План коммуникативной деятельности для детей подготовительной «Б» группы на тему: «Рассматривание картин И. Грабаря «Вешний поток» и В. Бялыницкого-Бирули «Изумруд весны»»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Панова Людмила Васильевна

 

* Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Весна».

  * Совершенствование навыка рассматривания и сравнения картин,

  формирование целостного представления об изображенном на картинах.

  *Развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой моторики, выразительности движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_kommunikatsii.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад общеразвивающего вида № 10 с. Таврово

Белгородского района Белгородской области »

План коммуникативной деятельности

для детей подготовительной  «Б» группы

на тему: «Рассматривание картин

 И. Грабаря «Вешний поток» и

В. Бялыницкого-Бирули «Изумруд весны»»

                                                                        Подготовила: Панова Л. В. - воспитатель

                                                                                          подготовительной «Б» группы

                                                           .

                                                                     Белгород

 2013

  Вид деятельности: коммуникация.

  Образовательная область: «Коммуникация».

  Цель.

  * Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Весна».

  * Совершенствование навыка рассматривания и сравнения картин,

  формирование целостного представления об изображенном на картинах.

  *Развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой моторики, выразительности движений.

  Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Познание (познавательно-исследовательская деятельность, расширение кругозора, сенсорное развитие)», «Безопасность», «Здоровье», «Социализация».

  Задачи:

  Образовательная область: «Коммуникация».

  Развитие синтаксической стороны речи (составление предложений с противопоставлением).

Развитие грамматической стороны речи (подбор определений).

Развитие общих речевых навыков.

Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксом единичности).

Развитие фонематических представлений (подбор слов с заданным звуком, определение места звука в слове).

Совершенствование навыков слогового анализа слов.

  Образовательная область: «Чтение художественной литературы».

  Создание настроения для занятия посредством чтения стихов русских поэтов.

 

  Образовательная область: «Познание (познавательно-исследовательская деятельность, расширение кругозора, сенсорное развитие)».

Формирование целостного представления об изображенном на картинах. Обобщение представлений о весне. Развитие слухового восприятия и тактильных ощущений. Развитие обоняния, осязания и вкусовых ощущений.

  Образовательная область: «Безопасность».

Задачи: Напомнить о том, что нельзя пить сырую воду.

  Образовательная область: «Здоровье».

Закреплять у детей координацию речи с движением.

Образовательная область: «Социализация».

Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картинах, инициативности, самостоятельности.

Оборудование.

CD-проигрыватель, CD с записью голосов природы, мольберт, репродукции картин И. Грабаря «Вешний поток», В. Бялыницкого-Бирули «Изумруд весны», «звуковые полоски». И фишки, сосуд с питьевой водой, пластиковые одноразовые стаканчики, горшочек со свежей травой, шелковый платок, мяч.

Предварительная работа.

Наблюдение за изменениями в природе на прогулке, сравнение происходящего в природе ранней весной и в разгар весны. Разучивание стихов русских поэтов. Разучивание подвижной игры «Весна, весна, красная!»

Ход занятия

  1. Организационный момент.

   Создание эмоционального фона занятия. Чтение стихов русских поэтов.

   Дети проходят к мольберту и садятся на стульчики. На мольберте закреплены репродукции картин И. Грабаря и В. Бялыницкого-Бирули.

   Воспитатель. 

Сегодня мы с вами продолжим разговор о весне, рассмотрим картины русских художников, почитаем стихи русских поэтов. Чтобы создать настроение для занятия, давайте прочитаем стихи. Посмотрите на картины, которые стоят перед вами, и послушайте стихи, которые как будто специально написаны к этим картинам.

  Воспитатель и дети  (по желанию) читают стихи:

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный бег,

Бегут и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

                                    Ф. Тютчев

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея, блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют…

                                       А. Пушкин

Воспитатель. 

Вы очень выразительно прочитали стихи, которые иллюстрируют эти картины.

2. Рассматривание и сравнение картин И. Грабаря  «Вешний поток», В. Бялыницкого-Бирули «Изумруд весны».

Развитие синтаксической стороны речи (составление предложений с противопоставлением). Формирование целостного представления об изображенном на картинах.

Воспитатель. 

Давайте рассмотрим картины. Одна из них называется «Вешний поток». Ее написал Игорь Грабарь. Вторая картина называется «Изумруд весны». Ее автор – художник Витольд Бялыницкий-Бируля. Как вы понимаете названия этих картин? Что значит «Вешний поток» и «Изумруд весны»?

 Ребенок.

Вешний поток – это весенний поток, весенний ручей.

Изумруд весны – это зелень весны, первая зеленая травка.

Воспитатель.

Верно. Расскажите, что изобразил художник на первой картине и почему он назвал ее «Вешний поток»?

 Ребенок.

- На первой картине художник нарисовал синий прохладный ручей. Он бежит в лесу. На его берегах еще лежит снег. Снег тает, и в ручье становится все больше воды. На проталинках еще не появилась травка. Около ручья стоят большие деревья. На них еще нет листьев. Их ветки кажутся сухими.

Воспитатель.

 Что нарисовано на второй картине? Почему в ее названии есть слово изумруд?

  Ребенок.

 - На второй картине художник нарисовал дорогу в лесу. Она грязная и сырая. Но вдоль дороги уже появилась первая зеленая травка. Вокруг большой лужи тоже зеленеет травка. В луже отражается синее небо. Вдали мы видим зеленое поле и деревню. На деревьях в лесу почки набухли, и ветки деревьев кажутся розовыми, потому что по ним движется сок.

Воспитатель.

Вы очень хорошо рассказали об изображенном на картинах. А теперь подумайте, на какой из них изображена ранняя весна, а на какой – весна в разгаре.

 Ребенок.

 - на первой картине нарисована ранняя весна, а на второй – весна в разгаре.

Воспитатель.

А теперь давайте сравним картины и расскажем об этом. Я буду начинать предложение, а вы будете заканчивать его. На первой картине на земле еще лежит снег… 

Ребенок.

А на второй картине снега нет.

Воспитатель.

На первой картине художник изобразил полноводный ручей…

Ребенок.

А на второй картине от ручья осталась только глубокая лужа.

Воспитатель.

А теперь попробуйте рассказать о траве и самостоятельно составьте предложение.

Ребенок.

На первой картине еще нет травы, а на второй на них уже появились почки, и ветки кажутся розоватыми.

 Воспитатель.

Сравните небо на картинах и расскажите о нем.

Ребенок.

На первой картине небо ярко-голубое, а на второй – бледно-синее.

Воспитатель.

А теперь скажите, какая из картин вам нравится больше и почему.

Дети рассказывают о своих впечатлениях.

3. Упражнение «Картина оживает».

Развитие слухового восприятия и тактильных ощущений.

Воспитатель.

Давайте представим, что картины оживают, и мы слышим, что происходит там, в лесу, изображенном на картине.

Воспитатель включает запись журчащего ручья. Дети слушают 1 минуту.

Воспитатель.

Что вы услышали?

Дети. Мы слышали, как журчит ручей.

Воспитатель.

К какой картине подходит этот звуковой фон?

Дети.

К первой картине.

Воспитатель.

Правильно.

Воспитатель включает запись птичьего щебета. Она звучит 1 минуту.

Воспитатель.

Что вы услышали теперь?

Дети.

Мы услышали пение птичек в лесу.

Воспитатель.

Подходит этот звуковой фон ко второй картине?

Дети.

Подходит.

4. Упражнение «Узнай звук».

Воспитатель включает запись весеннего ветра. Она звучит 1 минуту.

Воспитатель.

Что вы услышали?

Дети.

Это шум ветра.

Воспитатель.

Правильно. Это шум весеннего ветра. Вы услышали журчание ручья, щебет птиц и шум ветра. Давайте поиграем. Я буду включать эти звуки по очереди, а вы будете отгадывать, что звучит. Сядьте удобно. Расслабьтесь. Закройте глаза. Слушайте.

Воспитатель по очереди  включает записи, а дети отгадывают, что звучит.

5. Упражнение «Расскажи, какая».

Развитие грамматической стороны речи (подбор определений). Развитие обоняния, осязания и вкусовых ощущений.

Воспитатель.

Сегодня на нашем занятии картины действительно оживают. Хотите попробовать воду из весеннего ручейка? Закройте глаза.

Воспитатель берет кувшин.

Воспитатель.

Откройте глаза. Эту воду я зачерпнула из ручейка.

Воспитатель раздает детям стаканчики и наливает в них воду. Дети пьют ее.

Воспитатель.

Расскажите, какая вода в весеннем ручейке.

Дети.

Вода холодная, свежая, вкусная.

Воспитатель собирает стаканчики.

Воспитатель.

Верно. Только запомните, что пить воду можно только из такого волшебного ручья, как на нашей картине. В лесу воду из ручья нужно сначала кипятить. А теперь посмотрите, какая трава у меня в горшочке. Она с картины «Изумруд весны». Расскажите, какая трава.

Дети.

Трава изумрудная, зеленая, мягкая, свежая.

Воспитатель достает шелковый платок.

Воспитатель.

Потрогайте ее и сравните на ощупь с шелковым платком. Какая трава на ощупь?

Дети.

Трава мягкая, шелковая.

Воспитатель убирает горшочек с травой и платок.

6. Подвижное упражнение «Весна, весна красная!».

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

Весна, весна красная!                            Идут по кругу, взявшись за руки.

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,                       Идут в противоположную       сторону.

С великой милостью.

Со льном высоким,                              Останавливаются, поднимаются на

                                                               носки, тянут руки вверх, делают вдох.

С корнем глубоким,                             Опускают руки, приседают, выдох.

С хлебами обильными.                        Разводят руки перед собой.

                               Русская песенка

7. Игра с мячом «Большой - маленький».

Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксом единичности).

 Воспитатель берет в руки мяч.

Воспитатель.

А теперь давайте поиграем в мяч. Я буду называть предмет и бросать вам мяч, а вы будете ловить мяч и называть его ласково и обязательно так, чтобы в слове было сочетание –инк-.

В игре с мячом образуются следующие формы имен существительных: проталина – проталинка; льдина – льдинка; дождь – дождинка; трава – травинка; снег – снежинка; тропа – тропинка; хвоя – хвоинка.

 8. Упражнение «Определи место звука в слове».

Развитие фонематических представлений (подбор слов с заданным звуком, определение места звука в слове).

Воспитатель раздает детям «звуковые полоски» и фишки.

Воспитатель.

А сейчас будет  задание по картине «Изумруд весны». Найдите на ней предметы, в названиях которых есть звук (р).

Дети.

Дорога, забор, трава, роща, крыша, деревья.

Воспитатель.

Определим место звука (р) в этих словах.

Воспитатель произносит слова, дети фишкой показывают, где звук (р) находится в слове: в начале, середине или конце.

9. Упражнение «Подбери слова».

Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Воспитатель.

Последнее задание вы выполните по картине «Вешний поток». Найдите на картине предметы, названия которых делится на два слога.

Дети произносят слова: ру-чей, бе-рег, не-бо, веет-ки, ро-ща, те-ни.

Воспитатель.

Теперь найдите предметы, в названии которых только один слог.

Дети произносят слова: снег, ствол, куст, тень.

Воспитатель.

Найдите предметы, названия которых делятся на три слога.

Дети произносят слова: бе-ре-га, де-ре-вья.

Воспитатель.

Есть ли на картине предметы, в названиях которых четыре слога?

Дети.

 Про-та-ли-ны.

Воспитатель.

Вы отлично справились с последним заданием.

10. Окончание занятия.

Оценка работы детей.

Воспитатель вновь помещает на мольберт обе картины, предлагает детям вспомнить, что им понравилось на занятии, чем они занимались, и оценивает их работу.