Игры для формирования словаря и грамматического строя речи
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Кононова Виктория Игоревна

Развитие словарного запаса детей и грамматического строя речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры для формирования словаря

 и грамматического строя речи.

  1. «Догадайся, что это» - взрослый описывает какой-то предмет, называя как можно больше его признаков, ребёнок должен догадаться, о чём идёт речь. Например: это фрукт, оно спелое, круглое, сладкое, румяное, сочное, из него варят компот, делают джем и варенье. Постепенно нужно привлекать ребенка к загадыванию таких загадок.
  2. Игра с мячом «Скажи наоборот» - взрослый бросает мячик и называет любое прилагательное или глагол, ребёнок должен назвать слово противоположное по смыслу: добрый – злой, пришёл – ушёл, бросил –  поймал,  широкий – узкий.
  3. «Скажи ласково». Вы говорите ребёнку: «Сегодня к нам пришел невидимый гном-малютка. У него есть волшебная палочка. Все предметы, до которых он дотрагивается, сразу же становятся маленькими. Шкаф превращается в шкафчик, кресло – ….».
  4. «Кто подберёт больше слов». Ребенок должен назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы:

 – Что можно сшить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку и т.д.)

 – Что можно надеть на голову? (Шапку, фуражку, панаму, кепку и т.д.)

 – Что можно завязывать? (Шапку, шарф, шнурки, платок, бантик и т.д.)

  1. Игра «Мой, моя, моё, мои» - игроки должны назвать предметы, про которые        можно сказать «он мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка  и т.д.); «она моя» (моя кукла, моя машина, моя сумка и т.д.)
  2. «Перестановка» - все члены семьи собираются и вместе и «решают сделать перестановку». Каждый игрок рассказывает (можно и рисовать), где будет находиться тот или иной предмет мебели: телевизор на тумбочке в правом дальнем углу, слева от него – шкаф с книгами и т.д. Приветствуются любые варианты, даже не очень реализуемые, главное, чтобы предложения строились правильно.
  3.  «Что в чём хранится?». Во время сервировки стола к ужину, мама просит ребенка подать сахарницу, а затем говорит: «Почему сахарницу так назвали? Правильно. В ней хранится сахар. В чем хранятся конфеты, сухари, иголки?». Постарайтесь вспомнить вместе с ребенком как можно больше слов с суффиксом  –ниц. Найдите слова неподходящие под это правило (солонка, маслёнка и др.)
  4.  «Съедобные слова». Мама вместе с ребенком находит «съедобные» слова в борще, в компоте, в салате и т.д.
  5. «Варим варенье, делаем сок». Покупая в магазине продукты, выясните, какой бы сок хотел купить ваш малыш. Стоя в очереди, вспомните из каких ягод и фруктов ещё делают соки и как они называются.  Точно так же можно обговорить и названия джемов, варенья и даже каш.

10. «Один-много»

  Цель: усвоение образования слов во множественном числе.

     Примерный речевой материал:

шар... (шары)

комар... (комары)

гриб... (грибы)

шкаф... (шкафы)

11. «Чего много?»

 Цель: усвоение образования существительных в родительном падеже множественного числа.

Апельсин — много апельсинов;

кукла — много кукол;

гриб — много грибов;

карандаш — много карандашей;

ручка — много ручек;

12. «Посчитай».

  Цель: практическое освоение согласования существительных с числительными.

Детям демонстрируются картинки с изображением нескольких предметов, и предлагается сосчитать их.

Образец ответа:

один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров.          

       Примерный речевой материал:

гриб, стул, кукла, машина, тетрадь, перо, ведро, колесо.

13. «Подумай и назови».

 Цель: упражнение детей в образовании прилагательных от существительных.

Предлагаем детям дать словами правильные определения.

Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).

         Примерный речевой материал:

Если на улице очень холодно, то день ...

Если на улице шум, то улица ...

Если человеку сопутствует удача, то человек ...

Если у человека талант, то человек ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование словаря и грамматического строя речи.

Образование имен существительных и прилагательных с уменьшительно – ласкательными суффиксами....

Методическая разработка на тему «Формирование лексики и грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.»

Данный материал содержит в себе описание и планирование работы над лексикой и грамматикой у детей с ОНР старшего дошкольного возраста....

Развитие словаря и грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста.

Консультация "Развитие словаря и грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста" рассказывает о речевом развитии детей 4-5 лет. Так же предлагаютя игры для развития словарного запаса и...

Игры по формирования словаря и грамматического строя речи для детей раннего возраста

Грамматический строй речи - это взаимодействие слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях. Он объединяет морфемику, синтаксис и словообразование. Его становление у детей происходит благодаря ...

«Создание условий для обогащения словаря детей среднего возраста и формирования у них грамматического строя речи через активное использование в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности дидактических игр и упражнений».

Наше время - время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Однако если этот человек выражает свои мысли непоследовательно, неграмотно, ...

Основные компоненты речи. Практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование и развитие грамматического строя речи.

Предлагаемый  материал - это подробный план-конспект семинара-практикума, проводимого логопедом для педагогов (воспитателей), с целью систематизации знаний педагогов по формированию и развитию ле...