Конспект ООД Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хваста» в обр. А.Н. Толстого
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шелдовицина Ольга Вячеславовна

Конспект

занятия по развитию речи для детей старшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по развитию речи для детей старшей группы

Рассказывание русской народной сказки

«Заяц-хваста» в обр. А.Н. Толстого

Выполнила  воспитатель

Шелдовицина Ольга Вячеславовна  

Тамбов 2019

Цель: 

Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить   их с новыми произведением: сказкой «Заяц-хваста» (в обработке  А.Н.Толстого).

      Задачи: 

Развивающие задачи:

Развивать и совершенствовать все стороны устной речи каждого ребёнка

(произношение, словарь, грамматический строй, связная речь); 

 упражнять в употреблении словосочетаний;

продолжать совершенствовать диалогическую речь.

Воспитательные задачи:

пробудить чувства  скромности, понимания, что хвастаться некрасиво;       воспитывать доброту, храбрость, воспитывать желание быть готовым приходить на помощь другим.

 Образовательные задачи:

 учить отвечать на вопросы полными ответами;

      закрепить знания детей о русских  народных  сказках.

Оборудование и пособия:

 иллюстрация «Три зайца»;
 мяч;

Словарная работа: 

обеспечить узнавание детьми новых слов: «кора», «ветки», «грызть», «зимовать», «хвастун», «храбрец»;

ввести в активный словарь детей существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами.

Интеграция образовательных областей:

ОО «Речевое  развитие»,

ОО «Познавательное  развитие»

ОО «Физическое развитие»

Предварительная работа:

Чтение сказки «Заяц-хваста» (в обработке  А.Н.Толстого);

Рассматривания иллюстраций  Е. Рачёва

Просмотр  мультфильма «Храбрый заяц»

 

Ход:

 - Отгадайте загадку, и вы узнаете, о ком сегодня пойдет речь.

Комочек пуха,

Длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц)

 Спросить у ребят назвать известные им русские народные сказки, где герой заяц. (Ответы детей).

Предложу  детям послушать русскую народную сказку «Заяц-хваста».

(Чтение воспитателем сказки)

Вспомните, как рассказывал о себе заяц:

„У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи”».

 Педагог повторяет цитату, а дети помогают ему, хором произнося существительные с суффиксом-ищ.


Задать вопросы по содержанию сказки.

 Кто жил в лесу?
Хорошо зайцу было зимой в лесу или плохо?
Куда пошел заяц?
Кого он там встретил?
Что стал говорить заяц своим товарищам?
Кому зайцы рассказали про хвастуна?
Что сказала зайцу тетка ворона?
Кто напал на тетку ворону?

Как  заяц-хваста спас тетку ворону?

Как после этого тетка ворона назвала зайца? (Ответы детей)
         

Физкультминутка - Подвижная игра «Будь внимателен». 

Предложу детям участвовать в подвижной игре.

 Правила игры: по команде «зайцы» - дети должны изображать зайцев: прыгать в разных направлениях по комнате; по команде «собаки»- бежать мелкими, легкими шажками; а по команде «вороны» - «летать», размахивая руками, как крыльями.
Сначала команды меняются не торопясь, через 20-30 секунд, затем темп нарастает, и команды к смене видов движений даются чаще - уже через каждые

5-10 секунд.
     

Отгадай загадки. 

Предложу детям отгадать загадки про всех героев сказки «Заяц-хваста».

У кого хороший нюх?
Кто помчался во весь дух?
По следам она идет -
Все отыщет, все найдет. (
Собака)

Сама вся сероватая,
Походка мешковатая,
Важная персона,
Зовут ее ... (
ворона).

Что за трусишка:
Хвост-коротышка,
Уши вдоль спинки,
Глаза с косинкой,
Одежда в два цвета -
На зиму и лето. (
Заяц)


Дидактическая игра  «Три зайца». 

Предложить детям  рассказать о трех зайцах: среднем, маленьком и большом. Скажите: «У среднего зайца нос, у маленького — носик, а у большого - носище».
У среднего зайца усы, у маленького - ... (усики), а у большого - ... (усищи).
В дальнейшем достаточно показывать на картинки и называть соответствующие части тела:
Глаза - ... (глазки, глазищи).
Лапы - ... (лапки, лапищи).
Хвост - ... (хвостик, хвостище).

 Дидактическая игра  «Скажи наоборот». 

Дети встают круг, педагог с мячом в центре  круга. Правила игры: педагог произносит слово и бросает мяч одному из детей; ребенок ловит мяч, придумывает слово с противоположным смыслом, произносит его и одновременно бросает мяч обратно.
Слова для игры «Скажи наоборот»:

большой - маленький, летний - зимний, сытый - голодный, толстый - тонкий, веселый - грустный, трусливый - храбрый, смелый, скромный - хвастливый, слабый - сильный, трудно - легко, быстро - медленно, тепло - холодно, далеко - близко.

Подведение итогов:

Какую сказку вы слушали?

Каким был заяц в начале сказки?

Каким он стал в конце сказки?

Кто из героев сказки вам понравился и почему? (Ответы детей)

Что сказала зайцу тетка ворона? (Ответы детей)

В свободное от занятий время, изготовив, фигурки персонажей сказки из бросового материала  показали  малышам  настольный театр «Заяц-хваста».C:\Users\1\Desktop\DSC00746.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе: "Рассказывание русской народной сказки "Заяц - хваста"

Цель: Познакомить с новой сказкой. Закреплять умение рассказывать сказку близко к тексту с помощью схемы.На занятии воспитатель вместе с детьми вспоминают знакомые сказки. Затем воспитатель вместе с д...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ.ТЕМА : РАССКАЗЫВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ЗАЯЦ – ХВАСТА»

Совершенствовать общую моторикуЗакрепить знания детей о том, как зимуют дикие животныеПознакомить детей с новыми словами «гумно»,  «хвастун», «храбрец»Ввести в активный словарь детей существитель...

Организация ННОД по развитию речи Тема: Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хваста» в старшей группе

Организация ННОД по развитию речи на тему: Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хваста» в старшей группе...

План - конспект НОД. Чтение русской народной сказки "Заяц-хваста"

План - конспект по развитию речи в старшей группе. Ознакомление с русской народной сказкой "Заяц-хваста"...

Конспект занятия «Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хваста» (старшая группа)

Конспект занятия «Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хваста» в старшей группеЗадачи. Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к оценке поступков и характ...