Методическая разработка на тему «Формирование лексики и грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Шуть Елена Владимировна

Данный материал содержит в себе описание и планирование работы над лексикой и грамматикой у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_na_temu_lgnr.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему

 «Формирование лексики и грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.»

     

  Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

         Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще не усвоенными или усвоенными только частично. Отсюда  такое разнообразие нарушений разговорных норм детьми.

         До определенного момента детская речь изобилует неточностями, которые свидетельствуют об оригинальном, неимитивированном использовании такого строительного материала языка, как морфологические элементы. Постепенно смешиваемые элементы слов разграничиваются по типам склонения, спряжения и другим грамматическим категориям и единичные, редко встречающиеся формы начинают использоваться постоянно.

        Дети с ОНР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития лексико-грамматического строя речи, свойственный нормальным детям, требуется длительное специальное коррекционное воздействие.

        В нашей практике встречается большинство детей с 3 уровнем речевого недоразвития в возрасте 5-7 лет.  У них отмечается недостаточность речевой функциональной системы,  бедность словаря, что характеризуется недостаточной сформированностью  предметной, глагольной лексики, словаря признаков.

           Одними из наиболее характерных симптомов являются  резкое расхождение объёма активного и пассивного словаря, неточное употреблении слов, многочисленные вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности  актуализации словаря.  При проведении обследовании часто выясняется, что дети не знают многих слов: названий ягод, рыб, цветов, птиц, диких животных, профессий, частей тела, инструментов и т.д.   Выявляются трудности в назывании многих прилагательных, в основном в обиходе детей с ОНР присутствуют  описательные прилагательные , называющие цвет и размер предмета, качественных прилагательных крайне мало.

         В глагольном словаре таких детей преобладают слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, умываться, купаться, идти, одеваться и т.д.).

        В одних случаях дети употребляют слова в излишне широком значении, в других – проявляется слишком узкое понимание значения слова. Иногда дети с ОНР  используют слово лишь в определённой ситуации. Таким образом, понимание и использование слов носит ситуативный характер.

      Среди многочисленных вербальных парафазий у обследованных детей наиболее распространёнными являются замены слов, относящиеся к одному семантическому слову.

      Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие (лось – олень, тигр – лев, оса – пчела, тыква – дыня, лимон – апельсин, весна – осень, ресницы – брови и др.).

      Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространёнными, например, являются такие замены: высокий – длинный, пушистый – мягкий, узкий – тонкий, короткий – маленький и т.д. Замены прилагательных  осуществляются из-за недифференцированности признаков величины, высоты, ширины, толщины.

     В заменах глаголов обращает на себя внимание  неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения (ползёт – идёт, воркует – поёт, чирикает – поёт и т.д.).

     В поиске слова из-за недостаточной закреплённости его значения и звучания происходит выбор слова, сходного по звучанию, но другого значения: шкаф – шарф, поезд – пояс, персик – перец, колобок – клубок, кисть винограда – куст винограда.

    Дошкольники с 3 уровнем речевого недоразвития правильно употребляют простые грамматические формы, но допускают ошибки при согласовании прилагательных и существительных в роде, числе, падеже; числительных и существительных; пропускает и заменяет предлоги; отмечаются ошибки в ударениях и падежных окончаниях.

    Эти дети неправильно употребляют родовые, числовые, падежные окончания существительных, местоимений, прилагательных (копает лопата, красный шары, много ложков); падежные и родовые  окончания количественных числительных (нет два пуговиц); неправильное согласовывают глагол с существительными и местоимениями (дети рисует, она упал); неправильно употребляют  предложно-падежные конструкции (под стола, в дому, из стакан).

    Почти у всех детей наблюдаются отклонения при использовании в речи форм именительного и родительного падежей множественного числа некоторых существительных (окна-окны, стулья-стулы).

    Часто допускаются ошибки в употреблении словосочетаний, включающих количественные числительные (пять стула, два шар…).

     У дошкольников  с  3 уровнем речевого развития обнаруживается несформированность навыков практического словообразования: относительные прилагательные от существительных (морковный - морковенный), уменьшительно-ласкательная форма (ведерко-ведрочко), образование названий детёнышей ( у свиньи- свинята, у утки-уточки, у белки-белята).

Таким образом, работа над овладением лексико-грамматическим строем языка- это одно из важнейших направлений в работе при коррекции ОНР у детей старшего дошкольного возраста.

Направления  и этапы логопедической работы по развитию лексического и грамматического строя речи.

Работа по формированию лексическому строю проводится по следующим направлениям:

- расширение, обогащение  объёма словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности;

-формирование семантической структуры слова;

-организация лексической системы, семантических полей;

-формирование синтагматических связей слова.

Выделение этих направлений в таком порядке можно считать условными, т.к. в процессе работы над лексикой они переплетаются и взаимодействуют.

        Процесс количественного накопления слов детьми осуществляется с опорой на активное познание ими окружающего мира, совершаясь в игровой, трудовой, познавательной, бытовой деятельности детей. Чтобы словарь дошкольника планомерно пополнялся, уточнялся и развивался, необходимо знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями, с их наименованиями.

      Закреплять знание детьми слов следует сначала в понимании и только затем в активной речи. Это означает, что на первых этапах ознакомления со словом не следует просить ребенка сразу запомнить его. С помощью вопросов «Покажи, где троллейбус?» или «Что в  комнате красного цвета?» развивается понимание нового слова, в результате чего существительное, прилагательное, глагол или наречие закрепляются в пассивном словаре ребенка. Развитие пассивного словаря происходит раньше формирования собственной речи детей. Когда ребенок сможет соотносить новое слово и предмет (явление), названный этим словом, во внутренней речи, следует активизировать употребление этого слова в речи активной. То есть, когда дошкольник понимает, о каком предмете говорится в высказывании, правильно показывает его на картинке, уместно попросить ребенка самостоятельно назвать предмет: «Что это? Как называется?»

     Методические приемы и дидактические упражнения, которые целесообразно использовать на первом этапе работы, посвященном ознакомлению детей с предметами.

- Демонстрация предметов (изображений предметов) с одновременным их называнием.

- Хоровое и индивидуальное проговаривание наименований предмета.

- Неожиданное появление живого существа или предмета («Кто это? Что это?»).

- Неожиданное исчезновение живого существа или предмета («Кто исчез? Что исчезло?»).

- Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета.

- Демонстрация действий предмета с их называнием.

- Действия ребенка с предметом с называнием этих действий.

- Обследование взрослым предмета с называнием его качеств.

- Рассматривание предмета, его изображения и ответы на вопросы об основных признаках этого предмета.

- Обследование предмета ребенком по словесной инструкции взрослого.

- Вычленение качеств предмета в сопоставлении с противоположным.

- Рассматривание предметов (их изображений) с отсутствующими частями.

- Раскрашивание контурных изображений предметов, называние предметов, их частей, признаков цвета.

- Дорисовывание недостающих частей предметов, их называние.

- Рассматривание предмета, изготовленного из иного материала.

Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Почта», «Укрась елку», «Волшебное дерево», «Тематическое лото», «Чего не стало?», «Домино», «Парные картинки» и др.

      При работе над расширением словаря учитывается программа детсада, выбранные лексические темы.

Например  (планирование работы над лексикой  в старшей логопедической группе ДОУ ):

Сентябрь

обследование

обследование

обследование

Дет. сад

Октябрь

Овощи, фрукты

Осень,

деревья

Перелётные птицы

Посуда, кухня

Ноябрь

Продукты питания

Одежда, обувь, гол. уборы

мебель

Дом, электроприборы

Декабрь

Конец осени, зима

Зимующие птицы

Дикие животные и их детёныши.

Животные Севера и Юга

Январь

-

Новый год, зимние забавы

Домашние животные и их детёныши.

Дифференциация диких и домашних животных.

Февраль

Домашние птицы и их птенцы

Транспорт

Транспорт

23 февраля,

Мужские профессии

Март

8 марта.

Начало весны.

Женские профессии

Семья

Апрель

Стройка, инструменты

Весна, прилёт птиц

Космос

Город. Улицы. Правила дорожного движения.

Май

Первоцветы

9 мая

Насекомые, рыбы

Наш город

          Обогащение словаря идёт в основном на материале существительных, глаголов, прилагательных и наречий.

          В работе по расширению номинативного словаря особое внимание уделяется усвоению обобщающих понятий ( птицы, животные, посуда, одежда…), слов, обозначающих части предметов ( хвост, перо..; кабина, руль,…; воротник, манжет….)  и тела ( подбородок, шея, колено…), на начальном этапе работа проводится с частотными существительными, входящими в обобщающее понятие ( посуда: чайник, кастрюля, чашка ….), а затем используются малопродуктивные слова ( посуда: кофейник, дуршлаг…).

        Предлагаемые игры и задания: « Раздели картинки на группы», « Что лишнее?», «Разложи картинки по сходству», «Назови одним словом несколько картинок», «Назови части …», « Отгадай предмет по частям» и т.д.

          Расширение объёма атрибутивного словаря ведётся параллельно с развитием представлений о цвете, форме, величине, признаках  высоты, толщины…

         Вначале закрепляются частотные слова-прилагательные, уточняется их значение. В дальнейшем обогащение словаря ведётся по тематическим группам.  Детей учат сравнивать предметы по различным признакам. Предлагаемые игры и задания: « Сравни: дерево и цветок ( по ширине), юношу и старика ( по возрасту)…»,  « Загадай предмет (огурец: зелёный, овальный, хрустящий, сочный..)», « Подбери, как можно больше слов ( осень КАКАЯ?: …)»  и т.д.

       Обогащение предикативного словаря начинается  с освоения глаголов, обозначающих движения, состояния человека, движения животных, далее предикативный словарь закрепляется по темам: « Кто (что) какие звуки издаёт?», « Кто что делает?» ( с уточнением названий профессий людей).

Предлагаемые игры и задания: « Кто что делает?», « Кто как передвигается?», « Кто как кричит?», « Кто это может делать?», Кто как ест?» и т.д.

       В процессе работы над прилагательными, глаголами и наречиями большое внимание уделяется их закреплению в контексте: в словосочетаниях, предложениях, тексте.

      При освоении семантической структуры значения слова учитываются различные компоненты слова, работа над которыми проходит последовательно- параллельно.

      Направления в работе по формированию структуры значения слова.

        1. Формирование денотативного аспекта значения слова .

 При уточнении денотативного компонента значения слова (предметное значение слова, указывание на то, что называется данным словом) принимаются во внимание различные  семантические признаки слова (ситуативные, функциональные, отношения «часть-целое» и т.д.),

Игры: «Цветовое лото», «Геометрическое лото», «Разложи по величине», «Сравни и разложи», «Что без чего?», «Что где находится?» и др.

       2. Формирование понятийного аспекта значения слова (то есть обобщения существенных признаков предметов).

Игры: «Дополни ряд предметов», «Закрой картинку», «Один, два, три», «Назови одним словом», «Тематическое домино», «Лишняя картинка» и т.д.

      3. Формирование контекстуального аспекта значения слова (то есть употребления слова в зависимости от контекста). Одно из направлений в работе над контекстуальным компонентом является работа над многозначностью слов.

     При формировании структуры слова используются методы противопоставления, сходства, аналогии и т.д.

     

     При формировании  лексических систем уделяется внимание организации семантических полей по различным признакам.

     От того, насколько у дошкольника сформированы семантические поля, то есть насколько слова сгруппированы между собой по смыслу, зависит успешность употребления слов в устной речи, а также точность употребления слов.

    Структура семантического поля выглядит следующим образом:

-ядерное слово;

-слова,  обозначающие названия действий предметов;

-слова,  обозначающие названия признаков предметов;

-родственные слова;

-слова-синонимы;

-слова-антонимы;

-словесные логические задачи.

    На начальном этапе работы  проводится группировка, объединение слов по тематическим признакам. В дальнейшем идёт дифференциация слов внутри семантического поля, выделение ядра, периферии, установление парадигматических связей.

    Предлагаемые игры и задания: « Объясни, что общего у двух предметов ( слон, муравей-…, мяч, солнце-…)», « Выделить из серии слов только названия ( животных, транспорта…)», « Раздели на группы», « Разложи по сходству», «Классификация», «Группировка слов», «Назови другим словом», «Два из трех», «Сделай наоборот» и др.

    Формирование синтагматических связей слова предполагает точное употребление слов в речевом потоке, в словосочетаниях, предложениях, тексте. В работу берутся в основном двухкомпонентные словосочетания , в основном глагольные и именные.

    Развитие глагольных словосочетаний проводиться в следующей последовательности:

- глагол + существительное в Вин. падеже без предлога (берёт трубку, несёт портфель…)

- глагол+ существительное в Дат., Творит., Родит. падежах  без предлога

 ( отвечает учителю, метёт веником…)

- словосочетание, включающее глагол и предложно-падежную конструкцию

(подходит к остановке… )

     Среди именных словосочетаний большое внимание уделяется следующим:

- существительное + прилагательное ( синее ведро, зелёный лист…)

- существительное в Им. падеже + существительное в косвенном падеже

( сумка мамы, хвост собаки…).

     С целью развития синтагматических связей слов эффективно использовать следующие виды заданий по темам, указанным программой детского сада (с применением наглядности данные задания применяются в работе с детьми от 3-х лет; словесные упражнения предлагаются детям в возрасте от пяти лет):

Подбор названий действий к названию предмета (объекта)

Подбор максимального количества слов к названию действия

Добавление одного общего слова к двум словам

Подбор максимального количества слову отвечающих на вопросы, «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»

Добавление слова, обозначающего признак предмета

Подбор слова, отвечающего на вопрос «Что?»

Дополнение предложения словами

Объяснение и исправление ошибочности суждений

Составление предложения с парой слов

Объяснение последствий жизненного явления (например, зима, дождь, жара) по образцу.

Можно выделить 3 этапа  в логопедической работе по формированию функции словоизменения:

Первый этап- формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.

- Существительные: дифференциация И.п. ед. и мн. числа, отработка беспредложных конструкций ед. числа.

- глаголы: согласование сущ. и глагола наст. вр. 3-го лица в числе.

Второй этап- включает работу над следующими формами словоизменения:

-существительные: понимание и употребление предложно-падежных конструкций ед. числа, закрепление беспредложных форм мн. числа.

-глаголы: дифференциация глаголов 1,2,3 –го лица наст. вр., согласование сущ. И глаголов прош. вр. в лице, роде и числе.

-прилагательные: согласование прилаг. и сущ. в И.п. ед. числа и мн. числа.

Третий этап- закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения:

- существительные : употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежах мн. числа.

-Прилагательные: согласование прилаг. и сущ. в косвенных падежах

Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, затем в связной речи.

Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа ведётся в следующей последовательности:

1. Формы множественного числа с окончанием –Ы (стол-столы, мост-мосты, гном-гномы…)

2. Формы множественного числа с окончанием –И ( мяч-мячи, книга-книги, конь-кони…)

3. Формы множественного числа с окончанием –А ( дом-дома, город-города, окно-окна…)

4. Формы множественного числа с окончанием –jА (стул-стулья, прео-перья, крыло-крылья…)

В работе над каждой флексией также используется своя последовательность:

А) слова в ударным окончанием, с одинаковой звуковой структурой основы слов ( кот-коты, дом-дома…)

Б) форма множ. числа с безударным окончанием с одинаковой звуковой структурой основы слова ( слива-сливы, вишня-вишни…)

В) форма множ. числа с ударным окончанием, но с изменённой звуковой структурой основы слова ( лев- львы, сон-сны..)

Г) слова с безударным окончанием и с изменённой звуковой структурой основы слова ( дятел-дятлы, перец-перцы..)

Д) дифференциация грамматических форм с различными окончаниями.

Формирование беспредложных конструкций существительных единственного числа идёт с учётом онтогенетической последовательности:

1. Винительный падеж.

А) формы с нулевым окончанием неодушевлённых существительных мужского рода ( дом, стол, мяч) и женского рода ( кровать, морковь).

Б) формы неодушевлённых существительных среднего рода с окончанием – О, -Е ( окно, поле)

В) формы с окончаниями –Ю, -У одушевлённых и неодушевлённых существительных мужского и женского рода на –А, -Я в именительном падеже, сохраняющие звуковую структуру основы им. падежа.

-с ударным окончанием (лису, осу, сосну)

- с безударным окончанием (папу, маму, утку, куклу)

Г) формы с окончанием –А, -Я одуш. существительных муж. рода, сохраняющие звуковую структуру основы им. падежа.

- с ударным окончанием ( моржа, гуся, петуха, лося)

- с безударным окончанием (оленя, тигра, медведя)

Д) формы с окончанием –А, -Я одуш. существительных муж. Рода с изменённой звуковой основой:

- с ударным окончанием( соловья, льва)

- с безударным окончанием (дятла, лисёнка)

В процессе работы над формированием форм винительного падежа обращается внимание на дифференциацию одушевлённых и неодушевлённых существительных.

2. Родительный падеж.

А) формы существительных муж. рода с окончанием –А, -Я, сохраняющие звуковую основу им. падежа.

- с ударным окончанием ( лося, руля, мяча, кота)

- с безударным окончанием ( круга, стула, медведя)

Б) формы существительных среднего рода с окончанием –А, -Я, сохраняющие основу им. падежа

- с ударным окончанием (дупла, кольца)

- с безударным окончанием ( мыла, кресла)

В) формы существительных муж. рода  окончанием –А, -Я с изменением звуковой основы.

- с ударным окончанием ( скворца, льва, щенка)

- с безударным окончанием ( дятла, зайца, котёнка)

Г) формы существительных с окончанием –И, -Ы муж. и женского рода. У которых в именительном падеже окончания –А, -Я

- с ударным окончанием ( лисы, пилы, воды)

- с безударным окончанием ( рыбы, мамы)

3. Дательный падеж.

А) формы существительных муж. рода с окончанием –У, -Ю, сохраняющие основу им. падежа

- с ударным окончанием ( ежу, петуху, коню)

- с безударным окончанием ( брату, волку)

Б) формы существительных сред. Рода с окончанием –У, -Ю

- с ударным окончанием ( окну, ведру)

- безударным окончанием ( озеру, мылу)

В) формы существительных муж. рода с окончанием –У,-Ю с изменением основы

- с с ударным окончанием ( пню, льву, скворцу)

- с безударным окончанием ( дятлу, зайцу0

Г) формы с окончанием  –Е сущ. муж. рода и женского на –А в именит. падеже.

-с ударным окончанием ( лисе, козе)

- с безударным окончанием ( кошке, мышке)

4. Творительный падеж.

А) формы существительных муж. рода с окончанием –ОМ, -ЕМ, сохраняющие звуковую основу.

- с ударным окончанием ( ножом, ключом)

- с безударным окончанием ( телефоном, ломом)

Б) формы существительных среднего рода с окончанием – ОМ, -ЕМ

- с ударным окончанием (окном, веслом, бревном)

- с безударным окончанием ( шилом, полотенцем)

В) формы существительных муж. рода с окончанием –ОМ, -ЕМ с беглой гласной в корне.

- с ударным окончанием ( поплавком, молотком)

- с безударным окончанием ( дятлом, перцем)

Г) формы с окончанием –ОЙ, -ЕЙ существительных женского и мужского рода на –А, -Я в им. падеже.

-с ударным окончанием ( ногой, рукой)

- с безударным окончанием (палкой, вилкой)

Д) формы существительных женского рода с окончанием  -ЬЮ

 ( тетрадью, кроватью)

Формирование беспредложных конструкций существительных множественного числа идёт с учётом степени лёгкости усвоения форм падежа:

1. Дательный падеж.

-с ударным окончанием  -АМ, -ЯМ ( волкам, огурцам)

- с безударным окончанием  -АМ, -ЯМ ( окнам, собакам)

2. Творительный падеж.

-с ударным окончанием –АМИ, -ЯМИ ( домами, ногами)

- с безударным окончанием –АМИ,-ЯМИ ( тетрадями, платьями)

3. Родительный падеж.

Работа строится с учётом продуктивности окончаний .

А) формы с окончаниями –ОВ, -ЕВ существительных муж. рода с основой на твёрдый согласный.

-с ударным окончанием ( пирогов, котов, китов, стульев)

- с безударным окончанием ( помидоров, орехов)

Б) формы с окончанием –ОВ, -ЕВ существительных среднего рода на –ЬЯ в именит. падеже множ. числа. (платьев, деревьев, крыльев)

В) формы женского рода с нулевым окончанием

- с сохранением звуковой структуры основы ( книг,ворон, собак)

- с изменением звуковой структуры основы,  добавление гласной ( сумок, юбок, курток)

Г) формы с нулевым окончанием существительных среднего рода, имеющих окончание –А в имен. падеже множ. числа.

- с сохранением звуковой структуры основы ( озёр, колёс, одеял)

- с изменением звуковой структуры основы,  добавление гласной ( окон, кресел, блюдец)

Д) формы с окончанием –ЕЙ существительных муж. рода с основой на мягкий согласный или шипящий звук .

-с ударным окончанием (пней, врачей, кирпичей)

- с безударным окончанием( портфелей, автомобилей, медведей)

Е)Формы с окончанием –ЕЙ существительных женского рода с конечным мягким или шипящим звуком в основе нач. формы.

-с ударным окончанием (мышей, печей, свечей)

- с безударным окончанием(кроватей, медалей, елей)

Ж) формы с окончанием –ЕЙ существительных среднего рода с основой на мягкий или шипящий звук в нач. форме. ( ушей, полей, ружей)

4. Винительный падеж.

Формы вин. падежа множ. числа совпадают с формами именительного или родительного падежа. В связи с этим в работе над винит падежом опираются на различение рода и одушевлённости- неодушевлённости.

Сначала закрепляются формы неодуш. существительных, совпадающих с имен. падежом, далее одуш. существительные, совпадающие с родит. падежом множ. числа.

Формирование словоизменения глаголов проводится, начиная с первых же этапов. Особое внимание уделяется согласованию глагола с существительным, т.к. глагол в предложении чаще всего выступает в роли сказуемого и связан с подлежащим, т.е. существительным.

Учитывается семантика глаголов, фонетические особенности, формирование глаг. форм в онтогенезе (настоящее время, прошедшее и будущее время).

1. Согласование глаголов 3 лица наст. времени и существительных в числе.

- дифференциация глаголов 3 лица единст. и множ. числа с ударным окончанием без чередования звуков в основе ( поёт-поют, стучит-стучат, звенит-звенят)

- с безударным окончанием без чередования звуков в основе ( плачет-плачут, бросает-бросают, прыгает-прыгают)

- с чередованием звуков в основе ( течёт-текут, бежит-бегут, толчёт-толкут)

2. Дифференциация глаголов наст. времени 1, 2, 3 лица

-в единст. числе

-во множ. числе

-дифференциация единств. и множ. чисел.

3. Согласование глаголов  прошедшего времени с существительными в роде и числе.

- муж. род

- жен.род

-сред. род

- дифференциация глаголов по родам.

Формирование словоизменения прилагательных осуществляется в более поздние сроки по сравнению с существительными, т.к. форма прилагательного связана с существительным. В работе учитывается последовательность формирования форм существительных и прилагательных , фонетические особенности.

1. Согласование прилагательного с существительным в имен. падеже единств.и множ. числа.

А) формы мужского рода

-с ударным окончанием (большой, дорогой, меховой)

- с безударным окончанием(добрый, высокий, белый)

Б) формы женского рода

-с ударным окончанием (голубая, лесная,прямая)

- с безударным окончанием (бедная, узкая, холодная)

В) формы среднего рода

-с ударным окончанием (смешное,большое, кривое)

- с безударным окончанием ( красное, жёлтое, узкое)

2. Согласование прилагательного с существительными в косвенных падежах единст. числа.

- в беспредложных конструкциях

- в предложных конструкциях

3. Согласование прилагательного с существительными в косвенных падежах множ. числа.

- в беспредложных конструкциях

- в предложных конструкциях

Закрепление всех перечисленных форм согласования проходит в словосочетаниях, предложениях, связной речи.

Можно выделить 3 этапа  в логопедической работе по формированию функции словообразования:

Работа над формированием функции словообразования идёт над всеми частями речи параллельно.

 Первый этап- закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

-существительное: образование уменьшительно-ласкательных форм с суффиксами –к, -ик, -чик.

-глаголы: дифференциация совершенного и несовершенного вида, возвратных и невозвратных глаголов

- прилагательные: образование притяжательных прил. с суффиксом –ин-.

Второй этап- работа над словообразованием менее продуктивных моделей:

-существительное: образование уменьшительно-ласкательных форм с суффиксами –оньк, -еньк, -ышек, -ышк; сущ. с суффиксами –ниц; сущ. с суффиксами –инк, -ин.

-глаголы: образование глаголов с приставками в-, вы-, на-; образование глаголов пространственного значения с приставкой при-.

-прилагательные: образование притяжательных прил. с суффиксом –и- без чередования;  относительных прил. с суффиксами –н, -ан, -ян, -енн; качественных прил. с суффиксами –н, -ив, -чив, -лив.

Третий этап- уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей:

-существительные: образование названий профессий

- глаголы: пространственное значение с приставками с-, у-, под-, от-, за-, пере-, до-.

- прилагательные: образование притяжательных прил. с суффиксом –и-  с  чередованием; относительных прил. с суффиксами  -ан, -ян, -енн; качественных прил. с суффиксами –оват, -еньк.

Работа над формированием лексики и  функций словообразования, словоизменения идёт параллельно.

Образование уменьшительно-ласкательных существительных.

1. С суффиксом –ИК- с существительными мужского рода.

- без изменения звуковой структуры корня производного слова (домик, носик, кустик…)

- с чередованием глухих и звонких звуков в корне ( таз-тазик, сад- садик, лоб-лобик)

2. С суффиксом –ЧИК- с существительными мужского рода.

- без изменения звуковой структуры корня производного слова ( вагон-вагончик, стул-стульчик, диван- диванчик)

- с изменением звуковой структуры производного слова( рукав-рукавчик)

3. С суффиксом –К-.

- существительные женского рода без изменения звуковой структуры корня производного слова ( лапа-лапка, мышь-мышка, ночь-ночка)

- существительные женского рода с  изменением звуковой структуры корня производного слова ( оглушение, чередование). ( рука-ручка, книга-книжка, шуба-шубка)

- существительные среднего рода от основ на Ц, с изменением звуковой структуры слова ( кольцо-колечко, крыльцо-крылечко)

4. С суффиксами –ОЧК-, -ЕЧК-.

- собственные имена мужского и женского рода на –А, -Я ( Соня- Сонечка, Дима- Димочка)

-неодушевлённые существительные женского рода ( морда-мордочка, звезда-звёздочка)

5. Образование существительных женского рода с суффиксом –ИЧК- ( вода- водичка, сестра-сестричка)

6. Образование существительных женского рода с суффиксами – ОНЬК-,

-ЕНЬК-.

- без изменения звуковой структуры корня слова имён собственных женского и мужского рода на –А, -Я. ( Коля-Коленька, Маша- Машенька)

- образование нарицательных существительных мужского и женского рода без изменения звуковой структуры корня слова ( мама- маменька, дядя- дяденька, тётя- тётенька)

- образование с изменением звуковой структуры корня слова ( дорога-дороженька, нога- ноженька)

7. С суффиксами –УШК-, -ЫШК-, -ИЦ-, -ЕЦ-, -Ц-

- существительные всех родов с суффиксом –УШК- (рябина - рябинушка, соловей- соловушка, зима- зимушка)

- существительные среднего с суффиксом –ЫШК- ( горло- горлышко, перо- пёрышко, зерно- зёрнышко)

- с суффиксами –ИЦ ( женский род), -ЕЦ- ( мужской и средний род), -Ц-(женский и средний род). ( лужа- лужица, мороз морозец, мыло- мыльце)

Образование существительных с помощью суффикса –НИЦ- со значением вместилище ( тема: Посуда).

1. Словообразование существительных при сохранении звуковой структуры корня.( суп-супница, салат-салатница, соус-соусница)

2. Словообразование существительных с изменением звуковой структуры корня ( чередование, смягчения, оглушения согласных звуков)

( хлеб- хлебница, селёдка- селёдочница, пепел- пепельница)

Образование существительных с помощью суффикса –ИНК-.

1. Словообразование существительных при сохранении звуковой структуры корня.(бусы- бусинка, дождь-дождинка, роса-росинка)

2. Словообразование существительных с изменением звуковой структуры корня ( чередование звуков в корне). ( снег-снежинка, песок- песчинка)

Образование названий детёнышей животных и птиц.

1. Без изменения звуковой структуры корня ( гусь-гусёнок-гусята, лось-лосёнок-лосята, лиса-лисёнок-лисята)

2. С чередованием звуков в корне (волк-волчонок-волчата, лев-львёнок-львята, медведь-медвежонок-медвежата)

3. Словообразование, при котором происходит замена корня производного слова ( овца- ягнёнок-ягнята, корова-телёнок-телята, курица-цыплёнок-цыплята)

Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия.

Образование данных категорий слов происходит довольно поздно в онтогенезе. Для работы берутся только продуктивные суффиксы.

1. Образование существительных мужского рода .

- с суффиксом –ЩИК- ( барабанщик, часовщик, носильщик…)

- с суффиксом –ЧИК- ( лётчик, разведчик, автоматчик…)

2. Образование существительных женского рода.

- с суффиксом –НИЦ- (художница, работница, проводница…)

- с суффиксом –ИЦ- (певица)

Словообразование глаголов.

В работе используются простые по семантике глаголы с продуктивными аффиксами.

1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

А) образование глаголов совершенного вида с помощью приставок:

С- (играть-сыграть, петь-спеть, есть-съесть…)

НА- (рисовать-нарисовать, колоть-наколоть, писать-написать…)

ПО- ( есть-поесть, лететь-полететь, завтракать-позавтракать…)

ПРО- ( читать- прочитать, писать-прописать, идти- пройти…)

В) образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов:

-ИВА- ( застегнуть- застёгивать, натянуть- натягивать…)

-ЫВА- ( умыть- умывать, накинуть- накидывать…)

2. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.

3. Дифференциация глаголов с приставками :

В-/ВЫ- (входит-выходит, влетает-вылетает)

ПОД-/ОТ- ( подлетает- отлетает, подходит- отходит)

ПРИ-/У- ( приезжает- уезжает, приходит- уходит)

ЗА-/ОТ-; ЗА-/ВЫ-  (закрывает- открывает, заносит-выносит)

НА-/ВЫ- ( наливает-выливает, насыпает- высыпает)

Словообразование прилагательных.

Образование притяжательных прилагательных.

1. С суффиксами –ИН-, - ОВ- (мамин, папин, кошкин, слоновый, ежовый, моржовый)

2. С суффиксом –j-

-без изменения звуковой структуры корня производного слова ( коровий, рыбий, козий) .

- с чередованием в корне (  волчий, заячий, птичий)

Образование качественных прилагательных.

1. С суффиксом –Н-:

- без чередования ( холодный, вкусный, грязный)

- с чередованием звуков в корне ( смешной, скучный, мрачный)

2. С суффиксами:

-ИВ- ( ленивый, красивый)

-ЛИВ- ( дождливый, трусливый)

-ЕВАТ-, -ОВАТ-  ( синеватый, розоватый)

И др.

Образование относительных прилагательных.

1.С суффиксами –ОВ-, -ЕВ-.

- без чередования звуков в корне мотивирующего и производного слова

( берёзовый, вишнёвый, фарфоровый, грушевый)

-с чередованием звуков в корне ( ситцевый, перцовый)

2. С суффиксом –Н-

- без чередования звуков в корне производного слова (кирпичный, зимний, лимонный)

- с чередованием звуков в корне производного слова ( яблочный, клубничный, речной)

3. С суффиксами:

-ЯН- ( шерстяной, овсяный)

-СК- ( учительский, матросский)

-ЕНН- ( соломенный)

         Работа над формированием лексики и процессами словоизменения и словообразования идут параллельно, последовательно. Обучение осуществляется на подгрупповых, индивидуально-подгрупповых занятиях с логопедом, закрепляются на воспитательских занятиях и дома.

        Развитие лексико-грамматического строя- трудоёмкая и очень важная работа, позволяющая дошкольнику в дальнейшем избежать многих проблем при обучении в школе.

Список использованной литературы:

  1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб. Союз, 2001.
  2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.  Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: Айрис-пресс
  3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.  Дети с общим недоразвитием речи. Москва, Изд-во ГНОМ и Д, 2000.
  4. Большакова С.Е. Работа логопеда с дошкольниками, игры и упражнения. - М.: АПО
  5. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
  6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.Н., Филичева Т.Б. Преодоление ОНР у дошкольников. Москва, 1990.
  7. Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. Москва, 2002.
  8. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. Москва, Изд-во ГНОМ и Д, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание гов...

«Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на сегодняшний день являются основным контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений. Общее недоразвитие речи является сло...

Роль игры в формировании лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Консультация для родителей об использовании игр для корекции лексико-грамматических нарушений речи....

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО»

Итоговое логопедическое занятие по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Преодоление нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через игровую деятельность.

Анализируя лексико-грамматическую сторону речи детей с нарушением речи я отметила, ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, верб...

Методическая разработка на тему: "Формирование знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста.”.

Данный материал поможет воспитателю организовать работу с детьми 5-6лет и их родителями по формированию знаний правил дорожной безопасности....

Консультация для педагогов "Развитие лексико – грамматических средств речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи".

Формирование лексико-грамматического строя речи – это длительный и трудоёмкий процесс. Грамматический строй речи при нормальном речевом развитии ребёнок осваивает постепенно,самостоятельно, путё...