Главные вкладки

    "Составление описательных рассказов детьми младшего дошкольного возраста"
    консультация по развитию речи (младшая группа)

    Николаенко Наталья Владимировна

    Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь, а речь ребёнка развивается с его мышлением. Мыслительные и языковые навыки дети приобретают при общении с окружающими. В младшем дошкольном возрасте осуществляется подготовительный этап обучения по составлению описательных рассказов. Дети этого возраста еще не могут дать самостоятельного связного изложения, поэтому взрослые должны научить их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине.  Речь их носит характер диалога со взрослым. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами. В младшем возрасте главной целью является - обогатить словарь, речь детей, научить рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию. Большую роль играют не только вопросы взрослых, но и его высказывания, которые обобщают детские ответы и служат образцом построения предложений, расширению словарного запаса слов. При повторном рассматривании картины новые слова, словосочетания закрепляются в памяти детей. Большое значение имеет ваша речь: она должна быть четкой, лаконичной, выразительной и понятной для вашего ребенка. Таким образом, вы научите детей последовательно и осмысленно воспринимать картину, выделять в ней главное, отмечать яркие детали. Это активизирует мысли и чувства ребенка, обогащает его знания, развивает речевую активность. При рассматривании картины надо упражнять детей в связных высказываниях, формировать внимание к точной и эмоционально выразительной речи. Картины помогают обогатить содержание детских высказываний, усиливают желание ребенка делиться впечатлениями, мыслями, чувствами.

    Описательный рассказ – это изложение характерных признаков отдельных предметов. В таком рассказе всегда присутствует много определений, обстоятельств, элементов образности.

     

    Описательные рассказы бывают 3-х видов:

     описательные: описание одного предмета.

    - сравнительные: описание 2-х предметов с контрастными признаками (причём поэтапно сопоставлять их однозначные признаки);

    - объяснительные: это рассказ с элементами рассуждения и доказательств.

    Методика обучению рассказу – описанию детей 3-4 лет:

     - рассматривание и исследование игрушки;

    - беседа с детьми;

     - Совместное рассказывание.

    Приёмы описания игрушки:     Критерии отбора игрушек:

    - рассматривание;                                     - не должны быть мелкими;

    - сравнение;                                                 - могут быть одинаковыми по

    -беседа с детьми;                                        названию, но разными по              

     - совместное рассказывание;                                            внешнему виду;

    - вопросы взрослого;                                  - близки к естественному виду;

    - образец рассказа;

    - тактильное восприятие;                          - должны быть безопасны.

     - игра с этим предметом;

    - художественное слово.

    Практика показывает, что данный вид рассказывания вызывает трудности. Такая деятельность утомляет детей однообразием. Составление рассказа по описанию нужно строить с опорой на мотивировки, близкие и понятные. Например игра «Магазин».

     

     Как научить составлять описательный рассказ, используя игру «Магазин» Предложите ребёнку поиграть в магазин, например - овощной. Разложите на столе – «прилавке» игрушки и объясните, что вы будете продавцом, а ребёнок покупателем. Но поставьте перед ребёнком условие, что игрушку вы продадите, если ребёнок опишет её, но не станет называть. Для детей 3 – 4 лет можно предложить описывать предмет по 2 - 3 признакам: форме, цвету и вкусу.  Примерные образцы рассказа: для детей 3 – 4 лет: «Он круглый, оранжевый, сладкий…»

    Можно использовать такую разновидность составления рассказа, как занятие – выставка. Взрослый организует выставку предметов. Выбирает экскурсовода и посетителей. Например, мама и папа, бабушка и дедушка

    могут быть посетителями, а ребёнок экскурсоводом. Ребёнок должен, как можно подробнее, рассказать вам обо всех предметах на выставке, ответить на все ваши вопросы. Экспонатами выставки могут быть любые предметы: игрушки, посуда, спортивный инвентарь и даже собственные рисунки вашего ребёнка.

     

    Примерные образцы рассказа: для детей 3 – 4 лет: «Это посуда. Тут кастрюля, там половник. Они нужны, чтобы варить суп». Ещё можно использовать игру – соревнование и рассказывать об игрушках. Игрушка ближе всего ребёнку и это не будет выглядеть как занятие. Эта игра – занятие больше всего подходит для детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 лет).

     

     Сначала взрослый составляет описательный рассказ, выбрав любую игрушку. На пример: «Это медведь. У него густая коричневая шерстка, чёрные глаза. У медведя весёлая мордочка. Он одет в розовые шортики. Мне очень нравится эта игрушка».

    - Затем предложите ребёнку описать любую игрушку самостоятельно.

    - Научив ребёнка описывать игрушки, можно перейти к описанию животных. Взрослый составляет описательный рассказ, выбрав любого животного. Как и в игре в «магазин», в зависимости от возраста, увеличивается количество признаков, по которым ребёнок должен описать животное.

    -Взрослый составляет описательный рассказ, выбрав любого животного.

    Например: «В лесу я встретила ёжика. Сам он серый, с белыми острыми колючками. У ёжика короткие лапы и хитрая мордочка. Ёж был очень симпатичный».

     - Затем предложите ребёнку описать любого животного самостоятельно. После того, как ребёнок научился составлять элементарные описательные рассказы, можно попробовать описывать предметы, сравнивая друг с другом.

    Сравнивать можно: - описывая два предмета по очереди (например: «Лось большое животное. По цвету он тёмно-коричневый. Рога у него широкие, низкие и расходятся в разные стороны. Олень меньше лося. Окрашен он в серо-белый цвет. Рога у оленя высокие, ветвистые). Особенности обучения детей составлению описательных рассказов, предусматривает обучение детей построению описательных и повествовательных высказываний сначала совместно со взрослым, а потом самостоятельно. Поскольку описание содержит, прежде всего, выделение самых разнообразных признаков объекта, на 1 этапе обучения привлекайте внимание детей к особенностям объекта (т.е. учите детей наблюдать и фиксировать в речи то, что они видят, слышат, осязают). На данном этапе можно проводить следующие игры: «Про кого я говорю?»; «Угадай, что за зверь?»

    Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого предмета. Взрослый описывает кого-либо из детей группы, называя несколько деталей внешнего вида и одежды, дети определяют о ком идет речь. Затем дети сами выделяют характерные признаки предметов и объектов в играх и упражнениях типа: «Скажи какой?».

    Цель: учить выделять признаки предметов. Взрослый вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой либо признак, например: «Это груша. Она желтая, похожа на лампочку…». «Кто, что умеет делать?». Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Детям показывают животное, а они называют действия, характерные для этого животного. Например: кошка – мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет клубком;

    собака – лает, сторожит, кусается, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает. «Кто больше действий назовет». Цель: подбирать глаголы, обозначающие действия. Детям задаются вопросы, требующие использования при ответе глаголов. Например: что можно делать с цветами? – рвать, нюхать, дарить, сажать, поливать. Что делает дворник? Продавец? Парикмахер? Мама? Что можно делать с мячом?

    «Кто больше увидит и назовет». Цель: учить выделять и обозначать словом части предмета, его внешние признаки. Когда дети стали называть 3 – 4 признака предмета, можно переходить на следующий этап обучения. На 2 этапе подводите детей к целостному описанию, т.е., к описанию содержащему все структурные части: начало – называние объекта, середина – перечисление признаков и действий, конец – отношение к нему (понравился? Чем?). Ведущим приемом в обучении составлению описательных рассказов в младшей группе используется совместное рассказывание. Начинать надо со сравнительного описания, когда два объекта сравниваются между собой. Виды описания: - Пофразное параллельное описание. Взрослый задает содержание, говорит фразу об одном объекте, а ребенок о другом. Для сравнения возьмите сначала очень похожие предметы: куклы в различной одежде, зайцы, разные по окраске, с разными предметами в лапах; затем совсем разные: медведь и заяц, белка и лиса, яблоко и помидор. - Сопряженное описание. Взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Это … заяц. У зайчика…Зайка любит … Он живет … и т. д. - Коллективное описание несколькими детьми. Игра: «Встань в круг». Цель: учить составлять коллективное описание игрушки. Дети встают в круг. Вносится новая игрушка. Первый играющий (вначале взрослый) называет игрушку, например: «Это лошадка». Второй начинает описание: «Она серая». Третий продолжает... После того как описание будет закончено, дети водят хоровод вокруг игрушки. При составлении описательных рассказов с детьми младшего дошкольного возраста следует помнить о необходимости мотивации речевой деятельности. Мотивация должна исходить из условий естественного общения. Так, обычно мы пользуемся описательным типом речи, если хотим сделать кому-то комплимент, подмечая какие-либо достоинства внешности и характера человека. С детьми мы тоже хвалим кого-то: куклы спорят, кто из них наряднее, разрешим их спор, расскажем, какие они красивые, похвалим их. По обучению описательному рассказыванию в качестве методических приемов обучения используем вопросы и указания, образец, совместное рассказывание. Эти же приемы используются и при описании детьми предметов и картинок. В описании по памяти (о своей любимой игрушке, домашнем животном, новом платье) используется прием параллельного описания. Развитие речи является важнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе. И вопрос о проблеме развития связной речи всегда являлся одним из самых актуальных. Из моего опыта и опыта моих коллег видно, как сложно детям овладеть свободным высказыванием. Поэтому из маленьких капелек собираются большие водоёмы. Составление описательного рассказа – это то же маленькие капельки, которые помогут прийти к большому водоёму развёрнутой связной речи.  А связная речь – это развёрнутое

    изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    СОСТАВЛЕНИЕ СКАЗОК С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Тема моего инновационного педагогического проекта "Развитие связной речи, посредством составления сказок". Задачи моей работы с детьми во второй младшей группе: - Расширять словарный запас д...

    СХЕМЫ СОСТАВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ И ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

            Рассказ – самостоятельно составленное развернутое изложение какого- либо факта, события. По форме рассказы могут быть описательными  и творческими....

    «Использование опорных схем при составлении описательных рассказов детьми дошкольного возраста» (из опыта работы)».

    Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием развития ребенка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного в...

    Составление сказок с детьми младшего дошкольного возраста

    Детское речевое творчество, несомненно, должно быть связано с созданием сказочных текстов. Для того, чтобы научить ребенка самостоятельно составлять сказку, необходимо познакомить его с моделями, на о...

    Составление описательных рассказов детьми младшего дошкольного возраста

    Представляю вашему вниманию презентацию Составление описательных рассказов детьми младшего дошкольного возраста....

    Совершенствование монологической речи в процессе обучения составлению описательных рассказов в старшем дошкольном возрасте

    В старшем дошкольном возрасте основными направлениями развития монологической речи детей становятся: развитие содержательности и связности речи, развитие речевого творчества и выразительности, способн...