Интегрированное занятие Рассматривание картин И. Грабаря «Зимний вечер» и И. Шишкина «Зима»
материал по логопедии (подготовительная группа)

Ольга Сергеевна Господинова

Интегрированное  занятие

Рассматривание картин

И. Грабаря «Зимний вечер» и И. Шишкина «Зима»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное  занятие

Рассматривание картин

И. Грабаря «Зимний вечер» и И. Шишкина «Зима»

Подготовили:

Воспитатель высшей категории Разливаева И.В.

Учитель-логопед Господинова О.С.

Педагог-психолог Журавлёва О.А.

Цель: Познакомить детей с репродукцией картин И. Грабаря «Зимний вечер» и И. Шишкина «Зима»; продолжать учить детей рассматривать пейзажи; вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа; развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение содержание и средств выразительности живописи; Развивать этические оценки, суждения умение соотносить образы по настроению в живописи; обогащать словарь детей эмоционально оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими суждениями, терминами

Ход занятия

1. Организационный момент. Создание эмоционального фона занятия. Развитие слухового внимания.

Педагог приглашает детей в кабинет, где на мольберте стоят репродукции картин И. Грабаря «Зимний вечер», И. Шишкина «Зима». Педагог включает CD с записью воя вьюги и шума ветра. Дети проходят к столу и садятся на стульчики. Педагог выключает проигрыватель.

Педагог:

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнем.

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под черных кудрей...

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

И. Никитин

Сегодня мы с вами начнем разговор о зиме, которая уже вступила в свои права. Вы вспомните все, что знаете об этом времени года и его приметах. А сейчас скажите, какие звуки вы услышали, когда вошли в кабинет?

Дети. Шум ветра, вой вьюги.

Педагог. Какая вьюга?

Дети. Холодная, злая, колючая.

Педагог. Какой ветер?

Дети. Зимний, студеный, злой.

2.  Упражнение «Узнай по запаху». Развитие обоняния.

Педагог предлагает детям закрыть глаза, подносит к их лицам контейнер со снегом и льдом, просит сделать глубокий вдох.

Педагог. Сделайте глубокий вдох через нос, не поднимая плеч. Какой запах вы почувствовали?

Дети рассказывают о своих ощущениях. Педагог предлагает им открыть глаза и ставит контейнер со снегом и льдом на стол перед ними.

 3.        Упражнение «Сравни и расскажи». Развитие связной речи, мышления, тактильных ощущений. Совершенствование    синтаксической стороны речи (составление предложений с противопоставлением) .

Педагог предлагает детям взять из контейнера по кусочку льда и комочку снега.

Педагог .Снег и лед — их появление связано с наступлением зимы. Сравните их и расскажите об этом.

1-й ребенок. Снег мягкий, а лед твердый.

2-й ребенок. Снег пушистый, а лед гладкий.

3-й ребенок. Снег белый, а лед прозрачный.

4-й ребенок. Снег тает быстрее, а лед медленнее.

Педагог .Очень хорошо. Молодцы!

Педагог раздает детям салфетки для рук, а потом убирает контейнер и салфетки.

Физминутка «Снежинка» проводит педагог

С неба падают снежинки

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будим их ловить руками

И покажем дома маме.

(Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

(Потягивания – руки в стороны.)

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик.

(Прыжки на месте.)

Ну а мы идем, идем

(Ходьба на месте.)

И к себе приходим в дом.

(Дети садятся.)

 Упражнение «Отгадай эмоцию»

Психолог: Здравствуйте, ребята, я услышала, что вы играли  в игру «Снежинки» . Посмотрите у меня какие интересные, необычные снежинки. Возьмите каждый себе по одной. Раздаётся детям снежинка с изображением различных эмоций (удивление, радость, злость). Дети рассматривают свои снежинки –эмоции.

Психолог. Дети, как  Вы думаете, что это?

Дети. Смайлик, снежинка, эмоции

Психолог спрашивает у каждого ребенка, какая у него эмоция и просит её показать. Дети отгадывают свою эмоцию и показывают всем. Ребята  посмотрите какие разные эмоции мы можем испытывать:  радость, удивление злость.  Любой человек может разозлится, потопать ногами, сжать кулаки, поднять брови. Дети показывают злость. Ребята я вам покажу , что нужно сделать, чтобы злость ушла. Нужно сделать глубокий вдох носом, и выдох ртом. Пробуем ,  вдох-выдох. Смотрите злость, ушла, мы улыбаемся. Давайте пусть радостное настроение у нас останется .

  Логопед. Ребята,  у вас здесь так здорово. Скажите, снежинки, они какие?

Дети. Холодная, красивая и т.д.  

Пальчиковая гимнастика

Логопед. Я хочу вам предложить  поиграть с комочками льда.

Логопед раздаёт шарики су-джок. Предлагает детям встать в круг. Читает стихотворение

Мы спокойны, мы спокойны

Шарики в правой реку, руки накрест и передают шар воспитаннику, который стоит слева, а левой рукой берёт шарик у воспитанника, который находиться справа.

Говорим всегда красиво

Передают шарик из руки в руку.

Правильно, не терпеливы

И т. д.

Кто хочет разговаривать

Тот должен выговаривать

Все четко и внятно

Что бы было всем понятно

Логопед. Я хочу предложить вам отправиться в зимний лес. Я вам предлагаю отправиться в лес на лыжах. Давайте представим, что мы оделись и, встали на лыжи и вот теперь мы выходим на лыжню.

Звучит звук движения лыж по снегу.

Вот мы и в лесу. Снимайте лыжи, проходите на поляну и садитесь на пенёчки.        

Беседа о зиме и ее приметах. Развитие диалогической речи, памяти, зрительного внимания.

Логопед берет в руки указку и привлекает внимание детей к репродукциям картин.

Логопед. Что происходит в природе с наступлением зимы Перед вами стоят две картины — «Зимний вечер» И. Грабаря и «Зима» И. Шишкина. На первой картине изображена банька на околице деревни, а на второй — уголок ельника. Рассмотрите картины. Это поможет вам ответить на мои вопросы. Старайтесь использовать в своих ответах слова, отвечающие на вопрос «Какой?» Какое время года наступило?

1-й ребенок. Наступила холодная зима.

Логопед. Что лежит на земле и деревьях?

2-й ребенок. На земле и деревьях лежит пушистый снег.

Логопед. Какие деревья зимой?

3-й ребенок. Деревья стоят голые, темные и кажутся замерзшими.

Логопед. Какое небо?

4-й ребенок. Небо высокое и ясное.

Логопед. Какой воздух?

1-й ребенок. Воздух морозный и чистый.

Логопед. Слышится ли что-то в лесу?

2-й ребенок. В лесу тишина. Только иногда слышится, как упала с еловой лапы снежная шапка, да вдалеке стучит дятел.

Упражнение «Раздели на слоги». Совершенствование навыка слогового анализа слов. Логопед предлагает детям пройти к коврографу, на котором закреплены изображения кормушки.

Логопед. Вы разглядели на картине «Зима» одинокого клеста. А каких еще зимующих птиц можно встретить в лесу зимой?

Дети называют птиц (сова, ворона, воробей, синица, щегол, снегирь). Логопед помещает плоскостные изображения птиц на коврогаф.

Логопед. Вы вспомнили много названий зимующих птиц. Молодцы. Что страшно зимой для птиц?

Дети. Холод и голод

Логопед. А чем мы можем им помочь?

Дети. Сделать кормушку и насыпать туда зерна.

Логопед. Все птицы не могут поместиться в одной кормушке. И я предлагаю их расселит. Для начало мы поделим слова на слоги. И птичку, в названии которой 1 слог отправим туда, где нарисована одна кормушка,  и т.д.

Дети по очереди делят названия птиц на слоги и селят их по кормушкам.

1-й ребенок. Сне-гирь. В этом слове два слога.

2-й ребенок. Си-ни-ца. В этом слове три слога.

3-й ребенок. Ще-гол. В этом слове два слога.

4-й ребенок. Во-ро-бей. В этом слове три слога.

10. Окончание занятия. Оценка работы детей.

Логопед предлагает детям рассказать о том, чем они занимались, что им понравилось на занятии, что было интересно делать, какая из картин им понравилась больше и почему. Затем логопед оценивает деятельность каждого ребенка.

Логопед. Нам пора возвращаться. Встаём на лыжи и возвращаемся обратно в детский сад.

Звучит звук движения лыж по снегу.

Логопед. Вот мы и вернулись. Снимаем лыжи и раздеваемся.

Тут подходит педагог психолог.

Упражнение «Эмоция -радость» с использованием элемента арт-терапии (прослушивание классической музыки)

Психолог.  Дети присаживайтесь на ковёр, кругом.

Ребята садитесь поудобней, закройте глазки и давайте послушаем музыкальное произведение П.И. Чайковского «Декабрь». Включается аудио запись. (негромко)

Ребята подумайте, что сегодня вам понравилось больше всего?

Ответы детей : путешествие в лес,

- расселять птичек по кормушкам,

- сравнивать лёд и снег,

А что сегодня для тебя , Кирилл, было самым интересным.

- - отгадывать эмоции.

Да, ребята , мне тоже понравилось отгадывать эмоции и превращать злость в радость. Как мы это делали? Вдох-выдох, вдох-выдох.  Выполняем упражнение. Какие вы все радостные и весёлые. Спасибо вам, ребята! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима». Тема: «Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима»».

Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима».  (Интегрированное занятие во второй младшей группе по развитию речи и  изодеятельности.)Тема: «Рассматривание и описание карти...

Конспект занятия по истории искусств на тему: «Сравнение картин И.И. Шишкина «Зима» и И.Э. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца» ».

Программное содержание. Продолжать развивать у детей интерес к пейзажной живописи, вызывать эмоциональный отклик на красоту зимнего пейзажа. Подводить детей к пониманию художественного образа картины,...

Конспект интегрированного занятия в средней группе. Рассматривание картины И. Шишкина «Зима». Коллективная аппликация «Зимний лес».

Конспект интегрированного занятия в средней группе.Рассматривание картины И. Шишкина «Зима».Коллективная аппликация «Зимний лес»....

Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима». Тема: «Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима»»

Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима».  (Интегрированное занятие во второй младшей группе по развитию речи и  изодеятельности.)Тема: «Рассматривани...

ПО РАССМАТРИВАНИЮ КАРТИН И. ГРАБАРЯ «ЗИМНИЙ ВЕЧЕР», И. ШИШКИНА «ЗИМА»

Образовательные задачи. Обобщить представления о зиме и типичных зимних явлениях в природе. Расширить, уточнить, актуализировать словарь по теме «Зима». Совершенствовать навык рассмат...

«РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИН: «ЗИМА» И. ШИШКИНА, «ФЕВРАЛЬСКАЯ ЛАЗУРЬ» И. ГРАБАРЯ, «ВОЛШЕБНИЦА-ЗИМА» К. ЮОНА

знакомить детей с изобразительным искусством; развивать худо­жественное восприятие; учить эмоционально откликаться на действие произведения, понимать содержание картин; воспитывать чуткое отношени...