Занятие по плаванию как средство физического воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста
статья по физкультуре на тему

Мишина Наталья Анатольевна

Занятие по плаванию как средство физического воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 32.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по плаванию как средство физического воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста.

Бассейн в детском саду нередко используется только для оздоровительных мероприятий. Современные программы по обучению плаванию предполагают гармоничное сочетание решения задач оздоровления и обучения ребёнка спортивным способам плавания. Умение передвигаться в воде, используя наиболее рациональные движения ( таковыми и являются спортивные способы плавания ), даст возможность ребёнку повысить функциональные возможности организма. Здоровый и активный ребёнок с удовольствием познаёт мир, хорошо обучается, быстро восстанавливается. Занятия в детскому саду с бассейном для плавания имеют большие возможности для осуществления обучающих программ.

Движения, которые ребёнок научиться выполнять сегодня, пригодятся ему при освоении программы обучения плаванию чуть позже, но они способствуют повышению уровня культуры движения, решают задачу общего развития, укрепления организма ребёнка.

Задача тренера, преподавателя – всеми возможными способами вызвать интерес ребёнка к данному виду деятельности человека.

Разговоры о пользе занятий для здоровья мало заинтересуют ребёнка. Дети будут делать в первую очередь то, что им нравится, что им интересно. Увлечь ребёнка, сформировать у него потребность, привычку заниматься плаванием – самая важная задача для педагога.

Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего физического развития ребёнка. Работоспособность мыщц у дошкольников невелика, они довольно быстро утомляются при статических нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мыщц, что увеличивает их работоспособность и силу.

В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на ещё не окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильо формируется, вырабатывается хорошая осанка. В то же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребёнка и предупреждает развитие плоскостопия.

Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мыщц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшатся сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увелчивается жизненная емкость лёгких.

Регулярные занятия плаванием положительно влиют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершентсвуются движения, увеличивается выносливость.

Одновременно с обучением плаванию детям прививаются умения и навыки самообслуживания, что очень важно для их всестороннего развития.

Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремлённость, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.

В группах детей старшего дошкольного возраста начинается новый этап в обучении: осваиваются умения и навыки определённых способов плавания, разучивается их техника. Желательно, чтобы дети овладели техникой плавания кролем на груди и на спине, а также ознакомились с плаванием способами брасс и дельфин. В играх и упражнениях воспитывается самостоятельность, сдержанность, организованность, умение творчески использовать приобретённые навыки.

Занятия проводятся по подгруппам из 8 – 12 человек, 2 раза в неделю продолжительностью 35 – 45 минут. Занятия по плаванию продолжительнее занятий по физкультуре на 5 – 7 минут, которые отводятся для свободного плавания в конце каждого занятия. Нагрузка дозируется за счёт количества повторений одного упражнения, количества упражнений ( особенно дыхательных ), темпа выполнения упражнений.

Занятия по плаванию, как и другие занятия по физической культуре, условно подразделяются на три части, а именно: подотовительную, основную и заключительную. В каждом занятии последовательно решаются следующие задачи: организовать группу, ознакомить с новыми играми и упражнениями на суше, повторить старые и разучить новые упражнения в воде, а также некоторые элементы техники плавания и организованно завершить занятие.

Занятие начинается с построения группы и выполнения разминки на суше. В разминку включаются общеразвивающие упражнения для развития рук и плечевого пояса, для мыщц туловища и для мыщц ног, а также предполагается использование подготовительных и подводящих упражнений. Новые движения рук, ног, дыхания и их согласование сначала выполняются на суше, а затем переносятся на воду ( на месте и в движении ). При обучении старших дошкольников упражнения на суше применяются практически на каждом занятии. Они не должны быть длительными – не более 3 – 5 мин.

Занятие в воде следует всегда начинать с энергичных движений, повторения упражнений, освоенных ранее, разучивания 1 – 2 новых упражнений, повторения старых игр и разучивания новых игр.

Заканчивается занятие спокойными погружениями с головой и выдохом в воду. Это упражнение надо повторять подряд 8 – 12 раз. В заключение проводятся также игры успокаивающего характера, игры на внимание и свободное плавание. Свободное плавание повышает эмоциональную окрашенность занятия, даёт детям возможность самостоятельно испробовать свои силы. Оно полезно для развития активности и инициативы.

На занятиях на суше и в воде особое внимание уделяется упражнениям для правильного дыхания. Они являются наиболее сложными в процессе обучения плаванию. При выполнении этих упражнений детей учат делать глубокий вдох так, чтобы время выдоха вдвое превышало время вдоха – это связано с особенностями дыхания в воде. Также детей учат задерживать дыхание на максимально возможное время.

После освоения детьми правильного вдоха и выдоха их учат согласовывать дыхание с движениями ног, рук.

В процессе овладения новыми упражнениями детьми старшего дошкольного возраста используются следующие методические приёмы:

  • показ упражнений. Сложные и новые упражнения преподаватель показывает в сочетании с описанием техники выполнения. Лёгкие упражнения показывает ребёнок;
  • разучивание упражнений. Наиболее координационно сложные упражнения разучиваются с детьми по частям и только затем выполняются в целом;
  • исправление ошибок. Тренером ведётся работа по предупреждению и исправлению ошибок, воспитанию привычки у детей контролировать свои действия и действия своих сверстников;
  • подвижные игры в воде. Они придают занятиям эмоциональную окраску и позволяют детям непринуждённо, смело выполянть различные действия и упражнения, добиваться их высокого качества;
  • имитация упражнений. Имитация плавательных движений руками, ногами.
  • круговая тренировка. Выполнение упражнений ( в зале ) способом круговой тренировки, чередующимся с поточным, фронтальным и игровым методами организации занятий, которые позволяют повысить моторную плотность занятий;
  • игры на внимание и память. В подготовительной и заключительной частях занятия проводятся игры на внимание: « Запрещённое движение »,            « Делай как я », и др.;
  • соревновательный момент. Использование игр – эстафет и включение элементов соревнования с установкой на лучшее качество выполнения позволяет создать эмоциональное отношение ребёнка к выполняемому заданию;
  • контрастные задания. По каждой задаче обучения плаванию подбирается большое количество упражнений, различных по трудности, чтобы обеспечить выполнение поставленных целей. Основным правилом смены упражнений является не переход от простого к более сложному, а контрастность заданий это позволяет активизровать детей и постоянно поддерживать их интерес к выполнению упражнений.

На развитие дыхательного аппарата ребёнка большое влияние оказывают занятия спортом, в особенности различные циклические упражнения на суше и специальные дыхательные упражнения.

Развитие двигательных способностей человека начинается с его рождения. Условия жизни, объём, разнообразие и характер движений в первые годы имеют большое значение для создания предпосылок спортивных достижений. В этом смысле дошкольную жизнь ребёнка можно считать предварительным этапом физической подготовки. И речь здесь идёт не только о раннем обучении плаванию. Для будущего пловца желательно, чтобы он уже в возрасте 5 – 6 лет научился дышать и передвигаться в воде любым способом. Но ещё важнее для физического развития ребёнка освоение многообразных по форме, структуре, темпу и ритму движений

Совершенствование в технике движений проводится в единстве с физической подготовкой юного пловца – развитием силы, выносливости, быстроты и гибкости.

Сила детей увеличивается с возрастом. В детском возрасте укрепление мыщц происходит путём совершенствования процессов нервной регуляции. Воспитывается умение проявлять оптимальные усилия в многообразных движениях.

У детей различные мышечные группы развиваются неравномерно. Обычно у них слабо развиты мыщцы живота, косые мыщцы туловища, мыщцы задней поверхности бедра и приводящие мыщцы ног. Отстают в развитии, особенно у девочек, и мыщццы рук по сравнению с увеличением мыщц ног. Поэтому укреплению мышечных групп плечевого пояса и рук приходится уделять особое внимание. Упражнения не должны сопровождаться натуживанием, большими напряжениями, излишним закрепощением мыщц. Детям старшего дошкольного возраста доступны упражнения силовой направленности без преметов, упражнения с гантелями 0,5 кг, с набивными мячами весом 1 кг, прыжки, метания, упражнения с резиновыми амортизаторами. По мере укрепления мыщц и освоения техники движений упражнения усложняются за счёт повышения темпа.

Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой. Для детей старшего дошкольного возраста можно применять комплексы упражнений на суше на растягивание и расслабление мыщц, способствующие повышению подвижности в суставах. Эффективны маятникообразные, пружинящие движения отдельными частями тела с нарастающей амплитудой и увеличивающейся быстротой. Хорошо воздействуют на гибкость маховые и рывковые движения. Некоторые упражнения можно выполнять в статическом режиме, при котором расслабленные мыщцы в течение 5 – 6 сек. находятся в растянутом состоянии. Особое место занимают упражнения, направленные на повышение подвижности стопы. Здесь используются сгибания, разгибания и вращение стопы внутрь и кнаружи. Гибкость развивается успешно, если специальные упражнения выполняются ежедневно. При перерыве в занятиях подвижность заметно ухудшается.

Выносливостью называют способность организма работать, отдаляя момент наступления утомления и преодолевая утомление. При работе над развитием общей выносливости следует применять циклические упражнения на суше, а именно: равномерный бег в умернном темпе 5 мин., бег в чередовании с ходьбой 10 мин., ходьба на лыжах, езда на велосипеде, катание на коньках, спортивные игры ( баскетбол, ручной мяч, футбол, водное поло и др. ), проводимые по упрощённым правилам.

Скоростные возможности характеризуются умением преодолевать короткий отрезок пути с максимально высокой скоростью. Для повышения скоростных качеств детей на суше применяются: бег на месте и на дистанцию 15 – 60 м с предельно быстрыми движениями; семенящий бег и бег с высоким подниманием бедра; взбегание по лестнице; бег на дисанцию 10 – 15 м с руками а спиной, с набивным мячом за головой; прыжки со скакалкой; прыжки вперёд – назад или в стороны через набивной мяч; ведение мяча; вращение мяча вокруг туловища; передача мяча в одно касание руками; метание набивных мячей на дальность и скорость; имитация старта пловца на суше под команду; подвижные спортивные игры.

Ловкость – это умение быстро ориентироваться в меняющейся остановке и выбирать нужные движения, точно координируя их в пространстве, времени и по усилиям. Хорошим средством развития ловкости являются эстафеты; подвижные и спортивные игры; упражнения по технике и тактике игр: баскетбола, волейбола, ручного мяча, футбола и водного пола; комлексы гимнастических и акробатических упражнения и другие сложные по координации движения.

Обучая ребёнка плавать, педагог всегда найдёт возможность не только сформировать конкретный навык, но и внеси свой вклад в формирование личности каждого из своих учеников. Занятия физической культурой – прекрасная возможность воспитания трудолюбия,  умения общаться со сверстниками, добиваться конкретной цели. Внимательный преподаватель всегда заметит способности ребёнка и будет способствовать их развитию. Последовательность в системе обучения поможет детям успешно освоить всю программу. Задача преподавателя, научив ребёнка плавать, познакомить его с возможностями физической культуры для повышения уровня функциональных возможностей организма. Дети, у которых в процессе занятий проявилась природная предрасположенность к занятиям плаванием, появился интерес к данному виду деятельности, могут продолжить совершенствовать свои навыки в группах спортивной школы.

Привычка ребёнка к регулярным занятиям плаванием с целью укрепления здоровья или использования данного навыка для активного отдыха – самый важный итог всей работы преподавателя.

Практические рекомендации. С подготовленными детьми ( которые обучались плаванию в младшем и среднем дошкольном возрасте ) целесообразно с самого начала приступить к разучиванию движений ног, рук, отработке дыхания и координации движений при плавании кролем. Овладение новыми умениями и навыками должно протекать параллельно с совершенствованием скольжения, дыхания и других движений, усвоенных ранее.

При обучении плаванию детей старшего дошкольного возраста надо давать им возможность пробовать плавать всеми способами – кролем на груди, кролем на спине, брассом и дельфином. Склонность ребёнка к тому или иному способу плавания надо обязательно учитывать наряду с его индивидуальными данными и поддерживать. Можно позволить ребёнку учиться тому способу, который ему нравится больше, в этом случае и результаты обучения будут лучше. А главное, надо всегда оставаться терпеливым и внимательным педагогом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Художественная гимнастика как универсальное средство физического воспитания и оздоровления детей старшего дошкольного возраста»

«Великая ценность каждого человека – здоровье, оно не мыслимо без систематических занятий физическими упражнениями» Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы заклады...

«Физическое воспитание и развитие детей младшего дошкольного возраста»

Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Физическое воспитание складывается из мероприятий, направленных к тому, чтобы вырастить здоровых, выносл...

Тематическое планирование дополнительной образовательной деятельности по физическому воспитанию «Игралочка» (для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, через организацию подвижных игр.Задачи:- обучить детей подвижным играм: старинные, игры Севера (Поморье),  игры разных...

самообразование Тема: «Театрализованная деятельность как средство воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста»

1.  Вызвать интерес у детей к театрализованной деятельности.2.  Побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности каждого ребёнка (мимика,...

Самообразование по теме влияние физического воспитания на умственное детей старшего дошкольного возраста.

В совремнном обществе дети дошкольного возраста проводят большую часть дня в детском саду. А в этом ворасте ребенок активно развиватся и особенно физически. Поэтому актуален вопрос физического воспита...