Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
план-конспект занятия
Данный конспект поможет педагогам более тщательно подойти к теме сенсорного развития детей.здесь представлены различные игры и упражнения для развития сенсорной сферы ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема презентации:
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»
1 слайд- «Визитная карточка»
Всем добрый день. Меня зовут Метелева Любовь Николаевна. Я – воспитатель 2 младшей группы МБДОУ « Детский сад №211».
2 слайд
Тема моей презентации:
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»
3 слайд
«Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования»
Научно-исследовательские условия моего опыта основываются на работах отечественных педагогов по вопросу сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста З.М.Богуславской, Л.С.Венгер, А.В.Запорожец, В.П.Зинченко, Э.Г.Пилюгиной, Э.А.Александрян и др.
Выступление в ДОУ, самообразование, обмен опытом с коллегами, публикации в профессиональных педагогических интернет-сообществах, консультирование родителей о важности и необходимости сенсорного развития детей помогли мне выявить проблематику и выстроить перспективу дальнейшей работы.
В работе использовались наглядные методы ( показ, сравнение, наблюдение за действиями взрослого, в природе и т.д.), объяснительно-иллюстративные ( беседа, показ действия и т.д.), использование ИКТ ( « колесо спецэффектов», презентации).
4 слайд
« Актуальность»
Достаточно часто у детей отмечается формальный характер знакомства с сенсорными эталонами, свойствами и качествами предметов, неумение в дальнейшем использовать эти знания в самостоятельной деятельности для решения практических задач, что, следовательно, не позволяет воспитанникам качественно перерабатывать и присваивать новую чувственную информацию, что противоречит ФГОС ДО.
5 слайд
«Теоретическое обоснование»
Огромный вклад в исследование проблемы сенсорного воспитания внесли С.Е.Гаврина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина и другие.
М.Монтессори, Н.П.Сакулина, Ф.Фребель считали, что сенсорное воспитание- это одна из основных сторон воспитания дошкольников.
6 слайд
«Цели и задачи»
Изучив теоретические и исследовательские работы, выявив проблему, мной были поставлены цель и задачи дальнейшей работы.
Цель: создание эффективных условий, способствующих формированию сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста на основе использования дидактических игр.
Исходя из цели, вытекают задачи, которые представлены на слайде.
7 слайд
«Ведущая педагогическая идея»
На основе поставленных цели и задач была сформулирована ведущая педагогическая идея:
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста будет эффективнее при системном планировании и проведении дидактических игр и упражнений на цвет, форму и величину.
8 слайд
«Деятельностный аспект»
Состоял из 3 этапов:
-подготовительный
-основной
-итоговый.
Подготовительный этап включал в себя:
- изучение и подбор научно-методического материала
- исследование уровня сенсорного развития детей и выявление интересов и знаний родителей по данному вопросу
- разработку перспективного плана по работе с детьми, родителями, по обогащению РППС.
Для выявления уровня сенсорного развития детей группы, нами была проведена диагностика Г.А.Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной. Данная диагностика показала, что большинство детей обладают низким уровнем знаний о форме и в особенности о величине предметов. Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу о необходимости проведения системной комплексной работы.
9 слайд
«Обогащение РППС»
Работа в данном направлении начала проводиться с раннего возраста. На 2-3 году жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме и величине предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Для раннего возраста сенсорными эталонами являются понимание и способность называть 3-4 цвета, ориентироваться в размерах ( маленький, средний, большой), знать простейшие фигуры. В работе с детьми я использовала пирамидки, сортеры, конструктор типа «Лего» и разные игры на цвет, форму, величину ( «Цветки», « Матрешка», «Посади бабочку на цветок», «Чудесный мешочек»).
В младшем дошкольном возрасте происходит усвоение детьми системы общепринятых эталонов, когда сами свойства предметов приобретают эталонное значение в отрыве от конкретного предмета. В этот период ребенок уже соотносит качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами предметов (трава зеленая, яблоко как шар, крыша у домика треугольная и т.д.).
В работе были использованы печати и штампы на различение формы предметов. Хороший результат был получен при использовании колеса спецэффектов, где шло закрепление цвета. Дети охотно включались в данную деятельность, что, соответственно приносило хорошие результаты.
10 слайд
«Игры на цвет»
Пополнена дидактическими играми на формирование представлений о цвете: «Поставь машины в гараж», « Посади бабочку на цветок», «Разноцветные скворечники», «Цветовое лото» и т.д.
На улице, во время прогулки проводилось экспериментирование, где происходило закрепление цвета («Цветные льдинки).
11 слайд
«Игры на форму»
Также была проведена работа на формирование представлений о форме предметов. В частности, были изготовлены дидактические игры, такие, как «Почини радугу», игры с прищепками, « Найди предмет, похожий на круг, квадрат и т.д.», «Волшебный мешочек», рисование на орг.стекле по заданному шаблону и т.д. Эти игры были широко использованы в работе и приносили хорошие результаты.
Закрепление восприятия формы предметов проводилось и на улице, где использовались печати. Мы рисовали на снегу солнце, ель, дом.
12 слайд
«Игры на величину»
На формирование представлений о величине также было изготовлено и применялось в работе много дидактических игр:
«Построим башню» ( работа на ткани), «Найдем домик для мишки», опять же работа с пирамидками, вкладышами, сортерами.
13 слайд
«Основной этап»
На данном этапе проводилась образовательная деятельность в соответствии с разработанной системой работы. Также были апробированы технологии, наиболее эффективные в сенсорном развитии; проводилось консультирование педагогов и вовлечение родителей в совместную деятельность; обогащение РППС.
В работе с детьми были использованы игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами (подбирать, складывать и т.д.); игры с прятаньем и поиском , основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предмета; игры с загадыванием и отгадыванием («Отгадай», « Что изменилось»); сюжетно-дидактические игры (различные жизненные ситуации, изображение ролей взрослого).
14-15 слайды
«Подбор и апробирование практических методов и приемов обучения сенсорным эталонам»
Формирование системы сенсорных эталонов осуществлялось в повседневной жизни, спец. играх, продуктивной деятельности, работе по развитию речи.
Проводились как индивидуальные, так и групповые формы работы;
Использовали в работе нетрадиционное оборудование ( сенсорные панели, межполушарные дорожки, колесо спецэффектов и т.д.), активно в работе применялось ИКТ. Закрепление пройденного проходило в подвижных играх, самостоятельной деятельности детей.
16 слайд
«Взаимодействие с педагогами»
Своим опытом по проблеме сенсорного развития младших дошкольников я делилась с коллегами ДОУ.
Проводила семинары-практикумы, консультации, открытые просмотры занятий.
Также тиражировала опыт в электронных СМИ, участвовала в конкурсах пед.мастерства.
17 слайд
« Взаимодействие с родителями»
Для того, чтобы сенсорное развитие окружало ребенка не только в стенах ДОУ, я провожу просветительскую работу среди родителей в различных формах. Таких, как родительские собрания, опросы, консультации, практикумы, совместно проведенные праздники и развлечения («День матери», «Играем вместе»), открытые просмотры занятий.
18 слайд
«3 этап»
Таким образом, мониторинг динамики развития по методике Г.А.Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной, показал, что используемые формы и методы работы по сенсорному развитию младших дошкольников имеют высокую результативность.
Количество детей, имеющих трудности в усвоении сенсорных эталонов, значительно снизилось.
Большинство детей достигли среднего уровня по формированию представлений о форме и величине предметов.
19 слайд
«Диапазон личного вклада педагога»
Разработан и апробирован комплекс методического обеспечения по сенсорному развитию младших дошкольников:
- перспективный план работы по сенсорному развитию дошкольников
- серия занятий и конспектов по развитию восприятия цвета, формы и величины предметов
- консультации для родителей
- рекомендации для родителей по совместной деятельности с ребенком дома.
20 слайд
«Результативность»
Итак, проанализировав работу, можно сделать следующие выводы:
- обобщен опыт по сенсорному развитию детей 3-4 лет
- разработан план дальнейшей работы по данной проблеме
- сформированы умения определять, называть и дифференцировать основные цвета и формы
- использованы эффективные формы работы с педагогами и родителями.
21 слайд
«Транслируемость»
Своим опытом по данной проблеме я делилась с коллегами (выступление на пед.совете, проведение мастер –классов, консультирование и т.д.) и родителями (консультирование, беседы, открытые уроки и т.д.), так же размещала методические разработки на интернет ресурсах.
22 слайд
«Перспективы»
Для себя я определила дальнейшие перспективы работы:
- продолжение работы по сенсорному развитию детей
-поиск новых форм и методов работы по ознакомлению детей с формой и величиной предметов
- разработка системы работы по сенсорному развитию детей 4-5 лет
23 слайд
«Литература»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/25/picture-411315-1393323744.jpg)
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
Основным условием правильного воспитание ребенка дошкольного возраста является обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира (Л.А. Венгер, Ш...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/20/picture-444450-1419057924.jpg)
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
В статье рассказывается о сенсорном воспитании младших дошкольников, применямых для этого дидактических играх, их возможная классификация....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/23/picture-612307-1427136017.jpg)
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/23/picture-612307-1427136017.jpg)
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/28/picture-716924-1448714222.jpg)
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Анализ проделанной работы за год...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/04/picture-872375-1483549490.jpg)
Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике» «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог года - 2017" в номинации "Воспитатель года"
Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике» «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/09/picture-488610-1570650737.jpg)
Годовой план по самообразованию: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений.
Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Потому я выбрала данное направление по...
- Мне нравится (1)