Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
план-конспект занятия

Метелева Любовь Николаевна

Данный конспект поможет педагогам более тщательно подойти к теме сенсорного развития детей.здесь представлены различные игры и упражнения для развития сенсорной сферы ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_2.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема презентации:

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»

1 слайд- «Визитная карточка»

Всем добрый день. Меня зовут Метелева Любовь Николаевна. Я – воспитатель 2 младшей группы МБДОУ « Детский сад №211».

2 слайд

Тема моей презентации:

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»

3 слайд

«Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования»

Научно-исследовательские условия моего опыта основываются на работах отечественных педагогов по вопросу сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста З.М.Богуславской, Л.С.Венгер, А.В.Запорожец, В.П.Зинченко, Э.Г.Пилюгиной, Э.А.Александрян и др.

Выступление в ДОУ, самообразование, обмен опытом с коллегами, публикации в профессиональных педагогических интернет-сообществах, консультирование родителей о важности и необходимости сенсорного развития детей помогли мне выявить проблематику и выстроить перспективу дальнейшей работы.

В работе использовались наглядные методы ( показ, сравнение, наблюдение за действиями взрослого, в природе и т.д.), объяснительно-иллюстративные ( беседа, показ действия и т.д.), использование ИКТ ( « колесо спецэффектов», презентации).

4 слайд

« Актуальность»

Достаточно часто у детей отмечается формальный характер знакомства с сенсорными эталонами, свойствами и качествами предметов, неумение в дальнейшем использовать эти знания в самостоятельной деятельности для решения практических задач, что, следовательно, не позволяет воспитанникам качественно перерабатывать и присваивать новую чувственную информацию, что противоречит ФГОС ДО.

5 слайд

«Теоретическое обоснование»

Огромный вклад в исследование проблемы сенсорного воспитания внесли С.Е.Гаврина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина и другие.

М.Монтессори, Н.П.Сакулина, Ф.Фребель считали, что сенсорное воспитание- это одна из основных сторон воспитания дошкольников.

6 слайд

«Цели и задачи»

Изучив теоретические и исследовательские работы, выявив проблему, мной были поставлены цель и задачи дальнейшей работы.

Цель: создание эффективных условий, способствующих формированию сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста на основе использования дидактических игр.

Исходя из цели, вытекают задачи, которые представлены на слайде.

7 слайд

«Ведущая педагогическая идея»

На основе поставленных цели и задач была сформулирована ведущая педагогическая идея:

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста будет эффективнее при системном планировании и проведении дидактических игр и упражнений на цвет, форму и величину.

8 слайд

«Деятельностный аспект»

Состоял из 3 этапов:

-подготовительный

-основной

-итоговый.

Подготовительный этап включал в себя:

- изучение и подбор научно-методического материала

- исследование уровня сенсорного развития детей и выявление интересов и знаний родителей по данному вопросу

- разработку перспективного плана по работе с детьми, родителями, по обогащению РППС.

Для выявления уровня сенсорного развития детей группы, нами была проведена диагностика Г.А.Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной. Данная диагностика показала, что большинство детей обладают низким уровнем знаний о форме и в особенности о величине предметов. Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу о необходимости проведения системной комплексной работы.

9 слайд

«Обогащение РППС»

Работа в данном направлении начала проводиться с раннего возраста. На 2-3 году жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме и величине предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Для раннего возраста сенсорными эталонами являются понимание и способность называть 3-4 цвета, ориентироваться в размерах ( маленький, средний, большой), знать простейшие фигуры. В работе с детьми я использовала пирамидки, сортеры, конструктор типа «Лего» и разные игры на цвет, форму, величину ( «Цветки», « Матрешка», «Посади бабочку на цветок», «Чудесный мешочек»).

В младшем дошкольном возрасте происходит усвоение детьми системы общепринятых эталонов, когда сами свойства предметов приобретают эталонное значение в отрыве от конкретного предмета. В этот период ребенок уже соотносит качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами предметов (трава зеленая, яблоко как шар, крыша у домика треугольная и т.д.).  

В работе были использованы печати и штампы на различение формы предметов. Хороший результат был получен при использовании колеса спецэффектов, где шло закрепление цвета. Дети охотно включались в данную деятельность, что, соответственно приносило хорошие результаты.

10 слайд

«Игры на цвет»

Пополнена дидактическими играми на формирование представлений о цвете: «Поставь машины в гараж», « Посади бабочку на цветок», «Разноцветные скворечники», «Цветовое лото» и т.д.

На улице, во время прогулки проводилось экспериментирование, где происходило закрепление цвета («Цветные льдинки).

11 слайд

«Игры на форму»

Также была проведена  работа на формирование представлений о форме предметов. В частности, были изготовлены дидактические  игры, такие, как «Почини радугу», игры с прищепками, « Найди предмет, похожий на круг, квадрат и т.д.», «Волшебный мешочек», рисование на орг.стекле по заданному шаблону и т.д. Эти игры были широко использованы в работе и приносили хорошие результаты.

Закрепление восприятия формы предметов проводилось и на улице, где использовались печати. Мы рисовали на снегу солнце, ель, дом.

12 слайд

«Игры на величину»

На формирование представлений о величине также было изготовлено и применялось в работе много дидактических игр:

«Построим башню» ( работа на ткани), «Найдем домик для мишки», опять же работа с пирамидками, вкладышами, сортерами.

13 слайд

«Основной этап»

На данном этапе проводилась образовательная деятельность в соответствии с разработанной системой работы. Также были апробированы технологии, наиболее эффективные в сенсорном развитии; проводилось консультирование педагогов и вовлечение родителей в совместную деятельность; обогащение РППС.

В работе с детьми были использованы игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами (подбирать, складывать и т.д.); игры с прятаньем и поиском , основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предмета; игры с загадыванием и отгадыванием («Отгадай», « Что изменилось»); сюжетно-дидактические игры (различные жизненные ситуации, изображение ролей взрослого).

14-15 слайды

«Подбор и апробирование практических методов и приемов обучения сенсорным эталонам»

Формирование системы сенсорных эталонов осуществлялось в повседневной жизни, спец. играх, продуктивной деятельности, работе по развитию речи.

Проводились как индивидуальные, так и групповые формы работы;

Использовали в работе нетрадиционное оборудование ( сенсорные панели, межполушарные дорожки, колесо спецэффектов и т.д.), активно в работе применялось ИКТ. Закрепление пройденного проходило в подвижных играх, самостоятельной деятельности детей.

16 слайд

«Взаимодействие с педагогами»

Своим опытом по проблеме сенсорного развития младших дошкольников я делилась с коллегами ДОУ.

Проводила семинары-практикумы, консультации, открытые просмотры занятий.

Также тиражировала опыт в электронных СМИ, участвовала в конкурсах пед.мастерства.

17 слайд

« Взаимодействие с родителями»

Для того, чтобы сенсорное развитие окружало ребенка не только в стенах ДОУ, я провожу просветительскую работу среди родителей в различных формах. Таких, как родительские собрания, опросы, консультации, практикумы, совместно проведенные праздники и развлечения («День матери», «Играем вместе»), открытые просмотры занятий.

18 слайд

«3 этап»

Таким образом, мониторинг динамики развития по методике Г.А.Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной,  показал, что используемые формы и методы работы по сенсорному развитию младших дошкольников имеют высокую результативность.

Количество детей, имеющих трудности в усвоении сенсорных эталонов, значительно снизилось.

Большинство детей достигли среднего уровня по формированию представлений о форме и величине предметов.

19 слайд

«Диапазон личного вклада педагога»

Разработан и апробирован комплекс методического обеспечения по сенсорному развитию младших дошкольников:

- перспективный план работы по сенсорному развитию дошкольников

- серия занятий и конспектов по развитию восприятия цвета, формы и величины предметов

- консультации для родителей

- рекомендации для родителей по совместной деятельности с ребенком дома.

20 слайд

«Результативность»

Итак, проанализировав работу, можно сделать следующие выводы:

- обобщен опыт по сенсорному развитию детей 3-4 лет

- разработан план дальнейшей работы по данной проблеме

- сформированы умения определять, называть и дифференцировать основные цвета и формы

- использованы эффективные формы работы с педагогами и родителями.

21 слайд

«Транслируемость»

Своим опытом по данной проблеме я делилась с коллегами (выступление на пед.совете, проведение мастер –классов, консультирование и т.д.) и родителями (консультирование, беседы, открытые уроки и т.д.), так же размещала методические разработки на интернет ресурсах.

22 слайд

«Перспективы»

Для себя я определила дальнейшие перспективы работы:

- продолжение работы по сенсорному развитию детей

-поиск новых форм и методов работы по ознакомлению детей с формой и величиной предметов

- разработка системы работы по сенсорному развитию детей 4-5 лет

23 слайд

«Литература»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

Основным условием правильного воспитание ребенка дошкольного  возраста является обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира (Л.А. Венгер, Ш...

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

В статье рассказывается о сенсорном воспитании младших дошкольников, применямых для этого дидактических играх, их возможная классификация....

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.     ...

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.     ...

Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике» «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог года - 2017" в номинации "Воспитатель года"

Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике»    «Сенсорное развитие детей младшего  дошкольного возраста    посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог ...

Годовой план по самообразованию: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений.

Ранний  возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Потому я выбрала данное направление по...