Развитие детей младшего дошкольного возраста в играх с сенсорными материалами
статья по развитию речи

Ломакина Людмила Николаевна

Игры с сенсорным материалом, как средство развития общения детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.35 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие общения детей младшего дошкольного возраста

в играх с сенсорными материалами.

Требования ФГОС ДО к условиям реализации образовательной программы определяют, что содержание социально-коммуникативного развития в младшем дошкольном возрасте должно включаться в такие виды деятельности, как экспериментирование с материалами и веществами, общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого. Младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Речь маленького ребенка возникает и первоначально функционирует в процессе общения с взрослыми, поэтому очень важной задачей является развитие коммуникативной функции речи. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей младшего возраста очень актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей.

Деятельность ребенка этого возраста осуществляется в большинстве случаев или совместно со взрослыми, или при их помощи; поэтому и его общение носит ситуативный характер. Это придает речи особую форму

– форму ситуативной речи, носящей в большинстве случаев диалогический характер. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. Речь можно развить различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры с сенсорными материалами. Только в игре осваиваются правила человеческого общения.

Цель нашей работы: развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе и с сенсорными материалами.

Задачи:

- Активизировать познавательную и речевую деятельность на основе обогащения сенсорного опыта детей.

- Формировать у детей младшего дошкольного возраста перцептивные действия; учить обозначать их словом.

- Способствовать становлению речи через развитие мелкой моторики.

- Формировать положительный эмоциональный настрой к игре, способствовать развитию диалогических и монологических форм речи.

- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, основы вежливого обращения.

Очень полезны для детей младшего дошкольного возраста сенсорные игры, которые дают им опыт работы с самыми различными материалами: с песком, глиной, крупой, бумагой и картоном разной фактуры и др. Подобные занятия способствуют развитию сенсорной системы ребёнка: зрения, слуха, обоняния, вкуса, температурной чувствительности.

Игры с сенсорными материалами стимулируют речевую активность детей, обогащают сенсорный опыт, обеспечивающий практическую ориентировку в предметах и явлениях ближайшего окружения, обогащая словарный запас.

В результате манипуляций с предметами, дети учатся обозначать свои действия словом, формируется понимание речи и активизируется словарь.

Выполняя практические действия с водой, крупой, песком, бумагой, посудой и др. материалом малыши способны усвоить много слов и понятий.

В конце года по результатам педагогического отслеживания наблюдаю итог своей работы. Провожу анализ своей деятельности, выявляю проблемы и стараюсь устранить их. Анализ полученных данных позволил сделать вывод, что игры с сенсорными материалами являются хорошим средством для развития общения детей младшего дошкольного возраста.

Литература

1. Монина Г.Б., Лютова Е.Б. Проблемы маленького ребенка. Санкт-Петербург, 2005 – С.22-34.

2. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. - М.: Просвещение, 1996 – С.34-39.

3.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком период раннего детства. - Санкт-Петербург, 2008.– С.26-38.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение познавательно - речевого развития детей младшего дошкольного возраста в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

Повышение познавательно - речевого развития детей младшего дошкольного возраста в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом. В настоящее время растет число не гово...

Самообразование по теме: «Развитие детей младшего дошкольного возраста через игру».

Самообразование по теме:«Развитие детей младшегодошкольного возрастачерез игру»....

Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста через игру с нетрадиционными материалами.

Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.Формирование творческой личности - одна из важных задач педагоги...

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через игры

В данном материале представлена информация  о сенсорном развитии детей и о том, как игры помогают им в этом. Также представлены некоторые игры для сенсорного развития детей младшего дошкольного в...

Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры на развитие восприятия цвета

Одним из видов игровой деятельности выступает дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к протекающей жизни понимаемыми ими формах умственной и активной игровой деятельности, моральных и эстетич...