Учим детей рассказывать сказки. (Из личного опыта педагога)
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Чтение и проигрывание с детьми сказококазывает самое благотворное внимание на речь. Стимулирует желание говорить, как герои сказок, окрашивать реплики выражениями голоса. Развивается и эмоциональная сосставляющая речи, чувства ритма и рфмы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-
ДЕТСКИЙ САД № 158 ГОРОДА ТЮМЕНИ
Рекомендации педагогам из личного опыта.
Воспитатель высшей категории
Мясникова Е.А.
Учим детей рассказывать.
Все мы знаем, что «речь это инструмент мышления и общения для человека», и с детства мы учим ребёнка связно и последовательно излагать свои мысли. Умение рассказывать, выражать своё мнение помогает ребёнку преодолевать молчаливость и застенчивость, быть общительным, уверенным в своих силах.
Обучение дошкольников рассказыванию – сложный и длительный процесс, требующий разностороннего подхода и разнообразия в методах и приёмах.
Передо мной стояло два пути:
Первый – это взять определённую программу, а их не мало, в которой педагог помогает ребёнку находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко - и словопроизношения.
Второй – найти что ни будь, интересней для ребёнка и проще для меня.
Встал вопрос, как заинтересовать и что может стать предметом «разговаривания» с дошкольником? Конечно же сказка, простая, понятная детям, самобытная, народная.
Но передавать характер изложения, сказки, доносить до слушателя основную мысль ребёнок учиться у взрослого. Поэтому, как писал Т.Харрис: «Лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям.»
«Десять советов для родителей, как рассказывать детям сказки»
По материалам сайта: telegraph.co.uk:
- Прежде чем начать рассказывать или читать сказку постарайтесь создать располагающую атмосферу. Ребенок должен чувствовать вашу интонацию и видеть мимику лица. В течение первых 30 секунд попробуйте имитировать звуки ветра, скрип дверей или вой совы. Впишите начало рассказа в это аудиальное действо, чтобы привлечь внимание вашего ребенка и заинтересовать его.
- После первых вводных строк спросите своего малыша, может ли он предположить или же догадаться, о чем будет эта история и что в ней может произойти. Предполагаемое развитие событий помогает детям в последующем лучше понять саму историю и все нюансы с ней связанные.
- После этого можете начать с привычных строк: «Давным-давно», «В некотором царстве, в некотором государстве…» или «В одной далекой стране…» Рассказывать нужно тихо, спокойно, не торопясь, делая паузы, четко проговаривая звуки. Дикция должна быть правильной, понятной.
- Чтобы помочь ребенку чётче представить героев сказки, опишите главных персонажей, используя колоритные сравнения, к примеру: «У нее были длинные пряди волос соломенного цвета» или «Его голос был низким, как у медведя».
- По мере развития сюжета добавляйте в свое повествование различного диапазона возгласы, шумы и необычные звуки, чтобы история стала более оживленной. Чем больше вы вовлечены в процесс, тем больше удовольствия получит и ваш ребенок. Нельзя рассказывать сказку ребенку, думая о своих бытовых проблемах. Нужно отключиться на это время от всех домашних дел и посторонних предметов. Взрослый должен сам прочувствовать сказку, погрузившись в ее мир, тогда он расскажет её малышу с большим чувством, расстановкой и с упоением.
- Примерно посредине сказки активизируйте свой внутренний потенциал, описывая самую захватывающую часть истории. Жесты, мимика, тембр голоса – всё это имеет немаловажное значение. Ведь малыш все чувствует, запоминает и повторяет. Говорите одни реплики громче, другие чуть тише, некоторые фрагменты сказки можно воспроизвести, припеваючи. Пронзительный взгляд или характерное выражение лица может придать большую выразительность вашему голосу.
- Не забудьте изменять тембр своего голоса, подстраиваясь для разных персонажей. Например, перейти на высокий фальцет, озвучивая фею, или же низкий бас для устрашающего дракона.
- Ближе к концу сказки вы должны замедлить темп своего повествования и использовать более тихий голос. Интонационно ваш ребенок должен осознавать, что история подходит к финалу. Ваш голос должен быть ровным, нежным и ласковым. Это успокоит и расслабит малыша, повышая его сонливость.
- Когда история подойдет к концу, поинтересуйтесь у своего ребенка, что ему больше всего запомнилось и понравилось. Так вы поймете, как ребенок понял и усвоил сказку, его впечатления, и на что обратить большее внимание при следующем рассказе. Иногда у детей могут возникнуть вопросы. Постарайтесь ответить на все из них, поскольку малыш может не спать, мучаясь от любопытства.
- Часто дети слушают одну и ту же сказку по нескольку раз. И если ваше чадо просит рассказать сказку уже в пятый или шестой раз, то не отказывайте ему, т.к. при каждом рассказе он улавливает все больше мелких деталей, и только при многократном прослушивании он добирается до глубинного смысла. Помните, что в сказках всегда присутствует добро и зло, и ребенок должен понимать, что добро должно побеждать зло. Должен отличать хороших героев от плохих. Именно со сказок малышу прививается тяга к добрым делам. Это ему поможет в дальнейшей жизни, в период становления личности и выбора своего пути.
Получив опыт заинтересованного слушателя, ребёнок может перейти в роль рассказчика, да не просто в рассказчика, а в актёра – рассказчика, если ему предложить маленькие настольные фигурки героев или колпачки на палец.
Рассказываем сказку «Репка»
Дети садятся в полукруг, ребёнок - рассказчик достаёт фигурки героев и с помощью воспитателя рассказывает сказку.
Цель: Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре; развивать умение произносить выразительно реплики героев. Расширять словарный запас. Учить последовательно пересказывать события в сказке.
Способствовать умению детей имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя средства выразительности – мимику, жест, движение.
Далеко не все дети охотно согласятся на роль рассказчика, особенно первое время. На помощь мне приходит методика Щеткина А.В.,
«Театральная деятельность в детском саду». Ежедневно в кругу со всеми детьми в кругу я провожу театральные этюды, игры, подробно описанные в его книге.
Вот, например, одна из них:
Цель. Развивать умение детей произвольно реагировать на команду, снимать зажатость и скованность, согласовывать свои действия с другими ребятами.
Ход занятия
1. Работа над техникой речи.
2. Игра «Семь сыновей».
Дети встают в круг. Педагог проводит артикуляционную и дыхательную гимнастику, упражнения по технике речи.
Игра «Семь сыновей».
Дети выбирают водящего, повязывают ему платком голову и ставят в средину круга. Все играющие двигаются по кругу, взявшись за руки, и поют:
У одной бедной старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Все без бровей,
С большими ногами,
С длинными ушами,
Ничего не ели,
А все только пели,
Скакали да играли!
Как?
Все останавливаются и опускают руки на слова: «Делали все вместе так!» Водящий, изображающий старушку, быстро делает какое-нибудь движение или принимает смешную позу. Все играющие должны повторить это движение или позу, какую принял водящий.
Того, кто зазевался или делает что-то не так, как следует, старушка наказывает: заставляет обежать круг или поскакать на одной ноге. Затем выбирается новый водящий на роль старушки, игра продолжается.
Вместо наказания можно сделать «провинившегося» водящим; а бывший водящий встает в круг. Каждый новый водящий получает от предыдущего, как эстафету, платочек на голову.
Игра проходит под мелодию русской песни на две четверти или четыре четверти, например, «Во саду ли, в огороде». Игра повторяется 3–4 раза. Педагог отмечает лучших игроков.
Дети в игре проговаривают или поют слова хором, а затем ребёнок, пожелавший это сделать сам.
Задача педагога вовлекать всех, даже самых застенчивых. Учить говорить, так, чтоб тебя слушали трудно, но только в игре, в непринуждённой обстановке и по желанию у детей будет развиваться и речь, и словарный запас, и выразительность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников (из личного опыта педагога).
.Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников (из личного опыта педагога). Развитие математических способностей - это важная часть интеллектуального...

Распространение личного опыта педагога-психолога по сопровождению семей
Материал для проведения групповой консультации педагога-психолога для педагогов ДОО по классификации, типологии семей, сопровождению семей и особенностей сопровождения семей с детьми с ОВЗ с при...
Консультация для родителей детей с ТНР "Учим детей рассказывать"
Консультация для родителей детей с ТНР "Учим детей рассказывать"...

Учим детей рассказывать сказки
Все мы знаем, что «речь это инструмент мышления и общения для человека», и с детства мы учим ребёнка связно и последовательно излагать свои мысли. Умение рассказывать, выражать своё мнение...

Мнемотаблицы. Учим детей рассказывать сказки.
Наличие зрительного плана-схемы делает сказки четкими,связными и последовательными....
Консультация для педагогов "Учим детей рассказывать"
Как научить ребенка грамотно и красиво рассказывать о пережитых событиях, пересказать сказку, составить рассказ по картинке, общаться со сверстниками и взрослыми? Развитие связной речи – о...

