Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников (из опыты работы педагога)
статья по математике на тему

Метёлкина Наталья Викторовна

Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников (из опыты работы педагога)

 

«Не подражать, открывать-вот, что такое образование», сказал Дж. Кришнамурти. Решая проблемную ситуацию, ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливает сходство и отличие. Так он открывает мир чисел и фигур. Анализируя маленькие проблемные ситуации, которые перед ним ставят, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию и принимать чужую. Мы должны сделать путешествие ребенка в мир математики увлекательным и полезным.

Ежегодно, начиная с младшего возраста, мы проводим диагностику. Я обратила внимание на то, что дети отличаются пытливым умом, с интересом откликаются на ситуации, вносят свои коррективы, быстро реагируют на вопросы, дают пояснения, с удовольствием играют в настольные игры: «Развивающее лото», «Ассоциации». Дети усидчивы, умеют играть по правилам, объяснять свои поступки, действия. Стало ясно, что для этих детей нужно вносить что-то новое, что вызовет больший интерес. Увидела, что с интересом дети восприняли символическую аналогию, так в умывальной комнате появились алгоритмы умывания.

С символистической аналогией мы часто сталкиваемся в жизни. Речь записывается буквами-символами звуков; количество-цифрами ; детям дают мозаику и предлагают составить символическое изображение предмета. Графической аналогией я подвела детей к умению выделять в образе самое главное. Ставила перед собой цель: выработать богатое воображение, способность к преобразованиям, развивать мышление нестандартным образом. Начала с самого простого; играли в игру «Что в круге?». Так дети научились условному изображению любых предметов, умению их классифицировать. Дети получили возможность высказывать свои идеи, появился большой простор для фантазии. Главная цель игры, показать детям, что разные предметы можно обозначать одинаковыми геометрическими фигурами, или не любой фигурой, а той формой, которая напоминает их, например; овощи- круг; мебель, книги похожи на квадрат; люди-треугольник. Так закрепились умения видеть абстрактный образ объекта.

Проводились с детьми сюжетно-дидактические игры математического содержания, отражающие бытовые явления («Магазин», «Детский сад», «Поликлиника», «Путешествие» и другие, общественные события и традиции («Встреча гостей», «Праздник пришел», «Поход в театр»). Дети становились участниками, получали от игр эмоциональное удовлетворение, имели возможность контролировать как свои действия, так и действия товарищей; решали ту, или иную проблемную ситуацию. Игровые задачи решались непосредственно на основе усвоения математических знаний и предлагались детям в виде несложных игровых правил. На занятиях и в самостоятельной деятельности детей проводились подвижные игры математического содержания («Медведь и пчелы», «Ручейки», «Найди свой домик», «В лес за елочками» и другие).

В практике работы имеет положительный опыт организации «педагог-дети». Я ставила перед детьми задачу, а дети, при выполнении заданий научились контролировать свои действия, анализировать их и оценивать. Взаимодействие детей друг с другом способствуют развитию познавательного интереса, преодолению страха перед неудачей, возникновению потребности обратиться за помощью, стремлению самому оказать помощь товарищу, осуществлению контроля своих действий, умению разрешать конфликты, а самое главное воспитанию чувства сопереживания и взаимоуважения.

Большой интерес вызвали у детей проблемно-игровые ситуации, которые предлагались как на занятиях, так и в повседневной жизни. Проигрывался целый ряд ситуаций; «Как Белоснежка считала Гномов?», «Который Гномик будет вратарем?», «Как лягушонок научился считать?». С помощью этих и других ситуаций дети знакомились с порядковым и количественным счетом, правилами счета и отсчета. В ситуациях «Сколько детей в группе, «Кого больше?», со счетом предметов парами. «О чем говорят числа»», «Как Том и Джерри играли в числа»,- помогли разобраться в образовании чисел, отношениями «больше»,«меньше». Ситуация «Паучки»,-помогла нам с геометрическими формами. Главное, детям было интересно, а все ситуации можно было проиграть, увидеть результат.

В своей работе я неоднократно обращалась к технологии ТРИЗ. Реализация творческих способностей основана на использовании человеком различных методов творческого мышления. Самый простой из них метод проб и ошибок («А что, если сделать так?»). Это древнейший метод поиска нового. Но без него не обойтись. На своей практике я поняла, что метод проб и ошибок для детей каждый раз открытие. Предложение подумать, догадаться, придумать свой вариант решения проблемы повышает интерес, стимулирует познавательную активность. Главным вопросом в педагогике стал вопрос о формировании творческой личности. Роль взрослого-роль «направляющего», задача которого дать ребенку реальную возможность овладеть разнообразными способами получения знаний, умений, необходимых для того, чтобы стать личностью развитой, мыслящей, способной адаптироваться к любым жизненным ситуациям, не пасующей перед неудачами, т. е. творческой личностью. ТРИЗ не дает универсальных рецептов, тем более готовых конспектов занятий и разработок, поэтому каждый ребенок проявляет здесь себя как индивидуальность,находит неожиданные решения проблем. На таких занятиях дети не устают, активны, потому, что им приходится заниматься поисковой деятельностью, не по принуждению, не сидя за столами. Возникает положительный эмоциональный настрой от процесса поиска. Дети чувствуют сотворчество взрослого и ребенка. Игры «Хорошо, плохо», «Системный оператор», подвели детей к выявлению противоречий, формулированию его решений с помощью алгоритмов. Дети чувствуют радость от сделанного открытия, видят продукт его творчества, зримый, ощущаемый. Они научились импровизировать, выдавать оригинальные решения.

На следующем этапе работы мы познакомились с логическими блоками Дьенеша и палочками Кьюизенера, которые нашли отражение в программе развития и воспитания детей «От рождения до школы».Сначала я дала детям самостоятельно ознакомиться с этими пособиями. Дети использовали их по-своему усмотрению в разных видах деятельности. Таким образом, дети установили, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Затем мы приступили к играм и упражнениям. Я была равноправным участником всех игр и упражнений, ошибалась вместе с детьми, не спешила указывать детям на ошибки, давала возможность найти их самим или с помощью товарищей, исправлять их. Игры и упражнения с блоками и палочками предлагала на занятиях, в свободные часы, дополняла другими развивающими играми и игровыми заданиями, насыщала новыми игровыми элементами (игровыми задачами, действиями, сюжетами, ролями, это помогает детям преодолеть интеллектуальные препятствия.

В нашей группе сложилась традиция: создавать такие ситуации, из которых дети совместно должны найти выход, дети настраиваются на самоанализ, совместный поиск правильного решения.

Итак, игры и игровые ситуации, эксперименты и манипуляции, проблемные вопросы и создание проблемных ситуаций в совместной деятельности с детьми являются важным эффективным средством, способствующим овладению счетными умениями, элементарными математическими знаниями, необходимыми для дальнейшего умственного развития детей.

В дальнейшем, в своей работе, планирую продолжать работу по развитию математических способностей детей с помощью решения проблемных ситуаций, использовать часто «буксующий» в работе с детьми ТРИЗ; поднимать детей вверх по интеллектуальной лестнице с помощью блоков Дьенеша и палочек Кьизеньера; придумывать математические задачи, сказки, в которых дети становятся участниками действий,где, ошибаясь, находят верные выходы из проблемных ситуаций.

 

Литература

  1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М.: ВЛАДОС,2003. 
  2. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ /под ред.О.В. Дыбиной - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2012. 
  3. Михайлова З.А. А.Носова Е.А., Столяр А.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. 
  4. Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. 
  5. Стожарова М.Ю., Михалева С.Г. Формы организации математической деятельности детей старшего дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 1. - С. 70-75. 
  6. Соломенцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб., 2003г.
  7.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников ( из опыта работы педагога)"

      В данной статье говорится о том,  что процесс размышления  начинается  с  проблемной  ситуации,  которая  побуждает  ребёнка ...

Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников ( из опыта работы педагога)

В статье обобщен педагогический опыт по использованию  современных образовательных технологий проблемного обучения детей в процессе формирования элементарных математических представлений у детей ...

Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников ( из опыта)

В статье я раскрываю понятие дошкольного возраста, характеризуя его через особенности развития психических процессов, через основной вид деятельности. Также раскрывается понятие математических с...

Решение проблемных задач, как условие развития математических способностей дошкольника

Решение проблемных задач, как условие развития математических способностей дошкольника...

Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников (из личного опыта педагога).

.Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников (из личного опыта педагога). Развитие математических способностей - это важная часть интеллектуального...