Технология наглядного моделирования при рассказывании сказки «Заячья избушка»»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Виноградова Светлана Владимировна

Конспект НОД "Технология наглядного моделирования при рассказывании сказки "Заячья избушка""

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «ЭММАУССКИЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА»

«Технология наглядного моделирования при рассказывании сказки «Заячья избушка»»

Подготовительная группа 1

Воспитатель: Виноградова Светлана Владимировна

Высшая категория

2019 – 2020 гг.

Тема: «Технология наглядного моделирования при рассказывании сказки «Заячья избушка»»

Возрастная группа: подготовительная группа

Форма совместной деятельности: интегрированная НОД

Форма организации: групповая.

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: Формирование умения рассказывать сказки методом моделирования.  

Задачи:

Обучающие задачи:

  • Обучать детей рассказыванию, методом моделирования сказок.  
  • Формировать умение отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки

Развивающие задачи:

  • Развивать у детей умение создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажей сказки, подбирать заместители по цвету, величине, характеру персонажей сказки.
  • Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память.
  • Создавать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  • Воспитывать интерес к рассказыванию сказок методом моделирования.

Методические приемы:

  • Игровой (использование сюрпризных моментов).
  • Наглядный (использование иллюстрации).
  • Словесный (напоминание, указание, вопросы, беседа, индивидуальные ответы детей).
  • Поощрение, анализ занятия.

Оборудование и материалы:

коробочка с геометрическими фигурами и иллюстрациями к сказке, звукозапись к ритмопластике.

Предварительная работа:

  • чтение сказки «Заячья избушка».
  • пересказ сказки.
  • рассматривание иллюстраций.

 Ожидаемый результат:

  • Повышение речевой культуры детей.
  • Обогащение жизни детей разнообразными, нетрадиционными, активными формами организации деятельности.
  • Положительная динамика в развитии речи детей, в формировании навыков пересказа.

Технологическая карта НОД

Часть НОД

Ход НОД

Форма организации

Время

(25 минут)

Деятельность педагога

Деятельность детей

1

Вводный этап

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, нам сегодня подарили новую игру «Собери и расскажи сказку Заячья избушка», хотите посмотреть?

Дети: Да.

(дети собираются вокруг воспитателя)

Дети подходят к воспитателю

0,5 мин.

2

Проблемная ситуация

Постановка проблемы

Воспитатель: Ребята, вы все очень хорошо знаете эту сказку. Напомните мне, какие герои в этой сказке?

Дети: Заяц, лиса, собака, волк, медведь, петух.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что это за игра?

(открываем коробку, а там лежат иллюстрации к книге «Заячья избушка» и разные геометрические фигуры.)

Воспитатель: Ничего не понимаю, что это такое? Как же рассказывать сказку, если нет персонажей из этой сказки? И что делать с этими геометрическими фигурами?  

 

Рассматривание игры, определение проблемы

3 мин.

3

Основной этап

Дети: Нужно заменить персонажи геометрическими фигурами.

Воспитатель: Не понимаю, что вы имеете ввиду?

Дети: Нужно представить, что геометрические фигуры, это герои сказок.

Воспитатель: Не понимаю, вот где здесь можно найти зайчика?

Вероника (берет маленький белый треугольник): Вот зайчик.

Воспитатель: Ребята, вы все согласны?

Дети: Да

Воспитатель: Почему вы думаете, что треугольник похож на зайчика?

Дети: Зайчик маленький, беленький, у него длинные ушки.

Воспитатель: Зайчика мы нашли.

Воспитатель: А где здесь лисичка?

Лиза: (берет оранжевый прямоугольник) Вот лисичка.

Воспитатель: Вы думаете, что прямоугольник похож на лисичку?

Дети: Да, лисичка рыжая, у нее длинный пушистый хвост, оранжевый прямоугольник подходит к лисичке.

Воспитатель: Теперь нам надо найти кого?

Дети: Собаку.

Мира: Вот, коричневый прямоугольник, будет у нас заменять собаку.

Воспитатель: Разве коричневый прямоугольник может заменить собачку?

Дети: Собака коричневая, размером как лисичка, да он может заменить собаку.

Воспитатель: Кто следующий пришел на помощь зайцу?

Руслан: Медведь, это будет большой коричневый квадрат. Потому что медведь огромный, косолапый.

Воспитатель: Следующий герой…

Влад: Петушок. Красный квадрат, потому что петушок яркий, у него красный гребешок, и разноцветные перья.

Воспитатель: Ребята, а ведь в сказке про Заячью избушку есть не только герои - зверюшки, что там еще есть?

Дети: Избушки.

Воспитатель: Какие в сказке были избушки?

Дети: Одна избушка ледяная – белый квадрат, а другая лубяная – коричневый квадрат.

Воспитатель: Какие вы молодцы, я даже и представить не могла, что можно персонажи заменить разными фигурами. Предлагаю вам размяться.

Совместная деятельность, рассуждения детей о результатах

10,0 мин.

Динамическая пауза

Ритмопластика

                            «В доме 8\16»

Вступление

-Марш по кругу.

И. П. стоя, руки к плечам;

1-16-8 шагов с наклонами в стороны, продвигаясь вперёд в круг и назад.

1-8- 8 таких шагов с выпрямлением поочерёдно рук вперёд («царапаемся»)

Повтор 2р

8 прыжков на месте вокруг себя.

И. п. стоя, руки к плечам

1-8-8 шагов с наклонами в стороны, продвигаясь вперёд и назад.

1-8- 8 шагов с выпрямлением поочерёдно рук вперёд - «бокс»

Повтор 2р

8 прыжков на месте вокруг себя.

Повтор движений –см. 1к

4к                                                                                                                      Повтор движений-см. 2к.      

2,0 мин.

Воспитатель: Ну вот, с героями мы определились, отдохнули, а теперь давай покажем и расскажем сказку. Как она называется?

Дети: Заячья избушка

Ведущая: Ребята, напомните мне, как начинается сказка?

Дети: Жили были лиса и заяц.

Воспитатель: Молодцы.

(рассказывание сказки)

Рассказывание сказки с помощью модулей.

8 мин.

Заключительный этап

Выход из игровой ситуации

Воспитатель: Молодцы! Вот какую интересную сказку вы сейчас рассказали. 

0,5 мин.

Рефлексия

Воспитатель: Вам понравилось, как мы сегодня необычно рассказывали сказку?

Дети: Да.

Воспитатель: А что больше всего вам понравилось?

Дети: Понравилось выбирать героев.

Воспитатель: А вам было трудно было рассказывать сказку?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Мы знаем эту сказку и нам помогали фигуры.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня показывали сказку необычным способом, что вы сделали?

Дети: Мы героев заменили на геометрические фигуры.

Воспитатель: А персонажи можно заменить только на геометрические фигуры?

Дети: Нет, на любые предметы.

Воспитатель: Вы у меня большие молодцы и вы теперь можете рассказать любую сказку!

Речевое

взаимодействие всех

участников занятия.

3 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной деятельности по развитию речи с использованием театрализации в средней группе по мотиву сказки "Заячья избушка".

Програмное содержание:Развивать содержательность, связность речи.Активизировать словарь детей, побуждать к использованию слов – описаний.Упражнять в звукопроизношении, работать над дикцией.Учить детей...

Конспект организованной деятельности по развитию речи с использованием театрализации в средней группе по мотиву сказки "Заячья избушка".

Програмное содержание:Развивать содержательность, связность речи.Активизировать словарь детей, побуждать к использованию слов – описаний.Упражнять в звукопроизношении, работать над дикцией.Учить детей...

Рассказывание сказки "Заюшкина избушка" с методом моделирования

Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели...

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Технология наглядного моделирования при обучению детей рассказыванию"

На этом мастер -классе  педагоги познакомятся с применением технологии моделирования в обучении детей рассказыванию...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием метода наглядного моделирования. Рассказывание сказки «Заюшкина избушка»

Обучение детей самостоятельному пересказу и пониманию сказки на основе построения наглядной модели;                            ...