Комплект материалов по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
план-конспект занятия по математике (младшая группа)
Предлагаемые в комплекте дидактические игры разработаны с учетом направлений, выделенных А.И. Сорокиной (методическое пособие "Дидактические игры в детском саду". Темы и содержание данных игр определялись программными задачами, игровыми интересами и возрастными особенностями детей. Всего в комплект вошли 12 технологических карт.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 132.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплект материалов по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Воспитатель: Шергина Олеся
Владиславовна
2024 г.
Содержание
Пояснительная записка
Методика организации и руководства дидактическими играми в младшей группе
Технологические карты дидактических игр для детей младшей группы
Список литературы
1. Пояснительная записка
Сенсорное развитие - сложный процесс, который включает такие основные моменты, как усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом, овладение способами обследования предметов. Значение сенсорного развития в раннем возрасте, охватывающем второй и третий год жизни ребенка, трудно переоценить. Психологические новообразования, которые складываются в этот период, влияют на все дальнейшее развитие и деятельность личности. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования работы органов чувств, накопления представлений.
Главной целью ДОО является всестороннее развитие личности ребенка - развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
Сенсорное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях:
1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.
2. Познавательное развитие происходит через формирование сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, вкусе, звучании, количестве, части и целом.
3. Речевое развитие — через обогащение активного словаря.
4. Художественно-эстетическое развитие — развитие сенсорного восприятия.
#1060;изическое развитие — через развитие мелкой моторики обеих рук. Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Характер представлений ребенка о мире, их отчетливость, точность, полнота зависят от степени сформированности сенсорных процессов, обеспечивающих отражение действительности.
Одним из факторов, влияющих на сенсорное развитие, является эффективно подобранные средства – интересными и увлекательные объекты для разглядывания и изучения, что возможно, прежде всего, в дидактических играх, дающих массу тактильных, зрительных, звуковых, обонятельных ощущений.
В дидактических играх и упражнениях надо предоставлять детям возможность. Повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии.
#1054;формлять чувствительное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию.
2. Делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам.
3. Соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами). В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Знакомство с формами, величинами, цветами, пространственными представлениями, звуками.
Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомлению с обобщенными представлениями, с общественно - установленными сенсорными эталонами: геометрические фигуры, цвета солнечного спектра.
Необходимо отметить, что руководитель дидактическими играми должен всемерно сохранять заинтересованность младших дошкольников в игре, самостоятельную игровую форму.
Для решения проблемы сенсорного воспитания детей мы предлагаем комплект материалов, в который входят:
- пояснительная записка;
- методика организации и руководства дидактическими играми в младшей группе
- технологические карты дидактических игр по сенсорному развитию для детей младшей группы;
Технологические карты дидактических игр разработаны с учетом направлений, выделенных А.И.Сорокиной (методическое пособие «Дидактические игры в детском саду») и ориентированы:
#1085;а развитие восприятия цвета;
2. на развитие восприятия формы;
3. на развитие восприятия величины;
4. на восприятие запаха и вкуса;
5. на развитие слухового восприятия;
6. на развитие зрительного восприятия.
Темы и содержание игр определялись программными задачами, игровыми интересами и возрастными особенностями детей.
2. Методика организации и руководства
дидактическими играми в младшей группе
Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трех основных направлениях подготовка к проведению дидактической игры, ее применение и анализ.
Подготовка:
- Отбор игры в соответствии с задачами обучения (углубление, обобщение, активизация знаний);
- Установление соответствий дидактической игры программным требованиям воспитания и обучения младших дошкольников определенной возрастной группы;
- Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;
- Выбор места;
- Определение количества играющих;
- Подготовка необходимого дидактического материала;
- Подготовка к игре самого воспитателя;
- Подготовка к игре младших дошкольников;
Проведение игры:
- Ознакомление младших дошкольников с содержанием игры;
- Объяснение хода и правил игры;
Правила игры:
- Основная цель правил игры – организовать действия, поведения младших дошкольников;
- Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что – то детям в игре;
От младших дошкольников требуется: умение обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из – за неудачного результата.
Используя дидактическую игру в образовательном процессе, через её правила и действия у младших дошкольников формируется корректность, доброжелательность, выдержка. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил является и контролируется действиями. Само, воспитание игровых действий зависит от выдумки воспитателя.
Методы обучения – это система действий педагога, организующая практическую и познавательную деятельность младших дошкольников, которая направлена на усвоение содержания.
1. Сочетание умственной задачи с активными действиями.
2. Элементы загадочности (догадайтесь дети, что в этой коробке). Для младших дошкольников третьего года жизни характерно обладание чувственного познания окружающего мира [5 c. 126].
Воспитатель выбирает такой дидактический материал (куклу, игрушку), который дети могут обследовать и действовать с ним.
При проведении дидактической игры с детьми младшего возраста воспитатель объясняет правила по ходу игры. Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам, мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя.
При объяснения правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд, то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что именно ему рассказывают об игре.
Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит младших дошкольников к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствам, изображения на картинках.
Если в игре используются стихотворения, потешка, воспитатель знает их наизусть, читает их выразительно. Подводя итог с детьми младшего возраста, воспитатель, как правило, отмечает только положительное поведение младших дошкольников во время проведения дидактической игры.
Руководство дидактическими играми младших дошкольников требует соблюдения определенных требований:
1.У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.
2. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.
3. Обучать детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.
4. С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом (башенки, яйца). Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.
5. Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки), который можно обследовать и активно действовать с ним.
6. Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводиться что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.
7. При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.
#1063;тобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.
9. Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что), убрали на место игрушки.
10. Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры (если это посуда, то поиграть в детский сад, в повара и др.).
При проведении дидактических игр с целью сенсорного развития детей воспитателю необходимо:
- Использовать ряд приемов (показ действий, словесные пояснения, называние предметов, их цвета, формы, действий и др.).
- Развивать у детей умение соотносить предметы по разным признакам, что облегчает овладение и применение сенсорных эталонов в дальнейшем. Для развития этого умения более подходят действия по объединению групп предметов или их частей по одному признаку или в порядке изменения признака. Сюда относятся действия с вкладными, кубами, конусами, набором коробок с крышками, цилиндров разных диаметров и т.д.
- Обучать дошкольников соотнесению предметов по одному признаку. Задания на соотнесение предметов по двум признакам требуют более сложных действий, каждому из которых следует обучать отдельно. Количество предметов для начала не должно превышать двух сравниваемых пар (заполнение фигурками доски с двумя отверстиями, двусоставная матрешка и др.) или пяти элементов для расположения в убывающей последовательности. После третьего года жизни рекомендуется увеличить количество различающихся объектов.
- Формировать у детей действия по подбору и объединению предметов и их частей (используя прием пробного прикладывания предметов друг к другу до получения результатов).
- Использовать прием по парного опробования всех имеющихся предметов и их выкладывание в ряд до окончательного действия, причем внимание ребенка фиксируется на этом. Прием по парного опробования всех нижних половинок используется для вкладывания многосоставных предметов (матрешек, яиц и т.д.), затем находится верхняя половинка для самой маленькой нижней, половинки объединяются и т.д. при сборке пирамид применяется прием последовательного прикладывания, расположения в ряд и последовательное нанизывание колец на стержень. Когда ребенок осваивает все эти приемы, добиваются их выполнения без практических проб, с помощью зрительного соотнесения. Причем для легкого перехода к зрительному примериванию следует отделить стадию обследования материала от стадии практического выполнения задачи. Такое обучение рекомендуется осуществлять путем индивидуальной работы с каждым ребенком и организации его самостоятельной деятельности.
Так, воспитатель ставит перед собой задачу: обогащение представлений детей о свойствах предметов, восприятии формы, величины, цвета, в «побуждении ребенка к последовательному опробованию возможных сочетаний».
Таким образом, выделяются основные методы и приемы проведения дидактических игр, которые возможно использовать для сенсорного развития младших дошкольников:
- пробное прикладывание объектов друг к другу - практические пробы;
- направление действий руки ребенка рукой взрослого в сопровождении словесного обозначения;
- поэлементный диктант со стороны взрослого в начальный период обучения;
- совместная с ребенком деятельность при выполнении определенных действий;
- обведение пальцем взрослого и самого ребенка контуров и отверстий;
- обследование предметов - рассматривание, вычленение деталей.
3. Технологические карты дидактических игр для детей младшей группы
Дидактические игры на развитие восприятия цвета
Технологическая карта дидактической игры для детей младшего дошкольного возраста «Починить одежду Феи»
Дидактическая задача: формировать умение различать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий).
Игровая задача: подбор деталей одежды по цвету
Планируемый результат: называют цвет и геометрические фигуры.
Материалы и оборудование: кукла текстильная, цветные прищепки, цветные фигуры геометрические фигуры (красный, желтый, зеленый, синий, белый).
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей |
1. | Организационно – мотивационный этап | Организовать направленное внимание детей | Воспитатель: Мои дорогие ребята! -Давайте станем в кружок, улыбнемся и поприветствуем друг друга: «Здравствуйте». Ребята, познакомьтесь – это Лесная жительница, зовут ее Фея. | Игровой: сюрпризный момент, внезапное появление объекта | Дети подходят к воспитателю, становятся в круг. Здороваются друг с другом и Феей. |
2 | Этап постановки проблемы | Создать проблемную ситуацию | Воспитатель: Пришла она к нам не просто так, Фее нужна наша помощь. Все лето она играла, гуляла. Ей было очень весело, что она даже и не заметила, как вся ее одежда стала грязная. Одежду Фея постирала и оказалось, что она вся порванная. Ребята, давайте поможем Фее? Как вы думаете, чем мы можем помочь Фее? | Словесный: беседа, вопрос. | Слушают воспитателя, отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. |
Этап ознакомления с материалом | Формулировать проблему в доступной для детей форме | Воспитатель: Ребята, посмотрите на веревочке у нас сушиться одежда. Скажите, пожалуйста, из каких геометрических фигур состоит одежда и какого цвета? -Правильно. -Приступить к починке нам пора, но есть правила: все последующие «вещи» должны отличаться от предыдущей цветом. Например, синий «рукав рубашки» меняется на рукав другого цвета. | Словесный: вопросы, объяснения. Игровой: создание игровой ситуации | Отвечают на вопросы воспитателя. Слушают правила игры. | |
Этап практического решения проблемы | Решить проблемную ситуацию | Воспитатель:Но для начало давайте разомнёмся. Улыбнись скорей, дружок, Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем. А потом их разведём и к себе скорей прижмём. А потом быстрей, быстрей, хлопай, хлопай веселей. Улыбнись, встряхни руками и попрыгай вместе с нами. Воспитатель: Маша, какого цвета у тебя рубашка? Молодец, правильно. Какую фигуру ты возьмешь для починки? А какого цвета? - Сема, какого цвета у тебя брюки? Какую фигуру возьмешь для заплатки? Какого цвета? | Практический: упражнение. Словесный: вопросы. Игровой: выполнение игровых действий | Выполняют физкультминутку. Приступают к игровым действиям. Подбирают из геометрических фигур и по цвету, заплатки на одежду | |
3. | Заключительный этап | Подвести итоги деятельности | Воспитатель: Молодцы! Вы отлично «починили одежду». Какого цвета одежда? Какие фигуры использовали для заплаток. Фея благодарит вас и прощается. | Словесный: беседа, вопросы. | Вспоминают пройденный материал. Отвечают на вопросы. |
Технологическая карта дидактической игры для детей младшего дошкольного возраста «Разноцветные цветы»
Название игры: «Разноцветные цветы»
Дидактическая задача: закрепить умение различать и называть цвета.
Игровая задача: создание цветка из лепестков одного цвета
Планируемый результат: Дети собирают цветок по цвету и выкладывают их на столе.
Материалы и оборудование: Мягкая игрушка ежика, разноцветные лепестки на каждого ребенка.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей |
1. | Организационно – мотивационный этап | Организовать направленное внимание детей Формировать интерес в доступной для детей форме | Воспитатель: Здравствуйте, ладошки – хлоп, хлоп, хлоп! Здравствуйте, ножки – топ, топ, топ! Здравствуйте щечки – плюх, плюх, плюх! Здравствуйте зубки – щелк, щелк, щелк! Здравствуй мой носик – бип, бип, бип! -Посмотрите кто к нам пришел? Правильно, ежик. | Словесный: художественное слово. Игровой: сюрпризный момент. | Дети слушают художественное слово и выполняют под него движения. |
2. | Основной этап | ||||
Этап постановки проблемы | Создать проблемную ситуацию | Воспитатель: Смотрите, ежик что-то грустит, давайте спросим, что случилось. Ежик: Я ходил по полянке и собирал цветы красного, желтого, зеленого, синего цветов, но подул сильный ветер и все лепесточки перепутались, помогите мне пожалуйста. Воспитатель: Ребята, вы согласны помочь Ежику? | Словесный: беседа, вопросы. | Слушают воспитателя и Ежика, соглашаются помочь ему. | |
Этап ознакомления с материалом | Формулировать проблему в доступной для детей форме | Воспитатель: Посмотрите, сколько у нас разноцветных лепестков. Нам надо собрать цветок из одинаковых лепестков. -Какого цвета лепестки? -Сколько лепестков в одном цветке? Физкультминутка «Цветы». Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем) | Словесный: беседа, вопросы, объяснение. Практический: упражнение | Отвечают на вопросы воспитателя. Слушают правила игры. Выполняют физкультминутку. | |
Этап практического решения проблемы | Решить проблемную ситуацию | Воспитатель: Илана, какого цвета ты будешь собирать цветок? Илана: красного - Умница, а какого цвета тебе надо взять лепестки, чтобы получился красный цветок? Илана: красного. Руслан, какого цвета ты будешь собирать цветок? Руслан: желтого. Молодец, а какие лепестки тебе надо взять для цветка? Руслан: Желтые | Словесный: вопросы. Игровой: выполнение игровых действий | Приступают к игровым действиям. Собирают цветок из лепестков одинакового цвета. | |
3. | Заключительный этап | Подвести итоги деятельности | Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, Ежик вам очень благодарен и говорит вам до свидания. Кто к нам обратился за помощью? Что случилось у ежика? Какого цвета собирал ежик цветы? Какого цвета вы собирали цветок? | Словесный: беседа, вопросы. | Вспоминают пройденный материал. Отвечают на вопросы. |
Технологическая карта дидактической игры для детей младшего дошкольного возраста «Волшебные шары»
Название игры: «Волшебные шары»
Дидактическая задача: формировать умение обследовать предмет, выделяя цвет
Игровая задача: называют цвет шаров
Планируемый результат: называют цвета шаров и складывают их в грузовик
Материалы и оборудование: грузовик, игрушка-кот, шары трех цветов (красный, синий и зеленый)
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей |
1. | Организационно – мотивационный этап | Организовать направленное внимание детей Формировать интерес в доступной для детей форме | Воспитатель: Ребята, сегодня к нам приедет гость. На машине приезжает кот, в которой лежат цветные шарики. Воспитатель с детьми проговаривает «Нет, напрасно мы решили прокатить кота в машине, он кататься не привык, опрокинул грузовик», котик падает с машины, шарики выкатываются. | Словесный: художественное слова Игровой: сюрпризный момент, | Настраиваются на предстоящую деятельность. Проговаривают художественное слово. |
2. | Основной этап | ||||
Этап постановки проблемы | Создать проблемную ситуацию | Воспитатель: Дети, а что привез нам кот? -Шары - Сколько здесь шаров? -много - Какого цвета шары? -Возьмите шарики в руки. Рассмотрите, какой он? - Потрогайте шарик, какой он на ощупь? - Теперь скажите какого цвета шар у вас в руке? | Словесный: беседа, вопрос | Отвечают на вопросы воспитателя. | |
Этап ознакомления с материалом | Формулировать проблему в доступной для детей форме | Воспитатель: Какие молодцы, все знают, давайте отдохнем с котом. Вот идёт чёрный кот, Воспитатель: Ребята, вы все молодцы, но нашему коту нужна помощь, вы согласны помочь ему? Сейчас я буду называть цвет, а те ребята у которых в руке шар названного цвета, подойдите к грузовику и положите шар в него. Все взяли в руки шар? | Практический: упражнение. Словесный: вопросы, объяснение. | Выполняют физкультминутку. Отвечают на вопросы воспитателя. Слушают объяснения воспитателя | |
Этап практического решения проблемы | Решить проблемную ситуацию | Воспитатель: - Подойдите, пожалуйста, к грузовику ребята у которых шар красного цвета. - Молодцы, ребята, а сейчас встаньте и подойдите ребята с синими шарами - Молодцы! Какой цвет у нас остался? Правильно, зеленый, подойти, те у кого шар зеленого цвета. | Словесный: вопросы. Игровой: выполнение игровых действий | Приступают к игровым действиям. Складывают шары определенного цвета в грузовик. | |
3. | Заключительный этап | Подвести итоги деятельности | Воспитатель: Молодцы, все справились. Что котик нам привез сегодня? Сколько шариков было? Какого цвета? А сейчас нашему коту, нужно отправляться домой, давайте скажем ему до свидания. | Словесный: беседа, вопросы. | Вспоминают пройденный материал. Отвечают на вопросы. |
Дидактические игры на развитие восприятия формы
Технологическая карта дидактической игры для детей младшего дошкольного возраста «Составь картинку из фигур»
Название игры: «Составь картинку из фигур».
Дидактическая задача: различают геометрические фигуры между собой.
Игровая задача: составление картинки из геометрических фигур
Планируемый результат: составленная картинка из геометрических фигур
Материалы и оборудование: игрушка заяц, набор геометрических фигур, вырезанных из картона (круг, треугольник, квадрат).
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей |
1. | Организационно – мотивационный этап | Организовать направленное внимание детей | Воспитатель: Встали дети Встали в круг Ты мой друг и я твой друг, Мы к друг другу повернемся и друг другу улыбнемся! Посмотрите кто пришел к нам в гости? Верно, это Заяц. | Словесный: художественное слово Игровой: сюрпризный момент, | Дети подходят к воспитателю, становятся в круг. |
2. | Основной этап | ||||
Этап постановки проблемы | Создать проблемную ситуацию | Воспитатель: Посмотрите на Зайца, он плачет, давайте спросим у него что же случилось. Заяц: Ребята, мне подарили новую игру, а как играть в нее не знаю и поиграть мне не с кем. А можете ли вы ребята поиграть со мной? Воспитатель: Ребята, вы согласны помочь зайцу? Тогда я расскажу вам как играть и мы вместе с зайцем поиграем. | Словесный: беседа, вопросы | Слушают и отвечают на вопросы воспитателя. | |
Этап ознакомления с материалом | Формулировать проблему в доступной для детей форме | Воспитатель: Посмотрите внимательно какие геометрические фигуры вы видите перед собой? -Какого они цвета? -На что похожа каждая фигура? -Что можно из них сделать? Воспитатель: Молодцы, давайте вместе с зайцем отдохнем. Скок-поскок, скок-поскок, Зайка прыгнул на пенек. Лапки вверх, лапки вниз, На носочках подтянись, Лапки ставим на бочок, На носочках скок-поскок. А затем вприсядку, Чтоб не мерзли лапки. | Словесный: беседа, вопросы. Практический: упражнение. | Отвечают на вопросы воспитателя. Выполняют физкультминутку. | |
Этап практического решения проблемы | Решить проблемную ситуацию | Воспитатель: Все большие молодцы! Посмотрите у нас есть несколько геометрических фигур, давайте подумаем, что можно из них составить, и попробуем выложить это. Воспитатель: А сейчас попробуйте запомнить что-нибудь одно и составить такое же самостоятельно. - Тася, какую геометрическую фигуру ты возьмешь? - Какую картинку ты хочешь составить? - Тимофей, из каких геометрических фигур состоит твоя картина? -Соня, что ты составила из геометрических фигур? | Словесный: объяснение, вопросы. Игровой: выполнение игровых действий | Слушают воспитателя, отвечают на вопрос. Приступают к игровым действиям. Складывают из геометрических фигур картинку. | |
3. | Заключительный этап | Подвести итоги деятельности | Воспитатель: Ребята, все большие молодцы, у каждого получилась красивая картина. - Из каких геометрических фигур мы составляли картинки? - Что мы с вами из них составляли? Заяц: Спасибо вам большое ребята, вы все такие умные и добрые, мне пора домой, но скоро я к вам вернусь и мы поиграем еще раз. | Словесный: беседа, вопросы. | Вспоминают пройденный материал. Отвечают на вопросы. |
Технологическая карта дидактической игры для детей младшего дошкольного возраста «Дорога для Зайца»
Название игры: «Дорога для Зайца»
Дидактическая задача: определяют геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), цвета (синий, зеленый, красный, желтый)
Игровая задача: построение дороги из геометрических фигур
Планируемый результат: построили дорогу из геометрических фигур
Материалы и оборудование: экран; мультимедийный проектор, «Геометрические фигуры» (круги, квадраты, треугольники: красные, синие, зеленые, желтые).
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей |
1. | Организационно – мотивационный этап | Организовать направленное внимание детей | Воспитатель: Ребята, а давайте мы свами из наших пальчиков сделаем зайчиков. Давайте, пальчики все соберем вместе, а теперь два пальчика отогнем. Вот какие красивые у нас получились пальчики-зайчики. Покажите, как ваши зайчики ушками шевелят. Вот так! Как они прыгают покажите прыг – скок! | Словесный: объяснение. Практический: упражнение. | Дети выполняют упражнение. |
2. | Основной этап | ||||
Этап постановки проблемы | Создать проблемную ситуацию | На слайде появляется мама - зайчиха Воспитатель: Ребята посмотрите, кто к нам пришел? Зайчиха: Ребята мой зайчонок убежал лес, сегодня шел сильный дождь и дорогу к моему дому размыло. И теперь мои зайчонок не может вернуться домой. Помогите дорогу построить. Воспитатель: Ребята, поможем построить дорогу чтобы зайка смог вернуться домой? | Наглядный: демонстрация презентации. Словесный: беседа, вопрос Игровой: сюрпризный момент. | Слушают и отвечают на вопросы воспитателя. | |
Этап ознакомления с материалом | Формулировать проблему в доступной для детей форме | На экране слайд 2: изображение леса Воспитатель: Чтобы помочь зайцу мы отправимся в лес. По ровненькой дороге шагают наши ноги, топ – топ, колени выше, перепрыгнули через ямку, наклонились перед веткой, переплыли через реку. Вот мы и пришли к тому месту, где размыло дорожку(подходят к столам). Используется набор Фребеля №7 Воспитатель: Ребята, перед вами лежат геометрические фигуры. Фигуры, какой формы вы видите? Какого они цвета? | Словесный: вопросы. Практический: упражнение. | Отвечают на вопросы воспитателя. Слушают объяснения воспитателя. Выполняют упражнение. | |
Этап практического решения проблемы | Решить проблемную ситуацию | Воспитатель: Давайте мы построим новую дорогу, для этого возьмите несколько фигур из которых вы хотите построить дорожку. Милана, из фигур какой формы, ты будешь строить дорогу? Дети строят дорожки (уточняю у нескольких детей во время работы из фигур какой формы и какого цвета дорожка) Марк, какого цвета у тебя дорожка? | Словесный: объяснение, вопросы. Игровой: выполнение игровых действий | Слушают воспитателя, отвечают на вопрос. Приступают к игровым действиям. Складывают из геометрических фигур дорогу. | |
3. | Заключительный этап | Подвести итоги деятельности | Слайд: Зайчиха Воспитатель: Зайчиха обрадовалась, что зайчонок выбрался из леса, благодаря нашей помощи Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, все дороги получились красивые, вам понравилось зайчонка спасать? Дети: Да! Воспитатель: А из чего мы дорожку делали? А какого цвета были фигуры? Воспитатель: ребята, попрощаемся с семьей Зайчат. Воспитатель и дети: До свидания! | Словесный: беседа, вопросы. | Вспоминают пройденный материал. Отвечают на вопросы. |
Технологическая карта дидактической игры для детей младшего дошкольного возраста «Дома для гномов»
Название игры: «Домики для гномов»
Дидактическая задача: называют цвет и размер геометрической фигуры
Игровая задача: построение домиков из геометрических фигур
Планируемый результат: составленные домики из геометрических фигур
Материалы и оборудование: экран; мультимедийный проектор, геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат) разного цвета, размера.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей |
1. | Организационно – мотивационный этап | Организовать направленное внимание детей Формировать интерес в доступной для детей форме | Звучит песня: От улыбки хмурый день светлей, От улыбки в небе радуга проснется. Поделись, улыбкою своей И она к тебе еще не раз вернется. Воспитатель: Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу. Воспитатель: Ребята, меня в гости пригласили гномы. Вы хотите со мной пойти в гости к гномам? (ответы детей) | Словесный: художественное слово. Игровой: воображаемая ситуация в развёрнутом виде. | Дети подходят к Воспитателю. Настраиваются на предстоящую деятельность. |
2. | Основной этап | ||||
Этап постановки проблемы | Создать проблемную ситуацию | Слайд 1 (Гном) Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами отправимся к гномам давайте закроем глаза и откроем на счет 3. 1, 2, 3! Кто нас встретил? Посмотрите он грустный, давайте спросим почему. Гном: Здравствуйте, ребята, наши домики все переломались из-за вчерашний грозы, теперь не знаем что же нам делать. Воспитатель: Смотрите, была такая сильная гроза, что переломала все домики у гномов. Ребята, поможем им найти и собрать их домики? | Словесный: беседа, вопросы | Слушают и отвечают на вопросы воспитателя. | |
Этап ознакомления с материалом | Формулировать проблему в доступной для детей форме | Дети садятся за столы. Воспитатель: Дети, что вы видите перед собой? -Какие фигуры? -Каких они размеров? -Какого цвета фигуры? Воспитатель: Перед стройкой, давайте немного разомнемся. Гром гремит, гроза грохочет (хлопок над головой) (Наклоны в стороны.) | Словесный: вопросы. Практический: упражнение. | Отвечают на вопросы воспитателя. Слушают объяснения воспитателя Выполняют физкультминутку. | |
Этап практического решения проблемы | Решить проблемную ситуацию | Воспитатель: А что можно построить из этих фигур? -Домики для гномов. Какую фигуру мы возьмем для домика? -Какую фигуру мы возьмем для крыши? -А какую фигуру можно взять для окошечка? -Треугольник, круг, квадрат -А какого размера? Дети оставляют домики большие и маленькие. | Словесный: объяснение, вопросы. Игровой: выполнение игровых действий | Слушают и отвечают на вопрос. Приступают к игровым действиям. Строят дома из геометрических фигур. | |
3. | Заключительный этап | Подвести итоги деятельности | Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, у вас получились очень красивые дома для гномов! Из каких фигур строили домики? Какого цвета они были? Гном: Ребята, большое вам спасибо, приходите к нам в гости еще, до свидания! Воспитатель: Давайте, ребятки, попрощаемся с гномиком. | Словесный: беседа, вопросы. | Вспоминают пройденный материал. Отвечают на вопросы. |
Дидактические игры на развитие восприятия величины
Технологическая карта дидактической игры для детей младшего дошкольного возраста «Большой-маленький»
Название игры: «Большой-маленький»
Дидактическая задача: Формировать умение определять величину предмета (большой, маленький)
Игровая задача: раскладывание больших кубиков в большую коробку, а маленьких в маленькую коробку.
Планируемый результат: большие кубики лежат в большой коробке, а маленькие в маленькой.
Материалы и оборудование: Мягкая игрушка медведя, кубики (большие и маленькие), коробки (большая и маленькая).
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей |
1. | Организационно– мотивационный этап | Организовать направленное внимание детей Формировать интерес в доступной для детей форме | Воспитатель: Ребята, мы с вами отправляемся в гости, слушайте внимательно к кому мы идем. В зеленый лес поедем, Воспитатель: Ребята, а к кому мы пришли в гости? Да, молодцы, это медвежонок, зовут его Миша и он чем - то расстроен. Давайте спросим, почему он такой грустный. | Словесный: художественное слово, вопросы. Игровой: воображаемая ситуация в развёрнутом виде. | Дети слушают воспитателя. Настраиваются на предстоящую деятельность. |
2. | Основной этап | ||||
Этап постановки проблемы | Создать проблемную ситуацию | Воспитатель: Миша рассказал, что когда он гулял на улице, играл в кубики, а когда пришел домой, тот вспомнил, что все кубики остались на улице. «Они наверно потерялись» - так говорит Миша. Ребята, мы поможем медвежонку найти кубики.? Дети: Да, поможем. (Дети и воспитатель выходят в приемную и находят там кубики. Миша радуется и благодарит ребят) | Словесный: беседа, вопрос. | Слушают и отвечают на вопросы воспитателя. | |
Этап ознакомления с материалом | Формулировать проблему в доступной для детей форме | Воспитатель: Медвежонок принес для каждого из вас кубики и просит разложить их по коробкам. Большие кубику в большую коробку, а маленькие кубики в маленькую коробку. Воспитатель: Давайте вместе с мишкой, разминемся. Сначала буду маленьким, К коленочкам прижмусь. Потом я вырасту большим, До лампы дотянусь. | Словесный: беседа. Практический: упражнение. | Слушают объяснения воспитателя. Выполняют физкультминутку. | |
Этап практического решения проблемы | Решить проблемную ситуацию | Воспитатель: Посмотрите эта, какая коробка? Дети: Большая Воспитатель: А это коробка, какая? Дети: Маленькая Воспитатель: Посмотрите на свои кубики и поднимите вверх руку те у кого большой кубик Дети: Показывают Воспитатель: Молодцы, а теперь поднимите руку вверх, те у кого маленький кубик Дети: Показывают Воспитатель: Умницы, теперь вы должны разложить кубики по коробкам и сказать, как вы это будете, делать. Дети: Большой кубик я ложу в большую коробку, а маленький кубик в маленькую коробку | Словесный: вопросы, объяснение. Игровой: выполнение игровых действий | Слушают и отвечают на вопрос. Приступают к игровым действиям. Складывают большие кубики в большую коробку, а маленькие в маленькую. | |
3. | Заключительный этап | Подвести итоги деятельности | Воспитатель: Вот мы и помогли Мишке, большие кубики сложить в какую коробку? Воспитатель: А маленькие кубики, в какую коробку? Мишка доволен и он улыбается. Сколько кубиков в коробке? Молодцы ребята, Миша с вами прощается и говорит вам до свидания! | Словесный: беседа, вопросы. | Вспоминают пройденный материал. Отвечают на вопросы. |
Технологическая карта дидактической игры для детей младшего дошкольного возраста «Три медведя»
Название игры: «Три медведя»
Дидактическая задача: формировать умение определять величину предметов (большой, средний, маленький)
Игровая задача: соотносят предметы одинаковой величины
Планируемый результат: определяют размер фигуры
Материалы и оборудование: Игрушки - медведи разной величины, магнитная доска, малина, тарелочки
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей |
1. | Организационно – мотивационный этап | Организовать направленное внимание детей Формировать интерес в доступной для детей форме | Воспитатель: Ребята, нас с Вами позвали в гости. А к кому мы с Вами отправимся, узнаем, узнаем, когда отгадаем загадку: Возле леса, на опушке Трое их живёт в избушке Там три стула и три кружки Три кровати, три подушки Угадайте без подсказки Кто герои этой сказки? Дети: Три медведя Воспитатель: Три медведя, правильно ребята! | Словесный: беседа. Игровой: загадка. | Дети слушают воспитателю. Настраиваются на предстоящую деятельность. |
2. | Основной этап | ||||
Этап постановки проблемы | Создать проблемную ситуацию | Воспитатель: Все пришли в гости. Посмотрите какие медведи величине, папа-медведь большой, мама-медведица средняя, сын-мишка маленький. Ребята, медведи просят вас помочь. Они не успели накрыть на стол. Вот медведи собрали малину в лесу и не успели разложить по тарелкам. Давайте поможем. Садитесь за стол, занимайте места. | Словесный: беседа, объяснение. | Дети слушают воспитателя. Занимают свои места за столом. | |
Этап ознакомления с материалом | Формулировать проблему в доступной для детей форме | Воспитатель: Посмотрите, ребята, у вас на столе лежат тарелочки и у меня на доске есть тарелочки. А ещё у нас в корзиночках лежит малина. Посмотрите, а малина у нас разная, есть маленькая, средняя и большая. Возьмите одну малинку и скажите какого она цвета. Какого размера? Будем малину раскладывать по тарелочкам. На большую тарелочку мы будем класть с вами большую ягодку. на среднюю тарелочку ягодку поменьше. Берем маленькую малинку и кладем на маленькую тарелочку. Воспитатель: Давайте разомнемся с мишкой. Топай, мишка, (топаем ногами) | Словесный: беседа, вопросы. Практический: упражнение. | Отвечают на вопросы воспитателя. Слушают объяснения воспитателя. Выполняют упражнение. | |
Этап практического решения проблемы | Решить проблемную ситуацию | Воспитатель: Дети берите ягодки и разложите их по тарелочкам, как я вам показала. Воспитатель: Маша, какая ягодка тебе попалась? На какую тарелочку ты положишь свою ягодку? Не забывайте, мы кладём большие малинки на большую тарелочку, по меньше на среднюю, а самую маленькую малинку на маленькую тарелочку. | Словесный: вопросы, объяснение. Игровой: выполнение игровых действий | Слушают и отвечают на вопрос. Складывают малину в тарелки соответствующих размеров. | |
3. | Заключительный этап | Подвести итоги деятельности | Ребята, посмотрите сколько малинок у нас на тарелочках (много) А теперь скажите, сколько, сколько пустых тарелочек у нас осталось (не одной) | Словесный (беседа), Фронтальная, индивидуальная. | Вспоминают пройденный материал. Отвечают на вопросы. |
Технологическая карта дидактической игры для детей младшего дошкольного возраста «Путешествие к Солнцу»
Название игры: «Путешествие к Солнцу»
Дидактическая задача: распознают предметы по размеру (большой, средний и маленький)
Игровая задача: определить величину предмета и сопоставить с другим предметом той же величины.
Планируемый результат: Корзины и яблоки распределены по размеру и цвету
Материалы и оборудование: 2 корзины (большая, средняя и маленькая), яблоки (красные, желтые, зеленые), игрушка ёжик.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей |
1. | Организационно – мотивационный этап | Организовать направленное внимание детей | Воспитатель:Скажем нашим ручкам: «Доброе утро ручки! Вы проснулись?» Доброе утро глазки! Вы проснулись? Доброе утро ножки! Вы проснулись? Мы проснулись, улыбнулись, К солнышку потянулись! | Словесный: художественное слово. | Дети настраиваются на предстоящую деятельность. |
2. | Основной этап | ||||
Этап постановки проблемы | Создать проблемную ситуацию | Воспитатель: Ой, ребята, а где же наше солнышко? - Ребята, я предлагаю отправиться в необычное путешествие, на поиски солнышка. - Я нарисую то, на чем мы будем передвигаться, а вы скажите, что это? - А теперь каждый из вас нарисует себе шарик, на котором он отправится в путешествие. Достаю шарик с длинной ленточкой, держитесь за ленточку, мы отправляемся в путешествие. - Ребята, вот мы и оказались на чудесной полянке! Посмотрите, а кто это нас встречает? - Правильно, Ежик. | Словесный: беседа,вопросы. | Слушают и отвечают на вопросы воспитателя. | |
Этап ознакомления с материалом | Формулировать проблему в доступной для детей форме | Воспитатель: Как нам солнышко найти? Как нам к солнышку пройти? -Ежик: Я бы вам с радостью помог, но у меня много работы, нужно разложить яблоки по корзинам. Воспитатель: Какого цвета яблоки? - Нужно разложить яблоки по цвету. Красные яблоки- в большую корзину, жёлтые яблоки - в среднюю корзину, а зеленые яблоки- в маленькую корзину. Но прежде чем приступать к работе, давайте разомнемся. Жил в лесу колючий ежик, Был клубочком и без ножек, (Обнимают себя за плечи) Не умел он хлопать —Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши) . Не умел он топать —Топ-топ-топ. (топают ногами). Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг (Прыгают на двух ногах) . Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг | Словесный: беседа, вопросы. Практический: упражнение. | Отвечают на вопросы воспитателя. Слушают объяснения воспитателя. Выполняют упражнение. | |
Этап практического решения проблемы | Решить проблемную ситуацию | Воспитатель: А теперь давайте поможем ежику разложить яблоки. -Маша, какого цвета яблоки? -Андрей. какие корзины? -Эля, какого цвета у тебя яблоко? -В какую корзину положишь зеленое яблоко? - Молодцы ребята! Помогли ёжику. Ежик: Ребята, большое вам спасибо! До солнышка вам нужно пролететь на шарах немного дальше. Воспитатель: Держитесь за ленточку, мы отправляемся дальше. | Словесный: вопросы, объяснение. Игровой: выполнение игровых действий | Слушают и отвечают на вопрос. Складывают яблоки в корзины соответствующих размеров. | |
3. | Заключительный этап | Подвести итоги деятельности | Воспитатель: А вот и домик, где живет солнышко! Солнышко: Ой, здравствуйте ребята! Спасибо что вы меня разбудили! Кого вы встретили на пути? Как вы помогли ежику? Какого цвета были яблоки? В какие корзины надо было разложить яблоки? Вы большие молодцы. | Словесный: беседа, Вопрос. | Вспоминают пройденный материал. Отвечают на вопросы. |
Дидактические игры на восприятие запаха и вкуса
Технологическая карта дидактической игры для детей младшего дошкольного возраста «Угадай на вкус»
Название игры: «Угадай на вкус»
Дидактическая задача: формировать умение на вкус определять кислый, соленый, сладкий, горький.
Игровая задача: определить на вкус кислый, соленый, сладкий, горький.
Планируемый результат: различают кислый, соленый, сладкий, горький вкусы
Материалы и оборудование: 4 пары баночек, наполненные солью, ванилином, сахаром, лимонной кислотой для каждого ребенка.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей |
1. | Организационно – мотивационный этап | Организовать направленное внимание детей | Воспитатель: Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, весёлыми! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу! | Словесный: беседа. | Настраиваются на предстоящую деятельность. |
2. | Основной этап | ||||
Этап постановки проблемы | Формулировать проблему в доступной для детей форме | Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что я сегодня с собой принесла? Это4 баночки, но они не обычные, а волшебные в каждой спрятан свой необычный вкус. - Скажите мне, пожалуйста, какие вкусы вы знаете? Воспитатель берет ложечку и набирает содержимое одной из баночек, пробует на вкус и описывает. | Словесный: беседа, вопросы. | Слушают и отвечают на вопросы воспитателя. | |
Этап практического решения проблемы | Решить проблемную ситуацию | Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять! Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.) Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.) Раз, два, три. Наклонился левый бок. Раз, два, три. А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.) И дотянемся до тучки. Ребята, давайте теперь вы проверите, правда ли баночки волшебные. Предлагается найти кислый, соленый, сладкий, горький вкусы. Воспитатель: Ребята вы большие молодцы! А теперь давайте найдем баночки с похожими вкусами. Молодцы! Я вам предлагаю назвать овощи или фрукты с похожими вкусами. -Лев, какая на вкус виниль? -Тим, какие фрукты или овощи похожи на этот вкус? | Практический: упражнение. Словесный: вопросы, объяснение. Игровой: выполнение игровых действий | Выполняют физкультминутку. Слушают и отвечают на вопрос. Определяют на вкус содержимое в баночках. | |
3. | Заключительный этап | Подвести итоги деятельности | Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть с волшебными баночками? - Какими вкусы были в баночках? - А что у нас бывает сладкое (соленное, кислое, горькое)? - Дети вы большие молодцы! | Словесный: беседа, вопросы. | Вспоминают пройденный материал. Отвечают на вопросы. |
Технологическая карта дидактической игры для детей младшего дошкольного возраста «Угадай, что внутри»
Название игры: «Угадай, что внутри»
Дидактическая задача: определят объект по запаху
Игровая задача: сопоставляют бочонки с овощами, фруктами и ягодами по запаху с картинкой.
Планируемый результат: определяют по запаху овощи, фрукты и ягоды
Материалы и оборудование: бочонки из-под киндера с отверстиями, внутри которых кусочками разных овощей, фруктов и ягод, картинки под бочонки с фруктами, овощами и ягодами.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей |
1. | Организационно – мотивационный этап | Организовать направленное внимание детей | Воспитатель: Ребята, вы слышите: кто-то стучится? Давайте посмотрим, кто к нам пришёл? Воспитатель: Давайте поздороваемся с куклой Машей. | Игровой: Сюрпризный момент. | Дети настраиваются на предстоящую деятельность. |
2. | Основной этап | ||||
Этап постановки проблемы | Создать проблемную ситуацию | Воспитатель: Маша пришла к нам в гости не с пустыми руками, а с чудо-бочонками. - Посмотрите, сколько много бочонков принесла Маша. Маша: Я положила в бочонки кусочки различный овощей, фруктов и ягод. Попробуйте по запаху определить, что лежит внутри. Давайте с вами немножко передохнем. Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо всё выше, выше. | Слушают и отвечают на вопросы воспитателя. Выполняют физкультминутку. | ||
Этап ознакомления с материалом | Формулировать проблему в доступной для детей форме | Воспитатель: Давайте вместе попробуем отгадать, какие еще фрукты, овощи и ягоды лежат в бочонках, а я вам в этом немножко помогу. У меня есть карточки с фруктами, овощами и ягодами, которые лежат в баночках. | Словесный: беседа, вопросы. | Отвечают на вопросы воспитателя. Слушают объяснения. | |
Этап практического решения проблемы | Решить проблемную ситуацию | Воспитатель: Влад, подойди, пожалуйста и выбери бочонок. Теперь понюхай его, и подумай к кому овощу, фрукту или ягоде может подойти этот запах и поставь бочонок на эту картинку. Воспитатель: Правильно, молодец! Кто ещё попробует? -Арсений, какой фрукт в твоей баночке? -Молодец, возьми карточку с ним. -Катя, а тебя каким овощем пахнет в баночке? - Умница, возьми, пожалуйста карточки, с таким фруктом. | Словесный: вопросы. Игровой: выполнение игровых действий | Слушают и отвечают на вопросы воспитателя. Определяют на вкус содержимое в баночках и сопоставляют их с карточками. | |
3. | Заключительный этап | Подвести итоги деятельности | Воспитатель: Ребята, вам понравились играть с бочонками? Кукле Маше очень понравилось, как вы только по запаху отгадали все овощи, фрукты и ягоды. А сейчас она прощается с вами и говорит: «До свидания! До новых встреч!» | Словесный: беседа, вопросы. | Вспоминают пройденный материал. Отвечают на вопросы. |
Технологическая карта дидактической игры для детей младшего дошкольного возраста «Съедобное-несъедобное»
Название игры: «Съедобное-несъедобное»
Дидактическая задача: формировать умение по запаху определять овощи и фрукты.
Игровая задача: разделить стаканчики на съедобное и несъедобное.
Планируемый результат: стаканчики со съедобным в красной корзине, а не съедобным в синей.
Материалы и оборудование: стаканчики со съедобным и не съедобным, красная и синяя корзины.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей |
1. | Организационно – мотивационный этап | Организовать направленное внимание детей | Воспитатель: Подари улыбку-смайлик, -Ребята, сегодня я пришла к вам не с пустыми руками, у меня с собой стаканчики, и я хочу попросить вас мне немножко помочь, вы согласны? | Словесный: художественное слово. Игровой: сюрпризный момент. | Дети настраиваются на предстоящую деятельность. |
2. | Основной этап | ||||
Этап постановки проблемы | Создать проблемную ситуацию | Воспитатель: У меня много стаканчиков и в них лежат фрукты и овощи, так же там есть и не съедобные предметы. -Что вы знаете съедобного? -Молодцы, а не съедобного? Я прошу вас помочь мне разделить стаканчики на съедобные и не съедобные | Словесный: беседа, вопросы | Слушают и отвечают на вопросы воспитателя. | |
Этап ознакомления с материалом | Формулировать проблему в доступной для детей форме | Воспитатель: Дети, для этого я завяжу вам глазки, а вы должны по запаху определить, съедобное или несъедобное в вашем стаканчике. Если это в нем съедобное поставьте стакан в красную корзину, а если несъедобное, то в синюю. А сейчас немножко отдохнем. Плечи выше поднимаем, А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.) Руки перед грудью ставим И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.) Десять раз подпрыгнуть нужно, Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.) Мы колени поднимаем - Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.) От души мы потянулись, (Потягивания —руки вверх и в стороны.) И на место вновь вернулись. (Дети садятся.) | Словесный: беседа, вопросы. Практический: упражнение. | Слушают и отвечают на вопросы воспитателя. Выполняют физкультминутку. | |
Этап практического решения проблемы | Решить проблемную ситуацию | Воспитатель: Ребята, что может быть съедобным? Молодцы! А что может быть не съедобным? В какую корзину мы ставим стаканчики со съедобным, а в какую с несъедобным? Воспитатель: Демид, подойди ко мне, пожалуйста, я поднесла к твоему носу стаканчик, понюхай и скажи, как ты считаешь, что в твоем стаканчике? Правильно, значит в какую корзинку мы поставим этот стаканчик? Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы теперь давайте проверим, правильно ли расставили наши стаканчики. | Словесный: вопросы. Игровой: выполнение игровых действий | Слушают и отвечают на вопросы воспитателя. Определяют по запаху содержимое в стаканчике, съедобное ставят в красную корзину, а не съедобное в синею. | |
3. | Заключительный этап | Подвести итоги деятельности | Воспитатель: Молодцы, все стаканчики расставили правильно. Как мы делили стаканчики? А в какую корзину мы ставили съедобное? Корзина для несъедобного была какого цвета? | Словесный: беседа, вопросы. | Вспоминают пройденный материал. Отвечают на вопросы. |
Дидактические игры на развитие слухового восприятия
Технологическая карта дидактической игры для детей младшего дошкольного возраста «Тихо – громко»
Название игры: «Тихо – громко!»
Дидактическая задача: формировать умение на слух определять громко или тихо звучит инструмент.
Игровая задача: определить звучание инструмента и сделать нужное движение.
Планируемый результат: дети определяют на слух звучание тихо и громко.
Материалы и оборудование: игрушка лисы, музыкальные инструменты.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей |
1. | Организационно – мотивационный этап | Организовать направленное внимание детей | Воспитатель: Встали дети Встали в круг Ты мой друг и я твой друг, Мы к друг другу повернемся и друг другу улыбнемся! Ребята, посмотрите кто пришел к нам в гости? Воспитатель: Верно, это Лиса. | Словесный: художественное слово. Игровой: сюрпризный момент | Дети настраиваются на предстоящую деятельность. |
2. | Основной этап | ||||
Этап постановки проблемы | Создать проблемную ситуацию | Воспитатель: Ребята, я встретила ее когда шла в сад, была она очень грустной и просит у нас помощи. Лисичка хотела поиграть, но в лесу с ней никто не хочет дружить, и я позвала ее к нам, вы ведь дружные ребята. | Словесный: беседа. | Слушают воспитателя. | |
Этап ознакомления с материалом | Формулировать проблему в доступной для детей форме | Воспитатель: Лисичка играет на музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, вы бегаете. Услышав тихое звучание, приседаете. - Как называется музыкальный инструмент, на котором будет играть Лиса? - Правильно, молодцы это дудочка. | Словесный: беседа, вопросы. | Слушают объяснения воспитателя. Отвечают на вопросы. | |
Этап практического решения проблемы | Решить проблемную ситуацию | Воспитатель: Сейчас Лисичка сыграет громко, что вы должны делать? - Молодцы, а теперь сыграет тихо, что ребята делаем? - Умницы, а теперь слушайте внимательно, Лисичка начинает игру! -Роберт, как сейчас сыграла Лиса? - Молодец, Лера, а сейчас Лисичка, как сыграла? - Правильно, умница! | Словесный: вопросы. Игровой: выполнение игровых действий | Отвечают на вопросы воспитателя. На громкое звучание дудочки, бегают, на тихое присаживаются. | |
3. | Заключительный этап | Подвести итоги деятельности | Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы! - На какое звучание дудочки вы бегали? - Молодцы, а на какое садились? - Все правильно, молодцы! Лисичка вас благодарит, что вы с ней поиграли, но ей пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с ней | Словесный: беседа, вопросы. | Вспоминают пройденный материал. Отвечают на вопросы. |
Технологическая карта дидактической игры для детей младшего дошкольного возраста «Слышим звон и знаем, где он»
Название игры: «Слышим звон и знаем, где он».
Дидактическая задача: формировать направленность слухового внимания
Игровая задача: умеют определять направление звука
Планируемый результат: определили с какой стороны идет звук
Материалы и оборудование: колокольчик
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей |
1. | Организационно – мотивационный этап | Организовать направленное внимание детей | Воспитатель: Динь-динь-динь, мой колокольчик, | Словесный: художественное слово. | Дети настраиваются на предстоящую деятельность. |
2. | Основной этап | ||||
Этап постановки проблемы | Создать проблемную ситуацию | Воспитатель: Дети, сегодня я принесла с собой волшебный колокольчик, у него очень красивое звучание, как только его услышишь, сразу за ним следуешь. А вы знаете зачем нужен колокольчик? Правильно, это музыкальный инструмент, но сегодня я предлагаю немного поиграть с ним. | Словесный: беседа, вопросы. Игровой: сюрпризный момент | Слушают и отвечают на вопросы воспитателя | |
Этап ознакомления с материалом | Формулировать проблему в доступной для детей форме | Воспитатель: Я попрошу каждого по очереди подойти ко мне, и закрыть глаза, затем я позвоню волшебным колокольчиком, а вы не открывая глаза должны повернуться в ту сторону от куда идет звук. - Ребята, что вы должны будете сделать? - А глаза должны быть открытыми? - Молодцы, все правильно, сейчас давайте, разомнемся перед игрой. Эй! Попрыгали на месте! Эх! Руками машем вместе! Э-хе-хе! Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки. Э - ге- ге! Нагнулись ниже, Наклонились к полу ближе. | Словесный: беседа, вопросы, объяснение. Практический: упражнение. | Отвечают на вопросы воспитателя. Слушают объяснения воспитателя. Выполняют физкультминутку. | |
Этап практического решения проблемы | Решить проблемную ситуацию | Воспитатель: Молодцы! Теперь давайте поиграем с колокольчиком. Саша, подойди ко мне, закрой глазки, не подглядывай, когда зазвенит колокольчик повернись в ту сторону, от куда он звенит. Воспитатель: Теперь открывай глазки. Правильно ли ты повернулся? Не расстраивайся давай попробуем снова, слушай внимательно. Воспитатель: Молодец, Саша, у тебя все получилось. Нелля, подойди ко мне, пожалуйста, что ты должна будешь делать? -Молодец, не подглядывай и слушай внимательно. -Нелля, открывай глаза, правильно ли ты повернулась? Умница! | Словесный: вопросы. Игровой: выполнение игровых действий | Отвечают на вопросы воспитателя. Закрытыми глазами слушают колокольчик, поворачиваются в сторону его звучания. | |
3. | Заключительный этап | Подвести итоги деятельности | Воспитатель: Молодцы, все справились. Как называется музыкальный инструмент, с которым мы играли? Что мы с вами сегодня делали? Сейчас я вам раздам колокольчики, можете дома поиграть с родителями. | Словесный: беседа, вопросы. | Вспоминают пройденный материал. Отвечают на вопросы. |
Технологическая карта дидактической игры для детей младшего дошкольного возраста «Маленький музыкант»
Название игры: «Маленький музыкант»
Дидактическая задача: развивать устойчивое слуховое внимание
Игровая задача: различают инструменты на слух по их звучанию.
Планируемый результат: отгадать все инструменты на слух
Материалы и оборудование: барабан, дудочка, колокольчик, гитара
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей |
1. | Организационно – мотивационный этап | Организовать направленное внимание детей | Воспитатель: Дети, посмотрите какую красивую коробочку мне сегодня прислали. Хотели бы узнать, что в ней? Вы знаете, что это такое? -Верно, молодцы, это музыкальные инструменты. | Словесный: беседа, вопросы. Игровой: сюрпризный момент. | Дети настраиваются на предстоящую деятельность. |
2. | Основной этап | ||||
Этап постановки проблемы | Создать проблемную ситуацию | Воспитатель: Смотрите тут есть еще записка. Давайте прочтем её? «Здравствуйте ребята, мы прислали вам музыкальные инструменты, которые заколдовали. И теперь они перепутали свои звуки.» Что же делать? Вы бы хотели помочь музыкальным инструментам? В записке написано, что если послушать инструмент и правильно его назвать, то его звук расколдуется. Как вы думаете, чем мы сможем помочь музыкальным инструментам? | Словесный: беседа, вопросы, объяснение. | Отвечают на вопросы воспитателя. Слушают объяснения воспитателя. | |
Этап ознакомления с материалом | Формулировать проблему в доступной для детей форме | Воспитатель: Правильно, мы можем послушать его звучание и назвать музыкальный инструмент к которому подходит этот звук. Но перед этим вспомним что нужно слушать внимательно звучание инструментов. Не выкрикивать ответ. А сейчас давайте немного разомнёмся. Улыбнись скорей, дружок, Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем. А потом их разведём и к себе скорей прижмём. А потом быстрей, быстрей, хлопай, хлопай веселей. Улыбнись, встряхни руками и попрыгай вместе с нам | Словесный: беседа, объяснение. Практический: упражнение. | Слушают объяснения воспитателя. Выполняют физкультминутку. | |
Этап практического решения проблемы | Решить проблемную ситуацию | Воспитатель: Я буду играть на музыкальном инструменте, а вы попробуйте отгадать какой музыкальный инструмент звучит. Воспитатель играет на дудочке - Ребята, как вы думаете, какой инструмент сейчас прозвучал? Ответы детей (дудочка) - Да, верно Мы смогли расколдовать этот музыкальный инструмент. Давайте послушаем другой музыкальный инструмент. Воспитатель играет на колокольчике - Ребята, как вы думаете, какой инструмент сейчас прозвучал? Ответы детей колокольчик - Да, верно, это колокольчик, Мы смогли расколдовать и этот музыкальный инструмент. Давайте послушаем следующий музыкальный инструмент. Воспитатель играет на барабане - Ребята, как вы думаете, какой инструмент сейчас прозвучал? Ответы детей (барабан) - Молодцы! Давайте послушаем другой музыкальный инструмент. Воспитатель играет на гитаре - Ребята, как вы думаете, какой инструмент сейчас прозвучал? Ответы детей (гитара) Да, верно, это гитара | Словесный: вопросы, объяснение. Игровой: выполнение игровых действий | Слушают и отвечают на вопросы воспитателя. Приступают к игровым действиям. Определяют по звучанию музыкальный инструмент. | |
3. | Заключительный этап | Подвести итоги деятельности | Воспитатель: Ребята, мы с вами смогли расколдовать все музыкальные инструменты. - Какие музыкальные инструменты, вы слушали? - А какой музыкальный инструмент вам понравился больше? Вы такие молодцы! Вы очень внимательно слушали, не перебивали, тех кто хотел ответить. | Словесный: беседа, вопросы. | Вспоминают пройденный материал. Отвечают на вопросы. |
Дидактические игры на развитие зрительного восприятия
Технологическая карта дидактической игры для детей младшего дошкольного возраста «Кто спрятался?»
Название игры: «Кто спрятался?»
Дидактическая задача: развивать зрительное внимание и память,
Игровая задача: запомнить все игрушки и назвать игрушку, которой не хватает
Планируемый результат: назвать все игрушки, которых не хватает
Материалы и оборудование: ширма, игрушки: мишка, кошка, собака, лиса
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей |
1. | Организационно – мотивационный этап | Организовать направленное внимание детей | Воспитатель: Подходите ко мне. Ребята представляете, по дороге в детский садя увидела на дороге вот этот чудесный мешочек. Я его подняла и принесла вам. | Игровой: сюрпризный момент. | Дети настраиваются на предстоящую деятельность |
2. | Основной этап | ||||
Этап постановки проблемы | Создать проблемную ситуацию | Воспитатель: Интересно узнать, что там такое находится? Откроем мешочек? Тогда давайте встанем с вами вокруг стола и откроем мешок. | Словесный: беседа, вопросы. | Отвечают на вопросы воспитателя. | |
Этап ознакомления с материалом | Формулировать проблему в доступной для детей форме. | Воспитатель: Посмотрите, что это? (достаю игрушки по очереди, дети называют игрушку) - Ребята, а как одним словом можно назвать мишку, кошку, собаку, лису? -Правильно, молодцы, давайте с вами разомнёмся. Один, два, три, четыре, пять — топаем ногами, Один, два, три, четыре, пять — хлопаем руками, Один, два, три, четыре, пять — занимаемся опять. А в лесу растёт черника Земляника, голубика. Чтобы ягоду сорвать, Надо глубже приседать. (Приседания.) Нагулялся я в лесу. Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.) | Словесный: беседа, вопросы. Практический: упражнение. | Слушают объяснения воспитателя. Выполняют физкультминутку. | |
Этап практического решения проблемы | Решить проблемную ситуацию | Воспитатель: Ребята, игрушки захотели спрятаться за этой ширмой, они хотят, чтобы мы с ними поиграли. Вы готовы играть? Тогда вставайте все возле стола и будьте внимательны. Сейчас я подниму ширму и вам нужно будет угадать, кто спрятался. -Какой игрушки не стало?(убираю игрушку вниз) Правильно, ребята у нас с вами исчезла лиса. Смотрите ребята, сейчас я закрою игрушки обратно, кто же у нас снова спрячется. | Словесный: вопросы, объяснение. Игровой: выполнение игровых действий | Слушают и отвечают на вопросы воспитателя. Запоминают игрушки и определяют какой не хватает. | |
3. | Заключительный этап | Подвести итоги деятельности | Воспитатель: Какие у нас ребята молодцы, игрушкам очень понравилось с вами играть. Во что мы играли с игрушками? Скажите мне, пожалуйста, кто же с нами играл? Правильно, молодцы, давайте попрощаемся с игрушками. | Словесный: беседа, вопросы. | Вспоминают пройденный материал. Отвечают на вопросы. |
Технологическая карта дидактической игры для детей младшего дошкольного возраста «Кто больше запомнит»
Название игры: «Кто больше запомнит»
Дидактическая задача: развивать зрительное внимание, зрительную память,
Игровая задача: назвать предмет, который они видят на заданный цвет или форму
Планируемый результат: дети называют предметы по цвету или по форме
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей |
1. | Организационно – мотивационный этап | Организовать направленное внимание детей | Воспитатель: Станем рядышком, по кругу, | Словесный: художественное слово.
| Детинастраиваются на предстоящую деятельность. |
2. | Основной этап | ||||
Этап постановки проблемы | Формулировать проблему в доступной для детей форме | Воспитатель: Ребята, сегодня я бы хотела поиграть в очень интересную игру. Для этого нам надо осмотреть всю нашу группу и запомнить как можно больше предметов. Давайте с вами походим по группе. Зашагали ножки Прямо по дорожке. (Гуляют врассыпную по залу) Весело гуляли И друга повстречали. (Находят себе пару - друга) Здравствуй, здравствуй, милый друг! (Пожимают руки друг другу) Посмотри скорей вокруг. (Разводят руки в стороны) Ты мне только улыбнись! (Улыбаются друг другу) Крепко обнимись! (Обнимаются) | Словесный: объяснение. Практический: упражнение. | Слушают объяснения воспитателя. Выполняют физкультминутку. | |
Этап практического решения проблемы | Решить проблемную ситуацию | Воспитатель: Ребята, а сейчас садитесь на свои стульчики. Я буду вам называть цвет или форму, а вы должны назвать предмет такого же цвета или формы, который вы видите у нас в группе. -Арсений, что в группе ты увидел квадратной формы? - Молодец, Виталина, а что ты заметила желтого цвета? - Умница, Валера, а что же круглого у нас есть в группе? Молодец! | Словесный: вопросы, объяснение. Игровой: выполнение игровых действий | Слушают и отвечают на вопросы воспитателя. Называют предметы похожие по цвету или форме названному воспитателем. | |
3. | Заключительный этап | Подвести итоги деятельности | Воспитатель: Какие ребята молодцы, столько предметов знают. - Скажите мне что голубого цвета есть в группе? -Какие цвета и формы мы называли еще? Молодцы, за это я хочу вручить вам медальки. | Словесный: беседа), Фронтальная, индивидуальная. | Вспоминают пройденный материал. Отвечают на вопросы. |
Технологическая карта дидактической игры для детей младшего дошкольного возраста «Сложи картинку»
Название игры: «Сложи картинку»
Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться на плоскости с точкой зрения «от себя»
Игровая задача: сложить кусочки картинки, глядя на образец
Планируемый результат: собрать картину по образцу
Материалы и оборудование: картинка ежика, разрезанные картинки по количеству детей.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей |
1. | Организационно – мотивационный этап | Организовать направленное внимание детей | Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришел в гость, а что бы узнать кто это отгадайте загадку. Ты в лесу его найдешь, На колючку он похож. Он в клубок свернуться может. Всем известно это... | Игровой: загадка. | Дети настраиваются на предстоящую деятельность. |
2. | Основной этап | ||||
Этап постановки проблемы | Создать проблемную ситуацию Формулировать проблему в доступной для детей форме | Воспитатель: Правильно, к нам пришел Ежик, он хочет попросить у вас о помощи. Ежик так спешил домой с картинками, но споткнулся и они все разлетелись и порвались. У него осталась только одна целая картинка и он просит вас по ней сложить остальные. -Но для начала давайте разомнёмся. А ребятки в лес пришли, Ежика в лесу нашли, Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши) Научили топать — Топ-топ-топ. (Выполняют «топотушки») Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг, (Прыгают на двух ногах) Научили бегать… Бегают на месте | Словесный: объяснение. Практический: упражнение. | Слушают объяснения воспитателя. Выполняют физкультминутку. | |
Этап практического решения проблемы | Решить проблемную ситуацию | Воспитатель: Ребята, давайте поможем ежику. Сейчас я раздам вам кусочки картинки, а вы смотря, на сохранившуюся картинку, должны собрать точно такую же. Хорошо рассмотрите картинку, подбирая кусочки. -Тимофей, с какого кусочка ты начнешь собирать картинку? -Хорошо, Маша правильно ли ты соединила кусочки? -Конечно, неправильно, давай попробуй еще раз. -Умница, теперь правильно! | Словесный: вопросы, объяснение. Игровой: выполнение игровых действий. | Слушают и отвечают на вопросы воспитателя. Приступают к игровым действиям. Составляют картинку по образцу. | |
3. | Заключительный этап | Подвести итоги деятельности | Воспитатель: Давайте проверим все ли картинки собраны правильно. Ребята, вы большие молодцы, Ежик говорит вам спасибо и отправляется к себе домой, давайте попрощаемся с ним. | Словесный: беседа. | Вспоминают пройденный материал. |
Список литературы
- Алабина, Л. В. Сборник упражнений и дидактических игр: учебно-методическое пособие / Л. В. Алабина. – Москва: ЦГЛ, ;ISBN 5-94916-012-6. – Текст: непосредственный.
- Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. – Текст: непосредственный // Пособие для воспитателя д/с. – Москва: Просвещение, 2018.
- Харитонова Т.Г. Роль дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников. – Текст: непосредственный // В сборнике: Ступень в педагогическую науку. Материалы I Международного форума работников образования: сборник научных трудов. Центр научной мысли; Научный редактор Г.Ф.Гребенщиков. 2013. С. 47-5.
- Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет: Книга для воспитателей дет. сада и родителей / Е.Л. Агаева, В.В. Брофман, А.И. Булычева и др.; подред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. - Москва: Просвещение, 1991. 64 с. –ISBN 5-09-003274-2. – Текст: непосредственный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
Основным условием правильного воспитание ребенка дошкольного возраста является обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира (Л.А. Венгер, Ш...

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
В статье рассказывается о сенсорном воспитании младших дошкольников, применямых для этого дидактических играх, их возможная классификация....

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. ...

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. ...

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Анализ проделанной работы за год...

Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике» «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог года - 2017" в номинации "Воспитатель года"
Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике» «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог ...

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
laquo;Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь...