Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников (из личного опыта педагога).
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Миронова Ольга Викторовна

.Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников (из личного опыта педагога). Развитие математических способностей - это важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольников/

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Миронова О.В., воспитатель 

                                         ГБДОУ детский сад №90 Фрунзенского района  

                                                                                         Санкт-Петербурга 

 

Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников

(из личного опыта педагога).

Развитие математических способностей - это важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольников. Математические представления являются средством математического развития ребенка. Выделяют пять видов математических представлений: количественные, величинные, геометрические, пространственные и временные. При формировании элементарных математических представлений у детей выделяются следующие главные задачи:

- приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основе математического развития;

- формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

 - формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании;

 - овладение математической терминологией;

 - развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка.

Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной работы должно, в том числе обеспечивать развитие первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).  Очень важно правильно найти форму организации детей:

 - экспериментирование;

- игра-эксперимент;

- опыты;

- игровые ситуации;

 - проблемно-игровые ситуации и их варианты;

 - соединение игр (многовариативность);

 - игры-проекты (специально конструируются). 

Математика – наука сложная, точная. Дошкольники часто с трудом осваивают математические понятия, не любят решать логические задачи, что приводит к потере интереса. Соответственно следует учитывать физические и психические особенности ребенка, нужно не только привлекать детей к совместному решению учебных задач, но и грамотно подводить к самостоятельным выводам, через решение примеров проблемных ситуаций. Создание таких ситуаций часть условий, в которые рекомендуется ставить дошкольников, чтобы развивать закономерность логического мышления, стимулировать продуктивное мышление и повышать уровень мышления в целом. При этом важно чтобы по итогам занятий дети понимали сущность явлений и сами математические понятия. Я стараюсь так вести образовательный процесс, чтобы было выслушано мнение каждого ребёнка, а решение задачи находилось путём совместных усилий детей. Для наиболее продуктивного развития математических представлений я обращаюсь к этой теме при каждом удобном случае, например, во время рисования рисунков с геометрическими фигурами, применимо ко многим предметам можно акцентировать внимание детей на числе, размере, количестве, развивая счетные навыки, пространственные и временные понятия. В различных подвижных играх могут использоваться знания дошкольников об измерениях величин предметов. Не меньше для закрепления математических представлений используются дидактические игры, основанные на систематичности, последовательности, постепенности и т.д. Самостоятельная поисковая деятельность дошкольника обязательно сопровождается другими видами обучения. Таким образом, я в педагогическим процессе, использую все виды деятельности для развития у дошкольников математических способностей.
Знакомить детей с миром геометрических фигур можно так же с помощью развивающих игр, использовать которые можно как в организованной образовательной деятельности детей, так и в свободное время. К таким играм относятся: «Формы», «Геометрическая мозаика». Эти игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических фигур. Знакомя с геометрическими фигурами, используем словесную игру «Пара слов». Мы говорим «Круг». Помимо этого детям очень нравится играть в дидактические игры«Назови лишнюю фигуру»; «Подбери заплатку»; «Найди крышку каждой коробочке»; «Геометрическое лото»; «Назови фигуры». Очень часто использую игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложняются: предлагаем детям составить 2 равных квадрата из 7 палочек, квадрат из двух палочек, используя угол стола. В своей работе я использую множество упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. В игровые комплексы обязательно включаю музыку, физминутки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук.

Список Литературы.

1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2003.

 2. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

3. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ /под ред.О.В. Дыбиной - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников ( из опыта работы педагога)"

      В данной статье говорится о том,  что процесс размышления  начинается  с  проблемной  ситуации,  которая  побуждает  ребёнка ...

Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников ( из опыта работы педагога)

В статье обобщен педагогический опыт по использованию  современных образовательных технологий проблемного обучения детей в процессе формирования элементарных математических представлений у детей ...

Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников (из опыты работы педагога)

Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников (из опыты работы педагога) «Не подражать, открывать-вот, что такое образование», сказал Дж. Криш...

Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников ( из опыта)

В статье я раскрываю понятие дошкольного возраста, характеризуя его через особенности развития психических процессов, через основной вид деятельности. Также раскрывается понятие математических с...

Решение проблемных задач, как условие развития математических способностей дошкольника

Решение проблемных задач, как условие развития математических способностей дошкольника...