Элементы прикладного плавания в процессе обучения спортивному плаванию для детей старшего дошкольного возраста, в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности.
методическая разработка по обж (старшая, подготовительная группа)

Старовойтова Марина Анатольевна

Прикладное плавание - любые знания, умения, навыки, которые помогают человеку держаться на воде, сохранить свою жизнь, оказать помощь, терпящему бедствие.

В прикладном плавании выделяют два направления:

  1. Плавание в сложных условиях. Это неожиданные или сложные ситуации на воде (холодная вода, волны, течение, воронки, водоросли, темное время суток) или другие затрудняющие плавание обстоятельства (судороги или травмы, плавание с предметами, в одежде и др.).
  2. Плавание в экстремальных ситуациях, то есть ситуациях, в которых жизнь человека подвергается реальной опасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnaya_deyatelnost.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные технологии

Методическая разработка.

Автор: Инструктор по физической культуре (плаванию) МБДОУ г. Иркутска детского сада №162 Старовойтова Марина Анатольевна 

Элементы прикладного плавания в процессе обучения спортивному плаванию для детей старшего дошкольного возраста, в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Прикладное плавание - любые знания, умения, навыки, которые помогают человеку держаться на воде, сохранить свою жизнь, оказать помощь, терпящему бедствие.

В прикладном плавании выделяют два направления:

  1. Плавание в сложных условиях. Это неожиданные или сложные ситуации на воде (холодная вода, волны, течение, воронки, водоросли, темное время суток) или другие затрудняющие плавание обстоятельства (судороги или травмы, плавание с предметами, в одежде и др.).
  2. Плавание в экстремальных ситуациях, то есть ситуациях, в которых жизнь человека подвергается реальной опасности.

Актуальность

Во многих дошкольных учреждениях ведется работа по обучению детей плаванию. Но умение плавать не дает полной гарантии спокойного и уверенного общения с водной средой. Важно уметь плавать безопасно, стремясь избегать возможных несчастных случаев.

   По статистике в результате несчастных случаев на воде в России ежегодно погибает несколько тысяч человек, в том числе до 25% детей. Особенно много таких случаев происходит с детьми в возрасте от 5 до 9 лет. Из 16 видов несчастных случаев, связанных со смертельным исходом, утопление занимает второе место. Ситуация усугубляется в летний период при выезде за город, где пропорционально к возрастающей доступности водоемов наблюдается уменьшение контроля взрослых за детьми.

Цель: Сформировать систему знаний о прикладном плавании. Не ограничивая действия детей в воде, строить свою деятельность так, чтобы избежать сложных ситуаций, а также снабдить их данными о том, как в этих сложных ситуациях действовать.

  Дошкольный возраст — сенситивный период для заложения основ прикладного плавания. Чем раньше они будут заложены, тем лучше, так как трудно предположить, в каком возрасте эти знания, умения, навыки будут востребованы.  Система знаний о безопасности на воде, прикладном плавании вполне доступна детям старшего дошкольного возраста, и возможна для внедрения в детский сад. Таким образом, чтобы глубже рассмотреть этот вопрос, на базе МБДОУ детского сада №162 было проведено исследование с целью формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о прикладном плавании, обеспечивающие безопасность их жизнедеятельности.

        В процессе исследования решались следующие задачи:

  1. Изучение состояния проблемы в теории и практике дошкольного воспитания.
  2. Отбор содержания знаний о прикладном плавании для детей старшего дошкольного возраста.
  3. Разработка и апробация методики формирования представлений о прикладном плавании у детей старшего дошкольного возраста.

 Для успешного формирования представлений о прикладном плавании были соблюдены следующие условия организации работы с детьми:

  1. Отбор содержания знаний проводился с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, а также интересов дошкольников.
  2. Обучение направлено на повышение у детей интереса к занятиям плаванием, воспитание таких качеств как самостоятельность, решительность, умение взаимодействовать в коллективе.
  3.  Взаимодействие педагогического коллектива и семьи.
  4. Взаимосвязь теоретических занятий на суше и практического закрепления знаний с помощью действий в воде.

 Такая организация обучения воздействует на развитие познавательной, эмоциональной и поведенческой сфер жизни ребенка, а в конечном итоге — на развитие всей личности в целом, что способствует более успешной социализации ребенка.

Прикладное плавание включает:

  • плавание спортивными, самобытными и комбинированными способами плавания;
  • ныряние и передвижение под водой;
  • прикладные прыжки в воду;
  • спасение тонущих и помощь уставшим пловцам;
  • плавание в экстремальных условиях;
  • преодоление водных преград;

Теория:

1 блок — значение плавания, использование плавания:

  • для безопасности жизнедеятельности;
  • для укрепления здоровья человека и его развития;
  • для профессиональной деятельности людей;
  • для участия в различных видах спорта;
  • для активного отдыха.

2 блок — правила безопасного поведения:

  • в бассейне
  • непосредственно в воде;
  • на водном транспорте;
  • на льду.

3 блок — плавание в сложных условиях:

  • плавание в холодной воде;
  • судороги при плавании;
  • плавание в воде, покрытой водорослями;
  • плавание при сильной волне;
  • плавание по течению и против течения;
  • Выплывание из-под предмета, оказавшегося над головой (лодка, матрас);
  • способы отдыха на воде;
  • помощь уставшему пловцу;
  • плавание в одежде;
  • освобождение от лишней одежды в воде.

4 блок – плавание в экстремальных условиях. Детям дошкольного возраста нецелесообразно раскрывать этот блок подробно, поскольку спасение тонущего представляет некоторую опасность и для самого спасателя. Тонущий, потеряв самообладание, изо всех сил старается ухватиться за своего спасателя, подтянуться к нему и даже влезть на него. Поэтому детям следует раскрыть лишь способы оказания помощи с берега, поскольку такую помощь дети могут оказать самостоятельно, и способы транспортировки, так как, проиграв их в дошкольном возрасте, их будет легко вспомнить во взрослой жизни (опора на двигательную память).

С учетом особенностей мировосприятия детей старшего дошкольного возраста апробирована методика формирования представлений о прикладном плавании, основанная на поисковых вопросах, опытах, экспериментировании, воображаемых и проблемных ситуациях, беседах, практических упражнениях.

Практика: Комплекс упражнений на воде. (старшие дошкольники 5-7 лет).

1. Плавание с помощью одних ног брассом, кролем, на спине, руки над водой (детям лучше взять предметы в руки).

2. Плавание с помощью одних ног на боку, "верхняя" рука над водой (лучше с предметом), "нижняя" выполняет гребки.

3. Плавание избранным для транспортировки вещей способом, удерживая в руках легкий предмет (резиновые и надувные игрушки, куклы).

Транспортировка "уставшего" одним и двумя спасателями (в ластах и без них).

4.Помощь уставшему пловцу. Плавание избранным способом, транспортируя "пострадавшего" (проплываемое расстояние постепенно увеличивается).

5. Умение менять направление (вперед, назад, влево, вправо) при плавании по сигналу (свистку, хлопку) и умение переворачиваться со спины на грудь и наоборот («вертушка»);

-  «змейка» - плавание в тонущие обручи.

6. Ныряния. Сбор предметов со дна (тонущие игрушки),

- произвольно;

- по заданию; например, собрать не выныривая 3 предмета, 4 или «кто больше?»

- во время проплывания под водой (количество предметов постепенно увеличивается;

- собрать игрушки в темноте (при выключенном свете – слабое освещение).

7. Плавание с бросовым материалом (пластиковые бутылки). «Что может помочь уставшему пловцу?»

8. Плавание в одежде и умение ее снимать в воде, не вставая на ноги.

9. Плавание со «связанными» (держать кольцо) за спиной руками, с поворотом головы для вдоха, на спине.

10. Плавание по течению и против течения: Дети 2-3 круга идут быстрым шагом по периметру бассейна, разгоняя воду. По сигналу, начинают выполнять скольжение «замри и плыви», то же самое пытаются выполнить против течения уже пытаясь плыть изученным способом.

11. Плавание при волне. Дети делятся на две команды и выстраиваются у противоположных бортиков. Одна команда, стоя руки на поручень начинает выполнять движения тазом вперёд- назад одновременно, поднимая таким образом волну. Вторая команда по сигналу старается доплыть до противоположного бортика.

12. Спасательный круг. Команды выстраиваются у бортика. По сигналу, первый участник одевает на себя круг и плывёт к противоположному бортику бассейна, касается бортика, снимает круг и удобным для себя способом бросает его следующему участнику. Если круг не долетел до середины бассейна, бросок повторяется из исходной позиции. Важно – движение начинается от бортика. Т.е. если круг перелетел середину бассейна, но находится не достаточно близко, следующий участник бежит за ним, возвращается к бортику, одевает круг на себя и продолжает эстафету.

Комплекс упражнений с большим надувным матрасом (2.03мх1.8м х 0,22м):

  1. Преодолеть препятствие. Матрас поставить вертикально, перегородить бассейн.

Задача: Быстро перебраться на противоположную сторону.

- Подойти к матрасу, встать к нему боком. Поставить одну ногу подальше под матрас, присесть под воду и перенести вес тела с одной ноги на другую. Встать с другой стороны матраса. Упражнение можно выполнять под счёт;

- То же, но проныривая стоя лицом к матрасу, стараясь не задеть его;

- То же, но на счёт – «три» - инструктор роняет матрас в сторону ныряющих. Дети должны успеть нырнуть и встать, с другой стороны.

2. «Неуправляемая лодка» - инструктор и дети стоят у противоположных бортиков. По сигналу инструктор двигает матрас в сторону детей. Дети начинают движение навстречу, ныряют и проплывают под «лодкой» - матрасом как можно глубже, стараясь не задеть его, выныривают, с другой стороны.

3. «Быстро ноги из воды» - Научить самостоятельно быстро взбираться на матрас. Дети выполняют упражнение по очереди. Руки на матрас, прыжок в упор на прямые руки, лечь на живот, взобраться на матрас.

4. «Прыжки в воду» - сидя на матрасе, ноги в воде, аккуратно спрыгнуть в воду;

- сидя на матрасе ноги в воде, спад руками вперёд;

- стоя на коленях спад руками вперёд.

5. «Под брёвнами, под пирсом» - инструктор удерживает матрас, уперев его в борт на высоте 20-25 см. над водой. Дети выполняют скольжение на груди в сочетание с работой ног, под матрасом поворачиваются на спину, выполняют 3-4 вдоха, переворачиваются на груди и доплывают до конца бассейна.

6. «Проплыви не задень!» - Матрас по середине бассейна. Под матрасом тонущие игрушки. Дети поочередно плывут к матрасу, ныряют, проплывая под матрасом берут со дна игрушку и доплывают до бортика. Важно не задевать матрас.

7. «Полоса препятствий» - упражнение сначала по одному, потом можно парами (кто быстрее?). По сигналу дети бегут к матрасу, взбираются на него, спрыгивают, двигаются к противоположному бортику, берут игрушку, возвращаются выполнив ныряние и плывёт под матрасом, и произвольным способом добирается до бортика и лепит игрушку на борт.

Все упражнения с матрасом выполняются обязательно со страховкой инструктора!

Упражнения можно включать в обучающие занятия, в досуговую и соревновательную деятельность.

Вывод:  Нетрадиционные системы одновременного освоения ребенком разных способов плавания, показали результативность использования элементов прикладного плавания. Элементы прикладного плавания не только способствуют освоению техники спортивного плавания, но и вносят разнообразие в процесс обучения, повышая интерес к занятиям плаванием.

        Проведенное исследование представляет собой экспериментальный опыт, который может быть использован в работе с детьми в дошкольных образовательных учреждениях и представляет возможности для дальнейших исследований в этой области:

  • “Обеспечение взаимодействия семьи и детского сада в вопросах обучения детей прикладному плаванию”;
  • “Влияние формирования представлений о прикладном плавании на плавательную подготовленность детей”;
  • “Применение знаний о прикладном плавании с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях плаванием в глубоком бассейне” и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг для детей старшего дошкольного возраста и родителей Основы безопасности жизнедеятельности

Досуг для детей старшего дошкольного возраста и родителейОсновы безопасности жизнедеятельности "Каждый маленький ребенок должен знать это с пеленок»...

"Зимние аттракционы с элементами спортивных игр для детей старшего дошкольного возраста"

Игровые упражнения облегчают работу при составлении занятий на воздухе в зимнее время....

Использование метода мнемотехники в обучении связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста через формирование навыков безопасности жизнедеятельности

Оценка эффективности использования метода мнемотехники с целью развития связной речи и эффективного усвоения детьми навыков безопасного поведения и здорового образа жизни...

Занятие по плаванию как средство физического воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста

Занятие по плаванию как средство физического воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста...

Рабочая программа дополнительного образования для детей среднего дошкольного возраста по формированию основ безопасности жизнедеятельности «Азбука безопасности».

Программа расчитана на детей 4- 5 лет. Цель программы: формирование у воспитанников устойчивых навыков, знаний безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, посредством системы методов и сред...

Сценарий музыкально-спортивного досуга для детей старшего дошкольного возраста с элементами кинезиологии "А ну-ка, девочки и мальчики!"

Цель:  Создать условия для психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность. Программное содержание:- развитие координации, переключаемости, синхронизац...

Авторская методическая разработка: конспект организованной образовательной ситуации по основам безопасности жизнедеятельности с использованием ЦОР (мультимедиапрезентация) для детей старшего дошкольного возраста. ТЕМА « На страже безопасности»

Авторская методическая разработка: конспект организованной образовательной ситуации по основам безопасности жизнедеятельности с использованием  ЦОР (мультимедиапрезентация)  для детей старше...