КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАССМАТРИВАНИЮ КАРТИНЫ И. ГРАБАРЯ «СКАЗКА ИНЕЯ И ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Спраговская Ольга Викторовна
Образовательные задачи. Обобщить и систематизировать представления о зиме. Актуализировать и активизировать словарь по теме «Зима». Совершенствовать навык рассматривания картины, формировать целостное представление об изображенном на ней. Совершенствовать навык пересказа.
Развивающие задачи. Развивать связную речь, фонематические представления (развитие навыка звукового анализа слов), речевой слух, мышление, все виды восприятия, творческое воображение, тонкую моторику.
Воспитательные задачи. Воспитывать эмоциональный отклик на изображенное на картине, инициативность, самостоятельность, творческое воображение.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_ineya_i_voshodyashchego_solntsa.docx255.88 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 53»

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО РАССМАТРИВАНИЮ КАРТИНЫ  

И. ГРАБАРЯ «СКАЗКА ИНЕЯ И ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА»

IMG_6996

Подготовила и провела:

Спраговская Ольга Викторовна,

воспитатель высшей

                                                             квалификационной категории

2020г.

Образовательные задачи. Обобщить и систематизировать представления о зиме. Актуализировать и активизировать словарь по теме «Зима». Совершенствовать навык рассматривания картины, формировать целостное представление об изображенном на ней. Совершенствовать навык пересказа.

Развивающие задачи. Развивать связную речь, фонематические представления (развитие навыка звукового анализа слов), речевой слух, мышление, все виды восприятия, творческое воображение, тонкую моторику.

Воспитательные задачи. Воспитывать эмоциональный отклик на изображенное на картине, инициативность, самостоятельность, творческое воображение.

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Материалы и оборудование. СD-проигрыватель, СD с записями пьесы П. Чайковского «Зимнее утро» из «Детского альбома» и звуков зимнего леса, репродукция картины И. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца», рассказ Д. Зуева «Зимний лес», мнемотаблица к рассказу «Зимний лес»; контейнеры с фишками для звукового анализа слов по числу детей.

Предварительная работа. Наблюдение за зимними изменениями в природе на прогулке; за тем, как меняется цвет снега в зависимости от освещенности. Беседа об ощущениях, которые возникают во время зимней прогулки. Разучивание стихов А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина. Разучивание подвижной игры «Медведь». Слушание и обсуждение пьесы П. Чайковского «Зимнее утро» из «Детского альбома».

Ход НОД

1. Организационный момент. Слушание отрывка из пьесы П. Чайковского «Зимнее утро». Создание эмоционального фона занятия. Сообщение темы занятия.

Воспитатель приглашает детей в группу, где звучит пьеса П. Чайковского «Зимнее утро». Дети проходят к стульчикам, стоящим полукругом перед доской. На доске репродукция картины И. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца». Пьеса звучит 3-4 минуты.

Воспитатель. Сегодня мы с вами будем говорить о зиме. Вы расскажете мне всё, что знаете об этом времени года. Мы рассмотрим картину И. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца», будем пересказывать рассказ «Зимний лес». А сейчас расскажите о том, каким стало ваше настроение, когда вы услышали пьесу «Зимнее утро», увидели картину.

Дети рассказывают о своем настроении.

2. Рассказывание стихов русских поэтов о зимней природе. Развитие эмоционального мира, общих речевых навыков, памяти.

Воспитатель. Мы с вами выучили много стихов русских поэтов о зиме. Вспомните и расскажите те стихи, которые, на ваш взгляд, созвучны по настроению этой картине. Старайтесь рассказывать стихи громко, четко и выразительно.

1-й ребенок.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл - и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов,

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою.

Блеснул мороз.

И рады мы

Проказам матушки зимы.

                                   А. Пушкин

2-й ребенок.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

                                 Ф. Тютчев

3-й ребенок.

Мама! Глянь-ка из окошка -

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело, -

Видно, есть мороз.

 Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней...

                                   А. Фет

4-й ребенок.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

                                     С. Есенин

Воспитатель может не просто оценить рассказывание детьми стихов, а предложить детям выбрать лучшего рассказчика.

3. Рассматривание картины И. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца». Развитие эмоционального мира и образного строя речи. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Зима». Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней.

Воспитатель привлекает внимание детей к картине.

Воспитатель. Вы замечательно рассказали стихи о русской зиме. А теперь давайте поговорим о картине, на которой изображена русская зима. Что изобразил Игорь Грабарь на картине, которую назвал «Сказка инея и восходящего солнца»? Постарайтесь описать деревья, землю, небо.

Дети. Художник нарисовал зимний березовый лес. Белоствольные молодые березки покрыты пушистым инеем. В лучах солнца иней кажется розовым. На земле лежит снег. Он тоже переливается всеми цветами радуги. Небо ясное, чистое, высокое, нежно-голубое. Видно, что это морозный день. От солнца по небу разливается золотой свет.

Воспитатель. Какие тона преобладают на картине и почему?

Дети. Картина написана в светлых тонах. Здесь и белый, и голубой, и золотистый, и розовый цвета.

Воспитатель. Мы наблюдали за тем, что снег никогда не бывает чисто белым. Его цвет зависит от освещения. На прогулке мы не раз видели, как меняется цвет снега. Расскажите о том, какой снег мы видели.

Дети. Утром на прогулке мы видели серебристый снег, на котором лежали голубые тени. Днем из окна мы видели золотистый, освещенный ярким солнцем снег. Вечером, под лучами заходящего солнца, снег казался розовым. А когда мы шли домой из детского сада, в темноте снег казался синим.

Воспитатель. Верно. Вот поэтому снег на картине Игоря Грабаря не белый. На нем играют

оттенки всех цветов: голубого, синего, сиреневого, розового. Какими еще словами можно охарактеризовать снег на картине? Какой снег?

Дети. Рыхлый, глубокий, мягкий, холодный.

Воспитатель. Что вы можете сказать о березах, изображенных на картине?

Дети. Березы белоствольные, красивые, нарядные, заснеженные.

Воспитатель. Представьте, что мы с вами оказались на поляне перед березками. Что мы увидим, услышим, почувствуем в зимнем лесу? Послушайте звуки зимнего леса и подумайте одну минуту.

Воспитатель вновь включает запись звуков зимнего леса. Дети рассматривают картину и слушают звуки зимнего леса.

Воспитатель. Расскажите о своих ощущениях.

Дети. Воздух в зимнем лесу свежий и холодный. Щеки пощипывает мороз. Глаза слепит от блеска снега. В лесу тихо. Только где-то вдалеке стучит дятел, изредка тенькают синицы.

Воспитатель. А ветер есть?

Дети. Ветра нет.

Воспитатель. Какое у вас настроение при рассматривании этой картины.

Дети. Настроение радостное. Нам приятно смотреть на картину.

4. Чтение воспитателем рассказа Д. Зуева «Зимний лес». Развитие речевого слуха.

Воспитатель. А теперь я прочитаю вам рассказ о русской зиме. Послушайте его.

Зимний лес

Пробушевала метель - и волшебно преобразился лес. Все стихло. Стоит завороженный чарами зимы молчаливый витязь в хвойной кольчуге. Синичка сядет, а ветка не дрогнет.

На поляне особняком красуются крохотные елочки. Их совсем занесло. Как хороши они теперь, как пригожи!

Вьюга посеребрила пышную прическу стройных сосен. Снизу - ни сучка, а на макушке - пышная снежная шапка.

Ясная береза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежно-розовой тонкой берестой.

Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне. Глубок зимний сон природы. Сверкает снег, вспыхивают и гаснут искры-блестки. Хорош лес в зимнем уборе!

5. Беседа по тексту рассказа с использованием мнемотаблицы. Развитие диалогической речи. Уточнение и расширение словаря.

Воспитатель помещает на доску рядом с картиной мнемотаблицу и, задавая вопросы, привлекает внимание детей к соответствующим символам.

Воспитатель. Давайте поговорим о том, что вы сейчас услышали. Таблица поможет вам ответить на мои вопросы. С чего начинается рассказ? Как стало в лесу после метели?

1-й ребенок. Пробушевала метель, и лес преобразился.

2-й ребенок. Стало тихо.

Воспитатель. Что значит преобразился? Как вы понимаете это слово?

Дети. Стал другим, изменился.

Воспитатель. Верно. И кого же напомнил автору зимний лес?

3-й ребенок. Стоит лес, словно витязь в хвойной кольчуге.

Воспитатель. О ком дальше говорит автор?

4-й ребенок. Синичка сядет на ветку, а ветка и не дрогнет.

Воспитатель. Как описаны в рассказе крохотные елочки?

1-й ребенок. На поляне стоят крохотные елочки. Их занесло снегом. Как они хороши!

Воспитатель. Автор говорит, что елочки стоят особняком. Что это значит? Как вы понимаете это слово?

Дети. Стоят в стороне, особо.

Воспитатель. Елочки хороши и пригожи. Как вы понимаете слово пригожи?

Дети. Очень красивы.

Воспитатель. О каких деревьях говорится дальше? Какие прически у стройных сосен? Что у них на макушках?

2-й ребенок. Вьюга украсила прически стройных сосен. На макушках у них пышные шапки снега.

Воспитатель. Автор говорит, что вьюга посеребрила прически сосен. Что значит посеребрила?

Дети. Сделала серебристыми, блестящими.

Воспитатель. Как описаны в рассказе березка, светлые косы ее ветвей, ее тонкая кора?

3- й ребенок. Березка распустила ветки, опушенные инеем.

4- й ребенок. На солнце блестит ее розовая кора.

Воспитатель. Как в рассказе описан глубокий сон зимней природы?

1-й ребенок. Деревья, покрытые снежными кружевами, застыли в глубоком сне.

Воспитатель. Что автор говорит о сверкании снега?

2-й ребенок. Сверкает снег, вспыхивают блестящие искры.

Воспитатель. Как заканчивается рассказ?

3- й ребенок. Хорош лес в зимнем уборе!

Воспитатель. Молодцы! Вы отлично ответили на мои вопросы. А теперь еще раз послушайте рассказ, потому что вы будете его пересказывать.

6. Повторное чтение рассказа Д. Зуева. Развитие речевого слуха.

Перед тем как начать чтение, воспитатель предлагает детям внимательно смотреть на мнемотаблицу.

7. Пересказ рассказа детьми. Развитие связной речи и памяти.

Воспитатель предлагает детям пересказать текст, используя мнемотаблицу в качестве зрительной опоры. Пересказывают двое детей, затем педагог оценивает их работу или предлагает сделать это детям.

8. Физкультурная пауза «Медведь». Координация речи с движением, развитие ловкости, речевого дыхания.

Воспитатель приглашает детей пройти на ковер, предлагает им встать в круг и сделать знакомое упражнение.

Как на горке - снег, снег,

Дети стоят лицом в круг,

в центре лежит «медведь». Дети медленно поднимают руки вверх.

И под горкой - снег, снег.

Медленно приседают,

опускают руки.

И на елке - снег, снег,

Вновь встают и поднимают руки.

И под елкой - снег, снег.

Приседают и опускают

руки.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише... Не шуметь! 

                                                 И. Токмакова

На цыпочках бегут по кругу. Держат руки на поясе.

9. Звуковой анализ слова зима. Развитие фонематических представлений (совершенствование навыка звукового анализа слов).

Воспитатель ставит перед каждым ребенком контейнер с фишками для звукового анализа.

Воспитатель. Сегодня мы говорим о русской зиме. Давайте выложим схему слова зима.

Дети выкладывают схемы.

(З) (К) (С) (К)

Воспитатель. Вы выполнили мое задание, составили схему слова зима правильно. Отвечайте на мои вопросы полными предложениями. Сколько звуков в слове зима?

1-й ребенок. В этом слове четыре звука.

Воспитатель. Произнесите их по порядку.

2-й ребенок. [3’], [и], [м], [а].

Воспитатель. Сколько гласных звуков в слове зима? Какие это звуки?

3-й ребенок. В слове зима два гласных звука: [и], [а].

Воспитатель. Сколько согласных звуков в слове зима? Какие это звуки?

4-й ребенок. В слове зима два согласных звука: [з’], [м].

Воспитатель. Расскажите о каждом из этих звуков.

1-й ребенок. Звук [з’] - согласный мягкий звонкий.

2- й ребенок. Звук [м] - согласный твердый звонкий.

Воспитатель. Отлично! Вы справились с очень трудной задачей. Уложите фишки в контейнеры.

10. Окончание занятия. Оценка работы детей. Воспитатель предлагает детям вспомнить, что они делали на занятии, чем им понравилось заниматься, каким было их настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План коммуникативной деятельности для детей подготовительной «Б» группы на тему: «Рассматривание картин И. Грабаря «Вешний поток» и В. Бялыницкого-Бирули «Изумруд весны»»

* Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Весна».  * Совершенствование навыка рассматривания и сравнения картин,  формирование целостного представления об изображенном на ...

Конспект занятия по истории искусств на тему: «Сравнение картин И.И. Шишкина «Зима» и И.Э. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца» ».

Программное содержание. Продолжать развивать у детей интерес к пейзажной живописи, вызывать эмоциональный отклик на красоту зимнего пейзажа. Подводить детей к пониманию художественного образа картины,...

Конспект занятия по искусствоведению в старшей группе. Тема: Рассматривание картины И.Грабаря « Сказка инея и восходящего солнца».

Конспект  занятия  по  искусствоведению   в  старшей  группе.Тема: Рассматривание  картины  И.Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца»....

Рассматривание картины Игоря Грабаря " Февральская лазурь"

Цель: совершенствование навыка рассматривания картины.Предметные задачи1.     Познакомить детей с картиной И.Э.Грабаря « Февральская лазурь»2.     Обобщить пред...

ПО РАССМАТРИВАНИЮ КАРТИН И. ГРАБАРЯ «ЗИМНИЙ ВЕЧЕР», И. ШИШКИНА «ЗИМА»

Образовательные задачи. Обобщить представления о зиме и типичных зимних явлениях в природе. Расширить, уточнить, актуализировать словарь по теме «Зима». Совершенствовать навык рассмат...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАССМАТРИВАНИЮ КАРТИНЫ И. ГРАБАРЯ «МАРТ»

Образовательные задачи. Обобщить представления о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе. Расширить, уточнить, актуализировать словарь по теме «Ранняя весна». Совершенствовать ...

Конспект интегрированного занятия по рассматриванию картин И. Грабаря «Вешний поток» и В. Бялыницкого-Бирули «Изумруд весны» и составление рассказов по картинам

Конспект интегрированного занятия по рассматриванию картин И. Грабаря «Вешний поток» и В. Бялыницкого-Бирули «Изумруд весны»и составление рассказов по картинам...