Деловая игра
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Зельман Наталья Евгеньевна

Деловая игра для педагогов
«Использование приемов мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

Цель. Повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение приёмов мнемотехники в работе с детьми.

Задачи:

- закрепить, обобщить знания педагогов по данной теме;

- дать навыки работы в группе;

- активизировать мыслительную и познавательную деятельность педагогов;

- раскрыть личностный потенциал педагогов;

- развить чувство работы в коллективе.

Участники: педагоги всех возрастных групп;

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_zelman_n.e.docx123.6 КБ

Предварительный просмотр:

Сл. №1 Деловая игра для педагогов
«Использование приемов мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

Сл. №2 Цель. Повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение приёмов мнемотехники в работе с детьми.

Задачи:

- закрепить, обобщить знания педагогов по данной теме;

- дать навыки работы в группе;

- активизировать мыслительную и познавательную деятельность педагогов;

- раскрыть личностный потенциал педагогов;

- развить чувство работы в коллективе.

Участники: педагоги всех возрастных групп;

Предварительная работа:

- изготовление мнемосхем и мнемотаблиц по развитию речи дошкольника;

- изучение научно – методической литературы по данной тематике;

Оборудование : Листы бумаги, цветные карандаши, мнемотаблица для заучивания стихотворения, мнемотаблица для отгадывания загадки, мнемотаблица для составления описательного рассказа, 4-мнемодорожки для отгадывания пословиц, мнемотаблица для пересказа сказки.

План деловой игры:

1. Мотивационно – организационный этап.

2. Содержательный этап.

3. Заключительный этап.

1. Мотивационно – организационный этап.

Добрый день, уважаемые коллеги!

   Для того чтобы настроиться и  начать работу, послушайте притчу.

Сл. №3 Притча (сотрудничество).

«Жил-был один монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад. Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлом с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше - у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ю-щей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут. Вдруг подбегает к монаху местный служащий (судя по всему черт) и кричит:

- Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в Рай.

Приехал человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек – а здесь люди этими же ложками кормят друг друга.»

Поэтому, чтобы у нас с вами не получилось как в старой притче, я предлагаю принять определенные правила сотрудничества.

  1. Обязательное участие каждого в работе группы на протяжении всей игры.
  2. Ответственность и доброжелательность в общении.
  3. «Работаем без погон», т.е. все равны в общении без учета былых заслуг, званий и педагогического стажа.
  4. «Сделаем себя понятным себе и другим», т.е. не «меня не поняли», а «я неясно выразил свою мысль».
  5. Каждый участник ответственен за результат работы группы, группа – за каждого.

Сл. №4 «Если ребенок молчит,

покажите ему картинку,

и он заговорит».

(Ушинский К. Д.)

На детей в современном мире обрушивается огромный поток информации, который крайне сложно осилить, особенно не умея читать и писать. Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов, мультфильмов? Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? Пытаясь, что-то рассказать нам, ребенок просто не может найти слов, либо делает это очень непонятно и беспорядочно, перескакивая в рассказе с места на место.

А слушали-то, в общем, внимательно! И как найти нечто, похожее на крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка? Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым?

Вопросов много и надо искать ответ.

В этих случаях и призывается на помощь мнемотехника.

Вспомните, как мы запоминали цвета радуги? (Каждый охотник желает знать где сидит фазан). Что такое биссектриса? (Биссектриса это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам). Мы создаем для себя образы и нам легче воспроизводить и применять правила.

Мнемотехника в переводе с греческого - искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Принципы ее действия основываются на том, что у дошкольников очень развита зрительная память и образное мышление.

Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному: Сл. №5

мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.

Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст ( рассказ, стих, сказка и т. д.)

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью:

  • Изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т. д
  • Заучивания стихов, потешек;
  • При отгадывании и загадывании загадок;
  • При пересказе текстов;
  • При составлении описательных рассказов
  • Проговаривание чистоговорок
  • Проговаривание скороговорок, заучивание потешек.

Я приглашаю вас принять участие в деловой игре, где сможем применить свои знания по использованию мнемотехники в работе с детьми.

2. Содержательный этап.

 Сл. №6

Задание №1 Мнемоквадрат

У вас на столе в 1 конверте лежат мнемоквадраты. Посмотрите и расскажите, что вы видите на мнемоквадрате. (Ответы игроков).

Жюри оценивает быстроту и качество выполнения задания.

Как вы уже поняли, из этих мнемоквадратов можно сложить мнемодорожку.

Сл. №7

Задание№2 Мнемодорожка

Открываем конверт № 2 С помощью мнемодорожки составьте рассказ из 3-5 предложений.

Жюри оценивает быстроту и качество выполнения задания.

Сл. №8

Задание№3 Мнемотаблица (Составление  мнемотаблицы или мнемосхемы по предложенному стихотворению). 

А сейчас уважаемые педагоги я предлагаю вам составить мнемотаблицу  или мнемосхему  для заучивания стихотворения. Для этого перед вами листы бумаги и карандаши. Откройте конверт № 2, в нем лежит текст стихотворения.

1. Снегири

Вот на ветках, посмотри,  

В красных майках снегири

Распушили перышки

Греются на солнышке

Головой вертят

Улететь хотят

2. Пирог

Падал снег на порог,
Кот слепил себе пирог,
А пока лепил и пёк
Ручейком пирог утёк.
Пироги себе пеки
Не из снега – из муки.

Наше стихотворение «нарисовано» , мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение,  без опоры на текст.

Жюри оценивает быстроту и качество выполнения задания.

Задание №4 Чтение мнемотаблицы.

Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно. 1 Команда загадывает овощ или фрукт, 2 команда название  гриба.  Опираясь на схему нам про него рассказываете, описываете. А мы попробуем его отгадать.  Итак...

 По такому же принципу строится работа по составлению описательного рассказа по временам года.

Жюри оценивает быстроту и качество выполнения задания.

Задание №5 «Чёрный ящик» 

Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок.

Мнемозагадки - это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанных при помощи знаков, определять объект. Вашему вниманию представлена мнемотаблица загадки.

Прочитать по предложенной мнемосхеме загадку. Отгадав её, вы узнаете, что находится в таинственном «чёрном ящике». 

Сл. №9 (4 щелчка)

Задание №6 Пересказ с помощью мнемотаблиц

С помощью мнемотаблиц можно пересказывать сказки и рассказы. При пересказе с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Итак, перед вами, уважаемые коллеги, мнемотаблицы по сказкам. Попробуем отгадать, какая сказка изображена на таблице?

Сл. №10 (3 щелчка)

Расшифруйте пословицы:

  «Семь раз отмерь, один раз отрежь»


7 hello_html_1ff3a152.png 1hello_html_37ce0855.jpg

 «Под лежачий камень вода не течёт»

 

Под hello_html_mf98969f.jpg   hello_html_m5b365f63.jpg   hello_html_m6a72c82b.jpg

 

   «Любишь кататься, люби и саночки возить»

 

 hello_html_4ace2945.jpghello_html_m1dac0933.jpghello_html_7f2b794e.jpghello_html_m72332aa2.jpg

 

 

Зашифровать пословицы

Семеро одного не ждут

Готовь сани летом, а телегу зимой

Глаза боятся, руки делают

Лучше синица в руках, чем журавль в небе

3. Заключительный этап.

Подведение итогов.  Жюри подводит итог нашей игры.

(Выигрывает команда, набравшая большее количество очков)

Сл. № 11

Вывод:

Мнемотаблицы, мнемосхемы служат дидактическим материалом в работе по развитию речи детей.

Итак, мнемотехника:

- сокращает время запоминания;

- развивает основные психические процессы;

- развивает умение перекодировать информацию;

- устанавливает причинно-следственные связи;

- помогает делать выводы и схематизировать материал.

  В заключение деловой игры, я предлагаю вам продолжить фразы :

- Сегодня я узнала...

- Было интересно...

- Было трудно, но...

- Я поняла, что...

- Теперь я могу...

Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми !

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников". Деловая игра с воспитателями ДОУ.

"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников" Деловая игра с воспитателями дошкольного учреждения  Деловая игра  способствует повышению интереса у педагогов к...

Деловая игра "Основы делового общения"

Материал игры позволит педагогам выстроить взаимодействие с родителями и коллегами на основе принятий решений при общении:в различных положениях;специальных приемов техники установления контакта;измен...

Деловая игра "Учите играя"

В ходе деловой игры педагоги уточнят знания  по проблеме формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста.Поупражнятся в умении общаться и вырабатывать единое мнение в группе...

Деловая игра для педагогов ДОУ "Своя игра"

Игра способствует активации знаний педагогами своей профессии....

Деловая игра «Сюжетно – ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста»

закрепление с педагогами этапов организации и развития сюжетно - ролевой в соответствии с возрастными особенностями детей....

Деловая игра «Сюжетно-ролевая игра «Клубный час по сюжетно-ролевым играм»

Повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада....

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...