге. Ребенок может фантазировать, сочинять сказки
Приложение № 2
Характеристика детей
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:
- заменой звуков более простыми по артикуляции;
- трудностями различения звуков;
- особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.
Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи.
Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.
Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.
Приложение № 3
Речевая карта
Фамилия, имя ребенка__________________________________________
Дата рождения_______________________________________________
Выписка из анамнеза__________________________________________
Дата обследования: I - ____________________ II - ________________
Состояние органов речи: без особенностей, укорочена подъязычная уздечка, нарушение прикуса
Подвижность артикуляционного аппарата: норма, ограничено.
Понимание речи: полное, снижено, плохо понимает обращенную речь
Общее развитие ребёнка: (подчеркнуть): соответствует возрасту, в пределах возрастной нормы,
не соответствует возрасту.
Словарный запас: соответствует возрасту, ниже возрастной нормы.
1. Исследование общей моторики
Упражнение I II Упражнение I II
«Прыжки на правой ноге» «Попадание в цель»
«Прыжки на левой ноге» Удержание позы
«Стойка на одной ноге» Наличие тремора
«Пройти по одной линии» Наличие синкинезий
2. Исследование мелкой моторики
Статические упражнения I II Динамические упражнения I II
«Зайчик» «Колечки»
«Коза» «Кулак-ладонь»
Рисование, лепка, вырезание
(воспитатель) «Кулак-ребро-ладонь»
3. Исследование психологической базы речи. Развитие ВПФ
Упражнения I II Упражнения I II
Зрительная память (возраст + 2 карт.) Слуховое внимание (нос-пол ...
Зрительное внимание (планшет) Зрит.пространст. гнозис
Слуховая память (стр.234 задание 1) Логическое мышление (234/3)
4. Исследование общих речевых навыков (дыхание, голос, темп, ритм)
Определение I II Определение I II
Дыхание - Темп и ритм речи-
Интонация - Голос -
5. Исследование фонематического слуха и восприятия:
Фонематический слух
Цепочки из слогов и слов I II Слова паронимы I II
Ба-па па-ба-па ба-па-ба Крыса - крыша
Да-та да-та-да та-да-та Бочка - почка
Ва-фа фа-ва-фа ва-фа-ва Коза - коса
Ка-га ка-га-ка га-ка-га Трава - дрова
Кот – год – кот Рожки - ложки
Том – дом – Том Лук - люк
День – тень – день Мышка - мишка
Выделение заданного звука Шар – жар
Фонематическое восприятие (навыки звукового анализа и синтеза)
Выделение звука в начале Выделение последнего звука
Облако, аист, иглы, удочка Пила, грибы, кольцо, очки
Танк, коза, сани, мышь Кот, жук, автобус, дом
Назвать ягоду на звук М Назвать слово с Н в конце
6. Исследование артикуляционной моторики и мимики
Артикуляция I II Мимика I II
«Улыбка» «Трубочка» «Забор» «Толстячок – Худышка»
«Улыбка – Трубочка» «Удивление»
«Лопатка» «Иголка» «Страх»
«Лопатка – Иголка» «Грусть»
«Маятник» «Злость»
«Качели» Поочередное закрывание глаз
«Лошадка» Удержание позы
«Грибок» Наличие тремора
«Вкусное варенье» Наличие синкинезий
«Маляр» Переключение
7. Исследование звукопроизношения
Звук Слова I II Предложения I II
С Собака, усы, нос, сумка, автобус, снеговик У самого носа оса.
Сь Сети, синий, гусь, семь, письма, апельсин У Симы семь апельсинов.
З Зубы, коза, зонт, замок, ваза, звезда У Зои заболели зубы.
Зь Узел, газета, обезьяна, зеленый, зебра, земляника У Зины зимой зябнут ноги.
Ц Цепь, яйцо, огурец, цветы, пуговица Цепная собака Цыбик на цепи.
Ш Шапка, машина, душ, шахматы, мешок, шишка У машины новые шины.
Ж Жук, желудь, ножи, ежи, ножницы, жираф Жаба жила в луже.
Ч Чайник, мяч, очки, чемодан, ключ, бабочка Щенок утащил щётку из ящика.
Щ Щетка, ящик, плащ, щука, овощи, щепки Девочка пьёт чай с печеньем.
Р Рыба, корова, топор, ведро, помидор, трактор У Егора в руках топор.
Рь Репа, фонари, дверь, ремень, веревка, брюки У Иринки мандаринки.
Л Лук, пила, дятел, лампа, молоток, белка Павел пошёл на футбол.
Ль Лейка, лимон, ель, лев, телефон, пальто Олени гуляли на поляне.
i Яблоко, майка, юбка, платье, трамвай, листья С яблони падают спелые яблоки.
К Кот, банка, паук, конфета, индюк, кубик Коле купил сладкую конфету.
Кь Кеды, кит, пакет, валенки, утки, ботинки У киски в миски сливки скисли.
Г Губы, рога, вагон, голубь, игла, попугай У Гали голубые глаза.
Гь Гиря, гитара, бегемот, флаги, сапоги, гирлянды В зоопарке гиббоны, гепарды и бегемоты.
Х Халат, ухо, петух, хлеб, хобот, холодильник Охотники вышли на охоту.
Др. зв.
8. Исследование слоговой структуры слова
Произношение слов сложного
слогового состава I II Произношение предложений I II
Аквариум Экскурсовод проводит экскурсию
Водопроводчик Велосипедист едет по тротуару.
Регулировщик На перекрестке стоит регулировщик
Сковорода Блины сняли со сковороды
9. Исследование лексического запаса речи (словарь)
Обобщающие понятия I II Обобщающие понятия I II
Обувь - Домашние животные -
Овощи - Продукты -
Фрукты - Транспорт -
Мебель - Головные уборы
Дикие животные - Насекомые -
Узнавание и называние
малознакомых предметов I II Узнавание и называние малознакомых предметов I II
Статуя - Клумба -
Фонтан - Водопад -
Пасека - Рукав -
Называние частей предмета I II Называние частей предмета I II
Стул - Самосвал -
Чайник - Ботинок -
Рубашка - Собрать картинку из 6 ч.
Назвать детенышей I II Антонимы I II
Коровы - Крупный -
Лошади - Широкий -
Овцы - Мелко -
Притяжательные прилагательные I II Относительные прилагательн
Заяц. (Чья голова? Чей хвост?) Лимон какой?
Лиса (Чья голова? Чей хвост?) Дом какой?
Волк (Чья голова? Чей хвост?) Волк какой?
10. Грамматический строй речи (словоизменение)
Употребление предлогов I II Употребление предлогов I II
Кот в доме Кот на крыше
Кот вылезает из трубы Кот перед домом
Кот под крыльцом Кот идет к дому
Изменение существительных по
падежам (стр. 237-249) I II Изменение существительных по падежам I II
И. п. Кто это? Что это? В. п. Нарисовал кого?
Р. п. Без чего? Т. п. Работает чем?
Д. п. Корм дает кому? П. п. Мечтает о чём?
Преобразование сущ-ных ед. числа
во мн. число I II Категория Р п. мн.ч. I II
Ухо - Парты (много чего?) -
Стул - Рты -
Лоб - Ведра -
Рот - Яйца -
Гнездо - Вишня -
Пень - Уши -
Согласование им. прилагательных с
существительными в роде I II Согласование числительных 2 и 5 с сущ-ми (стр.261) I II
Женский род Тетрадь
Мужской род Карандаш
Средний род Яблоко
11. Грамматический строй речи (словообразование)
Образование прилагательных от
существительных I II Уменьшительно-ласкательная форма сущ-х. I II
Дом из кирпича – Гнездо -
Ваза из стекла – Ухо -
Сок из моркови – Ковёр -
Словообразование глаголов (+
приставки) I II Образование сложных слов I II
(при, у, за) ехать Сам летает -
(при, у, за) идти Пыль сосет -
(при, у, за) лететь Вода падает -
12. Связная речь
Составление предложения по
картинкам I II I II
Самостоятельность Соответствие содержанию
Распространенность предложения Грамматическое оформление
Рассказ по серии сюжетных
картинок I II Пересказ (стр. 278, задание 25) I II
Последовательность картинок Понимание прослушанного. Ответы на вопросы по тексту
Самостоятельность в раскладывании Последовательность изложения
Соответствие рассказа содержанию Полнота использования авторской лексики
Временные и причинно-следственные
связи между событиями Соблюдение грам-х норм
Соблюдение грамматических норм Самостоятельность
Самостоятельность составления
рассказа Отношение к описываемым событиям
Особенности поведения при обследовании
+ Легко входит в контакт; активный, организованный, послушный; усидчив,
внимание устойчивое; осознает свои речевые затруднения, стесняется их;
мотивирован к исправлению недостатков речи; радуется успехам, адекватное
отношение к неудачам
- Отказывается идти на контакт; пассивный, неорганизованный, избалованный;
внимание не устойчивое, легко отвлекается; боязлив, застенчив; осознает свои
речевые затруднения, но относится к ним безразлично; не осознает свои речевые
затруднения; обидчив, плаксив, любая трудность вызывает негативизм; проявляет
агрессию (кричит, дерется, убегает, падает на пол, раскидывает предметы устраивает
истерики), не смотрит в глаза, стереотипные движения
Логопедическое заключение:__________________________________
Приложение № 4
Индивидуальный маршрут речевого развития ребенка (5-6 лет)
разделы | содержание | П | В | |
Артикуляционная моторика |
| |||
Звукопроизношение |
| |||
Просодическая сторона речи |
| |||
Слоговая структура | 1. Правильно произносить слова с 2,3,4 слогами со стечениями согласных изолированно и во фразе. | |||
Фонематический слух |
| |||
Звуковой анализ и синтез |
| |||
Словарь |
| |||
Грамматический строй | Словообразование |
3. Образовывать глаголы с помощью приставок (за, у, вы, при, по, в, на). | ||
Словоизменение |
| |||
Согласование |
| |||
Фразовая речь |
| |||
Связная речь |
|
Условные обозначения: П – при поступлении; В – на выпуске. + - требуется; - не требуется; N - норма
Индивидуальный маршрут речевого развития ребенка (6 - 7 лет)
разделы | содержание | ПП | ВВ |
Артикуляционная мот. | Уметь правильно, в полном объеме по речевой инструкции выполнять все статические и динамические упражнения, быстро переключаться с одного движения на другое. | ||
Звукопроизношение |
| ||
Просодическая сторона речи | 1.Ребенок должен иметь длительный плавный ротовой выдох 2.Внятно и отчетливо произносить слова и фразы с естественной интонацией. 3.Выразительно читать стихи. | ||
Слоговая структура | 1.Четко произносить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости как изолированно, так и в словосочетании и во фразе. | ||
Фонематический слух |
| ||
Звуковой анализ и синтез |
| ||
Словарь |
| ||
Связная речь |
|
Условные обозначения: П – при поступлении; В – на выпуске. + - требуется; - не требуется; N - норма
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...
- Мне нравится (2)