Совершенствование монологической речи в процессе обучения составлению описательных рассказов в старшем дошкольном возрасте
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Провоторова Светлана Чеславовна

В старшем дошкольном возрасте основными направлениями развития монологической речи детей становятся: развитие содержательности и связности речи, развитие речевого творчества и выразительности, способностей в речевой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совершенствование монологической речи в процессе обучения составлению описательных рассказов в старшем дошкольном возрасте

Провоторова С.Ч.

Учитель-логопед

 МБДОУ «Детский сад №8 компенсирующего вида»

В старшем дошкольном возрасте основными направлениями развития монологической речи детей становятся: развитие содержательности и связности речи, развитие речевого творчества и выразительности, способностей в речевой деятельности.

К старшему дошкольному возрасту, ребёнок уже научился составлять описательные рассказы о предметах, объектах природы. В старшем возрасте обогащается содержание описательных рассказов детей за счёт развития обследовательских действий – умения выявлять в предмете качества и свойства материала, из которого он сделан. Усложнению содержания описательных рассказов детей способствует умение определять цвета предмета, например, изумрудные глаза, или голубовато-зеленоватая бабочка, его форму и форму его частей и деталей. Дети учатся составлять описательные рассказы о литературных персонажах, о реальных и сказочных животных. При этом в рассказах отражается умение определять настроение, состояние живого существа по его внешним проявлениям. Например, собака злая, потому, что у неё шерсть дыбом, ноги напряжены – она готовится напасть, Девочка грустит, потому что её глаза печальны, ресницы опущены, она не улыбается.

Для развития содержательности и связности описательных рассказов детей педагог обращает внимание на эмоциональные и социально-нравствственные характеристики.

Необходимо предлагать для описания детям образы сказочных героев, объекты природы, людей разных профессий в разных эмоциональных состояниях. При этом следует обращать внимание на передачу данных характеристик посредством использования средств языковой выразительности – эпитетов, образных сравнений.

Необходимо стремиться к стимулированию проявления индивидуальности ребёнка в описательных рассказах. Для этого лучше каждому ребёнку предложить свой объект для описания. В процессе предварительного рассматривания и обследования предметов необходимо предоставлять ребёнку максимум самостоятельности, лишь напоминая о необходимости выявления новых особенностей и речевого обозначения обследовательских действий. Например, детям предлагается сложить походный рюкзак, выбрав предметы, необходимые для похода. Каждый ребёнок выбирает один из предметов, описывает его и доказывает, что он подойдёт для походных условий. Из представленных предметов посуды один ребёнок выбирает пластиковый стакан, а другой металлическую кружку. Дети обследуют посуду, готовясь к описательному рассказу. Педагог подсказывает: «Как узнать, прочный ли материал, из которого сделан стакан? Как определить, тяжёлый предмет или лёгкий? Что важнее для походных условий, маленький вес или прочность?» В процессе описания ребёнок указывает на данную характеристику предмета и доказывает её значимость.

Необходимо разнообразить способы описания предметов. При описании одного и того же предмета необходимо предложить разные способы: соревнование на самое подробное или на самое образное описание, описание сразу двух предметов на основе их сравнения, описание по готовой модели описательного рассказа, описание по самостоятельно составленной ребёнком модели. Можно добавить такие способы, как описание одного предмета через сравнение с разными предметами и описание через отрицание для выбора загаданного предмета среди других сходных предметов. Например, у моей куклы не чёрные волосы и не карие глаза. Она одета не в синее платье у неё на ногах не красные туфли. Она не грустная.

В обучении составлению описательных рассказов разных видов в старшем дошкольном возрасте лучше использовать такие приёмы, как план рассказа и моделирование. При этом план рассказа составляется вместе с детьми и имеет схематичный характер. Как правило, общая логика описательного рассказа следующая: название объекта, определение его общих признаков, определение индивидуальных характеристик, варианты его использования. Логика и последовательность описательного рассказа могут меняться в зависимости от характера описываемого объекта и от цели описания. Поэтому рассказы об одном предмете могут быть разными: могут отличаться последовательностью описания, эмоциональными акцентами информации, разнообразием. В старшем возрасте необходимо произвести постепенный переход от описания готовой модели к самостоятельному моделированию ребёнком содержания и логики своего рассказа. Используя общепринятые детьми символы, отражающие разные признаки предметов и объектов, каждый ребёнок моделирует и рисует свою схему описания и составляет описательный рассказ. Это даёт возможность индивидуализировать детские рассказы, позволяет ребёнку использовать свой личный опыт, проявлять самостоятельность и творчество в процессе рассказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию монологической речи в средней группе "Составление описательного рассказа об игрушках"

Цель:  развитие связной монологической речи детей посредством составления описательного рассказа об игрушках....

"Составление описательных рассказов детьми младшего дошкольного возраста"

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь, а речь ребёнка развивается с его мышлением. Мыслительные и языковые навыки дети приобретают при общении с окружающими. В мла...

Составление описательных рассказов детьми младшего дошкольного возраста

Представляю вашему вниманию презентацию Составление описательных рассказов детьми младшего дошкольного возраста....

Составление описательных рассказов детьми младшего дошкольного возраста

Обучение дошкольников описательным рассказам — это первая ступень в формировании навыков связной монологической речи. Методические рекомендации заинтересуют педагогов, работающих с детьми данног...

Консультация "Составление описательных рассказов детьми младшего дошкольного возраста"

Консультация "Составление описательных рассказов детьми младшего дошкольного возраста"...

Элементы прикладного плавания в процессе обучения спортивному плаванию для детей старшего дошкольного возраста, в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Прикладное плавание - любые знания, умения, навыки, которые помогают человеку держаться на воде, сохранить свою жизнь, оказать помощь, терпящему бедствие.В прикладном плавании выделяют два направ...