"Развитие речи посредством дидактической игры"
проект по развитию речи (младшая группа)

Леонова Елена Александровна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_razv_rechi_posr_digryml_vozrasta.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 г.Вязьмы Смоленской области

Проект

(практико-ориентированный)

«Развитие  речи посредством дидактической игры»

Младший дошкольный возраст

Разработала

Леонова Елена Александровна,

воспитатель высшей категории

2016

Участники проекта:

-воспитатель

-дети-специалисты

-родители

Цель: развитие речи детей младшего возраста посредством дидактической игры

Задачи:

-целенаправленно обогащать  словарь  воспитанников;

-развивать активную речь;

-формировать потребности в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи;

-формировать понимание речи  окружающих без  наглядного сопровождения;

-формировать способности  понимать произведения   русского поэтического фольклора и  произведений художественной литературы;

-поддерживать у детей  познавательное отношение к окружающей действительности ;

-побуждать детей к  разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;

формировать умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;

-приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.

Актуальность проблемы:

        Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом  наверстывают  упущенное, в будущем  пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребенка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные  интересы.

Эта проблема  подвела меня к мысли о необходимости больше внимания  уделять именно развитию речи детей с самого раннего возраста. Не секрет, что в группах для маленьких в основном заботятся о создании  комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно  ранний возраст  наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой  речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения  словаря  и активизации  речи детей должна  решаться  ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителям, пронизывать все режимные моменты.

Этапы проекта:

        

Этапы

Формы работы

Работа с родителями

Первый

(организационный)

Выдвижение гипотезы

-изучение литературы

-подбор методической литературы

-разработка  тематического плана для реализации проекта

-диагностирование детей совместно с педагогом- психологом, целью которого является  выявление знаний ив развитии  речи с последующей индивидуальной работой

-Анкетирование родителей

Цель: выявление любимых  видов деятельности в домашних условиях .

-Считают ли родители, что их дети  хорошо разговаривают, соответственно возрасту.

Да-85%.Неверно- 14%. Нет-1 %.

-Имеются ли дидактические игрушки по возрасту?

-Данные о  речевых нарушениях у родителей  и их родственников.

У 2-х родителей речевые нарушения.

-Как часто занимаются с ребенком дома?

Каждый деть- 8 родителей; по возможности- 7 человек; по выходным- 9 человек.

Второй этап

Практический

(реализация намеченных планов)

-работа с детьми

-совместная работа со специалистами ДОУ

-Родительские собрания

«Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие детей».

-Анкетирование родителей

«Развитие речи  детей».

-Проведение просветительской работы: консультации, реклама, рекомендации.

-Посещение семей

-Фотовыставка   «Играя-развиваем речь детей»

Практическая работа с детьми по реализации плана

Виды деятельности:

-дидактические игры:

-На игрушку посмотри и картинку подбери

-Куда собачка пропала

Поставь возле:

-Кто где

-Найди маму

-Лото «Вкладыш»

-Кто с кем живет

2.Сюжетно-ролевые  игры:

-Жеребенок ушиб ногу

-Мама кормит Катю

-Покатаем собачку на машине

-Готовим  обед для собачки

-Построим забор для  лошадки

-Полечим собачке лапку

-Покатаем на паровозе зверей

3.Подвижные игры

--Пес Барбос

-Кот и мыши

-Лошадки

-Курочка-хохлатка

-Птички в гнездышках

-Найди кота

-Догони собачку

-Зайка беленький сидит

-Заинька, походи

Театрализованная деятельность

-Настольный театр

-Пальчиковый театр

-Инсценировка  русских народных сказок: Репка, Колобок, Заюшкина избушка, Курочка ряба

Художественная литература

Чтение потешек:

-Тили-бом.

-Пошел котик на торжок

-Киса

-В.Берестов «Котенок» , «Ты, собачка , не лай»

Рассказывание стихов А.Барто

-Лошадка

-Бычок

-Зайка

Чтение русских народных сказок

-Заюшкина избушка

-Теремок

-Репка

-Волк и семеро козлят

3 этап заключительный

Диагностирование детей с целью определения уровня усвоения  материала в рамках реализации проекта

Оформление стенгазеты для родителей  по итогам реализации проекта.

Совместная работа с педагогом –логопедом

Проведение комплексных  профилактических  игровых упражнений  в  группе (зона отдыха).

Цель: создание психологического комфорта  оздоровления через  индивидуальный подход к каждому  ребенку. Активизация творческой мыслительной деятельности  и развития речи детей. Развитие тактильных ощущений мелкой моторики .

Выводы:

В результате  целенаправленной и систематической работы по развитию речи  добилась  положительных результатов по данной теме. Отмечается норма в развитии  активной речи детей: 18 детей ( 75%; отставание – 6 детей

( 25%).

        

        Большое внимание уделяю  организации предметно- пространственной развивающей среды. Создаю условия для проведения дидактических игр. В группе оформили  пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов  деятельности детей. Разнообразие,  наличие  всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного  развития, мелкой  моторики , воображения,  активной речи.  Расположение игрового  и дидактического материала   в поле зрения ребенка.  В играх  с дидактическим материалом   у детей          закрепились  знания о  величине, форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук. Познавательная речевая  активность детей  развивается в  непосредственно организованной  образовательной  деятельности ; в инсценировках с помощью игрушек;  рассматривании картинок; знакомство с произведениями  художественной литературы.

        В результате целенаправленной и систематической  работы по  развитию речи детей  добилась  положительных результатов в работе по данной теме: дети легко понимают  речь, отвечают на вопросы воспитателя, охотно вступают в  речевые контакты с педагогами и  близкими людьми.  Дети играют вместе, разыгрывают  небольшие сюжеты , активно включаются в игру;  начинают  договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые  пытаются  исполнить их самостоятельно;  у большинства детей  появился интерес  к чтению книг. В разговоре  с детьми   вспоминаем  знакомые эпизоды, занимательные ситуации, побуждаю детей высказываться.  Поддерживаю  у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить  просьбу обращенную к сверстникам.  Помогаю детям договариваться, употребляя слова, выражающие просьбу, обещание, желание уступать друг другу  . В  результате  интенсивно развивается   смысловая сторона речи, функция сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция.

        Ведущим  видом деятельности детей является  ролевая игра. Дети стали  использовать в игре предметы- заместители (например, вместо  мыла- кирпичик, вместо градусника- палочка и т.д.)

        Дети овладевают  видами деятельности: рисованием, лепкой, интенсивно развивается воображение. Продолжается ознакомление с окружающими предметами. В процессе различных видов деятельности  (бытовая,  трудовая, игровая, художественная) формируется  понимание обобщенных предметов (одежда, мебель, транспорт).

        В условиях современности главной задачей  образования является подготовка детей к школьному обучению. Данный проект помогает  эффективно решать эти задачи  начиная  работу с детьми младшего  дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект(практико - ориентированный) "Развитие речи посредством дидактической игры".

Проект (практико-ориентированный)«Развитие речи посредством дидактической игры»Участники проекта:- Воспитатель- Дети- Специалисты- Родители Цель: развитие речи детей раннего возраста посредством дидак...

Проект (практико-ориентированный) «Развитие речи посредством дидактической игры»

Цель: развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры.Задачи:·         целенаправленно обогащать словарь детей;·...

Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка направленной на развитие речи посредством дидактической игры

1. продолжать формировать умения делить слова на слоги;2. закреплять навыки определения   звука [С]  в начале, середине, конце  слова;3.автоматизировать словарь, звуки в слогах, сл...

Проект (практико-ориентированный) "Развитие речи посредством дидактической игры"

Развитие речи через дидактические игры происходит за счет пополнения словарного запаса, обучения в игровой форме      навыкам использования слов (активизации словарного багажа...

Проект "Развитие речи посредством дидактической игры"

Информационная карта проекта: Развитие речи посредством дидактической игры...

Проект по речевому развитию «Развитие речи посредством дидактической игры»

Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Овладение родным языком, развити...