Авторская программа "Речевичок"
методическая разработка по развитию речи

Развитие речи - актуальная задача обучения как в дошкольном детстве, так и в начальной школе, где закладываются основы будущей личности человека, ведь речь - основа всякой умственной и практической деятельности, средство человеческого общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevichok.docx239.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Детский сад присмотра и оздоровления для детей с аллергическими заболеваниями № 69» НМР РТ

C:\Users\Admin\Desktop\титульник авторской программы.jpg

Авторская программа по речевому развитию детей

дошкольного возраста

«Речевичок»

(возраст обучающихся 5-6 лет)

Составила воспитатель:

Воробьева Елена АлександровнаC:\Users\Admin\Desktop\9936286.jpg

Пояснительная записка

Развитие речи - актуальная задача обучения как в дошкольном детстве, так и в начальной школе, где закладываются основы будущей личности человека, ведь речь - основа всякой умственной и практической деятельности, средство человеческого общения.

Уже с дошкольного возраста ребѐнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаѐт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений речи. Такое развитие ведѐт к овладению всеми богатствами родного языка. При стихийном речевом развитии дети получают достаточно невысокий речевой навык, поэтому необходимо специальное обучение в школе раннего развития.

Данная рабочая программа рассчитана на 36 часов (1 час в неделю). Курс нацелен на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и развития моторики артикуляционной, пальцевой, общей. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи.

От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности - они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.

Главной целью программы является создание условий для всестороннего развития ребенка: формирование мотивации учения, развитие мышления, творческих способностей, речевого внимания и памяти, развитие речемыслительной деятельности.

Задачи:

  • формирование разных структурных уровней системы языка - фонетического, фонематического, лексического, грамматического;
  • формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие связанной речи, развитие речевого общения;
  • формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений;
  • развитие общих речевых навыков (голоса, темпа, ритма, интонационной выразительности);
  • развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
  • развитие воображения и творческих способностей.

На занятиях используются специальные задания

  • на  выявление  признаков  сходства  и  различия  между  двумя  и  более

предметами;

  • выделение одинаковых предметов из группы предметов;
  • выделение лишнего предмета;
  • объединение различных предметов в группы;
  • выявление логических несоответствий в рисунке или        рассказе.

Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом слов, с интересом наблюдать за их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность - творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

При изучении проблемы развития связной речи как важнейший показатель связности высказываний рассматривается умение ребѐнка структурно правильно строить текст и использовать необходимые для этого средства связи.

Развитие обобщения и осознания языковых явлений выступило как одно из условий успешного усвоения элементов лексики, грамматики, связного высказывания, формирования у детей первоначальных лингвистических представлений-пониманий того, что такое слово, предложение, как они строятся. Осознание звукового состава слова

  • словесного состава предложения подводит ребѐнка к порогу освоения грамоты и, главное, закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им.

Структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы:

  1. Обогащение и активизация словаря.

  1. Работа над смысловой стороной слова.

  1. Формирование грамматического строя речи.

  1. Воспитание звуковой культуры речи.

  1. Развитие элементарного осознания языковых явлений.

  1. Развитие связной монологической речи.

Именно взаимосвязь разных речевых задач на занятии создаѐт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Поэтому целесообразен комплексный подход, где соединяются разные речевые задачи чаще на одном содержании.

 Принципы работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи:

  1. Научность.

  1. Учет психологических, возрастных особенностей детей.

  1. Учет дошкольной деятельности детей (игра, быт, занятие).

  1. Систематическая взаимосвязь учебного материала и интереса ребенка к родной

речи.

  1. Доступность, конкретность.

  1. Концентричность.

Виды занятий:

  1. Рассматривание картины.

  1. Рассматривание предметов.

  1. Загадывание загадок.

  1. Дидактические игры:

  • пальчиковые;
  • стихоритмика (разучивание стихов с движением рук, ног, пальцев, тела, глаз, головы);
  • артикуляционная гимнастика;
  • звуковые игры;
  • дыхательная гимнастика.

Программа разработана с опорой на типовую программу детских учреждений; учитывает рекомендации, данные в программах, разработанных Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», Нищевой Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», включает элементы программы Бабаевой Т.И. и др.

  • планировании использован принцип концентрического наращивания материала

  • рамах лексических тем.

Срок обучения: 1 год

Возраст обучающихся: 5-6 лет.

Формы занятий: групповая.

Режим занятий: 1 раза в неделю по 1 академическому часу.

Продолжительность занятий: 25 минут (академический час).

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

1

Любимые сказки

1

2

Игрушки

1

3

Мои друзья. Дружба.

1

4

Мои друзья. Дружба (продолжение)

1

5

Осень. Деревья и кустарники

1

6

Огород. Овощи.

1

7

Сад. Фрукты. Фруктовые деревья.

1

8

Лес, грибы и лесные ягоды.

1

9

Одежда.

1

10

Обувь.

1

11

Квартира. Мебель.

1

12

Кухня. Посуда.

1

13

Зима.

1

14

Зимующие птицы.

1

15

Комнатные растения

1

16

Новогодний праздник. Игрушки, развлечения.

1

17

Зимние забавы

1

18

Домашние птицы

1

19

Домашние животные и их детѐныши

1

20

Дикие животные и их детѐныши

1

21

Профессии.

1

22

Профессии (продолжение)

1

23

Транспорт.

1

24

23 февраля.

1

25

Весна

1

26

8 Марта. Мамины профессии.

1

27

Семья.

1

28

Гости.

1

29

День космонавтики.

1

30

Перелётные птицы.

1

31

Перелётные птицы (продолжение)

1

32

Наш город.

1

33

Правила дорожного движения.

1

34

День Победы.

1

35

Первые цветы.

1

36

Насекомые.

1

Всего часов:

36

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Любимые сказки

Организация деятельности:

  1. Чтение и обсуждение сказки Ш. Перро «Красная Шапочка».

  1. Отгадывание героев сказки по моделям.

  1. «Красная Шапочка встретила Колобка (или др. героя)» -сочинение сказки с иным развитием событий.

  1. Игра-драматизация с использование масок по сюжету сказки «Красная Шапочка».

  1. Знакомство с органами артикуляционного аппарата.

Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной

речи:

  1. «Скажи, какая сказка» - активизация словаря за счёт подбора эпитетов.

  1. Упр. на развитие интонационной выразительности «Скажи ласково (грубо и т.д.)
  2. Составление описательного рассказа о герое сказки.

Практическая часть занятия:

  1. Рассматривание иллюстраций к сказке «Красная Шапочка» в книгах разного издания.

  1. Одноимѐнная игра-драматизация.

Тема 2. Игрушки

Организация деятельности:

  1. Развитие навыков отгадывания загадок, построенных на описании и сравнении.

  1. Чтение и заучивание стихов А.Л.Барто - развитие навыков восприятия стихотворного произведения.

  1. Составление описательных рассказов о любимой игрушке с опорой на предмет.
  2. Д/и. «Волшебный мешочек».

  1. Развитие артикуляционной моторики

Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной

речи:

  1. Упр. на развитие навыков согласования числительных с сущ.

  1. Развивать навыки повторения загадки-описания об игрушках из 2-3 предложений

Практическая часть занятия:

  1. «Разрезные картинки» -выкладывание целого из частей.

  1. «Найди пару»

  1. «Выкладывание из палочек по образцу

Тема 3. Мои друзья. Дружба.

Организация деятельности:

  1. Чтение и обсуждение глав из книги Н.Носова «Незнайка и его друзья».
  2. Просмотр отрывков из одноимённого мультфильма.
  3. «Если бы ты был другом Незнайки, как бы ты себя назвал» -детское речетворчество.
  4. Составление рассказа о своѐм друге (подруге) -развитие фразовой речи.

Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной

речи:

  1. Составление описательный рассказа о Незнайке (Цветике, Пилюлькине и т.д.) с опорой на картинку.

  1. Речевая игра «Семья слов» -подбор однокоренных слов к слову дружба, активизация словаря.

Практическая часть занятия:

  1. Рассматривание иллюстраций в книгах Н.Носова разного издания
  2. «Разрезные картинки»- выкладывание целого из частей.
  3. Д.и. «Четвёртый лишний».

Тема 4. Мои друзья. Дружба (продолжение)

Организация деятельности:

  1. Занятие-диспут по сказке «Три поросѐнка».

  1. Игра-драматизация на ковролине.

  1. «Придумай другое название сказки» -развитие аналитического мышления и речетворчества.

  1. «Кто больше слов скажет про волка?» - Кто? Какой? Что делает? - активизация словаря.

  1. Развитие артикуляционной моторики.

Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной

речи:

  1. «Подуй на домик» - упр. на развитие речевого дыхания.

  1. «Скажи наоборот» - подбор антонимов к словам быстрый, сильный, трусливый, трудолюбивый и т.д.

Практическая часть занятия:

  1. Рассматривание иллюстраций к сказке «Три поросѐнка» в разных изданиях.
  2. Игра-драматизация на ковролине.
  3. «Разрезные картинки»-выкладывание целого из частей.

Тема 5. Осень. Деревья и кустарники

Организация деятельности:

  1. Чтение и обсуждение стихов об осени - учить эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений.

  1. Д.и. «Времена года» - накопление опыта использования речи - доказательства.
  2. «Кто больше даст ответов на вопрос Осень какая?» -активизация словаря.

  1. Познакомить с многозначным словом шишка.

Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной

речи:

  1.  Словообразование: из. сущ. прилагательные в ед. и мн. числе (дуб-дубовый-дубовые и т. д.).

  1. Упр. на развитие речевого дыхания «Подуй на листочки».

Практическая часть занятия:

  1. Рассматривание иллюстраций на осеннюю тему.

  1. Обводка по трафаретам и раскрашивание осенних листьев.

  1. Д.и. «Времена года» - развитие коммуникативных навыков.

Тема 6. Огород. Овощи.

Организация деятельности:

  1. Накопление опыта отгадывания загадок, построенных на сравнении и описании.

  1. Составление описательного рассказа по картине «Сбор урожая».

  1. Подбор однокоренных слов к слову огород - расширение и активизация словаря.

  1. Чтение и обсуждение русская народная сказка «Пых».

  1. Развитие артикуляционной моторики.

Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной

речи:

  1. Составление описательного рассказа-загадки.

  1. Словообразование: употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов (огурец - огурчик и т. д.)

  1. «Скажи наоборот» - подбор антонимов.

Практическая часть занятия:

  1. Раскрашивание овощей в книжках-раскрасках.

  1. Разрезные картинки .

  1. Рассматривание иллюстраций в книгах.

  1. «Нарисуй овощ» - нитками на ковролине.

Тема 7. Сад. Фрукты. Фруктовые деревья.

Организация деятельности:

  1. Чтение и обсуждение русская народная сказка «Гуси-лебеди».

  1. Отгадывание героев сказки по моделям.

  1. Игра-драматизация на ковролине.

  1. «Интервью» - развитие диалоговой речи.

  1. Подбор пиктограмм к настроению Машеньки в разных местах сюжета сказки.

Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной

речи:

  1. Развитие навыков согласования числительных с сущ. (1, 3, 5 яблок и т.д.).

  1. Выложи серию картинок к сказке, соблюдая последовательность; пересказ сказки с опорой на картинки.

  1. Упр. на развитие силы голоса «Позови братца тихо, громко, очень громко».

Практическая часть занятия:

  1. Настольная игра-драматизация с использованием деталей-заместителей.

  1. «Чей силуэт?» - развитие творческого воображения.

  1. «Обведи по точкам, узнай героя сказки».

Тема 8. Лес, грибы и лесные ягоды.

Организация деятельности:

  1. Чтение и обсуждение весѐлых стихов; учить понимать и применять в речи юмор и образные выражения.

  1. Упр. на развитие интонационной выразительности «Скажи весело, а затем грустно».

  1. Подбеги пиктограмму к настроению.

  1. Устное сочинение на тему «Лес» - кто больше придумает предложений.

  1. Развитие артикуляционной моторики.

Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной

речи:

  1. «Чистоговорка» - упр. на развитие дикции.

  1. Словообразование:  относительные  прилагательные  (брусника  -  брусничный  и

т.д.)

  1. Д.и. «Четвѐртый лишний» - речь- доказательство.

Практическая часть занятия:

  1. Рассматривание иллюстраций к юмористическим стихам.

  1. «Наше настроение»- разрезные картинки.

Тема 9. Одежда.

Организация деятельности:

  1. Рассматривание в книгах одежды героев сказок, составление описательных рассказов.

  1. Д.и. «Бюро находок» - развитие навыков использования притяж. местоимений (чей? чья? чьё?).

  1. «Что это может быть?» - составление рассказа предположения на основе тактильных ощущений.

  1. Чтение и обсуждение произведения С. Маршака «Вот какой рассеянный».

Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной

речи:

  1. «Расскажи о своѐм платье (брюках, юбке, свитере и т.д.)»- составление описательного рассказа.

  1. Д.и. «Бюро находок» - использ. в речи притяж. местоимений.

  1. «Назови детали одежды» - обогащ. и активизация словаря.

Практическая часть занятия:

  1. «Обведи по точкам, узнай героя сказки, раскрась его» .

  1. «Чей силуэт?» - развитие навыков воображения и творческого мышления.

  1. «Бусы для куклы» - нанизывание.

  1. «Модельер» - выкладывание одежда из деталей.

Тема 10. Обувь.

Организация деятельности:

  1. Речевая игра-фантазия «Если бы у меня были Сапоги-скороходы» - развитие творческого воображения и речи-фантазии.

  1. «Скажи ласково» - использование уменьшительно-ласкат. суффиксов (сапог - сапожок и т.д.).

  1. Чтение сказки К.И.Чуковского «Путаница» - развитие интонационной выразительности и понимания юмористического смысла текста.

  1. Развитие артикуляционной моторики.

Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной

речи:

  1. Упр. на развитие голоса «Скажи тихо, громко, очень громко».

  1. Д.и. «Бюро находок» - использование притяж. местоимений (чей? чья? чьѐ?).

  1. «Расскажи о Сапогах-скороходах с опорой на свой рисунок».

Практическая часть занятия:

  1. Рисование цв. карандашами «Сапоги-скороходы».

  1. Игра- драматизация с настольными игрушками и заместителями на свободную

тему.

  1. Шнуровки - развитие навыков.

Тема 11. Квартира. Мебель.

Организация деятельности:

  1. Развивать навыки осмысливать и понимать содержание и значение пословиц.

  1. «На что похожа клякса?» - развитие навыков образного высказывания и творческого мышления.

  1. Составление описательного рассказа «Квартира» с опорой на картинку

Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной

речи:

  1. «Скажи наоборот» - подбор антонимов.

  1. Д.и. «Четвѐртый лишний» - развитие навыков аналитического мышления.

  1. «Звонок в мебельный магазин» -развитие диалоговой речи.

Практическая часть занятия:

  1. Рассматривание иллюстраций к пословицам.

  1. Д.И. «Четвёртый лишний» - развитие навыков аналитического мышления.

  1. «Чей силуэт?» - развитие творческого воображения.

Тема 12. Кухня. Посуда.

Организация деятельности:

  1. Чтение и обсуждение произведения К.И.Чуковского «Федорино горе».

  1. Д.и. «Четвёртый лишний» - накопление опыта использования речи-доказательства.
  2. Придумывание модели к сказке «Федорино горе».

  1. Просмотр мультфильма «Федорино горе».

  1. Развитие артикуляционной моторики.

Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной

речи:

  1. «Скажи ласково» - использование в речи уменьшительно-ласкат. суффиксы (тарелка - тарелочка и т. д.)

  1. Упр. на развитие интонационной выразительности «Скажи весело, а затем грустно».

Практическая часть занятия:

  1. «Разрезные картинки».

  1. «Найди пару».

  1. «Подбери нужный осколок».

  1. Выложи картинки, соблюдая хронологию сказки «Федорино горе».

Тема 13. Зима.

Организация деятельности:

  1. Чтение стихов о зиме - накопление опыта использования образности в речи

  1. «Назови снег по- другому» - подбор однокоренных слов, активизация словаря.
  2. Д.и. «Времена года» - накопление опыта использования речи- доказательства

Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной

речи:

  1. Составление описательного рассказа «Зима», развитие навыков.

  1. «Скажи наоборот» - подбор антонимов.

  1. «Семья слов» - подбор однокоренных слов к слову зима Практическая часть занятия:

  1. Рассматривание иллюстраций на зимнюю тему.

  1. «Дорисуй то, что забыл нарисовать художник» - развитие внимательности.

  1. Д.И. «Времена года» - развитие коммуникативных навыков.

Тема 14. Зимующие птицы.

Организация деятельности:

  1. Составление описательного рассказа «Птичья кормушка».

  1. Знакомство с моделями птиц.

  1. Отгадывание загадок - накопление опыта восприятия образных высказываний.
  2. Игра-драматизация на ковролине « Птичья кормушка» - разв. диалог. и монолог.

речи.

Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной

речи:

  1. «Птичья кормушка» - накопление опыта использования в речи предлогов у, около,

за, перед, над, под.

  1. Составление описательного рассказа о птицах с опорой на модели.

Практическая часть занятия:

  1. Лото «Птицы».

  1. «Кто лишний?» -развитие внимания и логического мышления.

  1. Обведи по точкам, узнай птицу и раскрась еѐ.

Тема 15. Комнатные растения

Организация деятельности:

  1. Чтение и обсуждение произведения В.Катаева «Цветик-Семицветик».

  1. «Какие бы желания загадал я, если бы у меня был Цветик-Семицветик»-накопление опыта фантазийного сочинительства.

  1. Просмотр мультфильма «Цветик-Семицветик».

  1. Составление описательного рассказа о комнатном растении с опорой на наглядный материал.

Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной

речи:

  1. Накопление опыта использования в речи условного наклонения «Если бы..., то...».

  1. Упр. на развитие речевого дыхания.

  1. Составление рассказа «Цветик-Семицветик» с опорой на свой рисунок.

Практическая часть занятия:

  1. «Цветик-Семицветик» - рисование цв. карандашами.

  1. Рассматривание иллюстраций в книге В.Катаева.

Тема 16. Новогодний праздник. Игрушки, развлечения.

Организация деятельности:

  1. Занятие-диспут по произведению Б.Заходера «Хрюша на ѐлке».

  1. Учить замечать, понимать и употреблять в речи образные слова и выражения.

  1. Овладение приѐмами речевого сравнения.

  1. Устное сочинение на тему «Новогодняя ѐлка» расширение и активизация словаря.

  1. Развитие артикуляционной моторики.

Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной

речи:

  1. «Звонок Деду Морозу»- развитие диалоговой речи.

  1. Составление предложений с предлогами за, перед, около, над, на (ѐлке).

  1. Упр. на развитие силы голоса «Пропой звук А с разной громкостью».

Практическая часть занятия:

  1. Рассматривание новогодних иллюстраций и фото, обмен мнениями.

  1. Рисование новогодних игрушек цветными карандашами.

  1. Новогодние бусы» - нанизывание.

Тема 17. Зимние забавы

Организация деятельности:

  1. Рассматривание картины «Первый снег».

  1. Актуализация словаря по теме «На зимней прогулке».

  1. Отгадывание загадок.

Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной

речи:

  1. Образование однокоренных слов от слов зима., снег

  1. Употребление предлогов

  1. Образование относительных прилагательных: зима-зимний и т.д.

Практическая часть занятия:

  1. Выкладывание из элементов снеговика.

  1. Развитие мелкой и общей моторики6 изготовление снежков и игра в снежки.

Тема 18. Домашние птицы

Организация деятельности:

  1. Занятие-диспут по белорусской народной сказке «Жихарка».

  1. Накопление опыта использования образности высказываний.

  1. Придумывание новых эпизодов в сюжете сказки.

  1. Подбор синонимов к словам: храбрый, маленький, хитрый.

Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной

речи:

  1. Упр. на развитие интонац. выразительности «Скажи весело, испуганно, хитро».

  1. Составление описательного рассказа о дом. птице с опорой на модели.

  1. Игра-драматизация «Курица с цыплѐнком» - разв. диалог. речи.

Практическая часть занятия:

  1. «Чей силуэт?»- развитие творч. воображения.

  1. Обведи по точкам, узнай изображение и раскрась.

  1. Д.И. «Ералаш» -закреп. знаний о строении птиц.

  1. Лото «Птицы».

Тема 19. Домашние животные и их детѐныши

Организация деятельности:

  1. Занятие-диспут по р.н. ск. «Зимовье».

  1. Игра-драматизация в масках по русская народная сказка «Зимовье».

  1. «Как по-другому можно назвать сказку?»-детское речетворчество.

  1. «Узнай персонаж по описанию»-развитие аналитического мышления.

  1. «Скажи ласково»-накопление опыта использования в речи уменьшительно-ласкательные суффиксы.

  1. Развитие артикуляционной моторики.

Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной

речи:

  1. «Интервью»- придумай и задай вопрос каждому герою из р.н.ск. «Зимовье».

  1. Составление описательного рассказа о дом. животном с опорой на модель.

Практическая часть занятия:

  1. Рассматривание иллюстраций к русская народная сказка «Зимовье» в разных изданиях.

  1. Лото «Мои любимые сказки» -закрепление знаний о изученных сказках.

  1. Д.и. «Ералаш» - закреп. знаний о строении птиц. и животных.

  1. Д.и. «Семья» - закрепление знаний о дом. животных и птицах.

Тема 20. Дикие животные и их детѐныши

Организация деятельности:

  1. Занятие-диспут по русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».

  1. «Как по-другому можно назвать сказку?»-развитие детского речетворчества и аналитического мышления.

  1. Плоскостная игра-драматизация - развитие диалогической речи.

  1. Подходит ли к сказке пословица «Как аукнется, так и откликнется»?

  1. Устное сочинение «Лиса»- Кто? Какая? Что делает? - расширение и активизация словаря.

Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной

речи:

  1. «Лиса и хозяева» - упр. на развитие диалог. речи.

  1. Составление описательного рассказа о дик. животном с опорой на модель.

  1. Упр. на развитие интонационной выразительности «Лиса просится переночевать; требует пропажу».

Практическая часть занятия:

  1. Настольная игра-драматизация «Лисичка со скалочкой».

  1. Обведи по точкам, узнай изображение и раскрась.

  1. Д.И. «Ералаш».

  1. «Чей силуэт?»- развитие творческого воображения

Тема 21. Профессии.

Организация деятельности:

  1. Сюжетно-ролевая игра «Магазин» -развитие диалоговой речи, обогащение и активизация словаря.

  1. Закреп. умение согласовывать слова в предложение в роде, числе, падеже.

  1. Познакомить детей с многозначностью слова ключ.

Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной

речи:

  1. Диалог продавца и покупателя - развитие диалогической речи.

  1. Накопление опыта использования в речи простых предлогов: на, с, в, из, по.

  1. «Волшебный мешочек»- отгадывание предметов по описанию.

Практическая часть занятия:

  1. Сюжетно-ролевая игра «Магазин» - развитие навыков распределения ролей.

  1. Рассматривание иллюстраций на тему «Магазин».

Тема 22. Профессии (продолжение)

Организация деятельности:

  1. «Письмо сказочному герою» (на выбор ребѐнка) - активизация речи, совершенствование фразовой речи, умения строить предложения из 2-4 слов.

  1. Накопление опыта использования в речи антонимов.

  1. Д.И. «Профессии».

Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной

речи:

  1. «Почтальон принёс телеграмму (письмо)» - развитие диалог. речи.

  1. Накопление опыта использования в речи наречий: вчера, сегодня, завтра.

  1. Упр. на развитие интонационной выразительности  - «Кто стучится в дверь ко

мне».

Практическая часть занятия:

  1. «Письмо сказочному герою в рисунках».

  1. Д.И. «Профессии».

  1. Обведи по точкам, узнай изображение и раскрась его.

Тема 23. Транспорт.

Организация деятельности:

  1. Речевая игра - фантазия «Если бы у меня был ковѐр-самолѐт» -накопление опыта сочинительства фантазий и сказок.

  1. Отгадывание героев сказок по моделям - развитие речи-доказательства.

  1. Устное сочинение на тему «Сказка»-развитие навыков подбора слов, отвечающих на вопросы: какая? Что делает?

  1. Отгадывание загадок о транспорте - развитие аналитического мышления.

  1. Развитие артикуляционной моторики.

Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной

речи:

  1. «Ковёр-самолёт» - составление описательного рассказа с опорой на свой рисунок.

  1. Накопление опыта использования в речи условного наклонения:»Если бы., то.».

  1. Беседа «По пути в детский сад»-развитие диалоговой речи.

Практическая часть занятия:

  1. «Ковёр-самолёт» - рисование в. Карандашами.

  1. «Чей силуэт?»- развитие творческого воображения.

  1. Д.и. «Профессии».
  2. Обводка транспорта по трафаретам и его дорисовывание.

Тема 24. 23 февраля.

Организация деятельности:

  1. «Чтение и обсуждение сказки Х.К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

  1. «Три богатыря» -составление описательного рассказа по картине; знакомство со словами: доспехи, кольчуга, латы.

  1. «Сказка в фотообъективе» - отгадай сказку по фрагменту изображения.

Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной

речи:

  1. Развитие ясной шѐпотной речи на проговаривании потешек.

  1. «Скажи наоборот»- придумывание антонимов (сильный - слабый и т.д.)

Практическая часть занятия:

  1. Рассматривание иллюстраций к сказкам Х.К. Андерсена в книгах разного издания.
  2. Обведи по точкам, узнай изображение и раскрась его

Тема 25. Весна

Организация деятельности:

  1. Чтение стихов о весне - развитие образности речи.

  1. Устное сочинение на тему «Весна» - активизация словаря через подбор эпитетов.

  1. Д.и. «Времена года» -развитие речи-доказательства.

  1. Заучивание стихотворения Г.Ладонщикова «Весна» - работа над чѐткостью дикции.

Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной

речи:

  1. Составление описательного рассказа по картине «Весна» - развитие монологической речи, умения построения фраз.

  1. Проговаривание стих. «Весна» - развитие интонационной выразит..

  1. Закрепление навыков согласования числительных с существительными.

Практическая часть занятия:

  1. Д.и. «Времена года» - развитие коммуникативных навыков.

  1. Рассматривание иллюстраций на тему «Весна».

  1. Разрезные картинки.

Тема 26. 8 Марта. Мамины профессии.

Организация деятельности:

  1. «Кто больше скажет ласковых слов о маме» - обогащение и активизация словаря.

  1. Разучивание стих. Е.Благининой «Мамин день» - развитие интонационной выразительности и речевого дыхания.
  2. Д.и. «Бюро находок» - развитие навыков использования притяж. местоимений (чей? чья? чьѐ?).

  1. «Если бы у меня была волшебная палочка.» игра на развитие детского речетворчества.

  1. Развитие артикуляционной моторики.

Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной

речи:

  1. «Если бы у меня была волшебная палочка.»  - игра на развитие детского речетворчества.

  1. «Семейка слов» - подбор однокоренных слов к словам: мама, праздник.

Практическая часть занятия:

  1. «Волшебная палочка» - рисование карандашами, развитие художественного воображения.

  1. «Букет для мамы» - выкладывание цветов на ковролине из швейной мишуры.

  1. Лото «Профессии».

Тема 27. Семья.

Организация деятельности:

  1. Чтение произведения К.Ушинского «Петушок с семьѐй», обсуждение. -Сюжетно-ролевая игра «Семья» - развитие диалоговой речи и построения фраз из 2-4 слов.

  1. «Какие бывают иголки?» - знакомство с многозначностью слова иголка, расширение и активизация словаря.

  1. Развитие навыков подбора слов, отвечающих на вопрос Что делает? (мама, папа, брат и т.д.).

Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной

речи:

  1. «Звонок доктору» - развитие диалоговой речи и навыков вести беседу по телефону.

  1. Согласование числительных с сущ. (одна иголка, три иголки, пять иголок).

  1. Развитие навыков использования притяжательных местоимений (мамин, бабушкин и т.д.).

Практическая часть занятия:

  1. «Иголка» - рисование многозначности этого слова.

  1. Сюжетно- ролевая игра «Семья» - развитие навыков распределения ролей.

  1. Обведи по точкам, узнай изображение и раскрась его.

Тема 28. Гости.

Организация деятельности:

  1. Чтение и обсуждение глав сказки А.Милна «Вини-Пух и его друзья».
  2. «Если бы Пятачок не попал в шарик из ружья?» - придумывание нового сюжета сказки.

  1. Просмотр отрывков одноимѐнного фильма и его обсуждение.

  1. «Вини-Пух какой?» - подбор эпитетов.

Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной

речи:

  1.  «Я тучка, тучка, тучка, я вовсе не медведь» - скажи с разной интонацией - развитие интонационной выразительности речи и мимики.

  1. «Звонок Вини-Пуху (Пятачку, Кролику и т.д.)» - развитие вопросительной речи.

Практическая часть занятия:

  1. Рассматривание иллюстраций к сказке А.Милна «Винни-Пух и все, все, все».

  1. «Чей силуэт?»- развитие творческого воображения.

  1. Лото «Мои любимые сказки».

  1. Разрезные картинки.

Тема 29. День космонавтики.

Организация деятельности:

  1. Чтение и обсуждение глав произведения Н.Носова «Незнайка на луне».

  1. Просмотр эпизодов из мультфильма «Незнайка на луне» к прочитанному.

  1. Согласование слов в предложении в роде и падеже.

  1. Д.и. «Бюро находок» - развитие навыков использования притяж. местоимений (чей? чья? чьѐ?).

Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной

речи:

  1. Накопление опыта использования в речи простых предлогов: на, с, в, из, по (на ракете, с ракетой и т. д.).

  1. «Космический ветер» - упр. на развитие речевого дыхания.

  1. «Скажи наоборот» - подбор антонимов к словам: далеко, высоко, быстро и т. д.

Практическая часть занятия:

  1. Рассматривание иллюстраций в книгах Н.Носова «Незнайка на луне» в разном издании.

  1. Пазлы «Герои сказок».

  1. «Чей силуэт?»- развитие творч. воображения.

Тема 30. Перелѐтные птицы.

Организация деятельности:

  1. Составление описательного рассказа с опорой на модели.

  1. Загадки о птицах - накопление опыта отгадывания загадок, построенных на описании и сравнении.
  2. Развитие  навыков  использования  в  речи  приставочных  глаголов   улетел,

прилетел, вылетел, перелетел и т.д.

  1. Развитие артикуляционной моторики.

Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной

речи:

  1. «Птица что сделала?» -использование в речи приставочных глаголов (улетел, прилетел и т.д.).

  1. «Грачиха говорит грачу.» - упр. на развитие интонационной выразительности и чёткости дикции.

Практическая часть занятия:

  1. Обведи по точкам птицу, узнай её  и раскрась соответственно.

  1. Д.И. «Ералаш» -закрепление представлений о строении птиц.

  1. Разрезные картинки.

Тема 31. Перелѐтные птицы (продолжение)

Организация деятельности:

  1. Накопление опыта использования в речи числительных с сущ. (один грач, три грача, пять грачей и т.д.)

  1. «Птичий переполох» - пальчиковая игра-драматизация; учить детей поддерживать беседу: задавать вопросы и правильно отвечать на них.

  1. Проговаривание стих. «Ласточка» с распеванием гласных - плавность и напевность.

  1. «Интервью» - развитие навыков правильно задавать вопрос.

Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной

речи:

  1. «Составь предложение со словом стая (гнездо, скворец, грач и т. д.) - активизация словаря и развитие фразовой речи.

  1. «Беседа двух скворцов» - пальчиковая игра-драматизация; развитие диалоговой

речи.

Практическая часть занятия:

  1. «Найди пару» - развитие внимательности.

  1. Лото «Птицы» - закрепление знаний о птицах и развитие внимательности.

  1. Д.И. «Кто, где живѐт?» - закрепление знаний о жилище различных птиц.

Тема 32. Наш город.

Организация деятельности:

  1. Рассматривание фото «Я гуляю по родному городу» (принесли дети), обмен мнениями и впечатлениями, развитие фразовой речи.

  1. Чтение стихов-перевѐртышей - учить понимать смысл юмористических стихов.

Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной

речи:

  1. «Скажи иначе» - подбор синонимов.

  1. Д.и. «Четвёртый лишний» -развитие навыков речевого доказательства.

Практическая часть занятия:

  1. Рассматривание иллюстраций к прочитанным стихам-перевѐртышам.

  1. Лото «Мои любимые сказки».

  1. «Дорисуй узор моста».

Тема 33. Правила дорожного движения.

Организация деятельности:

  1. Д.и. «Площадь сказок» - развитие фразовой речи, аналитического мышления.

  1. Составление описательного рассказа «На пешеходном переходе» - развитие навыков использования в речи приставок: у-, пере-, за-, вы-, при-.

  1. Чтение и обсуждение произведения С.Михалкова «Дядя Стѐпа»- развитие навыков восприятия стихотворных произведений; познакомить детей с понятием рифма.

  1. Развитие артикуляционной моторики.

Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной

речи:

  1. «Подскажи словечко» - развитие навыков использования сущ. в ед. и мн. числе (иду - идут, еду - едут и т.д.).

  1. «Скажи с разной интонацией» - развитие интонационной выразительности и речевого дыхания.

Практическая часть занятия:

  1. Д.и. «Площадь сказок» - помоги сказочным героям найти их сказку, развитие памяти, внимательности и сообразительности.

  1. «Найди ошибку художника» - развитие внимательности.

Тема 34. День Победы.

Организация деятельности:

  1. Рассматривание иллюстраций о ВОВ; портретов воинов.

  1. «Скажи иначе» - подбор синонимов к слову герой.

  1. «Праздничный салют» - составление описательного рассказа с опорой на картинку и личные впечатления.

Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной

речи:

  1. «Скажи наоборот» - подбор антонимов к словам: весѐлый, смелый, сильный.

Практическая часть занятия:

  1. «Праздничный салют» - рисование карандашами поздравительных открыток ветеранам ВОВ.

Тема 35. Первые цветы.

Организация деятельности:

  1. Отгадывание загадок о цветах, построенных на сравнении и описании.

  1. Составление рассказа-описания с опорой на картинку.
  2. «О чём бы ты спросил подснежник?» - развитие навыков построения вопросительного предложения; развитие вопросительной интонации.

Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной

речи:

  1. «Считалка» - работа над ясной шѐпотной речью.

  1. «Чего не хватает на картинке?»- употребление в речи слов в Род. Падеже.

  1. Проговаривание потешек - упр. на развитие чѐткой дикции.

Практическая часть занятия:

  1. Разрезные картинки»- выкладывание целого из частей.

  1. Лото «Растения».

  1. Обведи по точкам, узнай изображение и раскрась его.

Тема 36. Насекомые.

Организация деятельности:

  1. Чтение и обсуждение сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха».

  1. «Если бы не прилетел комарик, кто бы мог спасти муху?» - детское речетворчество с использованием условного наклонения.

  1. Проговаривание загадки о пчеле с заданной интонацией.

  1. «О чѐм могут разговаривать пчела и цветок?» - активизация словаря и творческого мышления.

Развитие речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной

речи:

  1. Составление описательного рассказа о насекомом с опорой на картинку.

  1. Составление предложений с использованием предлогов: на, в, с, из, по.

  1. «Подуй на бабочку» - упр. на развитие речевого дыхания.

Практическая часть занятия:

  1. «Найди пару» - развитие внимательности.

  1. Рассматривание иллюстраций к сказке «Муха-Цокотуха».

  1. Д.И. «Четвѐртый лишний» - развитие аналитического мышления.

  1. «Разрезные картинки» - выкладывание целого из частей.

Список литературы Курс «Развитие речи с элементами логопедической коррекции»

  1. Алябьева, Е.А. Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет.- М.: Сфера,2012.-64 с. (Библиотека логопеда)

  1. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для логопедов и воспитателей детских садов. Фомичева М. Ф.

  1. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов : Пособие для логопедов.

  1. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В.Развитие речи. Тесты для детей 5-6 лет

  1. Гризик, Т.И. В мире слов: Пособие по изучению и развитию словаря детей 5—6 лет.-М.:Просвещение.2012. - 40 с.: ил.

  1. Гризик, Т.И.Занимательная грамматика: Пособие для обследования и закрепления грамматического строя речи у детей 6—7 лет. - М.:Просвещение.2012. -32 с.:

  1. Денисова Д., Дорожин Ю., «Развитие речи у дошкольников. Старшая группа 5+. Рабочая тетрадь»

  1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду Логинова В. И., Ноткина Н. А., Бабаева Т.И. Михайлова З.А.-Под ред., Бабаевой Т., 2004 г., Изд.: Детство-пресс

  1. Комратова, Н.Г. Учимся говорить правильно: Учебно-методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет .-М.: ТЦ Сфера,2011.-160 с.- (Программа развития )
  2. Лопухина, И.С. 550 упражнений для развития речи. - СПб.: КАРО,

2004.

  1. Михеева А. Г., Черченко Ю. С., «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 2-3 лет»

  1. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) -- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 352 с.

  1. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 528 с.

  1. Развитие связной речи. Фнонтальные логопедические занятия. Тема "ВЕСНА" в подготовительной группе ОНР : Методика. Коноваленко В. В.

  1. Развитие связной речи. Картинный материал по лексической теме "ЗИМА"

фронтальным логопедическим занятиям в подготовительной группе ОНР. Коноваленко В. В.

  1. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) — М.: Просвещение, 1981

  1. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6

лет М.: Ювента,2007. - 24 с. 48с.цв.вкл.:ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Авторская сказка в работе с детьми"

При слове "сказка" у каждого из нас появляются особые чувства, на душе становиться тепло, мы вспоминаем прятные минуты детства. Несмотря на то, что нашим миром правит технический прогресс и высокие те...

Авторская технология обучения детей дошкольного возраста завязыванию шнурков на узел и бант

Одно из направлений плана индивидуального развития профессионализма.  Цель моей работы - поиск конкретных, эффективных путей развития и коррекции речи детей в логопедической п...

Приложение 1. Презентация авторской технологии обучения детей дошкольного возраста завязыванию шнурков на узел и бант

А здесь, как ни покажется странным, представлен самый тяжкий труд моих бессонных ночей: фотосессию для презентации мне пришлось организовывать собственными силами. Причем, раньше я...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ" (авторская программа, рецензия)

программа работы в театральной студии для детей старшей группы...

Авторская дидактическая игра "Рыжий город". Конспект НОД "Звук [Р]" с использованием авторской игры.

Предлагаем Вашему вниманию авторскую логопедическую игру "Рыжий город". Идея: Г. Юдин "Букваренок". Данная игра поможет в увлекательной форме автоматизировать звук [Р]. Так же опуб...