КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности «Прогулка в осенний лес» для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) по образовательной области «Речевое развитие»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Семченко Татьяна Станиславовна

 

КОНСПЕКТ

образовательной деятельности

 

Приоритетное направление (образовательная область) в соответствие с ФГОС ДО:

ОО «Речевое развитие» интегрируется с ОО «Познавательное развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Физическое развитие».

 

Цель: развивать речь детей в процессе ознакомления с растениями и животными леса.

 

Задачи:

 

Образовательные:

  • Формировать представления детей о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья.

  • Систематизировать у детей знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу.

Развивающие:

  • Расширять представления детей о разнообразии растительного мира леса: деревья, кустарники, грибы, ягоды.

  • Расширять активный словарь детей по теме «Осенний лес».

  • Упражнять детей в образовании прилагательных, обозначающих видовое разнообразие лесов (береза - березовый, сосна - сосновый,

дуб - дубовый, ель - еловый, осина – осиновый; листва - лиственный, хвоя - хвойный).

  • Развивать познавательную активность детей, в том числе в процессе самостоятельного формулирования ответов на индивидуальные вопросы и выводов по итогам работы.

  • Развивать мелкую и крупную моторику детей.

  • Сохранять здоровье детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать эстетическое отношение к природе, бережное отношение к лесу и своему здоровью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 144»

КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности

«Прогулка в осенний лес»

для детей старшего дошкольного возраста

(от 5 до 6 лет)

по образовательной области

«Речевое развитие»

                                        Составил:

                                            Воспитатель

                                                                          МДОАУ «Детский сад № 144»

                                                                               группы старшего дошкольного

                                                                возраста № 9 «Жемчужинка»

                                                                        Семченко Татьяна Станиславовна

Оренбург, 2015 г.

КОНСПЕКТ

образовательной деятельности

Приоритетное направление (образовательная область) в соответствие с ФГОС ДО:

ОО «Речевое развитие» интегрируется с ОО «Познавательное развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Физическое развитие».

Цель: развивать речь детей в процессе ознакомления с растениями и                   животными леса.

Задачи:

     Образовательные:

  • Формировать представления детей о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья.
  • Систематизировать у детей знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу.

Развивающие:

  • Расширять представления детей о разнообразии растительного мира леса: деревья, кустарники, грибы, ягоды.
  • Расширять активный словарь детей по теме «Осенний лес».
  • Упражнять детей в образовании прилагательных, обозначающих видовое разнообразие лесов (береза - березовый, сосна - сосновый,

дуб - дубовый, ель - еловый, осина – осиновый; листва - лиственный, хвоя - хвойный).

  • Развивать познавательную активность детей, в том числе в процессе самостоятельного формулирования ответов на индивидуальные вопросы и выводов по итогам работы.
  • Развивать мелкую и крупную моторику детей.
  • Сохранять здоровье детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать эстетическое отношение к природе, бережное отношение к лесу и своему здоровью.

Предварительная работа

Тема

Содержание

Цель

Форма организации

Приметы осени

Дидактические игры «Волшебная палочка» (с.13), «Осень» (с.48) (Учебное издание

«Изучаем времена года: Осень». - М.: ВАКО, 2014.)

Развивать диалогическую речь детей, мышление, память.

Воспитывать у детей желание играть сообща.

Режимные моменты

«Краски осени»

Развивать у детей зрительную память, логическое мышление, диалогическую речь.

Рассматрива-ние тематичес-ких иллюст-раций

«Хвойные загадки»

Развивать у детей логическое мышление, память, творческое воображение, речь.

Разгадывание загадок

«Жалобная книга природы»

Развивать у детей фантазию, речь.

Активизировать у детей желание продолжать вести детско-взрослый проект, создавать материал по защите окружающей природы.

Познаватель-ная беседа

«Листопад»

Дать детям представление о растительном разнообразии, видах деревьев.

Режимные моменты

Д/и «Овощная корзина»

Сформировать у детей представление об сезонных видах работ, необходимости их проведения.

Часть занятия

Чтение художественной литературы о природе:                                                                                                      

  • Рассказ «Осенние листья» (с.28)
  • Рассказ «Поздняя осень» (с.46)
  • Рассказ «Опасный гриб» (с.16) (Учебное издание «Изучаем времена года: Осень». –

М.: ВАКО, 2014.)

Разучивание:

  • Физкультминутка «Мы корзиночки возьмем»,
  • Песня «Ах, какая осень».

Тематическая беседа о правилах поведения в лесу.

Д/и: «Деревья» (с.30,  Учебное издание «Изучаем времена года: Осень». –

М.: ВАКО, 2014.)

Пальчиковая игра «Грибы» (с.18) (Учебное издание «Изучаем времена года:

Осень». - М.: ВАКО, 2014.)

Наблюдение за приметами осени, за видовым разнообразием деревьев.

Рассматривание иллюстраций из цикла «Признаки осени»

(Наглядно-дидактическое пособие "Расскажите детям о деревьях", М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Л. Бурмистрова, В. Мороз).

Формы работы: групповая, индивидуальная

Методы:

Наглядный: демонстрация растительного мира леса, просмотр мультимедийной презентации.

Словесный: проблемные вопросы, побуждающие познавательную и речевую активность, использование художественного слова, беседа.

Практический: показ способов действий, совместные действия воспитателя и ребенка.

Приемы:

внезапное появление объекта (сюрприз), создание игровой ситуации, смена видов деятельности.

Педагогические технологии: проблемного обучения, здоровьесберегающие, игровые, ИКТ.

Реализация культурных практик:

1.Правовые практики

Воспитание уважения и терпимости к другим людям.

Вовлечение в деятельность соответствующую общественным нормам поведения.

Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека.

2. Практики культурной идентификации в детской деятельности

Создание условий для реализации собственного замысла ребенка и воплощения его в продукте деятельности.

3. Практики целостности телесно-духовной организации

Способствовать соблюдению элементарных правил здорового образа жизни.

Формирование сознательной эмоциональной отзывчивости.

Развивать способность планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.

Формировать потребность познания мира (любознательность), способность решать интеллектуальные задачи.

4. Практики свободы

Поощрять активность и заинтересованное участие ребенка в образовательном процессе.

Развивать способность конструктивно взаимодействовать с детьми и взрослыми, управлять собственным поведением.

Формировать способность планировать свои действия, самостоятельно действовать.

5. Практики расширения возможностей ребёнка

Развивать способность решать интеллектуальные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Создавать условия для применения самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач.

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, двигательная,  продуктивная, коммуникативная.

Индивидуальная работа:

В ходе образовательной деятельности задавать вопросы и давать задания разной трудности, учитывая индивидуальные возможности детей. Оказывать помощь детям в процессе индивидуальной работы по их потребностям, поощрять инициативу, мотивировать познавательную активность каждого ребенка.

Материалы и оборудование:  

  • Ноутбук
  • Медиапроектор
  • Музыкальный центр
  • Синтезатор
  • Презентация с изображением леса, лиственных и хвойных деревьев, кустарников, грибов, ягод и травянистых растений,
  • Офтальмотренаж «Осень»
  • Два письма от старичка Лесовичка
  • Искусственные ели, дуб
  • Муляжи грибов
  • Листья березы и дуба
  • Два бутафорских пня

Предполагаемый результат:

  • дети называют отличительные особенности деревьев и кустарников
  • рассказывают, какие виды лесов бывают (лиственный, хвойный и смешанный);
  • знают, что сохраняя чистоту и порядок в лесу, помогают растениям и животным.

ХОД  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Содержание

Решаемые задачи

ОО

Вводная часть

Создание мотива для деятельности детей. Определение цели.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей сегодня! Поздоровайтесь с ними.

Дети здороваются.

В: Ребята, сегодня утром я получила письмо.

Воспитатель показывает письмо.

В: От кого это письмо, сейчас вы сами догадаетесь.

Ребята, кто пробежал по тропинке лесной

И не оставил следов за собой?

Если кто его обидит,

Тот его и не увидит.

У него друзья леса,

Он любуется природой

И хорошенькой погодой!

Кто же это?

Дети: Старичок Лесовичок.

Воспитатель обращает внимание детей на слайд медиапроектора.

Воспитатель читает письмо:

«Дорогие ребята старшей группы! Пишет вам старичок Лесовичок. Я живу в лесу и буду очень рад, если вы придете ко мне в гости. Лес я очень люблю и гостям всегда рад! С уважением, старичок Лесовичок».

Кто написал письмо, узнали?

Дети: Старичок Лесовичок.

В: Пойдем к нему в гости?

Дети: Да.

В: Чтобы совершить путешествие по лесу нам с вами нужно вспомнить правила поведения в лесу. Скажите, чего нельзя делать в лесу?

Дети: Нельзя шуметь в лесу, разжигать костры, рвать редкие цветы, губить деревья, собирать незнакомые грибы и ягоды, обижать лесных обитателей, разорять муравейники, забирать из леса домой животных, разорять птичьи гнёзда, оставлять мусор в лесу.

В: Молодцы! Теперь все ребята знают, как вести себя в лесу.

Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу и окружающим.

Развивать познавательную активность детей.

        

Систематизировать у детей знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу.

СКР

ПР

ПР

Основная часть

Звучит музыка.

На экране медиапроектора появляется слайд с изображением леса.

В: Мы пришли в осенний лес!

Сколько тут вокруг чудес!

Справа – берёзка в наряде стоит,

Слева - красавица ёлка глядит.

В лесу так красиво и тихо кругом,

Мы в лес осторожно, спокойно войдём.

Дети проходят тихонько в лес

В лесу мы не будем шуметь и кричать.

Законы природы нельзя нарушать!

Дети садятся на стульчики.

В: Загадку с вами разгадаем, что в лесу растет, узнаем.

Загадка

Лето приближается -

Сразу одевается

Только осень наступает-

Раздеваться начинает

А зимой - ну что за вид!

Все раздетое стоит!

Что это?        

Дети: Дерево.

В: Правильно, ребята. В лесу растут деревья. А какие деревья вы знаете?

Дети: Береза, дуб, осина, ель, липа, рябина, сосна.

В: Какие деревья растут в лесу, вы узнаете из загадок. Если вы правильно догадаетесь, на экране появится картинка.

В белом сарафане

Стала на поляне.

Летели синицы,

Сели на косицы.

Дети: Береза.

На экране медиапроектора появляется слайд с изображением березы.

В: А эта загадка для Софьи.

Богатырь в лесу стоит,

Желудями весь покрыт.

Сам высок и ветвист,

Шумит на нем багровый лист.

Софья: Дуб.

На экране медиапроектора появляется слайд с изображением дуба.

В: Дима, а эта загадка для тебя.

Осень в сад

К нам пришла,

Красный факел

Зажгла.

Здесь дрозды,

Скворцы снуют

И, галдя, его клюют.

Дима: Рябина.

На экране медиапроектора появляется слайд с изображением рябины.

В: Как называется лес, где растут березы, липы, клены, дубы?

Дети: Такой лес называется лиственный.

В: А почему?

Дети: Потому что в нем растут лиственные деревья и кустарники.

На экране медиапроектора лиственные деревья.

Подвижная игра «Собери листочки»

В: Я предлагаю вам поиграть в игру «Собери листочки». Девочки будут собирать листочки березы, а мальчики - дубовые листочки.

В: Ребята, давайте разгадаем загадки и узнаем, какие еще бывают виды деревьев.

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

Дети: Ель.

На экране медиапроектора появляется слайд с изображением ели.

В: Вика, отгадай загадку.

У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту,

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке.

Дети: Сосна.

На экране медиапроектора появляется слайд с изображением сосны.

В: Как называется лес, в котором растут ели, сосны, пихты?

Дети: Такой лес называется хвойный.

На экране медиапроектора хвойные деревья.

В: Молодцы дети, вы разгадали все загадки. Мы с вами узнали, что бывают леса лиственные и ….

Дети: Хвойные.

В: А бывает лес, в котором растут и лиственные, и хвойные деревья. Такой лес называется смешанным.

Давайте вместе скажем: «Смешанный».

На экране медиапроектора появляется слайд с изображением смешанного леса.

В: А сейчас мы с вами поиграем в игру

«Какой лес?»

Я называю деревья, которые растут в лесу, а вы говорите, какой это лес.

Например: В этом лесу растут осины. Это какой лес? Осиновый.

Игра «Какой лес?»

В: В этом лесу растут березы (дубы, клены, ели, сосны) Какой это лес?

В: Прогулки в лесу очень полезны для здоровья, потому что в лесу чистый воздух, приятные ароматы, яркие листья. Давайте отдохнем и продолжим путешествие.

Проводится офтальмотренаж.

В: Ребята, кроме деревьев в лесу растут кустарники. Какие кустарники вы знаете?

Дети: Боярышник, сирень, шиповник, малина, смородина.

На экране медиапроектора появляется слайды с изображениями кустарников.

В: Молодцы, ребята. Много названий кустарников вы знаете. А вы знаете, чем отличаются кустарники от деревьев?

Дети: У дерева один ствол, а у кустарника много стволиков. Деревья выше, а кустарники ниже.

В: Плоды кустарников называются ягодами. Ягоды очень вкусные и полезные. Давайте с вами соберем лесные ягоды.

Физкультминутка.

Мы корзиночки возьмем,

В лес по ягоды пойдем. (Дети шагают по кругу друг за другом.)

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем ягоды искать. (Останавливаются, выполняют «пружинку», хлопают в ладоши.)

Пробежимся по дорожке, (Бегут по кругу.)

Перепрыгнем через лужи. (Прыгают на двух ногах.)

Под листочки мы заглянем – (Приседают.)

Ягод соберем на ужин: (Имитируют сбор ягод.)

Ежевики и малины,

Голубики и калины. (Шагают на месте.)

Гроздья спелые брусники

И немного земляники. (Выполняют «пружинку», хлопают в ладоши.)

В: В лесу растут деревья, кустарники, а

еще …

Дети: Ягоды, цветы, грибы.

В: Правильно. Грибы бывают

съедобными и …

Дети: Несъедобными (мухомор).

На экране медиапроектора появляется слайд с изображением грибов.

В: Грибники ходят в лес и аккуратно срезают грибы ножом. Для чего они это делают, ребята?

Дети: Чтобы на этом месте еще выросли грибы.

На экране медиапроектора появляется слайд с изображением грибника, который срезает гриб.

В: Кто кроме людей питается грибами и ягодами?

Дети: Лесные обитатели, жители (белки, ежи).

На экране медиапроектора появляется слайд с изображением лесных обитателей.

Речевая игра по сюжетной картине «Диалог лесных жителей»

Воспитатель задает наводящие вопросы детям по сюжетной картине, принимая роль ежа.

В: Здравствуй, белочка!

Ребенок: Здравствуй, еж!

В: Куда же ты спешишь?

Ребенок: Домой, на прогулку, по делам…

В: Как ты готовишься к зиме?

Дети: Запасаю орехи, ягоды, делаю припасы на зиму.

В: Ребята, как мы можем помочь растениям и животным леса?

Дети: Сохранять порядок и чистоту, не рвать цветы, ветви, не ломать кустарники, не разорять птичьи гнезда, не ломать муравейники.

В: Правильно, ребята! Будем с вами соблюдать правила поведения в лесу и беречь растения и животных леса.

В: Какое сейчас время года?

Дети: Осень.

В: Мы с вами знаем очень красивую

песенку про осень, давайте подарим эту песню старичку Лесовичку и

нашим гостям.

Песня «Ах, какая осень!» (З. Роот)

В: А нам пора возвращаться в детский сад.

        Заключительная часть

Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов ОД.

В: Ребята, что новое и интересное вы для себя открыли, путешествуя по осеннему лесу?

А поможет нам в этом игра «Закончи предложение».

Если в лесу растут березы, дубы, рябины, осины, то лес называется…

Если в лесу растут ели, сосны и пихты, то лес называется…

Если в лесу растут и лиственные, и хвойные деревья, то это лес…

У дерева один ствол, а у кустарника…

Плоды кустарника называются…

Грибы бывают съедобными и…

Мы должны относиться к природе…

В: Ребята, посмотрите, что это лежит на пеньке?

Дети: Письмо.

В: Как вы думаете, кто его отправил?

Дети: Старичок Лесовичок.

Воспитатель читает письмо:

«Ребята! Как же вы меня порадовали – соблюдали все правила поведения в лесу, узнали, что лес бывает лиственный, хвойный и смешанный.

Я хочу вам подарить на память об этом путешествии картинки с изображением леса. Я знаю, что вы ведете «Жалобную книгу природы» и предлагаю вам раскрасить мои картинки и добавить их в книгу. А я всегда жду вас в гости. Прогулки по лесу очень полезны детям и взрослым! Всего вам доброго! С уважением, старичок Лесовичок!»

В: Ребята, попрощаемся с гостями и отправимся в группу разукрашивать картинки старичка Лесовичка.

Дети: До свидания.

Расширять представления детей о разнообразии растительного мира: деревья, кустарники, грибы, ягоды

Обогащать лексический запас новыми словами и понятиями, активизировать речь детей.

        

Развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения индивидуальной работы; поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам работы.

Обогащать лексический запас новыми словами и понятиями, обозначающими видовое разнообразие лесов, активизировать речь (березовый, сосновый, дубовый, еловый, осиновый, смешанный).

        

Обогащать лексический запас новыми словами и понятиями, обозначающими видовое разнообразие лесов, активизировать речь (сосновый, еловый, пихтовый).

Упражнять детей в образовании прилагательных, обозначающих видовое разнообразие лесов (береза - березовый, сосна - сосновый,

дуб - дубовый, ель - еловый, осина – осиновый; листва - лиственный, хвоя - хвойный).

Сохранять здоровье детей.

Развивать мелкую и крупную моторику детей.

Систематизировать у детей знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу.

Активизировать диалогическую речь детей через рассматривание сюжетной картины

Формировать представления детей о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья.

Воспитывать эстетическое отношение к природе.

Поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам работы.

Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу и окружающим.

ПР

РР

ПР

РР

РР

РР

ФР

ФР

ПР

РР

ПР

ХЭР

ПР

СКР

Продолжительность образовательной деятельности – 25 минут