Статья «Формирование лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР через использование метода дидактического синквейна.»
статья по развитию речи (старшая группа)

Банцер Марина Валерьевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_-_kopiya.docx51.54 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

https://xn--80aakcbevmvw9p.xn--p1ai/wp-content/uploads/2018/05/image-1.jpg

«Формирование лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР через использование метода дидактического синквейна.»

Одна из задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. ФГОС  ставят задачу достижения более высокого качества образования воспитанников и  создания условий для творческого саморазвития ребенка.

Лексико-грамматическая сторона речи у детей с ОНР нарушена и значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников.

Для большинства детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Чтобы заинтересовать  детей,  сделать занятие более продуктивным приходиться постоянно искать новые методы и приемы работы, которые помогают развитию ЛГ стороны речи и совершенствуют  мыслительные способности дошкольников.

Известно, что у детей с ОНР наглядный материал усваивается лучше вербального.. (лучше воспринимается и сохраняется информация, полученная в виде зрительных образов в виде рисунков, схем.)

Поэтому использование дидактического синквейна становится актуальным Т.к. дидактическим материалом синквейна служат наглядно-графические схемы, модели, условные обозначения, в которых заложена информация.

Инновационность данной методики – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать

Развитием лексико-грамматической стороны речи занимались Ефименкова Л.Н., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Жукова Н.С., Ткаченко Т.А., и др. Ими разработаны программы и рекомендации по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР. В наш динамический век значительно увеличился поток разнообразной информации, получаемой человеком. Соответственно усложняются процессы восприятия этой информации.

    Один из ведущих специалистов в области воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе  воспитания.  В дошкольной педагогике инструментом познания как раз может стать модель. В исследованиях многих психологов  (Л.А.Венгер,  Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста.    И здесь становится актуальным применение синквейна.

  Работа над синквейном  так же учитывает общепринятые научно-практические принципы.

     Форму же синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси в начале 20 века , которая опиралась на японские миниатюры – хокку.

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В дальнейшем стал использоваться в дидактических целях, как эффективный метод развития речи.

 С 1997 года синквейн стали использовать и в России.

В настоящее время технология составления синквейна активно используется не только психологами и учителями школы, но и педагогами дошкольных учреждений. Использование дидактического синквейна в дошкольных учреждениях описано в работе учителя-логопеда Душка Н.Д. «Синквейн в работе по развитию речи дошкольников» .

Исходя из выше сказанного была поставлена цель формирование лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через использование дидактического синквейна.

     Ведущая педагогическая идея, создание системы работы по формированию лексико-грамматических средств языка у  детей посредством   использования  метода дидактического синквейна.

Практический опыт убеждает в том, что чем больше анализаторов участвует в ознакомлении с новым материалом, тем легче. Быстрее и прочнее дети его усваивают. Таким образом на занятии используются  одновременно несколько анализаторов - зрительный , речедвигательный, слуховой и тактильный.

Работа по созданию речевой базы для составления синквейна не противоречит программе Татьяны Борисовны Филичевой и Галины Васильевны Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР и служит, на мой взгляд, средством оптимизации учебного процесса.

     Деятельностный аспект - коррекционная работа по формированию лексико-грамматических средств языка у  детей с  ОНР посредством   использования  метода дидактического синквейна начинается со старшей группы. Она проходит в 3 этапа с усложнением в подготовительной группе. На каждом этапе решаются определенные цели. На первом этапе была проведена диагностика речевого развития детей с целью определения форм дальнейшей работы.

На следующем этапе идет организационная работа. Разработка планирования, конспектов с включением элементов синквейна с постепенным усложнением. Подобран наглядный материал: условные обозначения. Работа строится совместно с воспитателями группы и родителями.

На заключительном этапе определяется эффективность логопедической работы по развитию ЛГ средств языка с использованием метода синквейна.

Синквейн –  это нерифмованная пятистрочная стихотворная форма

По  структуре синквейн напоминает ёлочку.

Составляется по определенному алгоритму.

Первая строка - одно слово, существительное.

Вторая строка - два слова. Прилагательные.

Третья строка состоит из трёх глаголов или деепричастий.

Четвертая строка-это словосочетание или предложение, состоящие из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора к теме.Пятая строка - одно слово – существительное - обобщающее слово по теме.

Более подробно остановимся на организационном этапе.

Поскольку дети не умеют  читать, писать,  синквейн мы составляем в устной форме с использованием наглядности, графических схем, по определенному алгоритму. Наглядно - графические схемы помогают детям лучше усвоить эти понятия, ощутить границы слов и их раздельное написание.

Начинается работа с совершенствования словаря.  Дети, знакомятся с понятием «слово», обучаются правильно ставить вопросы к живым и неживым предметам:  «Кто это? Это что?».

 Работа проводится в  игровой форме. С детьми проводятся игры: « Живые - неживые», «Посмотри и назови», «Что или кто это?»,  «Беги ко мне», «Копилка слов».

Все игры сопровождаются показом символа предмета,  дети быстро запомнили обозначение и безошибочно соотносили символ со  словами, обозначающими предмет.

Параллельно проводится работа и по подбору слов- действий к существительному и слов- признаков и работа по усвоению символов этих слов.

        При этом всегда демонстрируется зрительный образ символа действия предмета и признака- предмета.

На первом году работа (в старшей группе) проводится с использованием моделей.

 На втором году переходим к схемам. Данная символика выбрана не случайно: она максимально приближена к морфемному разбору слов и к синтаксическому разбору предложения по школьной программе.

Дальше идет работа  над предложением,  распространением предложения однородными членами, введением предлогов с поэтапным усложнением… Предложения выкладываем с использованием этих же символов и только потом подходим к составлению - синквейна. Составленные синквейны не только выкладываем при помощи схем и моделей, но и записываем графически на листе бумаги, в рабочих тетрадях. 

 После того как, дети знакомились с символами слов, у нас появлялись волшебные коробочки,  в которые мы набираем много слов - предметов, признаков, действий( игровой прием). Затем эти слова, использовались для составления синквейна.

Задания для детей могут быть разными:

- составление синквейна всеми детьми к одному предмету по лексической теме, составление синквейнов к разным словам - предметам,  связанных  между собой одной лексической темой.

На первом и втором году обучения используются разные  варианты работы над синквейном.

- составление синквейна по изученной лексической теме;

- составление синквейна - загадки (анализ неполного синквейна  для определения отсутствующей части, например, дан синквейн без указания темы, первой строки – «Отгадай о ком, или о чем рассказали?, «Закончи рассказ» - ребенок называет обобщающее слово.

На втором году обучения это:

- составление синквейна по прослушанному рассказу или стихотворению;

- коррекция готового синквейна (исправление ошибок);

- составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

Синквейн может использоваться на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. В первое время составление синквейна ведется с детьми  совместно в подгруппах, в малых группах и только затем – индивидуально. Основную работу по накоплению и уточнению словаря детей проводят воспитатели группы,  закрепляя с детьми речевой материал. Решая воспитательные и образовательные задачи, педагоги создают речевую базу для логопедических занятий, тренируя навыки речевой работы у детей по лексическим темам  с опорой на символы Синквейна. На занятиях продуктивной деятельностью дети еще раз составляют синквейны по своим рисункам, выполненным работам.  В конце недели домой даются задания составить синквейн вместе с родителями дома о предмете, нарисовав его в тетради. В начале каждого учебного года проводится родительские собрания, на которых родители воспитанников  получают консультации и рекомендации по развитию ЛГК  с использованием метода Синквейна.

Также для родителей оформляются буклеты, памятки по составлению синквейна, проводятся  индивидуальные консультации, мастер-классы на которых выясняем проблемы и трудности, с которыми сталкиваются  родители в ходе учебно – воспитательного процесса и коррекционной работы с детьми.

Овладевая навыком составления синквейна, дети упражняются в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуется их способность к обобщению, расширяется и уточняется словарный запас. Что делает работу логопеда по формированию лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР более эффективной. Что подтверждается результатами обследования  речевого развития детей с ОНР и говорит об эффективности коррекционно-педагогической деятельности.

Выводы:

-Синквейн- это увлекательное занятие.

-Средство творческого самовыражения детей.

-Способ обогащения и актуализации словарного запаса.

-Инструмент для синтеза и обощения информации.

-Оптимизирует работу логопеда по развитию ЛГК.

-Носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления)

        Инновационность данной методики - создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР

В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием технологии «Дидактический синквейн» по теме «Деревья осенью"

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием технолог...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с использованием метода дидактического синквейна в подготовительной группе на тему: "В гости к сказке"

Занятие "В гости к сказке" разработано с учетом возрастных особенностей детей подготовительной группы. На занятии дети закрепляют умение составлять дидактические синквейны....

Дипломная работа по теме дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста через использование дидактической

Исследование мы проводили в 3 этапа. 1 этап – подготовительный - выбор диагностики словаря детей дошкольного возраста; - составление анкеты для воспитателей; - разработка технологической карты...