Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Григорян Анна Альбертовна

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством

                                             дидактических игр.      

       Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание ребенка. Поэтому нормальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

       Развитие  ощущений  и  восприятий создает  необходимые  предпосылки для возникновения всех других, более  сложных  познавательных   процессов                 ( памяти,   воображения,   мышления).  Развитая   сенсорика  –  основа  для совершенствования практической деятельности современного человека и его интеллектуального развития.

      Сенсорное развитие  – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах и качествах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

     С учетом выше сказанного, цель моей работы - подобрать и апробировать дидактические игры, направленные на формирование  сенсорных эталонов (цвета, формы, величины).

    Для достижения это цели в работе решались следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме сенсорного развития в дошкольном возрасте.

2. Выявить уровень развития сенсорных представлений: цвета, формы, величины -  у детей младшего дошкольного возраста.

3. Апробировать системы дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию  детей младшего дошкольного возраста.

 Развитие восприятия и ощущения происходит успешнее в условиях целенаправленной, содержательной деятельности: - игре, рисовании, лепке, аппликации, конструировании. Это не только создает благоприятные условия для развития ощущения и восприятия, но вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками на листе бумаги. Сенсорный опыт ребенка обогащается посредством осязания, мышечного чувства, зрения.

Проблемы психического развития детей, становления человеческой личности, формирования познавательных процессов  являются одними из самых сложных проблем психологии. В младшем дошкольном возрасте в центре познавательного развития стоит процесс восприятия. Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л. А. Венгером.  Он считал, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон в психическом развитии  дошкольников.  

     Развитие восприятия в дошкольном возрасте идет путем совершенствования перцептивных действий и усвоения систем сенсорных эталонов, выработанных человечеством на протяжении всей истории (геометрических форм, цветов спектра, мер вес, величин, времени, систем фонем родного языка, звуковысотного ряда и т.п.).

       Сенсорные эталоны – это представления о чувственно-воспринимаемых свойствах объектов. Ребенок знакомиться с сенсорными эталонами в процессе деятельности.

       Усвоение сенсорных эталонов только одна из сторон развития ориентировки ребенка в свойствах предметов. Вторая сторона, которая неразрывно связана с первой, - это совершенствование действий восприятия (перцептивные действия).

      Совершенствование действий восприятия у ребенка-дошкольника имеет в своей основе закономерность – преобразования внешних ориентировочных действий в действия восприятия. Внешние ориентировочные действия служат для того, чтобы путем проб решать задачи, которые дети еще не могут решить при помощи восприятия, т.е. сопоставить, сравнить свойства разнообразных предметов с сенсорными эталонами, которые усваивает ребенок.

       На протяжении дошкольного детства складываются три вида перцептивных действий:

       Первый вид – идентификация. Она представляет собой обследование свойств предмета, полностью совпадающих с эталонами.

       Второй вид – приравнивание к эталону. Он имеет место тогда, когда использование образца-эталона для выявления свойств предметов отклоняется от образца, но близок к нему.

       Третий  вид  –  перцептивное  моделирование.  Он  представляет  собой соотнесение свойства обследуемого предмета с несколькими эталонами, построение его «эталонной модели».

           Сенсорное развитие включает в себя все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира, а также обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств, отношений, т.е. перцептивные действия и систему эталонов, которыми должны овладеть дети. Задача сенсорного развития — своевременно обучить ребенка перцептивным действиям, сформировать представление о сенсорных эталонах, является актуальной.

      Огромная роль в сенсорном развитии ребенка отводиться дидактические игры. Ребенка обучают различать величину, форму и цвет предмета через дидактические игры. Рассматривая объект, ребенок младшего дошкольного возраста, как правило, выделяет один наиболее яркий признак, и, ориентируясь на него, передает изображение предмета в изобразительной деятельности через цветовую гамму, в конструировании, лепке — через форму, цвет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В системе дидактических игр дети младшей группы овладевают основными умениями и навыками различных видов продуктивной деятельности. Дидактические игры систематически обучают, в игровой форме закрепляют знания детей. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правил, дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для сенсорного развития детей.

     В собственной опытно-экспериментальной работе мы продиагностировали уровень владения сенсорными эталонами у детей младшего дошкольного возраста. По результатам диагностики был разработан цикл занятий, включавших дидактические игры, направленные на развитие представлений детей о цвете, форме, величине, вкусе и других свойствах предметов. Также в ходе занятий мы развивали у детей обследовательские действия, учили ощупывать, рассматривать предметы. Предложенные в нашей работе дидактические игры позволяют развивать у дошкольника способы восприятия предметов: всесторонне обследовать предметы, сравнивать их, выделяя схожие и различные свойства, обобщать эти свойства. Сформированные способы восприятия способствуют формированию на их основе процессов мышления и памяти. В результате проведения комплекса занятий в экспериментальной группе улучшился уровень владения сенсорными эталонами и действиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

Основным условием правильного воспитание ребенка дошкольного  возраста является обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира (Л.А. Венгер, Ш...

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

В статье рассказывается о сенсорном воспитании младших дошкольников, применямых для этого дидактических играх, их возможная классификация....

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.     ...

Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике» «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог года - 2017" в номинации "Воспитатель года"

Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике»    «Сенсорное развитие детей младшего  дошкольного возраста    посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог ...

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

laquo;Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь...

Инновационный педагогический опыт «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

laquo;Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь...