Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников ( из опыта работы педагога)
статья по математике (старшая, подготовительная группа) на тему
В статье обобщен педагогический опыт по использованию современных образовательных технологий проблемного обучения детей в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольно возраста. Данный материал будет полезен педагогам дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_problemnyh_zadach.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение проблемных задач как условие развития
математических способностей дошкольников
( из опыта работы педагога)
Развитие математических способностей является важной частью интеллектуального и личностного развития дошкольника. Под формированием элементарных математических представлений многие авторы понимают целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Математические представления являются средством математического развития ребенка.
Но современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. И в этих условиях математическое развитие дошкольников не может сводиться только к обучению счёту, измерению и вычислению. Мы не можем использовать приёмы передачи готовых знаний детям, излагать им сведения и истины. Сегодня особую ценность приобретает развитие способности детей самостоятельно и творчески мыслить.
Давайте представим себе следующую картину: все дети сосредоточенно решают предложенную задачу. Педагог уже третий раз повторяет ребенку одну и ту же фразу: «Думай, думай!». Ребенок поднимает глаза и спрашивает: «А как думать?». Очевидно, что научить ребенка думать можно лишь в ситуации, которая требует осмысления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи и открытию мира математики. Дети дошкольного возраста - исследователи сами по себе. Они хотят новых впечатлений, любознательны, постоянно проявляют желание экспериментировать, самостоятельно ищут истину.
Процесс размышления начинается с проблемной ситуации, которая побуждает ребёнка к активному поиску новых средств и способов решения задач (ТРИЗ) и открытию мира. Поэтому педагог ставит перед собой задачу найти пути «обучения» детей, чтобы это обучение было проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской работы, основываясь на научных изысканиях, и при самостоятельном детском творческом поиске. В нашей практике - это очень сложный вопрос, т.к. мы стремимся дать детям готовые решения, отвечаем и объясняем за них, зачастую не даём детям подумать и поискать решение.
Сегодня ставится вопрос о том, чтобы дети с помощью педагога сами находили правильные решения поставленных проблем. В процессе той или иной ситуации, в которую педагог ставит детей, они продолжают овладевать навыками самоконтроля и самооценки. К концу обучения у детей должен быть сформирован определенный запас знаний и умений. Но самое главное, дети учатся думать, рассуждать, самостоятельно решать предложенные им задачи. Вживаясь в ситуацию, ребенок сам становится действующим лицом, повышается эффективность обучения. Самое главное - дети входят в мир цифр через увлекательные игры, а обучение не покажется трудным и скучным. Решая проблемную ситуацию, ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливает сходство и отличие. Так он открывает мир чисел, фигур и линий. Анализируя маленькие проблемные ситуации, которые перед ним ставят, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию и принимать чужую. Мы должны сделать путешествие ребенка в мир математики увлекательным и полезным.
Для того, чтобы правильно поставить и успешно разрешить проблему, необходимо разделить деятельность педагога и деятельность ребёнка. Деятельность педагога предполагает создание проблемной ситуации, формулировку проблемы, управление поисковой деятельности детей, подведение итогов. Деятельность ребёнка включает в себя «принятие» проблемной ситуации, формулировку проблемы, самостоятельный поиск, подведения итогов.
Выделяют 3 уровня реализации исследовательского обучения:
1.Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику его решения. Само решение предстоит найти ребёнку самостоятельно.
2.Педагог ставит проблему, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно (могут быть и коллективные пути решения).
3.Дети ставят проблему и сами решают её (высший уровень).
Процесс постановки и решения проблемной ситуации состоит из следующих этапов:
-постановка, формирование проблемы;
-выдвижение предложений и гипотез;
-подведение итогов, вывод.
Различные приёмы решения проблемных ситуаций помогут организовать поисковую деятельность. Это:
- система вопросов, переформулирование условия задачи;
- наводящие задачи или задачи-подсказки;
- цепочка наводящих вопросов;
- готовый вариант решения.
Очень важно правильно найти форму организации детей:
- экспериментирование;
- игра-эксперимент;
- опыты;
- игровые ситуации;
- проблемно-игровые ситуации и их варианты;
- соединение игр (многовариантность);
- игры - проекты (специально конструируются).
В своей педагогической деятельности работу с детьми я стараюсь организовывать, следуя вышесказанному, т.е. ставлю перед детьми задачу и предлагаю найти решение. В общении с детьми предпочитаю задавать вопросы: «Как ты думаешь?», «Какими будут твои предположения?», «А как думает Лена?», «У нас есть несколько версий по одному и тому же вопросу, давайте разберёмся, что верно, а что нет, или совершенно ошибочно». Детям очень нравится рассуждать, они с удовольствием решают ту или иную проблему, высказывают своё мнение, не боятся ошибиться, т.к. понимают, что все высказывания будут приняты, и мы найдём истину. Детям нравится рассуждать, они с удовольствием решают ту или иную проблему, высказывают своё мнение, не боятся ошибиться, т.к. понимают, что все высказывания будут приняты, и мы найдём истину.
Например, однажды я спросила: « Как вы считаете, зачем нам нужен ноль?» Ребята начали высказывать свои предположения: «Ноль нам не нужен, он ничего не обозначает. Он ничего не значит, ничего нет. Если взять ноль конфет, то у меня ничего нет». Тогда я предложила мальчикам взять 0 яблок, а девочкам – показала цифру 10 и предложила взять столько же яблок; а далее - обозначить количество яблок цифрой. И тогда дети ответили: «Когда мы пишем 10, там есть ноль, без нуля мы не можем обозначить число 10 цифрой 10». Так ребята убедились, что ноль очень важен при написании чисел.
При постановке проблемы дети более активны, у них вырабатывается умение находить выход из сложных ситуаций в повседневной жизни, в игре, в отношении с друзьями и взрослыми. Сам процесс познания превращается в игру, т.к. мы становимся исследователями, умниками и умницами, а иногда превращаемся в « первооткрывателей и учёных».
При организации и проведении НОД по формированию элементарных математических представлений, а также в процессе всей деятельности с детьми, стараюсь общаться так, чтобы ребёнок имел возможность думать, рассуждать, экспериментировать, пробовать, решать и доводить начатое до логического завершения. И это даёт свои результаты. Дети нашей группы умеют общаться со сверстниками и взрослыми, с интересом занимаются разнообразными видами деятельности в течение дня, понимают и принимают организованные формы работы, а также умеют организовать себя и группу детей на игру и совместную деятельность в группе и на прогулке.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, требование современной действительности, я формирую и обогащаю объём развивающего материала по формированию математических представлений игровыми методами. Например: в сюжетной игре «Магазин» ребёнок пересчитывает предметы, записывает свои подсчёты, взвешивает, считает деньги, пользуется кассой.
В игре «Транспорт» ребёнок устанавливает маршруты и рейсы самолётов, автобусов и других машин, вычерчивает схемы дорог, ориентируется в пространстве, учится пользоваться светофором и переходами, усваивает правила дорожного движения.
Большой интерес вызывают у детей проблемно-игровые ситуации, которые предлагаются и на занятиях, и в повседневной жизни. Проигрывается целый ряд ситуаций, например: «Как Белоснежка считала Гномов?», «Который Гномик будет вратарем?», «Как Незнайка научился считать?». С помощью этих и других ситуаций дети знакомились с порядковым и количественным счетом, правилами счета и отсчета. В ситуациях «Сколько детей в группе?», «Кого больше?» - со счетом предметов парами. «О чем говорят числа», «Как Том и Джерри играли в числа» - помогли разобраться в образовании чисел, отношениях «больше», «меньше». Ситуация «Паучки» помогла нам с геометрическими формами. Главное, детям было интересно, а все ситуации можно было проиграть, увидеть результат.
В дальнейшем, в своей работе я планирую продолжать работу по развитию математических способностей детей с помощью решения проблемных ситуаций, использовать в работе с детьми ТРИЗ - технологию; поднимать детей вверх по интеллектуальной лестнице с помощью блоков Дьенеша и палочек Кюизенера; придумывать математические задачи, сказки, в которых дети становятся участниками действий, где, ошибаясь, находят верные выходы из проблемных ситуаций.
Литература:
1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2003.
2. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
3. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ /под ред.О.В. Дыбиной - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
4. Михайлова З.А., А.Носова Е.А., Столяр А.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
5. Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
6. Стожарова М.Ю., Михалева С.Г. Формы организации математической деятельности детей старшего дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 1. - С. 70-75.
7. Соломенцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб., 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников ( из опыта работы педагога)"
В данной статье говорится о том, что процесс размышления начинается с проблемной ситуации, которая побуждает ребёнка ...
Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников (из опыты работы педагога)
Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников (из опыты работы педагога) «Не подражать, открывать-вот, что такое образование», сказал Дж. Криш...
Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников ( из опыта)
В статье я раскрываю понятие дошкольного возраста, характеризуя его через особенности развития психических процессов, через основной вид деятельности. Также раскрывается понятие математических с...
Решение проблемных задач, как условие развития математических способностей дошкольника
Решение проблемных задач, как условие развития математических способностей дошкольника...
Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников (из опыта работы педагога) Консультация для воспитателей
Развитие математических способностей детей среднего и старшего возраста....
Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников (из личного опыта педагога).
.Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников (из личного опыта педагога). Развитие математических способностей - это важная часть интеллектуального...
- Мне нравится (1)