ПО РАССМАТРИВАНИЮ КАРТИН И. ГРАБАРЯ «ЗИМНИЙ ВЕЧЕР», И. ШИШКИНА «ЗИМА»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Спраговская Ольга Викторовна
Образовательные задачи. 
Обобщить представления о зиме и типичных зимних явлениях в природе. Расширить, уточнить, актуализировать словарь по теме «Зима». Совершенствовать навык рассматривания картины, формировать целостное представление об изображенном на ней. Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений с противопоставлением). Совершенствовать навык слогового анализа слов.
Развивающие задачи. 
Развивать связную речь, все виды восприятия, творческое воображение.
Воспитательные задачи. 
Воспитывать эмоциональный отклик на изображенное на картине, инициативность, самостоятельность, творческое воображение.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_rassmatrivaniyu_kartin.docx768.92 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 53»

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО РАССМАТРИВАНИЮ КАРТИН  

И. ГРАБАРЯ «ЗИМНИЙ ВЕЧЕР»

IMG_7000

 И. ШИШКИНА «ЗИМА»

IMG_6995

Подготовила и провела:

Спраговская Ольга Викторовна,

воспитатель высшей

                                                             квалификационной категории

2019г.

Образовательные задачи.

Обобщить представления о зиме и типичных зимних явлениях в природе. Расширить, уточнить, актуализировать словарь по теме «Зима». Совершенствовать навык рассматривания картины, формировать целостное представление об изображенном на ней. Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений с противопоставлением). Совершенствовать навык слогового анализа слов.

Развивающие задачи.

Развивать связную речь, все виды восприятия, творческое воображение.

Воспитательные задачи.

Воспитывать эмоциональный отклик на изображенное на картине, инициативность, самостоятельность, творческое воображение.

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Материалы и оборудование.

СD -проигрыватель, СО с записью звуков природы, мольберт, репродукции картин И. Грабаря «Зимний вечер» и И. Шишкина «Зима», контейнер со снегом и льдом, салфетки для рук, мяч, плоскостные изображения кормушки и зимующих птиц.

Предварительная работа. Наблюдение за зимними изменениями в природе на прогулке в парке. Рассматривание и сравнение снега и льда; рассматривание зимних деревьев, их ветвей и коры. Образование существительных - названий леса из деревьев разных пород. Наблюдение за зимующими птицами. Вывешивание в парке кормушек для птиц. Подбор слов - определений к предметам и объектам. Слушание звуков зимней природы.

Ход НОД

1. Организационный момент. Создание эмоционального фона занятия. Развитие слухового внимания.

На мольберте стоят репродукции картин И. Грабаря «Зимний вечер», И. Шишкина «Зима». Логопед включает СD с записью воя вьюги и шума ветра. Дети проходят к столу и садятся на стульчики.

Воспитатель.

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнем.

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под черных кудрей...

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

                             И. Никитин

Сегодня мы с вами начнем разговор о зиме, которая уже вступила в свои права. Вы вспомните все, что знаете об этом времени года и его приметах. А сейчас скажите, какие звуки вы услышали?

Дети. Шум ветра, вой вьюги.

Воспитатель. Какая вьюга?

Дети. Холодная, злая, колючая.

Воспитатель. Какой ветер?

Дети. Зимний, студеный, злой.

2. Упражнение «Узнай по запаху». Развитие обоняния.

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, подносит к их лицам контейнер со снегом и льдом, просит сделать глубокий вдох.

Воспитатель. Сделайте глубокий вдох через нос, не поднимая плеч. Какой запах вы почувствовали?

Дети рассказывают о своих ощущениях. Воспитатель предлагает им открыть глаза и ставит контейнер со снегом и льдом на стол перед ними.

3. Упражнение «Сравни и расскажи». Развитие связной речи, мышления, тактильных ощущений. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений с противопоставлением).

Воспитатель предлагает детям взять из контейнера по кусочку льда и комочку снега.

Воспитатель. Снег и лед - их появление связано с наступлением зимы. Сравните их и расскажите об этом.

1-й ребенок. Снег мягкий, а лед твердый.

2-й ребенок. Снег пушистый, а лед гладкий.

3-й ребенок. Снег белый, а лед прозрачный.

4-й ребенок. Снег тает быстрее, а лед медленнее.

Воспитатель. Очень хорошо. Молодцы!

Воспитатель раздает детям салфетки для рук, а потом убирает контейнер и салфетки.

4. Беседа о зиме и ее приметах. Развитие диалогической речи, памяти, зрительного внимания.

Воспитатель берет в руки указку и привлекает внимание детей к репродукциям картин.

Воспитатель. Вчера мы с вами были на прогулке и видели, что происходит в природе с наступлением зимы. Вспомните, о чем мы говорили. Перед вами стоят две картины - «Зимний вечер» И. Грабаря и «Зима» И. Шишкина. На первой картине изображена банька на околице деревни, а на второй - уголок ельника. Рассмотрите картины. Это поможет вам ответить на мои вопросы. Старайтесь использовать в своих ответах слова, отвечающие на вопрос «Какой?», «Какая?», «Какое?»  Какое время года наступило?

1-й ребенок. Наступила холодная зима.

Воспитатель. Что лежит на земле и деревьях?

2-й ребенок. На земле и деревьях лежит пушистый снег.

Воспитатель. Какие деревья зимой?

3-й ребенок. Деревья стоят голые, темные и кажутся замерзшими.

Воспитатель. Какое небо?

4-й ребенок. Небо высокое и ясное.

Воспитатель. Какой воздух?

1-й ребенок. Воздух морозный и чистый.

Воспитатель. Слышится ли что-то в лесу?

2-й ребенок. В лесу тишина. Только иногда слышится, как упала с еловой лапы снежная шапка, да вдалеке стучит дятел.

Воспитатель. Молодцы. Вы очень хорошо ответили на вопросы, а сейчас давайте пойдем на ковер и поиграем в мяч.

5. Игра с мячом «Какой лес?». Совершенствование грамматического строя речи.

Воспитатель приглашает детей на ковер, предлагает встать в круг и берет у руки мяч.

Воспитатель. Я сказала вам, что на картине И. Шишкина изображен ельник - лес из елей. Давайте вспомним, как называют лес из других пород деревьев.

В игре образуются следующие пары словосочетаний: лес из осин, осиновый лес - осинник; лес из ольхи, ольховый лес - ольшаник; лес из берез, березовая роща - березняк; лес из дубов, дубовая роща - дубрава; лес их сосен, сосновый бор - сосняк.

6. Сообщение плана рассказа воспитателем. Развитие речевого слуха.

Воспитатель убирает мяч и вновь приглашает детей на стульчики.

Воспитатель. А сейчас вы составите рассказы по картинам «Зимний вечер» и «Зима». Используйте такой план:

Что изображено на картине?

Какое время года наступило?

Что лежит на земле и деревьях?

Какие деревья зимой?

Какое небо?

Какой воздух?

Слышится ли что-то в лесу?

Я надеюсь, что вы внимательно рассмотрите картины и добавите в рассказы что-то от себя.

7. Составление рассказов по картинам И. Грабаря «Зимний вечер» и И. Шишкина «Зима». Развитие связной речи.

Воспитатель вызывает двоих детей. Каждый из них выбирает картину и составляет рассказ по предложенному плану.

1-й ребенок. На картине «Зима» нарисован уголок зимнего леса. Мы видим густой ельник, покрытый снегом. Снег лежит на земле, на поваленных деревьях, на старых елях и на молодых елочках. Снег белый, чистый и пушистый. В глубине леса светлая поляна. Над ней высокое морозное небо. Воздух в лесу чистый и холодный. На ветке старой ели сидит одинокий клест. Стоит тишина.

2-й ребенок. На второй картине изображена околица деревни зимним вечером. Возле забора под березами стоит старая банька. И земля, и крыша баньки, и стог сена вдали покрыты снегом. Снег кажется голубым и очень холодным. Садится солнце, и небо вдалеке розоватое. Видно, что это морозный вечер. За банькой и вдалеке на холмах чернеет лес.

Воспитатель сам оценивает рассказы детей или предлагает детям определить лучшего рассказчика. Можно предложить и второй паре детей составить свои рассказы.

8. Упражнение «Раздели на слоги». Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Воспитатель предлагает детям пройти к мольберту, на котором закреплены изображения кормушки и ветки ели.

Воспитатель. Вы разглядели на картине «Зима» одинокого клеста. А каких еще зимующих птиц можно встретить в лесу зимой?

Дети называют птиц (сова, ворона, воробей, синица, щегол, снегирь). Воспитатель помещает плоскостные изображения птиц на мольберт: сову на ветку ели, ворону под ветку, синицу на край кормушки, воробья в кормушку и т. п.

Воспитатель. Вы вспомнили много названий зимующих птиц. Молодцы. А теперь разделите их на слоги.

Дети по очереди делят названия птиц на слоги.

1-й ребенок. Сне-гирь. В этом слове два слога.

2-й ребенок. Си-ни-ца. В этом слове три слога.

3-й ребенок. Ще-гол. В этом слове два слога.

4-й ребенок. Во-ро-бей. В этом слове три слога.

9. Упражнение «Что изменилось?». Развитие зрительного внимания и восприятия.

Воспитатель вновь привлекает внимание детей к мольберту.

Воспитатель. Еще раз посмотрите на птиц возле кормушки. Запомните, кто где находится.

Дети смотрят на мольберт 1-2 минуты. Воспитатель предлагает им закрыть глаза и меняет птиц местами. Затем по просьбе воспитателя дети открывают глаза и объясняют, что изменилось.

10. Окончание занятия. Оценка работы детей.

Воспитатель предлагает детям рассказать о том, чем они занимались, что им понравилось на занятии, что было интересно делать, какая из картин им понравилась больше и почему. Затем оценивает деятельность каждого ребенка.

D:\Users\Пользователь\Videos\Desktop\САД 2019-2020\ПЕЙЗАЖИ\ФОТО\ДЕКАБРЬ\20191129_161532.jpgD:\Users\Пользователь\Videos\Desktop\САД 2019-2020\ПЕЙЗАЖИ\ФОТО\ДЕКАБРЬ\20191129_162822.jpg

D:\Users\Пользователь\Videos\Desktop\САД 2019-2020\ПЕЙЗАЖИ\ФОТО\ДЕКАБРЬ\20191129_163309.jpgD:\Users\Пользователь\Videos\Desktop\САД 2019-2020\ПЕЙЗАЖИ\ФОТО\ДЕКАБРЬ\IMG-20191129-WA0005.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по рассматриванию картины "НА севере диком..." И.Шишкина

Один из конспектов  из цикла "Ознакомление дошкольников с изобразительным искусством"...

Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима». Тема: «Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима»».

Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима».  (Интегрированное занятие во второй младшей группе по развитию речи и  изодеятельности.)Тема: «Рассматривание и описание карти...

Конспект занятия по истории искусств на тему: «Сравнение картин И.И. Шишкина «Зима» и И.Э. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца» ».

Программное содержание. Продолжать развивать у детей интерес к пейзажной живописи, вызывать эмоциональный отклик на красоту зимнего пейзажа. Подводить детей к пониманию художественного образа картины,...

Конспект интегрированного занятия в средней группе. Рассматривание картины И. Шишкина «Зима». Коллективная аппликация «Зимний лес».

Конспект интегрированного занятия в средней группе.Рассматривание картины И. Шишкина «Зима».Коллективная аппликация «Зимний лес»....

Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима». Тема: «Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима»»

Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима».  (Интегрированное занятие во второй младшей группе по развитию речи и  изодеятельности.)Тема: «Рассматривани...

Интегрированное занятие Рассматривание картин И. Грабаря «Зимний вечер» и И. Шишкина «Зима»

Интегрированное  занятиеРассматривание картин И. Грабаря «Зимний вечер» и И. Шишкина «Зима»...

«РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИН: «ЗИМА» И. ШИШКИНА, «ФЕВРАЛЬСКАЯ ЛАЗУРЬ» И. ГРАБАРЯ, «ВОЛШЕБНИЦА-ЗИМА» К. ЮОНА

знакомить детей с изобразительным искусством; развивать худо­жественное восприятие; учить эмоционально откликаться на действие произведения, понимать содержание картин; воспитывать чуткое отношени...