Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
статья (младшая группа) на тему

Григурко Ирина Анатольевна

Анализ проделанной работы за год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл отчет по самообразованию20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

     Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в  пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах предметов).

     Работая в группе детей младшего дошкольного возраста, я обратила внимание на то, что дети приходят в детский сад не имея чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика, глазомер. Они не знают цвет, форму, качества предметов.

     Результаты обследования нервно-психологического развития детей показали, что большинство из них отстают в сенсорном развитии ( за норму взяли показатели, разработанные Аксариной и Печерой).

     Поэтому я решила уделять больше внимания данной проблеме. Я наметила задачи и определила перспективу работы.

     Задачи работы:

  • Создать условия в группе для обогащения зрительного сенсорного опыта детей в различных центрах активности группы.
  • Разработать и использовать в совместной деятельности с детьми игры и упражнения, направленные на обогащение слухового, обонятельного, осязательного, тактильно-двигательного чувственного опыта детей.
  • Привлечь родителей к обогащению сенсорного опыта детей через выполнение с ними различных видов заданий.

     Малыши находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом и с окружающими их вещами, познают мир через физическое взаимодействие с предметами и людьми. Поэтому, я старалась организовать жизнь детей в группе так, чтобы они чувствовали комфорт, любовь взрослых и у них была потребность к познанию.

     Потребовалось немало сил, необычных находок, чтобы создать  в группе предметно-развивающую среду, которая бы обеспечивала накопление у детей чувственного опыта.

     В помощь работе была сделана  тематическая подборка статей из журналов «Дошкольное образование», «Ребенок в детском саду», «Обруч», «Дошкольная педагогика», содержащих идеи оформления уголков. Это дало толчок к проявлению фантазии и творчества в составлении сенсомоторного уголка. Были использованы методические пособия «Первые шаги», «Самые маленькие», «Младший дошкольник в детском саду». Очень помогла мне книга Л. Мишина «Домашняя школа Монтессори».

     Оценив то, что предлагают психологи и методисты, я разделила сенсорный уголок на несколько зон:

  • игрушки для развития мелкой моторики;
  • для восприятия формы и величины;
  • для восприятия цвета;
  • для восприятия звуков;
  • для тактильных ощущений;
  • оборудование элементарных опытов.

     Я создала в группе предметно-развивающую среду, которая в значительной степени влияет на развитие мозга в раннем возрасте. Своей яркостью, новизной, необычностью созданная среда побуждает детей исследовать её, действовать в ней, развивает инициативу и творчество.

     Я подобрала игрушки , разнообразные по величине, форме, цвету – детали конструктора, куклы в разноцветных платьях, разноцветные ведерки, совки, шары.

     Учитывая, что дети данного возраста очень любят подражать взрослым, подобрала предметы, которыми пользуются дома мамы – ситечки, совочки, щеточки, губки и т.д. Придумала игры с данными предметами, например, игра «Волшебное ситечко» - дети просеивали крупы, отделяя рис от манки и пр. Разнообразный дидактический материал вызывает у детей большой интерес.

     Необходимо отметить, что сенсорный уголок мобильный, оборудование и игрушки расположены в шкафах, но я могу менять их местоположение в зависимости от темы непосредственно образовательной деятельности.

     Однако, учитывая специфику работы с детьми данного возраста, необходимо постоянное повторение задач занятий и совместной со взрослыми и в самостоятельной деятельности детей. Поэтому я подумала как буду осуществлять сенсорное воспитание детей в совместной деятельности через дидактические игры,  предметную, конструктивную деятельность и т.д.

     Дидактические игры и упражнения применяю как в качестве одного из методов проведения  образовательной деятельности, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных детьми знаний и умений.

     Для того, чтобы работа велась в системе (от простого к сложному) составила перспективны план, распределив игры по месяцам. Например, сентябрь -  дидактические игры «Цветные фоны», «Разноцветные шарики», «Закрой мышке окошко», «Подбери чашку к блюдцу», «Собираем ягоды», «Разложи шарики», «Разложи ягоды по тарелочкам» ( в сентябре использую два  цвета, в ноябре -  уже три). Дидактические игры «Собери пирамидку», «Разноцветные шарики», «Просеивание через сито».

     Частым гостем у детей была обезьянка Анфиса. С ее помощью я вводила игровую проблемную ситуацию: Анфиса пролила воду прямо на стол. Что делать? Предлагаю детям взять губки и собрать воду в чашку. Анфиса просыпала крупу – дети берут щетку,  совок и  сметают крупу в банку.

     Сначала действия детей были неловкими. Они не могли держать ситечко, совок, не могли сметать со стола щеткой, трудно им было собирать воду губкой, а затем отжимать ее. Постепенно эти навыки стали все более уверенными. Если дети испытывали трудности в усвоении цвета, формы, связи между свойствами предметов, то я исправляла ошибку, не требуя от детей специального запоминания. В этом случае я использовала эффективный прием – любое понятие я связывала в представлении малыша с реальным предметом, для которого данный признак является характерным (предмет круглой формы – мяч, прямоугольны – кирпич, треугольны – крыша).

     Вся моя работа не могла бы быть столь плодотворной, если бы  я не смогла заинтересовать родителей. Очень много пособий, игр, тренажеров мы изготовили только благодаря помощи родителей.

     Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование дидактических игр способствует развитию познавательной активности детей, помогает развивать их представление об окружающих предметах, учит выделять особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа. Развивается речь детей.

      Список используемой литературы:

  1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 1997 год.
  2. Бабаева Т.И., Крулехт М.В., Михайлова З.А. Младший дошкольник в детском саду. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007 год.
  3. Зворыгина Е.В., Карпинская Н.С. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – М.: Просвещение, 1985 год.
  4. Лямина Г.М. Воспитание детей раннего  возраста. – М.: Просвещение, 1976 год.
  5. Мишин Л., Мадышева Е. Домашняя школа Монтессори. Изд. Карапуз, 1996 год.
  6. Печера К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: ВЛАДОС, 2004 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

Основным условием правильного воспитание ребенка дошкольного  возраста является обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира (Л.А. Венгер, Ш...

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

В статье рассказывается о сенсорном воспитании младших дошкольников, применямых для этого дидактических играх, их возможная классификация....

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.     ...

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.     ...

Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике» «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог года - 2017" в номинации "Воспитатель года"

Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике»    «Сенсорное развитие детей младшего  дошкольного возраста    посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог ...

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

laquo;Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь...

Инновационный педагогический опыт «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

laquo;Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь...