Тематическое планирование дополнительной образовательной деятельности по физическому воспитанию «Игралочка» (для детей старшего дошкольного возраста)
методическая разработка по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Инна Геннадьевна Савенкова

Цель: Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, через организацию подвижных игр.

Задачи:

- обучить детей подвижным играм: старинные, игры Севера (Поморье),  игры разных народов, игры с музыкальным сопровождением;

 - удовлетворение потребности детского организма в движениях;

-развивать  скоростно-силовые качества, общую  выносливость организма, глазомер, укреплять у детей силу мышц рук и ног;

- воспитывать волю, организованность, выдержку, умение управлять своими чувствами, движениями;

- приучать оценивать свои действия и действия партнёров, помогать друг другу, радоваться успехам товарищей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_kruzhka_igralochka_18-19.docx40.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование дополнительной образовательной деятельности

по физическому воспитанию «Игралочка» 

(для детей старшего дошкольного возраста)

Пояснительная записка

   Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности, и повседневной жизни детей.

   Игра - самая любимая и естественная  деятельность дошкольников, отвечающая их жизненно важным потребностям. Игра занимает важнейшее место в жизни малыша и является главным средством воспитания и оздоровления.  Все дети обожают двигаться, бегать наперегонки, прыгать, кататься на велосипеде. Так почему же не сделать это основой для подвижных игр именно на свежем воздухе, которые помогут общему развитию ребенка, вместе с его физической подготовкой? 

   Играя, ребёнок удовлетворяет свою потребность в движениях и одновременно с этим повторяет уже освоенный материал. При активной деятельности детей на воздухе усиливается работа сердца и лёгких. Это оказывает благоприятное влияние на общее состояние детей: улучшается нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Такая активность поможет  детям получить необходимую физическую нагрузку, а также научиться активно и на равных общаться с другими детьми, увеличить навык быстрой реакции и многое другое.

   Одним из наиболее эффективных способов решения данной проблемы в дошкольном учреждении является организация кружковой деятельности по подвижным играм. Подвижные игры создают благоприятные условия для развёртывания активной двигательной деятельности.

Цель: Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, через организацию подвижных игр.

Задачи:

- обучить детей подвижным играм: старинные, игры Севера (Поморье),  игры разных народов, игры с музыкальным сопровождением;

 - удовлетворение потребности детского организма в движениях;

-развивать  скоростно-силовые качества, общую  выносливость организма, глазомер, укреплять у детей силу мышц рук и ног;

- воспитывать волю, организованность, выдержку, умение управлять своими чувствами, движениями;

- приучать оценивать свои действия и действия партнёров, помогать друг другу, радоваться успехам товарищей.

 

  Приложение 1

План работы кружка по подвижным играм «Игралочка»

Месяц

Тема занятия

Октябрь

Игры народов Сибири

Занятие 1,2. Беседа «Правила игры. Обязательны ли они»

Игра «Дракон».

Занятие 3,4. Игра «Озера, ручейки».

Занятие 5,6. Игра «Здравствуй, догони».

Занятие 7,8. Игра «Части тела».

Ноябрь

Русские народные игры

Занятие 9,10. Беседа «Знакомство с русскими народными подвижными играми». Игра «Золотые ворота».

Занятие 11,12. Игра «Гуси-лебеди».

Занятие 13,14.Игра «Коршун».

Занятие 15,16. Игра «Рыбаки и рыбки».

Декабрь

Белорусские народные игры и спортивны е упражнения

Занятие 17,18. Игра «Замри».

Занятие 19,20. Игра «Ключи».

Занятие 21,22. Презентация  «История возникновения хоккея.   Правила игры, техника».

Выполнение упражнений способствующих игре в хоккей.

Занятие 23,24. Тренировка «Хоккей».

Январь

Спортивные игры и упражнения

Занятие 25,26. Игра «Салки-елочки».

Занятие 27,28. Зимнее троеборье.

Занятие 29,30. Игра «Два Мороза».

Февраль

Игры народов Севера

Занятие 31,32. Игры народов Севера   «Берегись охотника».

Занятие 33,34. Игра «Бег с капканом».

Занятие 35,36. Игра «Бой медвежат».

Занятие 37,38. Игра  «Гонки на нартах».

Март

Игры разных народов

Занятие 39,40. Татарские народные игры.

                           Игра «Продаем горшки».

Занятие 40,41. Игра «Серый волк»» (Сары Буре).

Занятие 4,46. Украинская народная игра «Колдун (Чаклун)».

Занятие 47,48. Эстонская народная игра «Птицы» (Линнумянг.)

Апрель

Игры с музыкальным сопровождением

Занятие 49,50. Игра «Коники-спортсмены».

Занятие 51,52. Игра «Светофор».

Занятие 53,54. Игра «Кувшинчик».

Приложение 2

Правила игр

Правила игры  «Дракон»

Среди ребят выбираются те, кто будет головой дракона, а кто хвостом.

Игроки выстраиваются в цепочку, кладя руки на плечи друг другу. «Голова» встает самой первой, «хвост» — последним. 

«Голова» произносит такие слова:

— Ах, как весело мне что-то,
Вот бы кости поразмять.
Поиграть сейчас охота,
Разве хвост мне свой поймать?

«Хвост» отвечает «Голове»:

— Что ты вздумал, Чудо-Юдо?
Коль меня ты отгрызешь,
Никуда уж ты отсюда
Никогда не уползешь!

Голова начинает гоняться за Хвостом, пытаясь его поймать. Задача Хвоста — убегать и как можно дольше уворачиваться от Головы, Тело Дракона подыгрывает Хвосту, помогая ему уворачиваться.

Цепочка игроков не должна разрываться. Тот, по чьей вине произошел разрыв, сам становится Головой.

Очень смешно проходит игра при большом количестве участников. При этом получается длинный хвост, извивающийся в нескольких местах.

Если голове удалось поймать хвост, голова становится в конец цепочки, становясь хвостом, а головой становится второй игрок в цепочке.

Правила игры «Ручейки и озера»

Игроки стоят в пяти—семи колонах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала — это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги — озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Правила игры.

Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.

Правила игры «Здравствуй, догони!»

Игроки стоят парами лицом друг к другу в середине площадки. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся на расстояние десяти больших шагов от шнура. Встают за шнур — это дома. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает правую руку тому, с кем он стоял в паре, говоря: «Здравствуй!» Ребенок-хозяин отвечает: «Здравствуй!» Гость говорит: «Догони!» — и бежит в свой дом, хозяин его догоняет до черты. Дети по очереди ходят друг к другу в гости.

Правила игры. Здороваться можно только правой рукой. Говорить «Догони» надо за чертой от игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по-разному: важно, не торопясь; радостно, вприпрыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т. д.

Правила игры «Части тела»

Цель игры: развивать быстроту реакции и сообразительность.

Игроки перемещаются по площадке в разных направлениях (бегают, прыгают, шагают). По команде педагога «Рука-голова! » каждый игрок быстро находит себе партнёра и кладёт руку ему на голову. Отмечаются самые быстрые и внимательные пары.

! Педагог может придумывать разные комбинации – «рука-рука», «рука-нос» и др.

Правила игры «Золотые ворота»

Если играющих меньше 20 человек, то выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота».

Если собралось очень много игроков, то выбираются 4 человека, которые встают в круг, берутся за руки и поднимают руки вверх, образуя «двойные ворота» с входом и выходом.

Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами.

Игроки-ворота напевают:

Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас!

Вариант 2

Золотые ворота
Проходите господа
Первой мать пройдет
Всех детей проведет
Первый раз прощается
Второй раз запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас

Вот один из вариантов напева:

На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота».

Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.

Правила игры  «Гуси-лебеди»
Играющие выбирают «волка» и «хозяина», сами изображают «гусей».
На одной стороне площадки чертят дом, где живет «хозяин» и «гуси», на другой - поле.
Между ними находится логово «волка».
Все гуси летят на поле травку щипать.
Хозяин зовет их:
- Гуси, гуси!
- Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да, да, да!
- Ну, летите же домой!
- Серый волк под горой, не пускает нас домой.
- Что он делает?
- Зубы точит, нас съесть хочет.
- Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!

«Гуси» бегут в дом, «волк» пытается их поймать.
Игра заканчивается, когда все «гуси» пойманы.
Правила игры. «Гуси» должны летать по всей площадке, им разрешается возвращаться домой только после слов, сказанных хозяином.
В конце игры можно отметить самых ловких «гусей» (ни разу не попавших к «волку») и лучшего «волка» (поймавшего больше «гусей»).

Правила игры «Коршун».

Играющие    выбирают    коршуна    и    наседку, остальные цыплята. Коршун    роет    ямку, а наседка с цыплятами ходит вокруг него и нараспев говорит слова: Вокруг коршуна хожу, По три денежки ношу,

          По копеечке, по совелочке.

Коршун продолжает рыть землю, он ходит вокруг ямки, встает, машет крыльями, приседает. Наседка с цыплятами останавливается, спрашивает коршуна:

-Коршун, коршун, что ты делаешь? 

-Ямку рою.

-На что тебе ямка?

-Копеечку ищу.

-На что тебе копеечка?

-Иголочку куплю.

-Зачем тебе иголочка?
-Мешочек сшить.

-Зачем мешочек?

-Камешки класть.

-Зачем тебе камешки?

-В твоих деток кидать.

-За что?

-Ко мне в огород лазят!

-Ты бы делал забор выше,

-Коли не умеешь, так лови их.

Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: «Ши, ши, злодей!»

Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймано несколько цыплят.

Правила игры. Цыплятам следует крепко держать друг друга за пояс. Тот, кто не удержался в цепи, должен постараться быстро встать на свое место. Курица, защищая цыплят от коршуна, не имеет права отталкивать его руками.

Правила игры «Рыбаки и рыбки»

Цель игры: формировать согласованность двигательных действий.

Игроки - «рыбки» находятся на площадке. Пара игроков – водящие, образуют «сеть» (берутся за руки – одна рука свободна). По сигналу рыбки бегают по площадке, а рыбаки догоняют рыбок и соединяют вокруг них руки. Рыбка, которая попалась в сеть, присоединяется к рыбакам. Игра продолжается до тех пор, пока сеть не разорвётся или пока не будут пойманы все игроки.

Правила игры  «Замри»

Одного ребенка выбирают «льдинкой», а остальные разбегаются в разных направлениях. «Льдинка» считает до 5, а затем догоняет убегающих. Когда до тех дотрагивается «льдинка», они замирают на месте в широкой стойке. Чтобы разморозить их, другие дети должны проползти между ногами замороженных. Игра проводится 2-3 раза по 2-3 минуты. Каждый раз выбирается новая «льдинка».   

Правила игры «Ключи»
Играющие становятся в круги, начерченные в любом порядке на расстоянии не менее 2 м один от другого. Выбирается водящий. Он подходит к одному из игроков и спрашивает: «Где ключи?» тот отвечает : «Пойди к …( называет имя ребенка) постучи!» в это время другие дети стараются поменяться местами. Водящий должен быстро занять свободный кружок во время перебежки. Если водящий долго не может занять  кружок , он кричит: «Нашел ключи!». Тогда все играющие меняются местами, оставшийся без места становится водящим.

Зимние «Салки-ёлочки».

Для этой игры нужна большая компания, человек 8-10 или больше.

Если количество игроков нечетное, то выбирается водящий, если четное — то двое водящих.

После этого определяется граница площадки, на которой будет проходить игра. Зимой можно просто вытоптать границы-дорожки в снегу.

Правила игры. Водящий считает до 5 и бежит догонять игроков. Остальные игроки разбегаются и уворачиваются от водящего.

К стандартным правилам салок добовляется новое — нельзя салить тех ребят, которые успели встать в позу «Ёлочка» — спиной друг к другу и вытянув руки немного вниз, изображая елку.

Водящий не может стоить около замерших в елочке, он должен бежать за другими участниками. В свою очередь, изображающие елочку не должны стоять в этой позе больше 5 секунд.

Если все участники стали «ёлочками» и свободно бегающих нет, водящий может салить любого игрока из ёлочек.

Осаленный игрок становится водящим.

Правила игры «Гонки на нартах» 
Описание игры. Игра проводится в зимнее время года, количество игроков не ограничено. Участники делятся на три команды по три человека. Выстраиваются на старте. Один игрок из команды берет нарты за веревку, второй садится на нарты, третий оказывает помощь, толкая нарты сзади или в спину сидящего на нартах. По сигналу ведущего экипажи бегут к ориентиру, огибают его и возвращаются обратно. Побеждает команда, которая придет к финишу первой. 
Цель: развитие скорости, выносливости, силы рук, ног, мышц спины.

Правила игры «Берегись охотника».

У одного из играющих в руках хвост лисы или песца. Водящий старается догнать и запятнать того, кто бежит с хвостом. Однако сделать это не так просто: участники игры на бегу передают хвост друг другу. Когда «охотник» запятнает игрока, у которого хвост, они меняются местами. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не был пойман.

Правила игры «Бег с капканом» 
Описание игры. Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. В игре принимают участие 2-3 команды. К правой и левой ноге каждого бегуна привязывают мячи (резиновые мячи в сетках). Это и будут «капканы». По команде ведущего игроки бегут до ориентира, обегают его и бегут обратно, передают эстафету. Побеждает та команда, которая первая справится с заданием.

Правила игры «Бой медвежат» 
Описание игры. Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. Чертится круг диаметром 2 метра. В него встают на корточки соперники (медвежата), вытягивают руки вперед ладошками. Необходимо вытолкнуть соперника из круга, ударяя об его ладони, или заставить его земли или пола любой частью тела. Кому удастся это сделать, тот и является победителем.

Татарская народная игра «Продаем горшки»

Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок — хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

  • Эй, дружок, продай горшок!
  • Покупай.
  • Сколько дать тебе рублей?
  • Три отдай.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не    более    трех    рублей)     касается    рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

Татарская народная игра «Серый волк» (Сары буре)

Одного из играющих выбирают серым волком. Присев на корточки, серый волк прячется за чертой в одном конце площадки (в кустах или в густой траве). Остальные играющие находятся на противоположной стороне. Расстояние между проведенными линиями 20—30 м. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает (дети хором отвечают):

  • Вы, друзья, куда спешите?
  • В лес дремучий мы идем.
  • Что вы делать там хотите?
  • Там малины наберем.
  • Вам зачем малина, дети?
  • Мы варенье приготовим.
  • Если волк в лесу вас встретит?
    Серый волк нас не догонит!

После этой переклички все подходят к тому месту,   где   прячется   серый   волк, а он их начинает догонять.

Украинская народная игра «Колдун» (Чаклун)

Перед началом игры выбирают колдуна. Для этого один из игроков вытягивает перед собой правую руку ладонью вниз, остальные подставляют под нее по одному указательному пальцу. По команде «Раз, два, три!» или по    окончании     считалки     все    отдергивают пальцы, а игроку с вытянутой рукой необходимо захватить чей-нибудь палец. Тот, чей палец будет таким образом захвачен трижды, становится колдуном.

Дети разбегаются, а колдун пытается догнать кого-нибудь и дотронуться рукой. Пойманный замирает, разведя руки в стороны. Расколдовать его могут другие игроки, дотронувшись до него рукой. Однако колдун следит за своей жертвой, и как только кто-либо снимает чары, то он старается повторным ударом снова напустить их. Кроме того, он пытается заколдовать и тех, кто отваживается выручить товарища.

Правила игры. Заколдованный игрок остается на месте. Заколдованный трижды сам становится колдуном, а его предшественник присоединяется к убегающим.

Правила игры «Конники – спортсмены»

Играющие - лошадки стоят по кругу правым (левым) боком к центру. По команде «шаг коня» лошадки идут, высоко поднимая колени, доставая ими ладони рук, согнутых в локтях. Команда «Поворот» - лошадки поворачиваются кругом, продолжая движение. Команда «Рысью» - лошадки бегут; «Шаг коня» - снова идут. По команде « На конюшню» - все бегут, стараясь занять обозначенное место. Последние прибывшие считаются проигравшими.

Правила игры «Светофор»

Подойдет в том случае, если одежда у ребят яркая и разноцветная. Чертим или оговариваем поле игровое. Это будет дорога. За чертой поля стоят ребята. В середине дороги стоит светофор (ведущий). Он называет цвет и те, у кого на одежде этот цвет есть, берутся за него и спокойно переходят на другую сторону дороги. А если цвета не оказалось, то нужно быстро перебежать дорогу. А светофор будет ловить нарушителей. Тот, кого поймали, становится светофором. При этом за черту, за дорогу, нельзя выбегать.

Правила игры "Кувшинчик"

Один из играющих берёг в руки мяч и в такт песне равномерно одной рукой бьёт ладонью мяч о землю.

Я кувшинчик уронила

и о пол его разбила.

Раз, два, три - его,

Ванечка, лови!

При последних словах сильно бьёт мяч о землю. Подскочивший мяч подхватывает не лету участник, имя которого было названо, и всё повторяется. Игра продолжается до тех пор, пока играющие не собьются с ритма или мяч не отлетит в сторону и не покатится по земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»

Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...

Дополнительная образовательная программа «Играем в шахматы» для детей старшего дошкольного возраста разработана с учетом ФГОС дошкольного образования

Игра для дошкольника ведущий вид деятельности, в котором ребенок учится, развивается и растет. Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ...

Конспект образовательной деятельности по образовательной области физическая культура (бассейн) для детей старшего дошкольного возраста по теме «Приключение юных моряков»

Конспект образовательной деятельностипо образовательной области физическая культура (бассейн)для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Приключение юных моряков»(интеграция образовательных област...

Дополнительная образовательная программа по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Креативные батичисты"

Целью созданной программы является содействие развития инициативы, выдумки и творчества детей через различные виды изобразительной и прикладной деятельности, знакомство с нетрадиционной техникой рисов...

Дополнительная образовательная услуга физкультурно-оздоровительной направленности для детей старшего дошкольного возраста "Весёлая ракетка"

Основным направлением работы МАДОУ города Нижневартовска ДС №46 «Кот в сапогах» является организация единого коррекционно-развивающего пространства. В ДОУ функционирует целостная система, создающая оп...

Программа дополнительной образовательной услуги «Игровая ритмическая мозаика» для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет)

Дополнительная оздоровительно - развивающая программа «Игровая ритмическая мозаика» направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста и рассчитана на два года обу...