Конспект занятия в старшей группе по развитию речи "Лексические упражнения "
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Трегубова Юлия Ивановна

Конспект

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

«Лексические упражнения»

Тема

«Лексические упражнения»

Программные задачи

Цель: выявить уровень освоения программного материала по образовательной области развитие речи.

Образовательные:

- совершенствование лексико-грамматических компонентов речи у детей   старшего дошкольного возраста.

Развивающие:

развивать внимание, память, воображение.

Воспитательные:

воспитывать дружелюбие.

Интеграция образовательных областей

«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Методы и приемы

художественное слово, анализ

Этапы деятельности

Ход НОД

Вводный этап

- Дети, сегодня наше занятие будет посвящено играм.

Основной этап

1. «ЖАДИНА»

(согласование существительных с личным местоимением):

МОЯ – кукла, машинка, собачка, пирамидка, юла, матрешка

МОЙ – мяч, мишка, слон, робот, шарик, кубик, самолетик

МОИ – игрушки, машинки, кубики, мячики, пирамидки, куклы

2. «ОДИН – МНОГО»

(образование форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах):

мяч – мячи – много мячей

мячик – мячики – много мячиков

кукла – куклы – много кукол

кубик – кубики – много кубиков

мишка – мишки – много мишек

машина – машины – много машин

машинка – машинки – много машинок

собачка – собачки – много собачек

пирамида – пирамиды – много пирамид

пирамидка – пирамидки – много пирамидок

матрешка – матрешки – много матрешек

неваляшка – неваляшки – много неваляшек

робот – роботы – много роботов

самолет – самолеты – много самолетов

3. ЧТО ДЕЛАЕТ – ЧТО ДЕЛАЮТ»

(согласование существительного с глаголом)

машинка стоит – машинки стоят

машина едет – машины едут

кукла спит – куклы спят

кукла танцует – куклы танцуют

собачка лает – собачки лают

зайчик поет – зайчики поют

мяч лежит – мячи лежат

мишка плачет – мишки плачут

самолетик летит – самолетики летя

4. «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

(закончить предложение словом «игрушки» в нужной форме):

В коробке лежат что? … (игрушки).

В магазине много чего? … (игрушек).

Петя рад чему? … (игрушкам).

Мама купила что? … (игрушки).

На столе коробка с чем? … (с игрушками).

Таня мечтает о чем? … (об игрушках).

5. «БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»

(образование уменьшительно-ласкательной формы существительных):

Большой мяч, а маленький … мячик.

Большой самолет, а маленький … самолетик.

Большой корабль, а маленький … кораблик.

Большой солдат, а маленький … солдатик.

Большой мишка, а маленький … мишутка.

Большой слон, а маленький … слоник.

Большая пирамида, а маленькая … пирамидка.

Большая неваляшка, а маленькая … неваляшечка.

Большая машина, а маленькая … машинка.

Большая лошадь, а маленькая … лошадка.

Большая кукла, а маленькая … куколка.

Большая рука, а маленькая … ручка, рученька.

Большая голова, а маленькая … головка, головушка.

Большая нога, а маленькая … ножка, ноженька.

Большое лицо, а маленькое … личико.

Большая щека, а маленькая … щечка.

Большие брови, а маленькие … бровки.

Большая лапа, а маленькая … лапка, лапочка.

Большой хвост, а маленький … хвостик.

Большие уши, а маленькие … ушки.

6. «СКАЖИ ЛАСКОВО»

(образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных):

Корабль синий, а кораблик … синенький.

Мяч круглый, а мячик … кругленький.

Шар желтый, а шарик … желтенький.

Машина быстрая, а машинка … быстренькая.

Кукла веселая, а куколка … веселенькая.

Слон грустный, а слоник … грустненький.

Паровоз быстрый, а паровозик … быстренький.

Мишка косолапый, а мишутка … косолапенький.

7. «ИЗ ЧЕГО?»

(понимание относительных прилагательных, употребление существительных в родительном падеже с предлогом «из»):

Бумажный самолетик из чего? (из бумаги)

Картонный домик из чего? (из картона)

Железный робот из чего? (из железа)

Деревянная лошадка из чего? (из дерева)

Плюшевый мишка из чего? (из плюша)

Меховая собачка из чего? (из меха)

Пластмассовый кораблик из чего? (из пластмассы)

Резиновая лягушка из чего? (из резины)

Оловянный солдатик из чего? (из олова)

Глиняная курочка из чего? (из глины)

Соломенный бычок из чего? (из соломы)

Металлическая машинка из чего? (из металла)

8. «ИЗ ЧЕГО - КАКОЙ?»

(образование относительных прилагательных):

Самолетик из бумаги какой? (бумажный)

Домик из картона какой? (картонный)

Робот из железа какой? (железный)

Лошадка из дерева какая? (деревянная)

Мишка из плюша какой? (плюшевый)

Собачка из меха какая? (меховая)

Кораблик из пластмассы какой? (пластмассовый)

Лягушка из резины какая? (резиновая)

Солдатик из олова какой? (оловянный)

Курочка из глины какая? (глиняная)

Бычок из соломы какой? (соломенный)

Машинка из металла какая? ( металлическая)

9. «ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО»

(послушай, вставь пропущенное словечко и скажи правильно:

Игрушки лежат … коробке. (В)

Кукла спит … кроватке. (В)

Зайка катается … машинке. (НА)

Мозаика упала … стола. (СО)

Машинка отъехала … гаража. (ОТ)

Елочные игрушки достали … ящика. (ИЗ)

Воздушный шарик летает … столом. (НАД)

Мяч закатился … диван. (ЗА, ПОД)

Ваня достал мяч … дивана. (ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД)

Машинка катится … полу. (ПО)

10. «СКАЖИ НАОБОРОТ»

(упражнение в подборе антонимов):

Воздушный шарик легкий, а а железная машинка … (тяжелая).

Деревянный кубик твердый, а меховой слоник … (мягкий).

Глиняная игрушка хрупкая, а железная игрушка … (прочная).

У лошадки хвост длинный, а у зайчика хвост … (короткий).

Железная игрушка на ощупь холодная, а меховая игрушка на ощупь … (теплая).

Самолетик летает высоко, а вертолетик летает … (низко).

Воздушный шарик летит медленно, а самолетик летит … (быстро).

Сын машинку сломал, а папа машинку … (починил).

Мама игрушку спрятала, а дочка игрушку … (нашла, отыскала).

Дети игрушки разбросали, а потом игрушки … (собрали, убрали).

Самолетик взлетел, а потом … (приземлился, опустился).

Физминутка «Мы хлопаем в ладоши».

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп.

(хлопки над головой)

Мы топаем ногами, топ, топ.

(высоко поднимаем колени)

Качаем головой

(головой вперед – назад подвигать)

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем

(руки поднять, опустить)

Мы низко приседаем и прямо мы встаем

(присесть и подпрыгнуть)

Руки вниз, на бочок.

Зажимаем в кулачок,

Руки вверх и в кулачок

Разжимаем на бочок

На носочки поднимайся,

Приседай и выпрямляйся.

11. «ИСПРАВЬ ОШИБКУ И СКАЖИ ПРАВИЛЬНО»

(развитие логического мышления):

Резиновый мячик из дерева.

Меховой зайчик твердый.

Деревянная пирамидка мягкая.

У слоника короткий хобот.

У зайчика длинный хвостик.

Воздушный шарик катится вверх.

У Буратино короткий нос.

У Мальвины красные волосы.

Елочные игрушки висят на березе.

Воздушный шарик тяжелее мячика.

По воде плывет самолетик.

Петя катает кубик.

Глиняную уточку слепили из пластилина.

Говорящая кукла громко молчит.

Кукла моргает ушками.

У зайчика четыре ножки.

12. «ИСПРАВЬ ОШИБКУ И СКАЖИ ПРАВИЛЬНО»

(развитие логического мышления):

Игрушки покупают Ваню.

Мозаика складывает детей.

Пирамидка собирает Таню.

Гараж подъехал к машинке.

Стол лежит под мячиком.

Диван закатился под мячик.

Стол упал с пирамидки.

Машинка катает Петю по полу.

Коробка лежит в игрушках.

У колеса сломалась машинка.

Лошадка едет на мишке.

Коляска едет на куколке.

Стол летает над шариком.

Робот сломал мальчика.

Машинка починила папу.

У кузова большая машина.

У носа длинный Буратино.

У волос кудрявая Мальвина.

У хобота длинный слоник.

У хвоста пушистый зайка.

13. «ПОСЛУШАЙ, ПОДУМАЙ, ОТВЕТЬ ПРАВИЛЬНО»

(понимание смысловых отношений):

Сначала дети играли, а потом пошли на прогулку.

Когда дети играли: до прогулки или после прогулки?

За диваном кукла, под диваном машинка.

Какую игрушку достанут из-под дивана?

Какую игрушку достанут из-за дивана?

Из-под стола достали мяч.

Куда он закатился: под стол или за стол?

На столе лото. Над столом воздушный шар.

Что выше: лото или воздушный шар?

Что ниже: лото или воздушный шар?

У Тани в руках кукла. У Вани в руках книга.

У кого в руках игрушка?

Мяч тяжелее воздушного шарика.

Что легче?

Что тяжелее?

Плюшевый мишка на шкафу. Плюшевый зайка на полу.

Какая игрушка выше?

Какая игрушка ниже?

Вова пошел гулять после того, как собрал мозаику.

Что Вова сделал раньше: пошел гулять или собрал мозаику?

Мяч больше кубика.

Что больше?

Что меньше?

Слоник сделан из меха. Матрешка сделана из дерева.

Какая игрушка мягкая?

Какая игрушка твердая?

Плюшевый мишка мягче деревянной пирамидки.

Какая игрушка мягче?

Игрушки были разбросаны детьми.

Кто разбросал игрушки?

Робот был куплен папой.

Кто купил робота?

Саша купил кубики. Саша купила мяч.

Что купил мальчик?

Что купила девочка?

Женя взял с полки пирамидку. Женя взяла с полки матрешку.

Какая игрушка у мальчика?

Какая игрушка у девочки?

У мальчика пять кубиков. У девочки два кубика.

У кого кубиков меньше?

У кого кубиков больше?

У Вани одна машинка. У Тани две куклы.

У кого игрушек больше?

У кого игрушек меньше?

14. «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

(подумай и ответь полным предложением):

Пластмассовая пирамидка из чего? … из пластмассы.

Грузовая машинка перевозит что? … грузы.

Настольная игра лежит где? … на столе.

Говорящая кукла умеет что делать? … говорить.

Музыкальная игрушка играет что? … музыку.

Елочные игрушки повесили куда? … на елку.

У зайчика длинные что? … ушки.

У мишки четыре чего? … лапы.

У Мальвины голубые что? … волосы.

У Буратино длинный что? … нос.

У пирамидки много чего? … колец.

Из кубиков можно построить что? … башню, дом … .

Мальчик стреляет из игрушечного чего? … пистолета, автомата.

Куклу уложили спать куда? … в кроватку.

Куклу накрыли чем? … одеяльцем.

Игрушечную посуду поставили куда? … на стол, на поднос, на полку… .

Глиняная игрушка упала и что сделала? … разбилась.

Уронили мишку куда? … на пол.

Оторвали мишке что? … лапу.

Наша Таня громко плачет, уронила в речку что? … мячик.

Зайку бросила кто? … хозяйка.

15. «СОБЕРИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

(работа с деформированным предложением):

Кукла, спать, кроватка, в.

Игрушки, полка, на, лежать.

Мяч, стол, лежать, под.

Сын, мама, игрушка, купить.

Петя, катать, машинка, пол, по.

Машинка, чинить, папа.

Пирамидка, стол, упасть, со

16. «НАЗОВИ ЛИШНЕЕ СЛОВО»

(развитие логического мышления):

Игрушка, игра, груша, игрушечный.

Икра, игра, играть, игрушки.

Зайка, зайчик, мозаика, зайчата.

Мишка, мешок, мишутка, мишенька.

Пирамидка, кубик, робот, книга.

Тетрадь, карандаш, машинка, пенал.

кукла, мяч, береза, машинка

барабан, матрешка, лук, самолетик

юла, неваляшка, тетрадь, робот

мяч, ромашка, кубик, мишка

Заключительный этап

- Что мы сегодня делали?

- Что больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи

Познакомить детей с понятием "гостеприимство" и русским обычаем " приносить гостинцы". Используя элементы "ТРИЗ": игра "хорошо-плохо" - разрешать противоречия, формировать у детей диалектическое мироп...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с использованием сказкотерапии по сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»

Общеразвивающие задачи:1.    Формировать представления о насекомых в среде обитания.2.    Развивать выразительно, имитировать движения характерные для различных насекомых...

Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи  для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу  в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...

Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи  для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу  в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи/восприятие худ.литературы «Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение»

Цель: Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.Задачи:Развивающие: развивать устную речь, умение наблюдать, анализировать, делать выв...