Консультация для родителей "Воспитание звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста"
консультация по развитию речи (младшая группа)

Кизуб Ксения Викторовна

Консультация для родителей "Воспитание звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Воспитание звуковой культуры речи».

Консультация для родителей 3 годовалых малышей  

     

 На третьем году жизни у ребенка возрастает внимание к звуковой стороне речи. Старайтесь следить за тем, чтобы речь вашего малыша была внятной, неторопливой, достаточно громкой. Нужно обращать внимание ребенка на четкость произнесения звуков, слогов, фраз, причем делать замечания нецелесообразно — лучше похвалите малыша, а потом попросите повторить сказанное (погромче, не торопясь). Сопроводите эту просьбу словами: «Извини, я не расслышала, что ты сказал». Помните, что ваша четкая, неторопливая речь будет лучшим образцом для ребенка.

       Рассказывая о достижениях и проблемах двух-трехлетнего ребенка, мы говорили о том, какие звуки удаются малышу лучше, а какие вызывают затруднения, поэтому перейдем к играм и игровым заданиям, которые вы можете использовать, занимаясь с ребенком.

             «BO ДBOPE». Приготовьте игрушки или картинки, изображающие петуха, курицу, кошку и т, п. Показывайте ребенка игрушку (картинку), сопровождая свои действия имитацией голоса животного: «Вот курочка кудахчет: ко-ко-ко» и т, д. После «представления» всех животных и птиц задайте малышу вопросы: «Как курица кудахчет?» и т. д,

    «ПЕСНЯ-ПЕСЕНКА». Приготовьте игрушки: большую куклу, петуха, кошку, утку, медведя, лягушку, Расскажите ребенку историю про песенку:

Запела девочка песенку,

Пела, пела и допела,

  — Теперь ты, петушок,

 — Ку-ка-ре-ку! — пропел петушок,

 — Ты спой, мурка!

 — Мяу-мяу, — спела кошка.

 — Твоя очередь, уточка

 — Кря-кря-кря, — затянула утка.

  — А ты, мишка?

  — Рев-рев-рев, — зарычал медведь.

 — Ты, лягушка, спой!

 — Квак-квак-квак, — проквакала лягушка.

  — А ты, кукла, что споешь?

 — Ма-ма, ма-ма!

  Складная песенка!

 Читая эти строчки, показывайте малышу игрушки (персонажей) и 
четко произносите звукоподражание, Когда ребенок будет отвечать 
на ваши вопросы, особое внимание обратите на точность имитации 
голосов животных.

         «ПЕТУШКИ И ЦЫПЛЯТА». Вы будете изображать петушка, а ребе-
нок — курочку или цыпленка. Попросите малыша стучать пальцами 
об пол — «клевать зернышки». Вы включаетесь; «Где тут цыпленок?» 
Ребенок отвечает: «Тут, пи-пи-пи». «А где курочка?» — «Тут; ко-ко-ко», 
     
«ГАВ-ГАВ». Приготовьте картинки с изображениями щенка, коня, 
теленка, цыпленка, козленка, сороки, гуся. Читайте малышу стихи, сопровождая свои слова демонстрацией картинок. Ребенок с вашей помощью будет подражать звукам зверей и птиц:

 «Гав! Гав!» — на заре. 

 «Гав! Гав!» — на дворе,

 На дворе щенок бежал, 
 А в конюшне конь заржал. 

 Он сердился: «Ты чего  спать мешаешь? И-го-го!»

 «Гав! Гав!» — на за

«Гав! Гав!» — на дворе,

  И сказал теленок; «Му-у!» 
  Почему сказал он: «Му-у!»?

«Му-у» - сказал он потому, 
что мешают спать ему.

 «Гав! Гав!» — на заре.

 «Гав! Гав!» — на дворе.

  И сказал цыпленок: «Пи! 
Ты, щенок, еще поспи!» 

 А сороки зарядили –

  «Разбудили! Разбудили!»

 А козленок: «Ме!» да «Ме!»

 «Подремать не дали мне».

  «Гав! Гав!» — на заре.

«Гав! Гав!» — на дворе,

 И сказал гусак. И сказал вот так,

 Он сказал: «Вы знаете, 
Вы так сильно лаете, 
Что просто всем мешаете!»

  А щенок все «Гав!» да «Гав!», 

  У него веселый нрав! 
 И веселый этот н

 называется «Гав-гав!».

 «НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ». Прочитайте ребенку стихотворение:

Наши уточки с утра: 
— Кря-кря-кря! 
— Кря-кря-кря! 
Наши гуси у пруда: 
— Га-га-га!

— Га-га-га!

А индюк среди двора: 
— Бал-бал-бал! 
— Бал-бал-бал!

Наши гуленьки вверху:

— Грру-грру-у-грру-у! 
Наши курочки в окно:

— Ко-ко-ко-ко-ко-ко! 
А как Петя-петушок 
рано-рано поутру 
Нам споет: «Ку-ка-ре-ку!»

Задайте малышу вопросы о том, как кричат птицы.

  «ЧАСЫ ТИКАЮТ». Приготовьте настоящие или игрушечные часы (большие и маленькие). Покажите малышу часы, предложите послушать, как они «говорят», и воспроизвести тиканье: «тик-так», Потом демонстрируете тиканье других часов. Ребенок воспроизводит громкое тиканье больших часов и тихое - маленьких. Можно попросить его «тикать» медленнее или быстрее. Следите за произношением звуков.

«ЛОШАДКА». Приготовьте игрушечную лошадку. Покажите ребенку игрушку, сопровождая действия имитацией крика лошади: «И-и-и». Попросите ребенка повторить. Лошадку можно заменить другой игрушкой с соответствующей имитацией.

       

Уважаемые родители, продолжаем тему по воспитанию звуковой культуры речи.

Чистоговорки и скороговорки еще способствуют правильному

произношению и четкой дикции.

 [М] Ма-ма-ма – я сама.                                          [Д] Ду-ду-ду – домой пойду.

        Мо-мо-мо – лук помой.                                         Ды-ды-ды – попей воды.

        Мы-мы-мы – ждем весны.                                    Да-да-да – пойду сюда.

        Ом-ом-ом – строим дом.                                     Дятел жил в дупле пустом,

        Мама мыла Милу                                                   Дуб долбил, как долотом.

        Шампунем и мылом.

 

 [П] По-по-по – песню пой.                                    [Н] Но-но-но – у нас тепло.

        Пы-пы-пы – вытри пыль.                                       На-на-на – стоит стена.

        Пу-пу-пу – летит пух.                                             Ны-ны-ны – идут слоны.

        Уп-уп-уп – готовлю суп.                                       Он-он-он – возьми бидон.

        У Капы на пол                                                         Динь-дон, динь-дон –

        Упала шляпа.                                                          В переулке ходит слон.

 [Б] Бо-бо-бо – большой забор.                              [В]  Ву-ву-ву – лови сову.

        Бы-бы-бы – в лесу грибы.                                      Во-во-во – воет волк.

        Ба-ба-ба – бежит кабан.                                          Вы-вы-вы – бегут львы.

        Любят бананы                                                          Васин валенок

        Все обезьяны.                                                        Провалился в прогалинок.

[Т] Та-та-та – поймай кота.                                   [Ф] Аф-аф-аф – купили шарф.    

        Ту-ту-ту – поет петух.                                            Уф-уф-уф – сядь на пуф.

        То-то-то – поем батон.                                           Оф-оф-оф – поймали сов.

        Ят-ят-ят – птички летят.                                        Фаня Федю увидала

        Там кот-воркот                                                        И фуфайку подарила.

        У печки живет.

   

 [К] Ко-ко-ко – рот далек.                                      [Г] Га-га-га – у козы рога.

        Ка-ка-ка – дай молока.                                          Гу-гу-гу – по лугу бегу.

        Ку-ку-ку – лежи на боку.                                      Го-го-го – стоит вагон.

        Ок-ок-ок – беги со всех ног.                                  Я гуляю по лугу,

        Кони скачут по полям.                                         Я по радуге бегу.

        Ох и весело коням!

                                                                             [Х] Ха-ха-ха – поймал петуха.

                                                                    Хо-хо-хо – идет Пахом.

                                                                                  Хи-хи-хи – поел ухи.

                                                                                  Ух-ух-ух – летит пух.

  Далее предлагаются некоторые игры для отработки с малышом отдельных звуков, которые в дальнейшем вы сами можете подобрать.

   

     «У КУКЛЫ БОЛИТ ЗУБ». Приготовьте куклу. Объясните ребенку, что кукла кричит от зубной боли: «О-о-о». Попросите повторить это, следя за тем, чтобы малыш, произнося «О», округлял губы.

     «ПОДБЕРИ КАРТИНКУ». Подберите сюжетную картинку, на которой изображены знакомые малышу предметы и игрушки, желательно, чтобы их названия начинались с одгой и той же группы звуков. Например, [М], [П], [Б] – т. е. звуков, для произношения которых требуется смыкание губ, или [В], [Ф], произношение которых требует соприкосновение губ и зубов, [Т], [Д], произношение котторых требует прикосновение языка к зубам т. д., учитывая нормы произношения, которыми владеет малыш на третьем году жизни.

            Назовите предметы, изображенные на картинке, и предложите малышу повторить. Потом задайте вопросы по содержанию картинки и в случае затруднения помогите ребенку, давая ему образец правильного произношения.

       «ПОДБЕРИ ИГРУШКИ». Подберите игрушки, название которых начинаются с одного и того же звука (доступного ребенку). Накройте их скатертью (если они мелкие сложите в мешочек). Попросите малыша пощупать игрушку сквозь ткань и назвать ее. Следите за тем, чтобы ребенок не только зорошо произносил нужные звуки, но и говорил громко и отчетливо.

       «МЫШКА». Приготовьте игрушечную мышку. Спрячьте игрушку и попищите, как мышка, предложите малышу ее поискать. Вместо мышки можно взять другую игрушку с соответствующей звуковой имитацией. Ребенок вслед за вами имитирует писк мышки.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 г. Коркино»

Методические материалы

для педагогов и родителей

по образовательной области

 «Речевое развитие»

Подготовили:

Воспитатели

Кизуб К.В.,

Девятова М.Н.

2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста за счет внедрения современных образовательных технологий"

В работе представленны следующие занятия: артикуляционная гимнастика, игры на дыхание, дидактические игры, организованная познавательная деятельность....

Применение элементов логоритмики при формировании звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста.

Применение элементов логоритмики при формировании звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста....

Методические рекомендации по формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки

Методические рекомендации по формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки...

Консультация для воспитателей «Звуковая культура речи детей младшего дошкольного возраста»

Тема: «Звуковая культура речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация логопеда для воспитателей «Звуковая культура речи детей младшего дошкольного возраста»Консультаци...

Развитие звуковой культуры речи в младшем дошкольном возрасте

Проблема развития звуковой культуры речи – одна из актуальных в дошкольном учреждении. Многие младшие дошкольники испытывают значительные затруднения в произносительной и интонационно-выразительной ор...

Развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического пособия «Звуковая ромашка»

Речь – это один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают, как процесс говорения (ре...