Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием метода наглядного моделирования. Рассказывание сказки «Заюшкина избушка»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

ШумиловаЛюдмилаГригорьевна

Обучение детей самостоятельному пересказу и пониманию сказки на основе построения наглядной модели;                                                                                           Развитие у детей мышления и воображения, эмоциональной отзывчивости, речи, памяти при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету); воспитывать отзывчивость у детей, сопереживать и понимать героев сказки;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по речевому развитию.

Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»

Подготовительная к школе группа.

Разработала: воспитатель Шумилова Людмила Григорьевна.

Цели:

развивать устную речь, учить составлять связный последовательный рассказ, расширять возможности насыщения речи эпитетами и сравнениями;

Задачи:

учить детей составлять рассказ по фрагментам и по всему содержанию картины, придерживаясь определённой последовательности, с использованием схемы – матрицы; учить отвечать на вопросы, используя в речи сложные предложения;

развивать умение связно, логично, непрерывно высказывать свою мысль.

активизировать словарь по теме «Зима».

обобщать и систематизировать знания детей о зиме.

развивать умение детей подбирать прилагательное к заданному слову; развивать фонематический слух;

воспитывать интерес к занятиям по развитию речи и побуждать к самостоятельному рассказу; воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь и умение работать в команде.

продолжать развивать навык свободного спокойного общения со взрослыми и сверстниками.

Планируемые результаты: рассуждают, высказывают свою точку зрения, активно отвечают на вопросы; доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками во время игры;

Материалы и оборудование:

аудиозапись песни «Кабы не было зимы» (Композитор: Крылатов Е., Автор слов: Успенский Э.);

фотографии и картинки с изображением детей на прогулке зимой, зимние пейзажи, (проэктор)

стакан с водой, гуашь, кисть, шкатулка.

снежинка, воздушный шарик, письмо с секретом.

сюжетная картина.

мнемотаблица.

Словарная работа: вьюга, жизнерадостное, приметы о зиме.

Предварительная работа: чтение произведений о зиме;

игры «Подбери признаки», «Подбери слова-действия», «Подбери родственные слова».

#1054;рганизационный момент: под музыку дети входят в группу.

Приветствуют гостей.

-Ребята, а какое у вас сейчас настроение?

(предположительный ответ детей: радостное, веселое.)

-А давайте мы с вами поделимся нашим настроением со всеми гостями и подарим им наши улыбки.

Дети становятся вкруг и берутся за руки вместе с воспитателем.

Психогимнастика.

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро!

- Доброе утро

Солнцу и птицам!

- Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым , доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!)

Звучит музыка, появляется воздушный шарик, на нитке письмо, написанное свечой. Воспитатель ловит шарик. Удивляется.

-Ух ты, что это?

(Дети предлагают варианты ответа)

-Давайте посмотрим.

-Это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу.

-А может это тайное письмо?

(предположительный ответ детей: А разве бывают такие письма?)

-Да такие письма могут быть написаны секретными чернилами. (Лимонным соком, свечой, молоком или крахмалом). А чтобы их прочитать, нам необходимо Расскрасить лист краской.

-Проверим?

(Предположительный ответ детей: Да)

Ребенок смачивает письмо, появляется надпись СУНДУК.

-Посмотрите! Действительно появилось слово! Кто-нибудь может его прочитать?

Ребенок читает слово.

-Оказывается ребята- это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти?

Игра малой подвижности «Холодно-горячо»

Дети находят сундук, открывают. На дне сундука находят карточки с картинками, по первым звукам которых нужно составить слово. (карточки пронумерованы)

(Заяц, игла, медведь, апельсин)

Дети выбирают корточки и становятся по порядку

(в соответствии с порядковым номером).

Другие ребята называют первые звуки, на слух определяют слово «зима».

#1042;ведение в беседу. Беседа.

- Как вы думаете, о каком времени года будем говорить?

- Назовите признаки зимы.

- Назовите зимние месяцы.

- Расскажите о повадках зверей и птиц зимой.

- Чем занимаются зимой птицы? (Ответы детей)

-А вы любите зиму? Расскажите, как вы играете зимой на улице?

(Ответы детей.)

-Зима, чудесное время года, на правда ли? Дети не хотят уходить с прогулки домой, потому что на улице интересно. Можно кататься на санках, на лыжах и коньках, можно играть в снежки и строить крепость их снега. Про это время года написаны и книги, и картины. Ребята, а вам не показалось странным, что я сказала «картины написаны»? И я не ошиблась-так принято говорить: художник написал (а не нарисовал) картину? Вы хотите посмотреть картину?

Воспитатель показывает маленькую картинку (уменьшенную копию)

-Ребята, а как же мы будем рассматривать со всеми такую маленькую картину?

-Наверное, придется прибегнуть к волшебству? Вы знаете волшебные заклинания? Давайте закроем глаза, возьмемся за руки и произнесем магическое заклинание 3 раза.

Во время произнесения волшебных слов, воспитатель меняет маленькое изображение на большую сюжетную картину.

-Давайте рассмотрим картину. (Дети садятся полукругом на стульчики).

Воспитатель предлагает детям дать название картине.

- Воспитатель задает вопросы, дети отвечают. Одновременно на доске воспитатель рисует картинки- схемы.

-Какое время года наступило и какое время суток изобразил художник? (На доске рисуется календарь и снежинка на нем)

-Какой выдался день? (Рисуется солнышко и снежинка (ясный, морозный, снежный))

-Какие стоят кусты? А деревья? А дома? (Рисуется куст, дерево, дом со снежинками)

-Кто вышел на улицу в ясный зимний день? (Рисуется схематично взрослый и ребенок)

-Где живут эти дети?

-Они ходят в школу или в садик?

-Каких птиц вы видите на картине?

-А каких животных?

-У собаки есть хозяин или она бездомная?

-ребята, скажите, какую одежду одели дети?

Воспитатель обращает внимание на пруд.

-Что с ним произошло? (пруд превратился в зеркальный каток)

-Чем дети заняты на улице? (Рисуется фигура ребенка, санки, лыжи, коньки, снеговик, снежки).

Какое настроение у взрослых и детей? (Рисуется улыбка).

Воспитатель предлагает рассмотреть дома на картине и обратить внимание на дым из трубы:

Работа со словарем:

(-Если дым поднимается из труб столбом вверх, то ожидается мороз.

-Дым отклоняется в сторону при отсутствии ветра – ожидается снегопад.

-Дым из труб отклоняется вниз и расстилается по земле – следует ожидать в ближайшее время оттепель.)

-Молодцы ребята про все рассказали. А теперь попробуйте составить описательный рассказ! (Один ребенок составляет рассказ опираясь на схему)

А теперь послушайте, как бы я составила рассказ.

(Воспитатель предлагает свой вариант рассказа)

«В зимний, солнечный день!»

Вся земля и деревья покрыты белым, пушистым снегом. Пруд превратился в скользкий, зеркальный каток. Все одели теплую одежду и вышли на прогулку. Дети катаются на санках, на коньках, лепят снеговика.

Сколько радости и смеха! Всем нравится гулять зимой. Особенно в хороший, зимний день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с элементами кооперации с использованием приёма наглядного моделирования "Домашние животные" для детей подготовительной группы.

Интегрированное занятие с элементами кооперации – особый вид фронтального занятия, которое позволяет сплачивать и проводить работу со всеми детьми одновременно, но с учётом уровня речевого и познавате...

Конспект НОД по развитию речи "Ателье для кукол" с использованием метода наглядного моделирования в группе старшего дошкольного возраста

Конспект НОД по развитию речи Ателье для кукол с использованием метода наглядного  моделирования в группе старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием метода моделирования

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием метода моделирования...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием метода наглядного моделирования: Составление рассказа по сюжетным картинкам "Снеговик и заяц."

Учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием ИКТ. Чтение русской народной сказки: «Лисичка- сестричка и серый волк»

Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка- сестричка и серый волк». Помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения, учить строить развёрнутые высказывания.Пр...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием ИКТ «Потерянная сказка»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием ИКТ «Потерянная сказка»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием метода наглядного моделирования: Составление рассказа по сюжетным картинкам:"Снеговик и заяц" (Альбом № 4)

Цель:   развитие  связной речи детей;Задачи:учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным...