Статья «Формирование лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР через использование метода дидактического синквейна.»
статья по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Статья
«Формирование лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР через использование метода дидактического синквейна.»
Одна из задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. ФГОС ставят задачу достижения более высокого качества образования воспитанников и создания условий для творческого саморазвития ребенка.
Лексико-грамматическая сторона речи у детей с ОНР нарушена и значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников.
Для большинства детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Чтобы заинтересовать детей, сделать занятие более продуктивным приходиться постоянно искать новые методы и приемы работы, которые помогают развитию ЛГ стороны речи и совершенствуют мыслительные способности дошкольников.
Известно, что у детей с ОНР наглядный материал усваивается лучше вербального.. (лучше воспринимается и сохраняется информация, полученная в виде зрительных образов в виде рисунков, схем.)
Поэтому использование дидактического синквейна становится актуальным Т.к. дидактическим материалом синквейна служат наглядно-графические схемы, модели, условные обозначения, в которых заложена информация.
Инновационность данной методики – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать
Развитием лексико-грамматической стороны речи занимались Ефименкова Л.Н., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Жукова Н.С., Ткаченко Т.А., и др. Ими разработаны программы и рекомендации по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР. В наш динамический век значительно увеличился поток разнообразной информации, получаемой человеком. Соответственно усложняются процессы восприятия этой информации.
Один из ведущих специалистов в области воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе воспитания. В дошкольной педагогике инструментом познания как раз может стать модель. В исследованиях многих психологов (Л.А.Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. И здесь становится актуальным применение синквейна.
Работа над синквейном так же учитывает общепринятые научно-практические принципы.
Форму же синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси в начале 20 века , которая опиралась на японские миниатюры – хокку.
Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В дальнейшем стал использоваться в дидактических целях, как эффективный метод развития речи.
С 1997 года синквейн стали использовать и в России.
В настоящее время технология составления синквейна активно используется не только психологами и учителями школы, но и педагогами дошкольных учреждений. Использование дидактического синквейна в дошкольных учреждениях описано в работе учителя-логопеда Душка Н.Д. «Синквейн в работе по развитию речи дошкольников» .
Исходя из выше сказанного была поставлена цель – формирование лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через использование дидактического синквейна.
Ведущая педагогическая идея, создание системы работы по формированию лексико-грамматических средств языка у детей посредством использования метода дидактического синквейна.
Практический опыт убеждает в том, что чем больше анализаторов участвует в ознакомлении с новым материалом, тем легче. Быстрее и прочнее дети его усваивают. Таким образом на занятии используются одновременно несколько анализаторов - зрительный , речедвигательный, слуховой и тактильный.
Работа по созданию речевой базы для составления синквейна не противоречит программе Татьяны Борисовны Филичевой и Галины Васильевны Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР и служит, на мой взгляд, средством оптимизации учебного процесса.
Деятельностный аспект - коррекционная работа по формированию лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР посредством использования метода дидактического синквейна начинается со старшей группы. Она проходит в 3 этапа с усложнением в подготовительной группе. На каждом этапе решаются определенные цели. На первом этапе была проведена диагностика речевого развития детей с целью определения форм дальнейшей работы.
На следующем этапе идет организационная работа. Разработка планирования, конспектов с включением элементов синквейна с постепенным усложнением. Подобран наглядный материал: условные обозначения. Работа строится совместно с воспитателями группы и родителями.
На заключительном этапе определяется эффективность логопедической работы по развитию ЛГ средств языка с использованием метода синквейна.
Синквейн – это нерифмованная пятистрочная стихотворная форма
По структуре синквейн напоминает ёлочку.
Составляется по определенному алгоритму.
Первая строка - одно слово, существительное.
Вторая строка - два слова. Прилагательные.
Третья строка состоит из трёх глаголов или деепричастий.
Четвертая строка-это словосочетание или предложение, состоящие из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора к теме.Пятая строка - одно слово – существительное - обобщающее слово по теме.
Более подробно остановимся на организационном этапе.
Поскольку дети не умеют читать, писать, синквейн мы составляем в устной форме с использованием наглядности, графических схем, по определенному алгоритму. Наглядно - графические схемы помогают детям лучше усвоить эти понятия, ощутить границы слов и их раздельное написание.
Начинается работа с совершенствования словаря. Дети, знакомятся с понятием «слово», обучаются правильно ставить вопросы к живым и неживым предметам: «Кто это? Это что?».
Работа проводится в игровой форме. С детьми проводятся игры: « Живые - неживые», «Посмотри и назови», «Что или кто это?», «Беги ко мне», «Копилка слов».
Все игры сопровождаются показом символа предмета, дети быстро запомнили обозначение и безошибочно соотносили символ со словами, обозначающими предмет.
Параллельно проводится работа и по подбору слов- действий к существительному и слов- признаков и работа по усвоению символов этих слов.
При этом всегда демонстрируется зрительный образ символа действия предмета и признака- предмета.
На первом году работа (в старшей группе) проводится с использованием моделей.
На втором году переходим к схемам. Данная символика выбрана не случайно: она максимально приближена к морфемному разбору слов и к синтаксическому разбору предложения по школьной программе.
Дальше идет работа над предложением, распространением предложения однородными членами, введением предлогов с поэтапным усложнением… Предложения выкладываем с использованием этих же символов и только потом подходим к составлению - синквейна. Составленные синквейны не только выкладываем при помощи схем и моделей, но и записываем графически на листе бумаги, в рабочих тетрадях.
После того как, дети знакомились с символами слов, у нас появлялись волшебные коробочки, в которые мы набираем много слов - предметов, признаков, действий( игровой прием). Затем эти слова, использовались для составления синквейна.
Задания для детей могут быть разными:
- составление синквейна всеми детьми к одному предмету по лексической теме, составление синквейнов к разным словам - предметам, связанных между собой одной лексической темой.
На первом и втором году обучения используются разные варианты работы над синквейном.
- составление синквейна по изученной лексической теме;
- составление синквейна - загадки (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части, например, дан синквейн без указания темы, первой строки – «Отгадай о ком, или о чем рассказали?, «Закончи рассказ» - ребенок называет обобщающее слово.
На втором году обучения это:
- составление синквейна по прослушанному рассказу или стихотворению;
- коррекция готового синквейна (исправление ошибок);
- составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
Синквейн может использоваться на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. В первое время составление синквейна ведется с детьми совместно в подгруппах, в малых группах и только затем – индивидуально. Основную работу по накоплению и уточнению словаря детей проводят воспитатели группы, закрепляя с детьми речевой материал. Решая воспитательные и образовательные задачи, педагоги создают речевую базу для логопедических занятий, тренируя навыки речевой работы у детей по лексическим темам с опорой на символы Синквейна. На занятиях продуктивной деятельностью дети еще раз составляют синквейны по своим рисункам, выполненным работам. В конце недели домой даются задания составить синквейн вместе с родителями дома о предмете, нарисовав его в тетради. В начале каждого учебного года проводится родительские собрания, на которых родители воспитанников получают консультации и рекомендации по развитию ЛГК с использованием метода Синквейна.
Также для родителей оформляются буклеты, памятки по составлению синквейна, проводятся индивидуальные консультации, мастер-классы на которых выясняем проблемы и трудности, с которыми сталкиваются родители в ходе учебно – воспитательного процесса и коррекционной работы с детьми.
Овладевая навыком составления синквейна, дети упражняются в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуется их способность к обобщению, расширяется и уточняется словарный запас. Что делает работу логопеда по формированию лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР более эффективной. Что подтверждается результатами обследования речевого развития детей с ОНР и говорит об эффективности коррекционно-педагогической деятельности.
Выводы:
-Синквейн- это увлекательное занятие.
-Средство творческого самовыражения детей.
-Способ обогащения и актуализации словарного запаса.
-Инструмент для синтеза и обощения информации.
-Оптимизирует работу логопеда по развитию ЛГК.
-Носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления)
Инновационность данной методики - создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР
В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием технологии «Дидактический синквейн» по теме «Деревья осенью"
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием технолог...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием метода наглядного моделирования в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: Обувь.
Развитие связной речи – одна из задач, стоящих перед учителем-логопедом в системе коррекции речи детей....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с использованием метода дидактического синквейна в подготовительной группе на тему: "В гости к сказке"
Занятие "В гости к сказке" разработано с учетом возрастных особенностей детей подготовительной группы. На занятии дети закрепляют умение составлять дидактические синквейны....
«Использование метода дидактического синквейна для речевого развития старших дошкольников»
О новой инновационной технологии...
Консультация для воспитателей "Использование метода дидактического синквейна для речевого развития старших дошкольников"
Синквейн – один из эффективных и значимых методов развития речи детей....
Дипломная работа по теме дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста через использование дидактической
Исследование мы проводили в 3 этапа. 1 этап – подготовительный - выбор диагностики словаря детей дошкольного возраста; - составление анкеты для воспитателей; - разработка технологической карты...