Обогащение словаря дошкольников посредством ознакомления с окружающим миром
статья по развитию речи (старшая группа)

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Одной из проблем развития речи детей дошкольного возраста является развитие монологической речи. Её невозможно развить без систематической словарной работы. Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oznakomlenie_s_okruzhayushchim_mirom.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обогащение словаря дошкольников посредством ознакомления с окружающим миром.

Е.В.Корсакова, Н.И.Кульнева, МБДОУ Д/С №29

 городского округа город Воронеж

       С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Одной из проблем развития речи детей дошкольного возраста является развитие монологической речи. Её невозможно развить без систематической словарной работы. Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов.

       Основой развития речи является знание ребёнком окружающей действительности. Каждый вновь усвоенный им предмет или явление должны быть скреплены соответствующим словом.

       Окружающая ребёнка действительность – предметы обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа – представляет богатый материал, который должен быть использован для расширения детских восприятий и обогащения речи.

        Знакомство с окружающим – одно из средств обогащения словаря у детей дошкольного возраста. В программах детского сада не даётся указаний относительно объёма лексики, лишь в качестве примеров приводятся некоторые слова. Отсутствие определённого словаря, подлежащего усвоению детьми, приводит к эпизодичности словарной работы, её планирования и проведения.

         Согласно программе, дошкольники усваивают природоведческий словарь: названия животных, растений, явлений неживой природы. Ребёнок приобщается к природе очень рано. Он интересуется окружающим с ранних лет, по-своему хочет ощутить то, что видит, или просто хочет вступить в игру с той живой «игрушкой», которая ползает рядом, порхает поблизости, ласкается к нему.

         Накопление содержания детской речи в процессе ознакомления  с окружающим миром, в том числе и с природой, осуществляется с помощью различных методов и средств. Важнейшим методом является наблюдение.

          В процессе экскурсий в природе у детей обогащается словарь, а также осуществляется эстетическое воспитание, которое способствует обогащению чувств и эмоциональной сферы личности. Большая роль при этом принадлежит взрослому, прививая детям чувство прекрасного, педагог должен стремиться, прежде всего, сформировать у них своё эмоциональное, эстетическое отношение к окружающей природе, окружающему миру в целом, показать связь между объектами в различных обстоятельствах. Отношение ребёнка ко всему живому во многом зависит от отношения самих взрослых к окружающей природе, будь то веточка растения, воробей, жук или щенок.

            Для реализации намеченной цели спланирована работа по следующим направлениям:

  1. обогащение словаря на интегрированных занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
  2. Ознакомление с окружающим миром и обогащение словаря в дидактических играх и упражнениях.

         Работа по направлениям включена в комплексную систему разнообразных форм и методов обогащения словаря детей 5-6 лет в процессе ознакомления с окружающим миром.

         Комплексная система состоит из интегрированных занятий, включающих задания, разработанные на основе различных методических источников: авторских книг, материалов периодической печати.

         Особое место в комплексной системе уделено дидактическим играм и упражнениям, так как дидактические игры, применяемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста, дают возможность решать более сложные и многообразные задачи обучения. Опыт детей становится богаче, у них уже накоплен некоторый запас конкретных представлений об окружающем. Более развита речь, а полученные ими на предшествующей ступени развития знания и практические навыки позволяют воспитателю использовать такие дидактические игры, в которых правила сложнее: игровые действия дифференцированные и разнообразные, сложнее само содержание.

        Иногда детям трудно объяснить слова, которых нет в окружении ребенка. Поэтому используется показ кинофильмов и компьютерных презентаций. Организован показ презентаций на тему «Профессии», «Птицы», «Транспорт», «Еда», «Правила поведения», которые вызвали огромный интерес у детей. Все презентации сопровождаются веселыми детскими песенками и загадками, ответы на которые дают дети. По желанию родителей данные презентации были размножены для просмотра дома совместно с родителями.

       В настоящее время издается огромное количество познавательных журналов, таких как «Твои веселые зверята», «Мурзилка», «Животные нашей планеты», «Звери» и т.д. В свободное от занятий время дети знакомятся с материалами журналов. Дети узнали об образе жизни некоторых животных, которых нет в нашей полосе. Например, об образе жизни пингвинов, львов, о таких экзотических животных как игуана, коала и т.д. Особый интерес вызывают задания, сопровождающиеся ярким наглядным материалом, дополнительными поощрениями, а также задания соревновательного характера.

        Дети с удовольствием выполняют задания, радуются своим правильным ответам, а если отвечают неправильно, то стараются исправить ошибки. Таким образом, умение видеть, понимать и создавать прекрасное в природе обогатит духовную жизнь маленького человека, сделает её богаче, интереснее, даст ему возможность испытывать самое высокое духовное наслаждение. Огромная роль в этом процессе отводится взрослым, и в первую очередь родителям и педагогам.

Литература

  1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях. -М, 2003
  2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. –М.: Просвещение, 1984. – 175с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение и активизация словаря детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром

Знакомство с окружающим - одно из средств развития словаря у детей старшего дошкольного возраста. В программах детского сада не дается указаний относительно объема лексики, лишь в качестве примеров пр...

«Развитие словаря в процессе ознакомления с окружающим миром

важность исследования определена целесообразностью более полного раскрытия вопросов , связанных с лексическим развитием ребёнка....

План самообразования "Развитие речи детей посредством ознакомления с окружающим миром"

Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности;систематизация  работы по реализации системы мероприятий направленных на развитие детей через ...

Открытый показ «Формирование грамматического строя речи и обогащение словаря дошкольников посредством театрализованной деятельности»

формирование грамматически правильной речи и обогащение словаря посредством театрализованной деятельности....

Опыт работы по познавательно-речевому развитию "Обогащение словаря дошкольников при ознакомлении с природой"

Накопление содержания детской речи в процессе ознакомления с окружающим миром....