Главные вкладки

    Игры и игровые упражнения в коррекционной работе учителя-логопеда с применением биоэнергопластики.
    материал по развитию речи (старшая группа)

    Лукашова Светлана Макаровна

              Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков  Е. И. Кольцовой отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики и стимулирующая роль тренировки тонких движений пальцев. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дидактические игры по технологии «биоэнергопластика»

    Цели: учить широко открывать рот; синхронизировать движения раскрытого рта и кистей руки; развивать подвижность губ, челюстей, языка. Биоэнергопластика первично активизирует естественное распределение биоэнергии в организме, интеллектуальную деятельность ребенка, развивает координацию движе6ний и мелкую моторику. Для того чтобы детям было интересно выполнять эти упражнения, можно и нужно их обыграть.

    Д/игра «Лягушки на болоте:

    Дети одеты в маски лягушек. На болоте сидит лягушка (игрушка) и показывает, как она ловко ловит язычком мошек и комаров. Дети выполняют заданные упражнения и повторяют их многократно. Лягушка следит за четкостью выполнения движений.

    Д/игра «В гостях у Самоделкина»:

    Грустная девочка спешит к Самоделкину, потому что у нее сломалась кукла, она не может говорить. Самоделкин дает задание кукле и просит его выполнить девочку. Упражнения повторяются многократно. Девочка благодарит Самоделкина и спешит домой.

    Д/игра «У врача»:

    Упражнения для челюстей, для губ, для языка. Первично врачом становится логопед. Он одет в белый халат, на шее – фонендоскоп. Дети приходят со своими мамами (тоже дети) на прием, рассказывают, что их беспокоит. При этом врач просит раскрыть ротик в нужной позиции. Для того, чтобы горлышко было здорово, нужно повторить упражнение несколько раз. Затем дети становятся врачами и выполняют со своими пациентами нужные упражнения, согласно правилам.

    Артикуляционно-пальчиковая гимнастика

    со стихотворным текстом

    Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

    Условия, обеспечивающие эффективность артикуляторной гимнастики.

    1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

    2. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

    3. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

    4. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

    Бегемотик

    Цель: выработать умение удерживать открытый рот в течение нескольких секунд.

    Описание артикуляционного упражнения.

    Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

    На счет «один» открыть рот на расстояние ширины 2 – 3 пальцев, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних зубов. Удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.

    Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

    Широко открыли ротик –

    Получился «бегемотик»,

    А затем закрыли рот –

    Отдыхает «бегемот».

    Описание движений кисти и пальцев руки.

    Исходное положение – кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем и согнуты в нижних фалангах, ладонь направлена вниз.

    На счет «один» большой палец опускается вниз, 4 сомкнутых пальца поднимаются вверх. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.

    Лягушка 

    Цель: выработать умение удерживать губы в улыбке в течение нескольких секунд.

    Описание артикуляционного упражнения.

    Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт, губы сомкнуты.

    На счет «один» улыбнуться, зубы не обнажать. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.

    Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

    Превратили нас в лягушек – 

    Дотянулись мы до ушек. 

    Дотянулись, улыбнулись,

    А затем домой вернулись.

    Описание движений кисти и пальцев руки.

    Исходное положение – кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.

    На счет «один» немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направлены вверх. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 – 5. Повторить 4 – 5 раз.

    Хоботок

    Цель: выработать умение вытягивать губы вперед, удерживать в таком положении несколько секунд.

    Описание артикуляционного упражнения.

    Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

    На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать «хоботок» под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.

    Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

    Вытянул слоненок хобот,

    Поиграть нам предложил.

    Губы «хоботком» сложили,

    Со слоненком подружились.

    Описание движений кисти и пальцев руки.

    Исходное положение – кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.

    На счет «один» согнуть в нижних фалангах 4 пальца и сомкнуть с большим пальцем руки. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.

    Чашечка

    Цель: выработать умение удерживать язык с загнутыми вверх передними и боковыми краями.

    Описание артикуляционного упражнения.

    Исходное положение – сидя на стуле пред зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

    На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получился «ковшик». Удерживать язык в таком положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.

    Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

    Эту чашечку, дружок,

    Сделал ловкий язычок.

    Нужно нам как можно дольше.

    Подержать вот этот ковшик.

    Описание движений кисти и пальцев руки.

    Исходное положение – кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения ладонью вверх, пальцы сомкнуты и слегка согнуты в нижних фалангах.

    На счет «один» сомкнутые пальцы согнуть в области нижних и средних фаланг и немного поднять кончики вверх удерживать ладонь в форме ковшика под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.

    Грибок

    Цель: выработать подъем языка вверх, тренировать подъязычную связку.

    Описание артикуляционного упражнения.

    Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

    На счет «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и присосать к небу, кончик языка должен находиться у верхних передних зубов. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.

    Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

    Вверх подняли язычок,

    Стал похож он на грибок.

    Мы подержим так немножко,

    А затем потянем ножку.

    Описание движений кисти и пальцев руки.

    Исходное положение – кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.

    На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами согнуть в области нижних фаланг  и удерживать в форме «ковшика» под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.

    Список использованной литературы:

    1. Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика[Текст] / Методическое пособие.  Т.В. Будённая.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.-64 с.

    2. Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.  М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.-95 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда по ФГОС. Применение метода биоэнергопластики и кинезиологии на логопедических занятиях.

    В материале представлены описания методов биоэнергопластики и кинезиологии, которые успешно применяются на логопедических занятиях....

    Применение технологии «биоэнергопластика» в коррекционной работе учителя-логопеда

    В этой статье bзучается технология "биоэнергопластика", как инновационный метод развития мышц артикуляционного аппаратара.  Представлены  этапы и последовательность коррекционной р...

    "Применение метода биоэнергопластики в коррекционной работе учителя-логопеда"

    Эта работа будет интересна как учителям-логопедам, так и воспитателям логопедических групп....

    Кинезиологические упражнения в коррекционной работе учителя-логопеда

    Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Польза, которую приносят эти упражнения, колоссальная. Ребенок не только становитс...

    Использование технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда ДОО .

    Использование технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда   ДОО ....

    Консультация для педагогов:"Применение технологии «биоэнергопластика» в коррекционной работе учителя-логопеда на логопункте".

    Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей дошкольного возраста....

    Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда

    Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда...