Развитие звуковой культуры речи в младшем дошкольном возрасте
консультация по развитию речи (младшая группа)

Коноплева Оксана Васильевна
Проблема развития звуковой культуры речи – одна из актуальных в дошкольном учреждении. Многие младшие дошкольники испытывают значительные затруднения в произносительной и интонационно-выразительной организации высказываний, что является причиной необходимости организации целенаправленной работы по развитию звуковой культуры речи как важнейшего компонента нормированной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zkr_statya.docx280.33 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие звуковой культуры речи
в группах раннего и младшего возраста.

В каждой возрастной группе ставятся свои задачи:

1 младшая группа.

2 младшая группа.

Развитие:

  • Речедвигательного и речеслухового анализаторов ребенка для своевременного развития произносительной стороны речи;
  • Слухового внимания;
  • Речевого дыхания;
  • Основных качеств
    (силы и высоты) голоса;
  • Вызывание звуков;

  • Артикуляторного аппарата во время артикуляционной гимнастики;
  • Слухового внимания;
  • Речевого слуха;
  • Речевого дыхания;
  • Силы и высоты голоса;
  • Четкого произношения слов, предложений, спокойного темпа и размеренного ритма речи.

Решение задач по формированию правильного произношения, поставленных в каждой возрастной группе, проходит одновременно с работой по совершенствованию всех разделов произносительной стороны речи.

Развивая правильную речь ребенка необходимо готовить не только его артикуляционный, но и голосовой и дыхательный аппараты.

Работа по развитию подвижности и дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата.

        Важнейшим условием правильного произношения звуков является подвижность органов артикуляционного аппарата, умение ребенка владеть ими. Поэтому, начиная с 1 младшей группы, у детей развивают моторику органов артикуляционного аппарата, тренируют основные движения языка, губ, нижней челюсти.

        Работа ведется во время подготовки артикуляционного аппарата для правильного произношения звука, во время уточнения произношения изолированного звука, в словах, во фразовой речи (см. 3 этапа работы над звуком).

Ознакомление детей с органами артикуляционного аппарата
со второй младшей группы (проводится как 1-2 целых занятия). В игровой форме мы рассказываем детям, что в речи принимают участие: рот, губы, зубы, язык, кончик языка.

Знакомим детей со следующими движениями органов артикуляционного аппарата:

  • губы умеют улыбаться, обнажая зубы, вытягиваться вперед трубочкой;
  • нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот;
  • язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперед и назад.

Приемы работы по развитию артикуляторной моторики.

 Для привлечения внимания детей к лицу педагога и артикуляционным упражнениям мы используем маску «нос кошки», игрушки-говорушки с открывающимся ртом, игру «Мимик мемо»


Приемы работы по формированию слухового внимания.

Развитие слухового внимания, т.е. умения услышать определенный звук, издаваемый каким-либо предметом, и правильно соотнести его с предметом и местом подачи звука. Эта работа в первой младшей группе представляет особое значение, так как под контролем слухового внимания осуществляется формирование произносительной стороны речи.

  • Переключение слухового внимания (игра «Солнце или дождик», игра «Угадай, что делать?»)
  • Сосредоточение и устойчивость слухового внимания (игра «Угадай, кто кричит», «Что гремит?», «Угадай, на чем играю», «Угадай, что делают»)
  • Направленность слухового внимания (игра «Где позвонили?»)
  • Определение темпа звучания музыкального инструмента или любой твердый предмет (карандаш, молоток, ложка и т.д.)
    Варианты игр  
    «Делай, как я»;
     «Я начну, а ты продолжи».  
    «Угадай, кто идет?»
    Перед ребенком расположены ритмические карты. Взрослый с одинаковой силой удара отстукивает карандашом (любым твердым предметом) по столу заданный ритмический рисунок любой карты. Ребенок должен найти нужную карту и показать.  

Усложнение задания. 

1. Взрослый за ширмой отстукивает любой заданный ритм.   Ребенок воспринимает ритм только на слух, без зрительной опоры на руки взрослого.

2. Взрослый просит ребенка самостоятельно отстучать ритмический рисунок любой карты.

3.Педагог предлагает ребенку прослушать 2 (максимум 3) ритмических рисунка, положив перед ним соответствующие карты. Ребенок должен разложить карты в нужной последовательности.

Аналогичная игра «Топни, стукни, хлопни - повтори не ошибись!» (на развитие слухового внимания и чувства ритма).

Звуковое лото (автор Травкина Ж.А.) используется для диагностики или формирования слухового восприятия неречевых звуков.  
Варианты игры. Разложите на столе перед ребенком все карточки. Взрослый включает аудиозапись, ребенок слушает и показывает картинку.   При необходимости, следует повторить задание.
«Да-Нет». Взрослый кладет перед ребенком одну из картинок, и включает совершенно другой звук/или, наоборот, правильный звук. Ребенок соглашается/или не соглашается с выбором взрослого.  
«Что сначала, что потом». Перед ребенком лежат все карточки лото. Взрослый включает 2 или 3 аудиозаписи подряд. Ребенок должен восстановить цепочку звуков, используя картинки, подходящие к услышанным записям.    

Что это? Угадай по звуку (по лексической теме «транспорт»)

Начиная со второй младшей группы особое внимание уделяют развитию речевого слуха, т.е. способности воспринимать и различать все нюансы звучащей речи (звуки речи, громкость, высоту, тембр, темп). Продолжается работа по развитию слухового внимания:

  • игра «Кто, как кричит?»
  • игра «Угадай, чего не хватает?»
  • игра «Поймай звук»
  • игра «Угадай, близко или далеко поезд» (умение различать силу голоса)
  • игра «Угадай, кто сказал?» (умение различать высоту голоса)

Игры проводятся преимущественно со звуками речи!

Например, игра «Чудесный мешочек» (картинки или предметы в названии которых есть звук отрабатываемый звук)

Приемы работы по развитию речевого дыхания.

В первой младшей группе развитие речевого дыхания проводится с помощью игр на сдувание различных предметов, вырабатывая длительную воздушную струю, необходимую для правильного произношения звуков:

  • Игра «Чей одуванчик раньше улетит?» (развитие ротового выдоха)
  • Игра «Чья птичка дальше улетит?» (развитие длительного направленного выдоха)
  • Игра «Пускание корабликов» (развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха)
  • Игра «Тучка, лети!» (развитие длительного ротового выдоха)
  • Игра «Самолетик, лети!» (развитие длительного ротового выдоха)
  • Игра «Сдуй микроб!» (развитие длительного ротового выдоха)

Во 2 младшей группе развитие речевого дыхания проводится с помощью игр, тренирующих продолжительность речевого выдоха и умения на одном выдохе сказать фразу, состоящую из нескольких слов (включая предлоги и союзы):

  • развитие произношения изолированного звука на одном выдохе
  • развитие произношения отрабатываемого звука в слогах, звукоподражаниях и словах на одном выдохе
  • развитие плавного речевого выдоха, развитие умения слитно, на одном выдохе произносить фразу из 2-3 слов, из 3-4 слов, из 5-6 слов

Например, игра «Привидение» - отрабатываем на выдохе «ууу». Детям даем инструкцию: Мы привидения, носом вдохнем и пугать начнем «уууУУУ». Затем играем в «Прятки», отрабатываем на выдохе «ку-ку».  
После учимся проговаривать стихотворение
«Страшилка» и проработаем модуляцию голоса.

В старом доме… Ночью темной…
Очень страшно одному… УУУУ ууууу
Дует ветер… В трубах весело ему!

Приемы работы по развитию модуляции голоса.

Развитие основных качеств голоса (силы и высоты) осуществляется в процессе уточнения произношения гласных и звонких согласных звуков, звуков в словах и во фразовой речи с помощью специально подобранных игр.
1 младшая группа

  • Игра «Позови друзей играть» (развитие умения пользоваться громким голосом)
  • Игра «Не разбуди куклу Катю» (развитие умения пользоваться тихим голосом)
  • Игра «Тихо - громко» (развитие умения менять силу голоса)
  • Игра «Кто как кричит?» (развитие умения повышать и понижать тон голоса)

2 младшая группа

  • Игра «Успокой куклу» (развитие силы голоса)
  • Игра «Кот и мыши» (развитие умения пользоваться тихим голосом)
  • Игра «Гудок» (развитие умения менять силу голоса)
  • Игра «Кто как кричит?» (развитие умения повышать и понижать тон голоса)
  • Игра «Эхо» (развитие умения пользоваться тихим и громким голосом)

Отрабатываемые звуки в младшем возрасте

Звуки раннего онтогенеза
гласные А, О, У, И, Э
согласные М, П, Б, Мь, Пь, Бь                   К, Г, Х, Кь, Гь, Хь, Й
                 Н, Т, Д, Нь, Ть, Дь                      В, Ф, Вь, Фь

Звуки среднего онтогенеза
гласный
Ы +дифференциация по мягкости и твердости усвоенных согласных

Выделяют три этапа работы по формированию правильного произношения (на каждый звук).

1 этап. Подготовка артикуляционного аппарата, способствующая правильному произношению звука. Тренировка и уточнение движений органов артикуляционного аппарата. Упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука.  Развитие речевого дыхания.
Например, работаем со звуком И.
 
Игра «Лягушка»

Вот понравится лягушкам,                Потяну и  перестану

Тянем губы прямо к ушкам.              И нисколько не устану.

2 этап. Уточнение произнесения изолированного звука (у детей, у которых он имеется) или вызывание звука по подражанию (у детей, у которых нет звука). Продолжается тренировка артикуляционного аппарата и работа над речевым дыханием, слуховым вниманием, а также основными качествами голоса (силой и высотой). Со 2 младшей группы работа над фонематическим восприятием (речевой слух).

Далее продолжается работа по воспитанию правильного звукопроизношения звука [И] в слогах и звукоподражаниях
1. Лошадка, скачи: «И И И»      Лошадка, кричи: «И И И»
2. Лошадка   скачет к морю  - Буду петь,  помогайте мне.

- Вот лошадка                          и-го-го

-скачет быстро                        и-го-го

- по дорожке                             и-го-го

- прямо к дому                         и-го-го

Аналогично: к лесу, дому, к саду

Игры с картинкой-символом. Например, в своей работе мы используем сказку «Теремок». 

Педагог подбирает картинку-символ (в данном случае это герой сказки), с которым будет соотноситься гласный звук. Отрабатывается каждый звук изолированно, затем составляем слоги из двух звуков в различных комбинациях. Закрепляем звуки с помощью дорожек - кнопок.
Вариаций использования «Теремка» много, например, можно поработать с силой голоса. В теремок стучим сегодня два раза, сначала тихо, потом громко.

Перейти на картинки символы можно, используя игровую ситуацию «Ежик - фотограф зверей снимал, да, видимо, плохо фотоаппарат держал. На снимках остались только ротики (картинки-символы гласных звуков). Будем по-новому теперь петь!»
Добавляя картинки-символы согласных звуков, мы отрабатываем закрытые и открытые слоги.

На 3 этапе происходит закрепление (уточнение) произношения данного звука в словах. Воспитатель подбирает игрушки, предметы, картинки, в названии которых отрабатываемый звук употребляется в сочетании с различными звуками и в разных частях слова. Продолжение тренировки артикуляционного аппарата. Работа над речевым дыханием, слуховым вниманием, основными качествами голоса (силой и высотой). Со 2 младшей группы работа над фонематическим восприятием (речевой слух).

Воспитание правильного, четкого произношения звука во фразовой речи.

Педагог подбирает потешки, скороговорки, стихотворения, игры, рассказы, насыщенные отрабатываемым звуком (по программе). Необходимо воспитывать у детей спокойную, плавную, достаточно громкую речь.

Важно в любую игру с речевым сопровождением включить эмоции и модуляцию голоса, и тогда мы решим все задачи по развитию звуковой культуре речи. 

Рекомендуемая литература

1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Чтобы чисто говорить надо. Развитие общеречевых навыков» СПб.  "Паритет" Год: 2005

2. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Учимся слушать и слышать от 0 до 3 лет»- СПб. «Паритет», 2003.

3. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. СПб.: Речь, 2004

4. Датешидзе Т.А. Альбом по звукопроизношению. СПб. Речь, 2004

5. Кириллова Е.В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста. — М.: ТЦ Сфера, 2010.

6.  Костыгина Валентина Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика. Серия: Для самых - самых маленьких. Карапуз, 2008 г.

7. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Гном, 2016 г

8. Молчанова Елена «300 игр для развития слухового внимания ребенка» Издательство Феникс, 2019
9. Нищева Н. В. ЗАНИМАЕМСЯ ВМЕСТЕ Ранний возраст Домашняя тетрадь Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2007.

10. Фомичева М. Ф.. Воспитание у детей правильного произношения. 1980

Интернет - источники

https://vk.com/topic-116551602_39447017  пособия Травкиной Ж.А.

http://logosystem.ru/ Работа с неговорящими детьми по методике

Новиковой-Иванцовой Т.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста за счет внедрения современных образовательных технологий"

В работе представленны следующие занятия: артикуляционная гимнастика, игры на дыхание, дидактические игры, организованная познавательная деятельность....

Применение элементов логоритмики при формировании звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста.

Применение элементов логоритмики при формировании звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста....

Мастер - класс по развитию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Целью мастер-класса является научить педагогов использовать свободное время для отработки звукопроизношения у детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей «Звуковая культура речи детей младшего дошкольного возраста»

Тема: «Звуковая культура речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация логопеда для воспитателей «Звуковая культура речи детей младшего дошкольного возраста»Консультаци...

Консультация для родителей "Воспитание звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Воспитание звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста"...

Развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического пособия «Звуковая ромашка»

Речь – это один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают, как процесс говорения (ре...