"ТРИЗ в театрализованной деятельности дошкольников"
методическая разработка по развитию речи

В презентации вы найдете материал по использованию технологии ТРИЗ в театрализованной деятельности у дошкольников: этапы работы, приемы и методы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon triz_v_teatralizovannoy_deyatelnosti_doshkolnikov.ppt1.38 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МДОБУ «Центр развития ребёнка – Медведевский детский сад №6 «Колокольчик»

Слайд 2

Актуальность Дети с самого рождения выстраивают свою «картину мира» — активно познают окружающий мир, пытаются понять закономерности происходящего вокруг. ТРИЗ помогает детям увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития, формирует умение грамотно мыслить и решать свои маленькие проблемы. Технология ТРИЗ способствует не только развитию у детей компетентности, инициативности, самостоятельности, креативности и коммуникативности, но и становлению взрослого: родителя, педагога, как творческой личности. Одна из главных задач воспитания в дошкольном учреждении - развитие креативной личности, способной взглянуть на проблему нестандартно, отличающейся любознательностью, инициативностью, способной высказывать оригинальные гипотезы и идеи. Одним из эффективных средств развития креативной личности, воображения, дивергентного (творческого или креативного) мышления является театрализованная деятельность.

Слайд 3

Для развития креативного мышления дошкольников посредством театрализации необходимо решать ряд задач : Создавать необходимые условия для осознания воспитанниками своей одаренности, индивидуальности; Способствовать раскрытию творческих способностей и развитию креативности каждого ребенка; Формировать ситуации успешности; Развивать в детях самооценку и уверенность в своих способностях; Формировать устойчивое отношение к творчеству.

Слайд 4

Принципы работы над развитием креативных способностей детей : Организация взаимодействия воспитателя с детьми на базе сотворчества и сотрудничества; Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка; Индивидуальный подход и вера педагога в креативный потенциал каждого ребенка; Уважение мнения ребенка, его личной позиции; Активная игровая деятельность дошкольников.

Слайд 5

Первый (начальный) этап данной работы Первый (начальный) этап данной работы – решение игровых сказочных задач , целью которых является раскрепощение фантазии ребёнка, снятие страха перед «правильным» или «неправильным» ответом, необходимо научить ребёнка выходить за рамки стереотипов (шаблонов мышления). Игровые задачи строятся на самых простейших жизненных и сказочных противоречиях. Необходимо научить детей решать сказочные задачи – попытаться помочь сказочным героям, попавшим в затруднительное положение

Слайд 6

Решение сказочных задач. 1. Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Вопрос: Как сделать так, чтобы Иванушка напился, но козлёночком не стал? Ответы: - взять с собой воду перед тем как отправиться в лес… - зайти в лес поесть сочных ягод… - поискать ручеёк… - сделать след своей ногой и из него напиться… 2. Сказка «Курочка Ряба» Вопрос: Как сделать так, чтобы яичко не разбилось, хотя мышка все равно побежит и хвостиком махнёт? Ответы: - накрыть яйцо чем-нибудь - положить на тарелку - выдолбить в столе ямку и туда положить яйцо -сделать стол (ответы связаны с преобразованием самого стола)

Слайд 7

В своей работе я использую следующие приёмы : «А что, если…» , задаётся простой вопрос из повседневного быта или сказки. Так, например, при чтении сказки «Гуси-лебеди» я задала вопрос: «А что, если сестрица Аленушка не пойдет искать братца Иванушку?», или при чтении сказки «Лиса и заяц» Петушок не сможет выгнать Лису?» Что произойдёт? «Помоги сказке» Предложить ребенку придумать выход из сложной ситуации знакомым сказочным персонажам. «Посадил дедка репку. Выросла репка большая-пребольшая. Тянет-потянет дедка, вытянуть не может… Позвал дедка бабку – а бабка в магазин ушла… Позвал внучку – она в школе… Позвал Жучку – Жучка убежала к соседской собачке в гости… Позвал Кошку- Кошка на печке спит, не слышит… Позвал Мышку – Мышка в поле зернышки запасает… Никого нет… Что делать дедке?» (Противоречие – и репку надо вытащить, и дед один не справится) Придумай, как можно помочь деду? «Если бы ты попал в сказку» После рассказывания или чтения сказки необходимо поразмышлять с ребенком, а как бы он поступил, если бы оказался в сказке. Например, «Если бы ты вместе с Красной Шапочкой пошел к ее бабушке, что бы ты сделал?» «Что бы ты взял с собой? Как бы использовал это?» «Кого бы позвал пойти вместе с вами? Может быть, кого-то из другой сказки позвал?»

Слайд 8

Второй этап работы: Следующий этап работы - составление сказок, он являются одними из самых сложных, но интересных упражнений, так как из одной и той же исходной сказки (сказок) может получиться много различных вариантов.

Слайд 9

На практике я применяю следующие методы составления сказок : «Салат из сказок» Первые признаки «салата из сказок» можно заметить в детских рисунках, где фантастически уживаются персонажи из всех детских сказок. Предложите детям соединить знакомые персонажи из разных сказок в одну и придумать свою - новую сказку. Сказка «наизнанку» Игра состоит в перевирании сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Эта игра аналогична игре «Наоборот». Ход игры. Вспомните с детьми хорошо знакомую сказку и предложите поменять характер у ее героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Предложите подумать и рассказать, как изменяются герои, их характер, поступки, каким станет сюжет сказки. Предложение о смене характера может быть разным, например: Красная Шапочка злая, а волк добрый... Что будет дальше? Золушка, непослушная девчонка, довела до белого каления добрую мачеху, все время издевается над своими смирными сестрами...

Слайд 10

«Сказка в заданном ключе» Используя как бы разные ключи, можно открыть для детей сказку в другом времени, месте действия, предложить им сменить поле действия, время действия, например: «Жили старик со старухой у синего моря... в наши дни. Что будет просить старуха у рыбки? «Что было потом» Дети очень любят продолжение сказки, с неохотой расстаются с полюбившимися героями. А почему с ними надо расставаться? Можно в конце сказки, оттолкнувшись от самого интересного места или вопроса, предложить детям подумать: "А что было потом?" Например: залез медведь на крышу теремка, теремок и рассыпался. Закачались, загудели все деревья в лесу, прибежали лесные звери, осуждая поступок медведя, советуют как поступить дальше. Потом все вместе строят новый теремок для зверушек.

Слайд 11

Это важно! При составлении сказок необходимо позволять ребенку высказывать любые, даже самые нелепые предположения, нестандартные предложения и решения. Нужно твёрдо помнить – в ТРИЗ неправильных ответов НЕТ. Нельзя отметать ни одного решения, просто анализировать работу мысли ребёнка, ненавязчиво помогать ему самому найти самое лучшее решение. Не нужно огорчаться и в том случае, если на первых порах ребенок не сможет предложить различные варианты решений. Необходимо предлагать ему различные творческие задания, поощрять и радоваться необычным и даже самым фантастическим ответам. Сюжеты к сказкам подсказывают различные книги, в первую очередь, сказки, современные мультфильмы. Мы часто с детьми играем в путешествия, походы по сказкам, в сказочный лес, на вершину горы, в подводное царство, на различном сказочном транспорте: на космопоезде, на машине времени, на корабле невидимке, на волшебном космическом самокате.

Слайд 12

Результат Итак, эффективность методики театрализованной деятельности посредством ТРИЗ-технологий для развития креативности личности ребенка, доказана на практике. Дети показывают более высокий уровень развития творческих способностей. Они чаще принимают нестандартные решения, решают сложные задачи, владеют ситуацией новизны, отличаются самостоятельностью в своих суждениях, упорством и инициативностью, мыслят новаторски, уходят от шаблонного мышления. В результате формируются креативные качества личности и креативное мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы педагога дополнительного образования (ТРИЗ) - Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников

В работе раскрыты основные положения деятельности педагога по ТРИЗ дошкольного учреждения....

Театрализованная деятельность дошкольников.

В старшей группе я уделяю большое внимание театрализованной деятельности детей, которая способствует развитию творческих способностей, формирует навыки общения. для организации этой деятельности испол...

Сообщение на педсовете на тему:"Роль воспитателя в организации музыкально-театрализованной деятельности дошкольников".

       Воспитатель – это не «урокодатель», он – постоянный эталон для детей, родителей и окружающих. Он – актер, который может перевоплощаться в любую роль. Работая в дошкольном учреждении, главное - ...

спецкурс Основы организации театрализованной деятельности дошкольников в детском саду как средства их всестороннего развития.

Основы организации  театрализованной деятельности дошкольников  в детском саду как средства их всестороннего развития. В современном обществе резко повысился социальный прес­тиж интелле...

Использование элементов ТРИЗ в игровой деятельности дошкольника

В основе ТРИЗ лежат три принципа:1. Принцип объективности законов развития системы, технической и социальной.2. Принцип противоречия.3. Принцип конкретности в решении проблемных ситуаций.День ребёнка ...

Использование технологии ТРИЗ в театрализованной деятельности дошкольников.

Использование технологии ТРИЗ в театрализованной деятельности дошкольников...

Консультация "Театрализованная деятельность в детском саду, роль педагога в театрализованной деятельности дошкольника"

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, р...