Конспект занятия по истории искусств на тему: «Сравнение картин И.И. Шишкина «Зима» и И.Э. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца» ».
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Тетова Светлана Евгеньевна

Программное содержание. Продолжать развивать у детей интерес к пейзажной живописи, вызывать эмоциональный отклик на красоту зимнего пейзажа. Подводить детей к пониманию художественного образа картины, через средства выразительности живописи (цвет, рисунок, композиция). Развивать у детей ощущение взаимосвязи живописных образов с образами других видов искусства (литературы и музыки) по выраженному в них настроению. Развивать умение сравнивать картины и высказывать свое мнение, давая эмоциональные и эстетические оценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_zanyatiya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 г. Беслана»

Конспект  занятия

по истории искусств

на тему:

«Сравнение картин И.И. Шишкина «Зима» и И.Э. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца» ».

Учитель скульптуры и

 истории искусств

Тетова С. Е. 

Тема: « Сравнение картин И.И. Шишкина «Зима» и И.Э. Грабаря                    « Сказка инея и восходящего солнца » ».

Программное содержание. Продолжать развивать у детей интерес к пейзажной живописи, вызывать эмоциональный отклик на красоту зимнего пейзажа. Подводить детей к пониманию художественного образа картины, через средства выразительности живописи (цвет, рисунок, композиция). Развивать у детей ощущение взаимосвязи живописных образов с образами других видов искусства (литературы и музыки) по выраженному в них настроению. Развивать умение сравнивать картины и высказывать свое мнение, давая эмоциональные и эстетические оценки.

Материал. Репродукции картин художников И.И. Шишкина «Зима» и И.Э. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца», музыкальный и литературный ряд.

Ход занятия. Дети свободно сидят перед стендом с репродукциями картин (открыта только «Зима» И. Шишкина).

  1. Беседа о картине И.И. Шишкина «Зима».

Дети, мы уже вели разговор о том, какая у нас бывает зима, и даже разгадали тайну картины И.И. Шишкина «Зима». Посмотрите на картину и постарайтесь вспомнить какую? (Дается время). Да, мы узнали еще один секрет художников-живописцев: на цвет снега влияет цвет окружающих предметов, состояние природы. Поэтому художник,  когда писал картину, использовал коричневый, кремовый и фиолетово-синий цвета.

  1. Рассказ и беседа о картине И.Э. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца».

Сегодня мы рассмотрим еще одну картину где тоже есть загадка. Послушайте, о чем я вам расскажу.

Как-то раз художник Игорь Эммануилович Грабарь зимой приехал на дачу, чтобы писать зимние пейзажи. Он уже не первый день ходил с этюдником и рисовал понравившиеся ему места. Но вот однажды, проснувшись рано утром и выглянув в окно, он ахнул! Что за сказочная, необыкновенной красоты  картина открылась перед ним! Скорее, скорее писать, пока это чудо не исчезло! Ему хотелось петь и танцевать от радости! Но он схватил краски и стал писать, а зимушка-зима бродила вокруг него и тихонько напевала, мурлыкала свою нежную, завораживающую песню.

Посмотрим же эту картину. Внимательно посмотрите на нее. Какое настроение она у вас вызывает? А почему? Да, мы как будто очутились зимой в сказочном, волшебном саду, где расцвели необыкновенные деревья. А как вы думаете, какие это деревья? Как вы их узнали? Ребята, это громкая, звонкая картина или нежная, мягкая, легкая ? А какие цвета использовал художник? Неяркий розовато-сиреневый, розовато-голубоватый, холодный. А как вы думаете, почему художник выбрал такую гамму цветов? Потому, что это восход солнца в морозный день, оно своими лучами окрасило снег в розовато-сиреневые холодные тона, и иней на березках вдруг загорелся, заискрился, засверкал. Небо у горизонта стало лимонно-желтым от солнца, а выше зеленоватым, голубовато-сиреневым.

  1. Прочтение стихов.

   А сейчас, ребята, послушайте, как поэты описывают зиму.

Разукрасилась Зима…

На уборе бахрома

Из прозрачных льдинок,

Звёздочек-снежинок.

Вся в алмазах, жемчугах,

В разноцветных огоньках,

Льёт вокруг сиянье,

Шепчет заклинанье:

«Лягте, мягкие снега,

На леса и на луга,

Тропы застелите,

Ветви опушите!»

                                         М. Пожарова

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

                                   С. Есенин

Ребята, что вам хотелось делать, глядя на эту картину? ( ответы детей: петь, танцевать, нарисовать такую же картину. ) Как бы вы назвали эту картину? Художник И.Э. Грабарь назвал свою картину «Сказка инея и восходящего солнца». Он услышал нежную, радостную и изящно-волшебную песню зимы и передал это в своей картине. Ребята, как вы думаете, чем отличаются эти две картины?

  1. Прослушивание музыки.

А сейчас, ребята, мы послушаем, как об этом рассказал композитор П.И. Чайковский. (Включить пьесу «Зимнее утро».) Что вам слышалось в музыке? Доставила вам радость эта мелодия?

Мы с вами увидели, услышали, как художники, поэты, композиторы почувствовали и в своих произведениях передали разные настроения зимы: то тихие, спокойные, то нежные, изящные, сказочно-волшебные, то громкие, звонкие, то печально-грустные.

  1. Игра «Собери».

А теперь, ребята, давайте вспомним жанры живописи и поиграем в игру. Я  поделю вас на три команды и каждой команде дам задание. Одна команда собирает пейзаж, другая – портрет, а третья – натюрморт. Чья команда соберет правильно и быстрее, та и победит.

6        Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Чародейкою зимою околдован лес стоит» Рассматривание и рассказывание на тему картины И.И Шишкина «Зима»

Программное содержание: ·        Учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине, соблюдая композицию рассказа, использовать в речи разные синтаксич...

Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима». Тема: «Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима»».

Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима».  (Интегрированное занятие во второй младшей группе по развитию речи и  изодеятельности.)Тема: «Рассматривание и описание карти...

Конспект занятия по искусствоведению в старшей группе. Тема: Рассматривание картины И.Грабаря « Сказка инея и восходящего солнца».

Конспект  занятия  по  искусствоведению   в  старшей  группе.Тема: Рассматривание  картины  И.Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца»....

Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима». Тема: «Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима»»

Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима».  (Интегрированное занятие во второй младшей группе по развитию речи и  изодеятельности.)Тема: «Рассматривани...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАССМАТРИВАНИЮ КАРТИНЫ И. ГРАБАРЯ «СКАЗКА ИНЕЯ И ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА»

Образовательные задачи. Обобщить и систематизировать представления о зиме. Актуализировать и активизировать словарь по теме «Зима». Совершенствовать навык рассматривания картины, формирова...

Конспект занятия в старшей группе на тему «Знакомство детей с картиной И. И. Шишкина «Зима».

Программные задачи: развивать у детей художественное восприятие произведений  природе, учить их эмоционально откликаться на воздействие художественного образа, понимать содержание произведения. П...