Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
статья (младшая группа) по теме

Корюзлова Светлана Михайловна

Основным условием правильного воспитание ребенка дошкольного  возраста является обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира (Л.А. Венгер, Ш.А. Абдуллаева, Э.Г. Пилюгина, Н.П. Сакулина и др.). Для выполнения этого условия необходимо: соответствующее оборудование помещения и особенно окружающего ребенка пространства, постоянное общение взрослого                           с ребенком, систематическое проведение специальных занятий.

   В нашем дошкольном учреждении сенсорное развитие детей осуществляется в различных  формах образовательной деятельности. Одной из таких форм являются дидактические игры. Такие игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих,  принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций. Так как предоставляют воспитанникам возможность:

  • повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии;
  • оформлять чувственное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;
  • делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;
  • соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами).

   Дидактические игры и  упражнения проводятся с помощью материалов сенсорного уголка в группе или в сенсорной комнате детского сада.

 

    В группе созданы дидактические ширмы со съемными фигурами различного цвета и собрано большое количество пособий и материала для определения цветового спектра. Сенсорная комната также обеспечена всем необходимым для успешного развития детей. Многие дидактические игры и пособия являются авторскими разработками и созданы своими руками, так например игра «Чудесные прищепки», «Волшебные бусы», «Цветовая мозаика», «Чудесные цветы», «Разноцветные крышечки», «Спрячь мышку», «Цветовой коврик»  и т. д.

Для развития всех органов  чувств у ребенка  в группе  подобран материал, который создала сама природа. Дети выкладывают узоры по образцу из различных видов круп, шишек, небольших веточек, ракушек, камушков. Составляют композиции из природного материала. Естественно, что работа предваряется разговором, связанным с растениями, семенами. И одновременно дети знакомятся со свойствами многих материалов, и развивают тактильные и пальцевые ощущения.  Иногда используется бросовый материал, например цветные крышки от бутылок.

Так как одна из целей сенсорного развития – изучение  предметного мира и свойств предметов, которые окружают младших дошкольников. Закономерно проведение игр-экспериментирований, которые направлены на развитие всех видов восприятия: тактильного, слухового, обонятельного, зрительного, как в группе так и на территории детского сада.

   Планомерность обучения детей — один из важнейших принципов решения комплекса образовательной деятельности МБДОУ №168. Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка. Поэтому были разработаны планирование и методики проведения образовательной деятельности, осуществляемой  в ходе режимных      моментов по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста. Также была разработана система мониторинга сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

   Было выяснено из бесед с родителями, что дома они мало обращают внимание детей на качественные признаки предметов. Поэтому возникла необходимость подготовить ряд консультаций, памяток, информационных бюллетеней по данной проблеме для родителей. На протяжении всей работы большое внимание уделялось детям с низким уровнем развития. Для них использовались игры с более упрощенным вариантом. Родителями этих детей давались советы. Постепенно дети стали активны на занятиях,  охотно выполняли задания. В конце года была проведена итоговая диагностика. Результаты были успешными: дети с низким уровнем развития поднялись до среднего, а некоторые из детей - сразу на высший уровень.

   Успешным результатам способствовало то, что  сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста осуществлялось как непосредственно в образовательной деятельности, так и в образовательной деятельности, осуществляемой  в ходе режимных моментов. Но, главное были созданы соответствующие условия и развивающая среда в МБДОУ №168.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sr_statya_koryuzlova.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

   Основным условием правильного воспитание ребенка дошкольного  возраста является обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира (Л.А. Венгер, Ш.А. Абдуллаева, Э.Г. Пилюгина, Н.П. Сакулина и др.). Для выполнения этого условия необходимо: соответствующее оборудование помещения и особенно окружающего ребенка пространства, постоянное общение взрослого                           с ребенком, систематическое проведение специальных занятий.

   В нашем дошкольном учреждении сенсорное развитие детей осуществляется в различных  формах образовательной деятельности. Одной из таких форм являются дидактические игры. Такие игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих,  принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций. Так как предоставляют воспитанникам возможность:

  • повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии;
  • оформлять чувственное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;
  • делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;
  • соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами).

   Дидактические игры и  упражнения проводятся с помощью материалов сенсорного уголка в группе или в сенсорной комнате детского сада.

    В группе созданы дидактические ширмы со съемными фигурами различного цвета и собрано большое количество пособий и материала для определения цветового спектра. Сенсорная комната также обеспечена всем необходимым для успешного развития детей. Многие дидактические игры и пособия являются авторскими разработками и созданы своими руками, так например игра «Чудесные прищепки», «Волшебные бусы», «Цветовая мозаика», «Чудесные цветы», «Разноцветные крышечки», «Спрячь мышку», «Цветовой коврик»  и т. д.

Для развития всех органов  чувств у ребенка  в группе  подобран материал, который создала сама природа. Дети выкладывают узоры по образцу из различных видов круп, шишек, небольших веточек, ракушек, камушков. Составляют композиции из природного материала. Естественно, что работа предваряется разговором, связанным с растениями, семенами. И одновременно дети знакомятся со свойствами многих материалов, и развивают тактильные и пальцевые ощущения.  Иногда используется бросовый материал, например цветные крышки от бутылок.

Так как одна из целей сенсорного развития – изучение  предметного мира и свойств предметов, которые окружают младших дошкольников. Закономерно проведение игр-экспериментирований, которые направлены на развитие всех видов восприятия: тактильного, слухового, обонятельного, зрительного, как в группе так и на территории детского сада.

   Планомерность обучения детей — один из важнейших принципов решения комплекса образовательной деятельности МБДОУ №168. Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка. Поэтому были разработаны планирование и методики проведения образовательной деятельности, осуществляемой  в ходе режимных      моментов по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста. Также была разработана система мониторинга сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

   Было выяснено из бесед с родителями, что дома они мало обращают внимание детей на качественные признаки предметов. Поэтому возникла необходимость подготовить ряд консультаций, памяток, информационных бюллетеней по данной проблеме для родителей. На протяжении всей работы большое внимание уделялось детям с низким уровнем развития. Для них использовались игры с более упрощенным вариантом. Родителями этих детей давались советы. Постепенно дети стали активны на занятиях,  охотно выполняли задания. В конце года была проведена итоговая диагностика. Результаты были успешными: дети с низким уровнем развития поднялись до среднего, а некоторые из детей - сразу на высший уровень.

   Успешным результатам способствовало то, что  сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста осуществлялось как непосредственно в образовательной деятельности, так и в образовательной деятельности, осуществляемой  в ходе режимных моментов. Но, главное были созданы соответствующие условия и развивающая среда в МБДОУ №168.

Подготовила: Корюзлова Светлана Михайловна,

воспитатель МБДОУ №168-зареченского района  г. Тулы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

В статье рассказывается о сенсорном воспитании младших дошкольников, применямых для этого дидактических играх, их возможная классификация....

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.     ...

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.     ...

Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике» «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог года - 2017" в номинации "Воспитатель года"

Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике»    «Сенсорное развитие детей младшего  дошкольного возраста    посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог ...

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

laquo;Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь...

Годовой план по самообразованию: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений.

Ранний  возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Потому я выбрала данное направление по...