Сценарий занятия в старшей группе «Крепкая дружба всем нужна»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Павличенко Ольга Владимировна

 Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста в соответствии с комплексной образовательной программой дошкольного образования "Детство" А.Г.Гогоберидзе, Т.И.Бабаевой направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности и соответствуетцелевым ориентирам, обозначенным в ФГОС ДО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой

Сценарий занятия

в старшей группе

«Крепкая дружба всем нужна»

Разработала и провела

воспитатель старшей группы:

Павличенко Ольга Владимировна

        

        2015

Пояснительная записка

Одним из важных направлений в работе с детьми является социально-коммуникативное развитие.

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста в соответствии с комплексной образовательной программой дошкольного образования «Детство» Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе и др.  направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности и соответствует таким целевым ориентирам, обозначенным в ФГОС ДО, как:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей.

 Цель данного занятия формирование у детей духовно - нравственных качеств личности (доброты, милосердия, сочувствия, взаимопонимания, взаимовыручки).

Для реализации цели были поставлены следующие задачи: уточнить представления о дружбе, друзьях, о качествах личности настоящего друга; закрепить знания детей пословиц и поговорок о дружбе; развивать логическое, конструктивное мышление, развивать диалогическую и монологическую речь; расширять и обогащать словарный запас. развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия; поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе; развивать доброжелательные отношения, чувство коллективизма, коммуникативные навыки работы в группе.

Занятие соответствует принципам программы «Детство»: принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, принцип приобщения детей к социокультурным нормам, принцип учета этнокультурной ситуации развития детей.

Были подобраны методы и приемы:

- метод обследования, наглядности (просмотр презентации на ноутбуке);

- словесный метод (беседа, использование художественного слова, указания, дискуссия, пояснение);

- игровой метод

- метод музыкального сопровождения

- проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе НОД).

- практический метод (игры и упражнения, рисование)

На занятии использован демонстрационный материал: слайдовая презентация, силуэты колосков на каждого ребенка, игра «Танграм», пословица, разрезанная как пазлы, цветные ладошки, фотографии детей.

Конспект составлен на основе интеграции нескольких образовательных областей (социально-коммуникативного развития, познавательного развития, физического развития, речевого развития), что соответствует ФГОС ДО к построению современной системы дошкольного образования.

На занятии предусмотрена групповая, индивидуальная и подгрупповая форма работы.

В процессе анализа работы на занятии особое внимание уделялось положительной динамике.

В результате проведенного занятия у детей сформировались духовно-нравственные качества личности. Рефлексия в конце НОД проводилась в виде подвижной игры, что позволило повысить эмоциональный тонус детей.

Технологическая карта занятия по освоению образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

 (Познание социального мира)

Группа: старшая группа

Тема: «Крепкая дружба всем нужна»

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: формирование у детей духовно - нравственных качеств личности (доброты, милосердия, сочувствия, взаимопонимания, взаимовыручки).

Задачи.        

Познавательного развития: уточнить представления о дружбе, друзьях, о качествах личности настоящего друга. Закрепить знания детей пословиц и поговорок о дружбе. Развивать логическое, конструктивное мышление.

Речевого развития:

-развивать диалогическую и монологическую речь;

-расширять и обогащать словарный запас.

-развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия;

-поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.

Социально-коммуникативного развития:

-развивать доброжелательные отношения, чувство коллективизма, коммуникативные навыки работы в группе.

- воспитывать культуру быть вежливым по отношению к людям;

- развивать положительную самооценку, уверенность в себе.

Физического развития:

-развивать двигательную активность, координацию движений, общую и мелкую моторику. Временной ресурс: 15 минут

Предварительная работа: Рассматривание серии картинок по теме, беседа о деятельности детей в течении дня, чтение пословиц о дружбе.

Демонстрационный материал: проектор, ноутбук, слайдовая презентация по теме: «Крепкая дружба всем нужна», аудиозапись песни В. Шаинского «Улыбка», фотографии детей.

Раздаточный материал: 3  цветных кружка по одному на три стола, силуэты колосков на каждого ребенка, игра «Танграм», пословица, разрезанная как пазлы, цветные ладошки, клей.

Этап, время

Задачи

Деятельность педагога

Деятельность детей

Методы, формы, приёмы

Результат

Вводно-организационный,

2мин

Мотивировать детей на включение в игровую деятельность

Включает песню В. Шаинского «Улыбка», читает стихотворение о дружбе для создания положительного эмоционального состояния детей.

Рассматривают фотографии.

Чтение художественной литературы (стихотворение).

Эмоциональный настрой.

Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности.

Актуализация

3 ми

Закрепить понятия «друзья», «дружба». Определить тему занятия.

Представляет мультимедийную презентацию «Дружба крепкая всем нужна», затем предлагает детям самостоятельно определить тему.

Актуализация знаний детей

Включение детей в целеполагание

Побуждение к деятельности, эмоциональный

настрой

- Слушают,  рассуждают. 

Создание проблемной ситуации.

Придание личностной значимости предстоящей деятельности.

Слайдовая презентация.

Введение в тему эмоциональное погружение.

Расширение

имеющихся

представлений 8 мин

Развитие свободного общения, формирование нравственных представлений, понятия о дружбе.  

Использует подводящий диалог, организует построение нового знания, которое четко фиксируется им вместе с детьми в речи; проводит игру «Будем крепко мы дружить?»  

Отвечают на вопросы, рассуждают, доказывают свое мнение, участвуют в игре.

Ситуативный разговор, дискуссия.

Овладение средствами общения, диалогической речью.

Динамическая пауза,

2 мин

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости

Проводит физкультминутки.

Участвуют в русской народной игре «Мы пойдем сейчас направо…», выполняют упражнения.

Игровые приемы

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Практическая работа

8 мин

Развитие внимания,

формирование нравственно-ценностных ориентаций (заботы о других);

развитие умения договариваться в группах

Организует практическую  деятельности, оказывает необходимую помощи, организует взаимодействие в достижении результата

Выполняют практическую работу (разукрашивают колоски)

Взаимодействуют в группах, выкладывают домик дружбы, используя игру «Танграм»; собирают пазлы, подбирают к картинке пословицу о дружбе; создают эмблему к дому дружбы

Упражнения конструктивного характера.

Групповая  и индивидуальная формы организации деятельности.

Слайдовая презентация.

Развитие доброжелательных отношения, чувства коллективизма, коммуникативные навыки работы в группах.

Заключительный этап.

Рефлексия,

2 мин

Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. Создание ситуации успеха. Формировать элементарные навыки самооценки.

Собирает детей около себя, задает вопросы, игра «Салют».

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение о занятии, играют.

Беседа, обсуждение.

Фронтальная работа.

Осознание себя как участника познавательного, процесса.

Развитие положительной самооценку, уверенности в себе Повышение эмоционального тонуса.

Тема: «Крепкая дружба всем нужна»

Цель: формирование  у детей духовно - нравственных качеств личности (доброты, милосердия, сочувствия, взаимопонимания, взаимовыручки).

Задачи:

Познавательного развития: уточнить представления о дружбе, друзьях, о качествах личности настоящего друга. Закрепить знания детей пословиц и поговорок о дружбе. Развивать логическое, конструктивное мышление.

Речевого развития:

-развивать диалогическую и монологическую речь;

-расширять и обогащать словарный запас.

-развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия;

-поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.

Социально-коммуникативного развития:

-развивать доброжелательные отношения, чувство коллективизма, коммуникативные навыки работы в группе.

- воспитывать культуру быть вежливым по отношению к людям;

- развивать положительную самооценку, уверенность в себе.

Физического развития:

-развивать двигательную активность, координацию движений, общую и мелкую моторику.

Оборудование: презентация, аудиозапись песни В. Шаинского «Улыбка»;

3  цветных кружка по одному на три стола, силуэты колосков на каждого ребенка, игра «Танграм», пословица, разрезанная как пазлы, цветные ладошки, клей, фотографии детей.

Ход занятия.

Звучит музыка (Дружба начинается с улыбки ), дети входят в группу  и становятся в полу круг.  На доске фото детей. 

- Узнали, чьи фотографии?  Читает стихотворение

-Посмотри на эти лица!

-С кем ты хочешь подружиться?

Это- Машенька – дружок,

Это- Паша – Огонек,

Это- Верочка- подружка,

Это- Валя – хохотушка,

Это – Дианочка - краса,

Лерочка - смекалочка,

Ваня- выручалочка.

- Понравилось стихотворение? (ответы детей).

-  С кем из стихотворения  хотел бы подружиться  Витя? Света? Ира?

-Почему так ласково называют детей?

 (ответы детей: потому что дети так поступают, их сравнивают то с огоньком, то выручалочкой т.к., всех выручает и т.д.).

-  Посмотрите на экран: (Вини-Пух и Пятачок, крокодил Гена и Чебурашка, Карлсон и Малыш, Мартышка и ее друзья).

Как вы думаете, что общего у этих сказочных героев?

- Правильно, это друзья. Они дружат друг с другом.  Какое чудесное слово – дружба. -Произнесите это слово.

- Так о чём же  пойдёт сегодня речь на нашем занятии?

 - Правильно, сегодня мы поговорим о друзьях и дружбе.

 - Тема нашего занятия «Крепкая дружба всем нужна»

- Но говорить мы будем не только о дружбе, а еще о том, кого можно назвать другом, каким должен быть настоящий друг, узнаем, что такое «крепкая дружба», попробуем определить правила дружбы.

-Для начала попробуйте к  слову  дружба  подобрать слова – родственники.

 Ребята называют – дружба, дружок, друзья, дружить, дружный, подруга, дружелюбный, дружественный).

- Как выдумаете, что такое дружба? (выслушивает варианты детей)
- Однозначных ответов на этот вопрос не существует, даже у вас мнений оказалось несколько.

-А  дружить это хорошо или плохо?

- Почему?

-Сколько может длиться дружба?

-С чем можно сравнить дружбу?

-Как вы думаете, какого цвета дружба?

-Какого она запаха?

-Можно ли обойтись без друзей?

- Если нельзя обойтись без друзей, тогда с кем можно дружить?

( С мамой, сестрой, кошкой, цветком, деревом, детским садом, городом, страной и т.д.)

- Ребята, вы знаете, какими должны быть настоящие друзья?

-Сейчас мы проверим ваши утверждения.

- Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте «да-да-да» и хлопайте в ладоши  или «нет-нет-нет» -топайте.

- Попробуем?

1.-Будем крепко мы дружить?

(Да-да-да)

2.Нашей дружбой дорожить?

(Да-да-да)

3Мы научимся играть?

(Да-да-да)

Другу    помогать?

(Да- да-да)

Друга нужно разозлить?

(Нет-нет-нет)

А улыбку подарить?

(Да-да-да.)

Друга стоит обижать?

(Нет-нет-нет)

Ну а споры разрешить?

(Да-да-да )

Будем крепко мы дружить?

(Да-да-да.)

Физминутка

Воспитатель.

Мы сейчас пойдём направо дружно.

 Дети берутся за руки, становятся в круг и выполняют движения в соответствии с текстом

А потом пойдём налево дружно

В центре круга соберёмся дружно.

И на место все вернёмся дружно.

Мы тихонечко присядем дружно.

И немножечко приляжем дружно. Складывают руки под щекой.

Мы поднимемся тихонько дружно. Выполняют движения в соответствии с текстом.

И попрыгаем легонько дружно..

Пусть попляшут наши ноги дружно. Выполняют «ковырялочку».

И похлопают ладони дружно. Хлопают в ладоши в парах.

Повернёмся мы направо дружно. Кружатся в правую сторону.

Не начать ли всё сначала дружно. Берутся за руки.

Вы дружно отвечали, что будете крепко дружить.  

Работа с презентацией.

-Я предлагаю вам рассмотреть фотографии на слайдах и подумать, что не  может помешать дружбе?

1.   Дети разного цвета    2.  Дети разного роста

3.   Дети разного веса       4. Дети разного возраста

-Какой вывод вы сделали? Что не может помешать дружбе?  ( Дружбе не может помешать возраст, пол, национальность, рост).

-На какие качества других людей надо обращать внимание?  

(Ответы детей).

- Эти качества можно назвать внутренней красотой.

Работа с колосками.

Ребята, вы говорили, что дружба похожа на колосья.

Перед вами лежат силуэты  колосьев.

Подумайте, вы уже научились дружить Если «да», то раскрасьте желтым цветом , если кто – то ещё не созрел, а только учиться быть настоящим другом, раскрасьте зеленым цветом. Теперь свои колоски прикрепите на доску, желтые к желтым, зеленые к зеленым. Какой сноп больше?

Можно ли считать, что дети  нашей группы научились дружить?

Выполнение общего задания детьми.

- Бывает в жизни, что с некоторыми людьми очень трудно дружить. Как вы думаете, почему?  (потому, что они не умеют делиться игрушкой, договариваться, играть по правилам, уступать) 

- Можете ли вы доказать, что в нашей группе нет детей, с которыми трудно дружить?

-Хотите  построить дом дружбы с его правилами и символом  дружбы.

На одном столе стоит красный кружок, на  втором – жёлтый, на третьем – зелёный. 

На каждом столе приготовлены задания.  Послушайте их. С помощью игры «Танграм» нужно построить дом, из пазлов собрать пословицу и сказать, о чём она, придумать с помощью ладошек символ дружбы. На выполнение задания даётся одна минута.

-Итак, время пошло.

Выполнение задания детьми.

-Кто из вас будет рассказывать о выполненном задании? Отвечать нужно по плану:

1. Какое задание выполняли.

2. Что получилось:

3. Почему получилось?

Вывод воспитателя

-Можно сделать вывод, что в нашей группе нет детей, с которыми трудно дружить. Вы умеете дружно и согласованно работать.

-Ребята, дружить мы научились все. И в честь дружбы я предлагаю провести салют.

Вспомните ,у кого какой был кружочек:  красный, желтый и зеленый. По команде «Красный!» хлопает первая команда, «Жёлтый!» – 2 команда, «зелёный!» – 3 команда. Затем общая команда: «Красный! Жёлтый! Зелёный!» Общий салют.

- Наше занятие окончено. Всего доброго! Хороших вам друзей.

Используемая литература:

1. Н.С. Голицина «Конспекты комплексно – тематических занятий» Старшая группа.

2.  Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в старшей группе детского сада»

3.  Т. И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе «Комплексная образовательная программа «Детство».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в старшей группе. Законы дружбы.

составление закона дружелюбия в группе, сочинение концов сказок....

Сценарий занятия в старшей группе "Крепкая дружба всем нужна"

Цель данного занятия формирование у детей духовно - нравственных качеств личности ( доброты, милосердия, сочувствия, взаимопонимания, взаимовыручки)....

Сценарий развлечения в старшей группе «День Дружбы».

Сценарий развлечения в старшей группе«День Дружбы»....

Сценарий праздника для старшей группы "Дом дружбы"

Материал для проведения досугов и развлечений....